ДЕТСКИЕ ОККАЗИОНАЛИЗМЫ. АНАЛИЗ СЛОВАРЯ ДЕТСКИХ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ С. Н. ЦЕЙТЛИН. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДЕТСКИЕ ОККАЗИОНАЛИЗМЫ. АНАЛИЗ СЛОВАРЯ ДЕТСКИХ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ С. Н. ЦЕЙТЛИН.

Солодовник Е.М. 1
1СГУ им. Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Лингвистика детской речи (онтолингвистика) относится к разряду молодых научных дисциплин, объектом которой является речевая деятельность ребёнка, а предметом – процесс освоения детьми их родного языка. Первые труды, посвящённые описанию детской речи, в России появились ещё в 80-е годы XIX века. Проблемами изучения детской речи в разное время занимались Л. С. Выготский, А.Р. Лурия, А. Н. Гвоздев(1999г.), С.Н. Цейтлин(2000г.), К.Ф. Седов, Н.В. Павлова, и многие другие.

В своей работе я также обратилась к этой актуальной проблеме, а источником для исследований послужил «Словарь детских словообразовательных инноваций» С.Н. Цейтлин.

Объектом исследования стали детские окказионализмы

Предмет исследования – словообразовательные модели имен существительных.

Цель работы – анализ способов словообразования детских окказионализмов, их семантическая и грамматическая структура.

Задачи исследования:

  • выявить детские неологизмы имен существительных в указанных источниках

  • выполнить их словообразовательный анализ;

  • произвести классификацию,

  • проанализировать полученные результаты.

Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования: сбор информации (составление картотеки окказионализмов); метод обработки и анализа данных (классификация окказионализмов по словообразовательным моделям).

Окказионализмы (от лат. случайный) – слова, созданные вопреки

нормативным моделям словообразования.

А.Н. Гвоздев писал, что усвоение родного языка ко многим группам языковых явлений проходит со строгой закономерностью и характеризуется у разных детей одними и теми же чертами.

Вызывая улыбки у родителей и близких «детские» слова, являются важным этапом в правильном становлении детской речи, так как родной язык - все его сложности и исключения усваиваются постепенно, а окказионализмы становятся связующим звеном между не сформировавшейся детской речью и правильной, грамотной взрослой. Окказиональные слова могут вызвать интерес не только у лингвистов, но и у методистов по развитию речи, логопедов, учителей - словесников, психологов.

В словаре С.Н. Цейтлин представлены слова всех частей речи русского языка, однако я хочу обратиться к именам существительным, так как именно их в словаре наибольшее количество. Интересно наблюдать за тем, как происходит становление детской речи, с какого возраста начинают появляться слова - окказионализмы, и в каком возрасте их употребление становится неприемлемым. В данном словаре возраст детей составляет от 2 до 10 лет.

Итак, выделяют следующие виды окказионализмов:

1) Аналогические окказионализмы

2) Обратные окказионализмы

3) Этимологические окказионализмы

4) Морфологические окказионализмы

5) Сложные окказионализмы

6) Омонимические окказионализмы

1. Аналогические окказионализмы.

Дети хорошо видят структуру слова, умеют в них (на интуитивном уровне) определять суффиксы и приставки. Об этом говорит большое количество окказионализмов, образованных «по аналогии» с существующими словами. Созданы по обычным моделям с нарушением лексической сочетаемости. Этот вид является самым многочисленным.

В словаре детских словообразовательных инноваций С.Т. Цейтлин нами обнаружено 680 слов, составленных по аналогии.

Например:

Бараник – уменьш. к баран; детеныш барана. Баран + ик; ср.ключ-ключик;

Мечтунья – мечтать + унj(а); ср. болтунья; двухступенчатое словообразование;

Отдарок – ант. к подарок. От + подарок. Замена префикса на антонимичный;

Разводнение – спад воды после наводнения. Раз + наводнение. Замена префикса на антонимичный. Надумать- раздумать;

Человеченок – детеныш человека. Человек (к ч ) + онок/енок; ср.кот- котенок.

Шурш – действие по глаголу шуршать, то же, что шуршание. От шуршать; ср. стучать – стук. Словообразование с помощью нулевого суффикса.

2. Обратные окказионализмы

Еще одним способом словообразования является создание слов в результате обратного словообразования, новое слово оказывается не производным, а его производящим. Таких слов в словаре С.Н. Цейтлин мы насчитали 41.

Например:

Ватруха, добава, игола, соса, косына,коша, моркова. В данных словах происходит опущение суффикса «к», из-за того что, ребенок понимает его в уменьшительном значении, и когда он хочет сказать без приуменьшения, просто опускает суффикс.

Слово «вежа»- антоним к слову невежа. Здесь мы наблюдаем удаление приставки «не», для создания антонима. Также видимка, годяй, гритенок, поседа.

3. Этимологические окказионализмы

При образовании данного вида окказионализмов ребенок опирается на свойства, значение этого слова. Он создает новые слова, стремясь понять и дать логическое объяснение языковым фактам. При этом он перестраивает существующее слово, сохраняя его значение.

Таких существительных в словаре 76, рассмотрим некоторые из них:

Загоральник- костюм для загорания, вместо купальник;

Костринка, вместо искра. Искра, уголек костра;

Кукарекушка – то же, что петух. Кукареку + шк(а);

Сердитка – морщинка на лице, выражающая сердитость. Сердитый + к(а);

Температурник – то, чем измеряют температуру, вместо градусник.

Температура+ ник.

4. Морфологические окказионализмы.Обнаружено 93 слова.

Частодети думают, что суффикс а – показатель женского рода и создают слова мужского рода с нулевым окончанием и, наоборот, к словам мужского рода добавляют окончание а для создания женского.

Джентельменка, докторка, друга, лягух, тараканчиха, баранка, дурака, гусиха, кокет, енота.

5. Сложные окказионализмы

Этотспособ условно можно назвать способом «сложения». Ребенок соединяет части разных слов, получая при этом новые. В словаре таких слов 48, например:

Белтуха – белый + желтуха;

Книгодержка – приспособление для хранении книг, книга + о + держать + к(а)

Трамолейбус – трамвай + о + троллейбус;

Людеец – человек - индеец, люди + индеец;

Шлангосос - шланг + о + насос;

6. Омонимические окказионализмы

Иногдаребенок создает слова, которые по звучанию и написанию схожи со словами, уже имеющимися в русском языке, таких слов в словаре 34.

Вдохновение - действие по глаголу вдохнуть, то же, что вдох.(сделаю вдохновение и выдую шарик);

Водитель – тот, кто ведет экскурсию;

Грабитель – тот, кто сгребает сено, траву;

Кабак – бол. к кабачок;

Кричалка – та, которая кричит;

Писатель – то, чем пишут, отточенная часть карандаша;

Путаница – та, которая все путает.

Итак, в словаре детских словообразовательных инноваций было насчитано 972 неологизма имен существительных.

Часто мы встречаем в речи ребенка не образование новых слов, а видим создание необычных форм слова. Это позволяет нам понять то, что ребенок постепенно усваивает нормы и правила русского языка, а лишь потом начинает овладевать системами исключений.

Анализируя выявленные в словаре С.Н. Цейтлин детские окказионализмы, мы выяснили, что при создании новых слов, дети чаще всего опираются на аналогию, что говорит о видении структуры слов русского языка. Таких слов в словаре 680 (70%). Это самый распространенный способ словообразования.

Часто ребенок создает необычные формы слова, и эти слова относятся к морфологическим окказионализмам. Их в словаре 93(9,5%) .

Очень часто ребенок опирается на свойство и значение слов, так образуются этимологические окказионализмы, их в словаре С.Н. Цейтлин 76 (7,8%).

48 окказионализмов (5%) относятся к сложным. Причем они часто образуются не обычным способом сложения, а сложносокращенным способом.

Нередко такой способ, когда происходит создание нового слова в результате обратного словообразования, новое слово становится при этом не производным, а производящим. Таких слов в словаре 41 (4,2%).

Иногда дети создают слова, которые по своей звуковой форме и написанию случайно схожи с уже имеющимися в русском языке словами. Таких омонимических окказионализмов в словаре 34 (3,5%).

Перспективным в плане дальнейшего изучения представляется анализ словообразовательных структур других частей речи и их сопоставительный анализ.

Литература.

  1. Цейтлин С.Н. Словарь детских словообразовательных инноваций изд. «Златоуст» 2006 год, Санкт- Петербург;

  2. Гвоздев А.Н. Детская речь, хрестоматия, часть 3 изд. «Папирус» 1999 год, Санкт- Петербург.

  3. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи изд. «Владос» 2000 год, Москва.

Просмотров работы: 6430