ОСОБЕННОСТИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Акулова А.С. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе для большинства уровней и ступеней образования, в том числе и дошкольного, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС). С 17 октября 2013 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования, реализация которого начинается с 1 января 2014г.

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения. Одной из задач стандарта является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности [3, с.1].

Нужно не только воспитывать ребёнка и давать какие-либо знания, а побуждать его получать эти знания самостоятельно. Для этого нужно организовать ребёнка, предоставить необходимый материал и создавать определённую среду для его деятельности. В результате чего у ребёнка правильно развиваются все пять образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое и художественно-эстетическое развитие).

Рассмотрим отдельно эти области.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни [3].

В средней группе Муниципального бюджетного дошкольного образования «Детский сад присмотра и оздоровления №13 «Солнышко» г. Губкина мы ежегодно проводим обследование детей по всем областям развития. В этом году мы решили сравнить результаты обследования, проведённого 4 года назад. В группе - 15 детей с возрастной категорией от 4 до 5 лет.

В 2011 году по результатам обследования было выявлено: по социально-коммуникативному развитию – 2 ребёнка с высоким уровнем (13,3%), 8 детей - со средним уровнем (53,3%) и 5 детей – с низкий (33,3%); по речевому развитию – 1 ребёнок с высоким уровнем (6,7%), 6 детей – со средним уровнем (40%) и 8 детей с низким (53,3%); по познавательному развитию – 2 ребёнка с высоким уровнем (13,3%), 9 детей – со средним уровнем (60%) и 4 ребёнка - с низким уровнем (26,7%); по художественно-эстетическому развитию – 3 ребёнка с высоким уровнем (20%), у 9 детей - средний уровень (60%) и у 3 детей - низкий уровень (20%); по физическому развитию – 5 детей с высоким уровнем (33,3%), у 8 - средний уровень (53,3%) и у 2 детей - низкий уровень (13,3%).

В 2015 году по результатам обследования было выявлено: по социально-коммуникативному развитию – 4 ребёнка с высоким уровнем (26,7%), 9 детей - средний уровень (60%) и 2 - с низким уровнем (13,3%); по речевому развитию – 3 ребёнка с высоким уровнем (20%), 8 детей - средний уровень (53,3%) и у 4 детей - низкий (26,7%); по познавательному развитию – 3 ребёнка с высоким уровнем (20%), у 10 детей - средний уровень (66,7%) и 2 детей - низкий уровень (13,3%); по художественно-эстетическому развитию – 5 детей с высоким уровнем (33,3%), у 8 детей - средний уровень (53,3%) и 2 детей - низкий уровень (13,3%); по физическому развитию – 7 детей с высоким уровнем (46,7%), у 7детей - средний уровень (46,7%) и у 1 ребенка - низкий уровень (6,7%).

При сравнении результатов мы увидели, что уровень развития детей стал выше. Что же повлияло на такой результат? После появления ФГТ было оказано большое влияние на материально-техническую базу детских садов, а также на саморазвитие педагогов. С появлением стандарта педагоги стали ещё больше самореализовываться. Следовательно, изменились условия (психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые и др.), а также развивающая предметно-пространственная среда для развития, обучения и воспитания детей. Это и является ещё одной задачей стандарта, связанной с созданием благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Реализация принципа индивидуализации и дифференциации в образовании, педагогической поддержки ребёнка способствовали успешности ребенка в овладении программным материалом. А также полноценно организованная развивающая среда, которая строилась с учетом реализации образовательных областей в двух основных составляющих организации образовательного процесса: совместная деятельность взрослого и детей, свободная деятельность самих детей, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками.

Таким образом, ФГОС необходим для обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе.

Во время реализации стандарта в дошкольном образовании возникают проблемы. С одной стороны стандарт определяет высокую степень свободы педагогов, родителей в выборе содержания, технологий образовательного процесса, а также приоритет индивидуальных возможностей и интересов ребёнка перед содержанием программы. В комментариях к стандарту рекомендуется формировать содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся ситуации.

С другой стороны, надо осознать степень ответственности педагога за благополучие каждого ребёнка в условиях переполнённости группы, отсутствия в ряде дошкольных организаций психологов и других специалистов. В таких условиях целесообразно проектировать и создавать благоприятные ситуации обогащения развития и полноценного проживания детства, а не ждать, когда они появятся «по ходу образовательной деятельности»[1, с.9].

Успешная реализация первого стандарта дошкольного образования, по мнению Л.Н. Волошиной, во многом определяется разными факторами:

  • создание педагогических условий для освоения ребёнком позиции субъекта игровой, двигательной, познавательной, художественной и других видов деятельности, когда личность ребёнка не подавляется, и ему не пытаются навязать то, что не отвечает его возможностям и интересам;

  • формирование особого пространства детско-взрослого взаимодействия и взаимоотношений, взаимопонимания, ориентированного на индивидуальные особенности, интересы, потребности растущего человека, - пространства, которое интегрирует все виды детской деятельности и в котором ребёнок является полноправным и активным их участником;

  • готовность педагогов дошкольных организаций к реализации педагогических условий формирования индивидуальности, личностного становления ребёнка в широком понимании процесса социализации-индивидуализации. Индивидуализация образовательных маршрутов требует особых как кадровых условий, так и условий организации предметно-развивающей и образовательной среды [1, с.10].

Следовательно, внедрение ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей, реализацию права ребенка на доступное и качественное образование в нашей стране.

литература

  1. Волошина Л. Нивелирование рисков внедрения стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2014. №11. С.4-10.

  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

  3. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. N 1155). Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/

Просмотров работы: 4716