НТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Стародубцева К.К., Скурихина Н.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье описывается технологии обеспечения здоровья студентов в Российской Федерации, выделяются концепции здоровьесберегающих технологий, а так же их основные принципы.

Здоровьесберегающее обучение - это составная часть гуманного типа образования, являющегося олицетворением современного подхода к обучению в новом тысячелетии. Принципиальными особенностями этого типа обучения являются: ориентация на благополучие человека, удовлетворение его разноуровневых потребностей и интересов, развитие в нем таких личностных и социально значимых качеств, которые позволили бы ему быть здоровым и успешным.

Период обучения в вузе наиболее благоприятен для оздоровления, так как система образования является одним из эффективных каналов воздействия, позволяющего наряду с основной образовательной задачей аккумулировать усилия по формированию у молодых людей системы ценностей, определяющих здоровье.

Качество современной образовательной среды во многом определяется наличием внедренных в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Стремление внедрять и поддерживать на высоком уровне здоровьесберегающие технологии обучения является залогом высокой конкурентоспособности вуза и его успешной деятельности на рынке образовательных услуг. Обеспечение, сохранение, укрепление и улучшение здоровья студента становится важным компонентом современного вузовского образования - отражением общественного заказа на подготовку не только грамотного специалиста, но и человека, способного эффективно противостоять стрессам, природно-климатическим, эргономическим, социокультурным и другим факторам, влияющим на работоспособность и общее самочувствие человека.

Таким образом, оздоровительные системы и технологии в настоящее время становятся полноправной составляющей учебного процесса.

Анализ современных оздоровительных систем высших учебных заведений показал, что их основой (при всей глубине структурной модернизации и полноте оснащенности медицинской техникой), как правило, остаются технологии выявления уже заболевших студентов, что является неоправданным в условиях рыночной экономики, поскольку профилактика заведомо дешевле лечения. При всем прочем, эти системы являются убыточными еще и за счет очень большого потребления человеческого и финансового ресурсов, затрачиваемых на учет и отчетность по заболеваемости обучающихся перед вышестоящими организациями.

Актуальность выбранной темы заключается в необходимости создания принципиально новых систем, носящих непрерывный циклический характер и основанные на ранней донозологической диагностике состояния студента, а также позволяющие не только обеспечивать, но и укреплять и улучшать здоровье каждого студента в процессе всего периода обучения.

Здоровьесберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного учителя и коллектива учебного заведения в целом. Она обеспечит понимание необходимости технологического подхода к образованию как реально гуманно-нравственной деятельности.

Методологическую основу концепции составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности, теории и практики, сущности и явления, формы и содержания, о природе деятельности.[5]

Методологическими ориентирами выступают системный, культурологический и личностно-деятельностный подходы. Теоретическим фундаментом являются теории личности, деятельности и общения; теории и технологии обучения и воспитания; теории физической культуры и здорового образа жизни личности, технологии их формирования; теории управления. Общие принципы определяют следующее содержание:

1.интеграция всех сил, органическое единство всех структурных подразделений учебного заведения с целью обучения и воспитания учащихся в условиях, обеспечивающих им физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье;

2.гуманизация, усиление внимания к личности каждого учащегося как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями;

3.дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого учащегося;

4.демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества обучения учащихся и учителей, заинтересованное взаимодействие администрации и общественности в становлении и функционировании здоровьесберегающих образовательных технологий;

5.научности, обеспечивающего научную организацию учебно-трудовой деятельности субъектов образовательного процесса; внедрение современных педагогических технологий здравостроения и сбережения здоровья учащихся;

6.антропологичности, целостности человека, его психосоматического, социокультурного, духовного и физического единства; взаимосвязи и взаимовлияния социальной среды и личности в направлении развиваю щей культурно-созидательной деятельности.

Системный анализ содержания образования, образовательного процесса и сущностных характеристик педагогических технологий позволил выделить и сформулировать ряд важных технологических принципов, которые учитывались при разработке здоровьесберегающей системы образования.

1. Принцип единства связи элементов системы здоровьесберегающей технологии. Основные составляющие ее элементы (информационная, инструментальная и кадровая) взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения двух других.

2. Принцип диагностичности целеполагания.

3. Принцип функциональной полноты и функциональной взаимосвязи содержания здоровьесберегающей технологии.

4. Принцип открытости функциональных и методических действий. Все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования и воспитания, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для учащихся и учителей, является осознанной их деятельностью.

5. Принцип объективной оценки конечного результата. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и допущенных ошибок.

6. Принцип преемственности и завершенности. Данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования.

7. Принцип вариативности средств, методов и организационных форм внедрения здоровъесберегающих технологий в образовании. Широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных форм и видов здоровьесберегающих технологий обеспечивает полноценность образовательной системы, предоставляет свободу творчества, инициативы и деятельности, но в условиях концепции принципов и слагаемых, составляющих и обеспечивающих ее.

8. Принцип оптимизации. Данный принцип требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затрат времени, усилий, степени трудности, научности, создания оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических); умелого стимулирования и регулирования действий; оперативного контроля и коррекции деятельности.

Традиционная структура здоровьесберегающих систем вузов в дорыночный период включала, как правило:

-    студенческую поликлинику;

-    профилактические и/или санаторно-курортные подразделения;

-    туристические базы, стадионы и спортивные комплексы.

Такие системы носили нецикличный диагностико-клинический характер, поскольку основным критерием назначения мероприятий являлись результаты медицинских осмотров и диспансеризаций, позволяющие выявить граничные величины ряда показателей, выход за пределы которых связывается с возникновением заболевания студента. Студент должен был либо попасть в группу риска в результате медосмотров, либо обратиться к врачу с конкретными жалобами на здоровье прежде, чем будет проводиться диагностика, коррекция, мониторинг состояния, а также назначение профилактических, санаторно-курортных и спортивно-оздоровительных мероприятий.

В поле зрения вузовских систем, разработанных только на основе медицинских осмотров и диспансеризаций, находится состояние здоровья очень ограниченного числа студентов. Именно на больных студентах, составляющих от 20 до 36%, сосредотачиваются все усилия медперсонала студенческих поликлиник, реабилитационных центров, профилакториев, а также имеющегося в структуре вуза персонала туристических баз и санаторно-курортных учреждений. Основная же их часть (64-80%) студентов практически остается без внимания до появления явных медицинских диагностических критериев. Последнее означает, что большинство оздоровительных систем в современных высших учебных заведениях практически исключают диагностику студентов, отнесенных по традиционным критериям к категории здоровых, - донозологическую диагностику напряженностей в функциональных системах студентов, возникающих в процессе обучения.[4]

  В настоящее время существенно расширяется арсенал как диагностических, так и коррекционных средств. Среди описанных в литературе средств, можно выделить, по меньшей мере, три основных направления: 

- традиционной медицины и соответствующих методов измерения функциональных резервов организма;  

- восточной медицины и соответствующих методов измерения состояния биологически активных точек и\или методов пульсовой диагностики;

- нетрадиционной медицины.

Главным плюсом средств, основанных на традиционных подходах, является то, что для измерений отдельных показателей функционирования организма в них используются достаточно технологичные методы, обеспечивающие приемлемую достоверность измерений. Минусом этих средств является в ряде случаев недостаточно глубокая физиологическая интерпретация измеренных параметров, недостаточная обоснованность перехода от множества частных параметров к характеристике состояния организма в целом. Однако этот минус уменьшается по мере развития соответствующих знаний и методов.

При сравнительном анализе отдельных средств первого типа необходимо учитывать их концептуальную целостность и полноту, доказательность, сбалансированность по функционально-стоимостным параметрам для применения в конкретной нише.

Средства второго подхода в соответствии с концепцией восточной медицины ориентированы на диагностику состояния организма в целом, без разделения на уровни донозологической и детальной нозологической диагностики. Восточная медицина не вмешивается в работу организма на основании имеющихся ограниченных знаний о механизмах его функционирования, а обнаруживает отклонения состояния организма от здорового (по энергетике, чувствительности, разбалансированности регулирования) и создает организму благоприятные условия для саморегуляции и самовосстановления здорового состояния. Главный плюс - в органичном сочетании системной диагностики и помощи организму в его самонастройке. В качестве второго плюса обычно указывают на простоту и информативность обследования. Однако упомянутая информативность в ручном исполнении обеспечивается искусством врача, которое чрезвычайно проблематично превратить в технологию и тиражировать. Существенным недостатком для использования этих средств в отечественной практике является непривычность восточной терминологии и мировоззрения для врача и пациента.[6]

В последние годы и в западной, и в отечественной науке сложилась достаточно стройная концепция здоровья, учитывающая и восточный, и собственный опыт. Она опирается на представление организма в виде открытой сложной самоорганизующейся системы, стремящейся сохранить здоровое состояние в процессе взаимодействия целого организма с внешней средой и гармоничного взаимодействия всех подсистем внутри организма. В рамках этой концепции существенными являются понятия функциональных резервов здоровья, степени напряженности регулирования, гармоничность взаимодействия подсистем, энергообеспечения организма, адаптации. В целом эта концепция претендует на теорию управления индивидуальным здоровьем и в этом смысле сближается с концепцией восточной медицины.

Чаще всего комплексная система здоровьесберегающего обучения включает:

1) «входной» мониторинг здоровья;

2) текущую оценку здоровья;

3) профилактику заболеваний;

4)помощь при нарушениях здоровья (реабилитационно-восстановительные программы);

5) итоговый мониторинг здоровья;

6) послевузовскую оценку здоровья выпускников.

Основой для осуществления мероприятий здоровьесберегающего обучения являются соответствующие структурные подразделения вузов:

- учебно-научно-практические центры (институты) валеологии, включающие в свой состав службу функциональной диагностики, коррекции, профилактики и социально-психологическую службу;

- межвузовские и внутривузовские поликлиники, медицинские пункты и другие лечебные учреждения вузов;

- базы отдыха, санатории и профилактории вузов, спортивно-оздоровительные объекты;

-   кафедры валеологии, психологии, физической культуры;

-   научно-исследовательские институты в составе вузов;

-   отдел охраны труда и техники безопасности;

- профсоюзные комитеты преподавателей и сотрудников вуза, общественные студенческие организации.

Здоровьесберегающие технологии должны планироваться и осуществляться с учетом факторов риска как для популяции в целом, так и для отдельного гражданина (студента). Использование в воспитательном процессе положительных примеров по реализации конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду позволит изменить недостаточное внимание к профилактическим мероприятиям, повысить индивидуальную ответственность за здоровье.

Список использованный источников

1.     Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения. - Школа здоровья.- 2000.- № 2.

2.     Бирюков С.В. Модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях страны /С. В. Бирюков// Материалы 4-й Всероссийской научно- практической конференции, г. Воскресенск, 7-8 декабря 2006 г.- М., 2007.- с.24-29.

3.     Давиденко Д. Основы здорового образа жизни / Д. Давиденко, В. Петленко // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2003.- № 4.

4.     Добротворская С.Г. Педагогическая ориентация учащейся молодежи на здоровый образ жизни  - Казань: Центр инновационных технологий, 2002.

5.     Гордеева А.В. Здоровье и образование, или образование здоровья / А.В. Гордеева // Школа. - 2002.- № 2.

6.     Манжелей, И.В. Педагогические модели физического воспитания.- М .: Теория и практика физической культуры, 2005.-185 с.

7.     Оплетин, А.А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности// Теория и практика физической культуры.-2009.-№5.-с.25-30.

8.     Стрельцов, В.А. Физическая культура в контексте личностного развития студентов// Теория и практика физической культуры.-2003.-№5.-с.16-19.

Просмотров работы: 1093