ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям, мы узнали, что такое здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе и какова их главная цель, и как правильно заниматься со специальной медицинской группой.

Здоровье человека - это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к факторам окружающей среды. 

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие "технология". Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным - педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.  (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук)

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Также неотъемлемой частью здоровьесберегающих технологий являются занятия со специальной медицинской группой.

Специальная медицинская группа. В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.

Перед тем как проводить занятия в специальной медицинской группе (СМГ), педагог должен ознакомиться с причиной и механизмами развития и течения заболевания у каждого ребенка. Это позволит ему конкретизировать задачи лечебной физкультуры.

Для решения каждой из таких задач преподаватель подбирает соответствующие средства, при этом важно учитывать имеющиеся у детей противопоказания.

Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК). Учащихся специальной медицинской группы разделяют на подгруппы А и В.

Подгруппа А - школьники имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.

Подгруппа В - школьники имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем.

Нагрузки

В основе реабилитации школьника лежит постепенное повышение возможностей организма. Здесь важно придерживаться следующих принципов:

1.Итогом занятия должно быть наступление утомления, что достигается за счет определенного объема и интенсивности нагрузок. (Это не значит, что утомление будет на всех уроках: периодически, например, раз в две недели, они могут носить разгрузочный характер.) Накопление функциональных резервов является следствием именно утомления за счет так называемого эффекта суперкомпенсации.

2.Постепенное повышение нагрузок. Когда резервы оказываются более высокими, то для достижения утомления требуется более значительная нагрузка. Но при этом важно помнить о самочувствии, и если ребенок испытывает недомогание или даже дискомфорт, то увеличивать нагрузку нельзя, а иногда ее даже следует снизить.

При повышении нагрузки нужно отдавать приоритет ее длительности, и лишь затем идет интенсивность. Это особенно важно для ослабленных детей, у которых медленно протекают восстановительные процессы.

3.Между нагрузками должен быть оптимальный интервал: при его укорочении повторная нагрузка совпадает с неполным восстановлением, что чревато перенапряжением; а при слишком большом интервале новая нагрузка попадает на период возвращения организма к исходному состоянию, что исключает повышение его возможностей. Чем объемнее предыдущая нагрузка и чем большее утомление она вызывает, тем дольше должен быть и перерыв между нагрузками. Длина данного интервала связана и с особенностями организма школьника.

Отражает общую закономерность зависимости длительности такого перерыва от продолжительности и интенсивности предыдущей нагрузки.

В перерывах между нагрузками можно использовать более короткие и легкие упражнения (дыхательные, на расслабление, массаж и др.).

На вводном этапе, когда продолжительность и интенсивность упражнений невелики, их следует выполнять многократно в течение дня.

В основной период, когда продолжительность занятий возрастает до 20-30 мин., рекомендуется выполнять упражнения 2-3 раза в течение дня. На этих стадиях в каждом очередном недельном цикле нагрузка должна увеличиваться.

На заключительном этапе, когда длительность каждого занятия достигает 40-60 и более минут, а интенсивность упражнений может возрастать до 70-80%, периодичность занятий может достигать 3-5 в неделю.

Группы здоровья.

Выделяют следующие группы здоровья: Группа I - здоровые, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим развитием, редко болеют. Группа II - здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронических заболеваний, но имеющие отклонения в физическом развитии. Группа III - больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность.Группа IV - больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной трудоспособностью. Группа V - больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией дети не посещают школу, они находятся в специальных лечебных учреждениях.  

Для первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких-либо ограничений в соответствии с программами.

Дети второй группы здоровья нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей как группа риска. С ними необходимо проводить закаливание, занятия физкультурой, диетотерапию, соблюдать рациональный режим дня.

Дети третьей, четвертой и пятой групп здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей. Их двигательный режим ограничен, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна.

Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.

Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.

 

 

 

 

 

Просмотров работы: 924