ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ СПАСТИКО-АТАКТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ СПАСТИКО-АТАКТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

Галактионова В.М. 1, Певозчикова Е.В. 1
1Шуйский филиал "Ивановский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы в детском возрасте во всех странах мира. Это заболевание тяжело инвалидизирует ребенка, не только поражая двигательную систему, но и вызывает нарушения речи и интеллекта. Причинами этого могут являться как эндогенные, так и экзогенные факторы. Среди наиболее распространенных причин заболевания ДЦП можно выделить аномалии внутриутробного развития и травмы при родах. Рост числа заболеваний детским церебральным параличом у детей свидетельствует о том, что проблема детской инвалидности актуальна и требует более пристального внимания [5].

Спастико-атактическая форма ДЦП – смешанная форма ДЦП. Проблемам изучения, обучения, воспитания, лечения и физической реабилитации больных ДЦП разных форм, в том числе спастико-атактической формы, посвящены многочисленные работы клиницистов, педагогов, психологов (Л.О. Бадалян, М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, К.А. Семенова и др). Анализ этих работ показал, что все авторы указывают на важную роль развития двигательных навыков в системе реабилитации этих детей особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Реабилитация ДЦП спастико-атактической формы направлено на устранение двигательных нарушений, речевых дефектов и коррекцию психического развития ребенка.

Двигательные расстройства такого ребенка подвергаются коррекции за счет постановки правильного мышечного стереотипа, закрепления позы и т.д. Помимо методик, направленных на развитие двигательных навыков и ускорение психического и умственного развития, в лечении и реабилитации обязательно применяется терапия основного заболевания, которое и привело к ДЦП [4].

На сегодняшний день не существует универсальных методов лечения и реабилитации ДЦП различных форм, в том числе и спастико-атактической формы. Однако хорошие результаты дают следующие методы:

- массаж применяется с целью понижения тонуса мышц, улучшения кровообращения;

- лечебная физическая культура (ЛФК) является составляющей комплексной терапии, применяющей физические упражнения в качестве средства сохранения организма пациента в функционирующем состоянии, оказания воздействия на его внутренние резервы и иммунитет. Лечебная физическая культура включает в себя физические упражнения, процедуры закаливания, процессы легкого труда [7]. Формирование движений должно производиться в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем руки – туловище, руки – туловище – ноги и совместные двигательные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. При наличии сопутствующих деформаций ОДА (контрактуры, укорочения конечностей, сколиозы, остеохондрозы), соматических заболеваний спектр задач расширяется с учетом имеющейся патологии.

- медицинские препараты призваны нормализовать мышечный тонус [1];

- акватерапия успешно применяется в процессе физической реабилитации детей с диагнозом ДЦП спастико-атактической формы. Вода обладает отличными релаксирующими свойствами. В то же время «общение» с водой придет сил и жизненной энергии, поднимает тонус мышц. Отлично справляется вода и со стрессами и депрессиями. Психотерапевтическое и физическое направление акватерапии должны непременно сочетаться во время физической реабилитации детей с диагнозом ДЦП спастико-атактической формы.

- гидрокинезотерапия включает в себя такие действия, как плавание, гимнастические упражнения в воде, массаж под водой и т.д. [3].

Сильный эффект при акватерапии и гидрокинезотерапии достигается за счет того, что вода по-своему воздействует на организм человека. Это в первую очередь два типа влияния – температурное и механическое. Именно эти воздействия помогают придать тонус мышцам, укрепить общее состояние мускулатуры, а также улучшают состояние иммунной системы. Совместно с вышеперечисленными методиками можно применять санаторное лечение [4].

Для проведения занятий лечебной физической культурой нами была разработана методика занятий для ребенка, имеющего диагноз ДЦП спастико-атактической формы, которая реализовывалась на базе ШФ ИвГУ, в период с сентября 2014 по декабрь 2014 года включительно. На основе анализа специальной литературы, интернет-источников, опыта организации занятий в спортивно-оздоровительном клубе инвалидов «Пингвин», нами был разработан комплекс упражнений ЛФК, направленный на развитие мелкой моторики, координации движений, внимания, развития хватательной функции руки, а также дифференцированных движений пальцев рук. Для его разработки мы обратились к работам В.П. Дудьева [2], Е.М. Мастюковой и М.В. Ипполитовой [6], В.В. Цвынтарного [8], также использовались интернет-источники, и методические рекомендации руководителя спортивно-оздоровительного клуба инвалидов «Пингвин» А.С. Махова, а также тренера спортивно-оздоровительного клуба «Пингвин» по голболу А.В. Корнева.

В подготовительной части выполнялись круговые движения в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Затем мы приступали непосредственно к специальным упражнениям для развития мелкой моторики, которые развивают подвижность пальцев, способствуют выполнению дифференцированных движений, а также развитию точности движений пальцев и координации. После пальчиковой гимнастики мы приступали к упражнениям с мячами для бочче. Данные упражнения помогают ребенку почувствовать мяч в руках, формируют акцентированный захват мяча кистью руки и являются подводящими к основным упражнениям. Основная часть наших занятий проходила в виде игр, направленных на овладение самыми простыми навыками владения баскетбольным и гандбольным мячом ( это ловля, передача, набивание мяча) и на точность выполнения бросков. Заключительная часть занятия включала в себя ходьбу и упражнения на восстановление дыхания.

Работа с ребенком строилась с учетом его индивидуальных особенностей. Исходя из собственных наблюдений, был сделан вывод о том, что мальчик достаточно усидчивый, но внимание очень рассеяно. Когда упражнение сложное и требует концентрации, заставить его сделать правильно сложно. Он сильно отвлекается на людей, присутствующих в зале, на яркие стенды с фотографиями. Поэтому для того, чтобы наши занятия были максимально эффективными, мы занимались в то время, когда в спортивном зале практически никого не было. Это позволяло ребенку меньше отвлекаться на посторонних людей.

Время проведения занятий зависело от самочувствия и настроения ребенка. Бывали случаи, когда мы занимались по 1,5 часа и ребенок не ощущал ни физической ни эмоциональной усталости. А бывали и такие, когда у ребенка просто не было настроения, и занятия ограничивались одним часом и даже менее. По такому же принципу выбиралось и время выполнения каждого упражнения. На чем-то делался акцент больше, на чем-то меньше. Исходя из проделанной нами работы, остановимся на рекомендациях при работе с детьми, имеющими диагноз ДЦП спастико-атактической формы.

Подбирая упражнения, необходимо ориентироваться на функциональные возможности ребенка. Упражнения должны быть направлены на развитие мелкой моторики, координации, точности, подвижности, а также внимания и усидчивости. Подбирая нагрузку для детей с ДЦП, необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности каждого ребенка. Мы учитывали функциональное и психоэмоцинальное состояние занимающегося. Иногда для лучшего эффекта сокращали объем проделываемой работы, иногда наоборот добивались максимальных результатов. Для того, чтобы точнее определить состояние ребенка, необходимо советоваться с родителями.

В плане общения важно дать понять ребенку, что с ним работает специалист, взрослый человек, учитель. Нужно стараться не преступать грань дружеского общения и общения ребенка с педагогом. Когда ребенок почувствует, что педагог больше друг, чем наставник, его поведение будет значительно хуже. Также нельзя допускать чтобы ребенок сам старался управлять педагогическим процессом. Но и излишне строгое поведение тоже будет не уместно, поскольку грубый тон или не правильно подобранное слово может очень обидеть ребенка. Поэтому важно было найти ту середину, когда ребенок будет не только расположен к педагогу с точки зрения доверия и дружеских отношений, но и выполнял все его требования.

Большой положительный эффект будет от присутствия родителей на занятиях, так как для детей очень важно мнение родителей, тренера и педагогов, которые с ними занимаются. Также необходимо отметить важную роль общения с родителями занимающегося. Необходимо интересоваться его состоянием, давать рекомендации по работе с ребенком дома.

Список литературы

1. Дубровский В.И. Реабилитация инвалидов-спортсменов. – В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – с. 411-417.

2. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник / Дудьев В. П. – М. : Владос, 2008. – 368 с.

3. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом (методические рекомендации). - СПб.: Питер, 2005. - 285 с.

4. Кулеш, Н. С. Современный подход к восстановительному лечению детского церебрального паралича // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 1. - С. 6-11.

5. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.

6. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда / Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. М.: Просвещение, 1985.

7. Солодова, Е.Л.Современные технологии реабилитации дошкольников с ДЦП. / Солодова Е.Л. // Материалы юбилейной 5 международной научно-практической конференции «Восстановительная медицина и эрготерапия в северо-западном регионе». СПб, 28-29 ноября 2006. - C. 91-93.

8. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.

Просмотров работы: 1874