Актуальность данных технологий обусловлена возможностью применения как пассивной, так и активной форм профориентационной работы, реализуемой не только профессорско-преподавательским составом вуза, но и студентами, школьниками, выпускниками вуза. Решение проблем объединения студентов и школьников образовательных учреждений в рамках одного профессионального сообщества, содействия их трудоустройству, карьерному росту, укрепления корпоративной солидарности является важной и неотъемлемой частью современного образования.
Одним из подходов к решению стала подготовленная Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020», которая определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития петербургской Школы, задает основные направления развития, способы и механизмы изменений. Сетевая программа «сКАЧок» соответствует основным положениям Стратегии и направлена на развитие межшкольного сетевого образовательного пространства.
«сКАЧок» - это сетевая программа, включающая комплекс мероприятий, направленных на реализацию социального партнерства в профессиональной ориентации школьников и студентов. Каждая буква слова «сКАЧок» обозначает следующее значение:
Таким образом, содержательный подход будет заключаться:
Разработка форм, механизмов социального взаимодействия и сетевого партнерства в процессе профессиональной ориентации молодежи
Разработка принципов механизмов профессиональной ориентации молодежи в рамках интегрированной научно-образовательной, воспитательной и инновационной деятельности молодежи;
Организация научных исследований, направленных на восприятие школьниками будущей профессии, оценку качества образования
Формирование общекультурных компетенций и общепрофессиональных компетенций молодежи как фундамент развития будущей профессиональной компетентности;
Организационный подход к решению является:
Разработка и реализация дополнительных образовательных программ по профориентационной работе и управлению качеством образования
Проведение научных исследований для разработки стратегических программ развития профориентационной работы
Интеграция ресурсов, обмен опытом, взаимодействие специалистов образовательных учреждений
Предоставление услуг (консультативных, информационных, технических)
Совместный аудит качества образования, качества профориентационной деятельности
Финансовый подход:
Проведение сетевой Программы «сКАЧок» на договорной основе с образовательными учреждениями
Коммерциализация программ дополнительного образования
В результате реализации проекта должны быть разработаны методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений по формированию сетевого взаимодействия и социального партнерства в процессе профориентации старших школьников, разработана программа дополнительного образования для руководителей образовательных учреждений;
Разработанная сетевая Программа должна соответствовать Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", учитывать методические рекомендации Министерства
образования и науки РФ «Об организации профильного обучения на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия образовательных учреждений» (Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-412).
В рамках реализации проекта должно быть предусмотрено привлечение школьников, студентов, преподавателей образовательного учреждения, потенциальных работодателей;
Разрабатываемая сетевая Программа и программы дополнительного образования должны быть ориентированы на последующую коммерциализацию для образовательных учреждений и их руководителей.
1 В соответствии с проектной частью государственного задания в сфере научной деятельности № 27.1835.2014/K «Модели и технологии государственного, общественного и профессионального партнерства в процедурах оценки качества педагогического образования»