Проект направлен на реализацию следующей задачи программы развития РГПУ им. А.И. Герцена на 2011 - 2015 г.г. «Активизация включения студентов в общественную жизнь университета».
Пояснительная записка о состоянии и перспективах развития данного направления воспитательной деятельности:
Постановка проблемы
В соответствии с законодательной базой студенты России должны быть вовлечены во внутривузовские процессы как часть гарантии качества деятельности вузов и образовательных программ, а также в процедуры гарантии качества. Так, Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» от августа 1996 года № 15-ФЗ (ст. 16) говорит о непосредственном привлечении студентов в управление вузами.
Эта же тенденция прослеживается и в вузах стран Европы. Например, в Берлинском коммюнике (2003) подчеркивается: «Студенты являются полноправными партнерами в управлении высшим образованием. Министры отмечают, что национальные меры на законодательном уровне для обеспечения участия студентов в оценочных процессах уже действуют практически на всей территории Европейской зоны высшего образования. Они также призывают вузы и студенческие организации к поиску путей привлечения студентов к управлению высшим образованием».
Согласно этому подходу, роль преподавателя рассматривается как роль создателя условий, наставника, посредника, а студент должен выполнять функции исследователя и организатора учебного процесса. Для чего необходимо обеспечить правильные установки, которые шаг за шагом поощряют и вовлекают студентов, а также обеспечивают возможность выполнять эти функции, развивать чувство сопричастности.
Используя существующую законодательную базу, высшее образование получило разнообразие форм студенческого участия в процессах гарантии качества образования – неисчерпаемый ресурс, привлекая который, можно использовать опыт и делиться лучшими практиками и, таким образом, помогать всем стейкхолдерам (заинтересованным лицам) учиться и развиваться.
С практической точки зрения, участие студентов может значительно преобразовать образовательный процесс, так как способствует появлению новых критериев качества, адаптированных к целям, получению новых возможностей: включая, например, способность студентов к самостоятельному обучению. Для достижения этой цели необходимо совершенствовать процесс подготовки и обучения всех заинтересованных сторон.
Однако чтобы использовать в полной мере опыт европейских стран по привлечению студентов к процедурам оценки и гарантии качества, необходимы определенные усилия и ресурсы.
Цели:
Создание условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и повышения уровня профессиональной подготовки студентов;
воспитание у студентов ответственности за обучение;
активизация участия во внеучебных мероприятиях;
укрепление в правильности выбранного маршрута обучения, осознание важности формирования личностных и профессиональных компетенций;
постоянное совершенствование управления факультетом и обеспечение защиты интересов потребителей образовательных услуг через вовлечение студентов к формированию как внутренней, так и внешней систем гарантии качества;
содействие руководству факультета в обеспечении качества образования и выполнении функций по надзору.
Задачи
включение студентов как потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственно-общественного управления;
формирование культуры оценки качества образования на уровне факультетов, кафедр через обучение преподавателей и студентов измерительным и оценочным процедурам;
создание системы поддержки сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях студентов;
создание системы мониторинговых исследований качества образования;
Основной замысел
Участие в проекте предполагает выполнение студенческими сообществами следующих функций в процедурах оценки качества образования:
самообследование учебной и внеучебной деятельности и составление письменных представлений по результатам;
формирование у студентов полной ответственности за планирование своей образовательной деятельности, партнерство с преподавателями и участие в обеспечении гарантии качества образования;
участие в качестве докладчиков, делегатов на мероприятиях и т.п.
Основные концептуальныеидеи, положенные в основу её решения
В настоящее время страны Европы накопили значительный опыт в сфере привлечения студентов к процедурам гарантии качества в различных областях образовательной деятельности.
Проводятся семинары ENQA, которые являются местом встречи, где участники могут поделиться опытом, обсудить разные проблемы, осуществить поиск подходов к их решению, организовать взаимный обмен идеями, который помогает найти ответы на самые сложные вопросы. Однако в силу культурных и исторических различий не всегда модель, действующая в одной стране, подходит для другой.
В России сотрудничество вуза со студентами можно проследить через деятельность студенческих советов, что способствует развитию учебной и научной составляющих образовательного процесса. Основной целью большинства студенческих советов является создание условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и повышения уровня профессиональной подготовки студентов.
Участие в деятельности по гарантии качества высшего образования и будет доказательством вклада студентов в совершенствование образовательного процесса.
Модель организации:
Организация вовлечения студентов в активное участие оценки качества образования:
назначение студенческим советом своих представителей в официальные органы факультета для представления интересов студенческих сообществ, организация встреч, дискуссий и т.п.;
создание ассоциаций студентов по направлениям подготовки;
участие в процедурах принятия факультетом решений через выборные организации и комиссии;
вовлечение студентов в процедуры внешней гарантии качества, составление рейтингов, бенчмаркинг;
содействие учебной, внеучебной и научной деятельности студентов, проведение исследований в области образования;
разработка предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов студентов;
поддержка студенческих инициатив, внедрение их результатов;
повышение интереса молодежи к получению образования.
Формы работы и возможности взаимодействия со студенческим самоуправлением в их реализации:
обеспечение студентов обучающими и инструктивными материалами (справочник студента, руководство для первокурсников и т.д.);
консультационные тренинги (ролевые игры, имитация работы внешних комитетов по оценке качества, программа практикоориентированного курса – 30 час.);
внедрение инноваций в практику гарантии качества путем выделения премий, сертификатов, поощрений;
принятие законодательных актов, в которых прописаны права участия студентов;
внимание к качеству информации, которую студенты получают о своей образовательной программе, внеучебной деятельности.
Нормативно-правовая база:
Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 г.г.»
Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
кадровое обеспечение.
Кадровое обеспечение
Профессорско-преподавательский состав факультета управления;
Кураторы академических групп и студенческих сообществ;
Руководители студенческих сообществ факультета;
Студенческая лаборатория «От качества образования – к качеству жизни»
Студсовет факультета.
Программно-методическое сопровождение реализации проекта
Положение о студенческой лаборатории «От качества образования – к качеству жизни»
Цикл семинаров для кураторов, студоргов, председателей студенческих сообществ по организации процесса оценки учебной и внеучебной деятельности;
Методические рекомендации для студентов;
Положения о внутрифакультетских конкурсах.
Публикации по теме проекта
Astin A. Student involvement: a developmental theory for higher education. Journal of College Student Development, 1984, Vol. 25, №4.
Coates H. Student Engagement in Campus-based and Online Education: University Connections, Taylor and Francis, London, 2006.
Coates H. The value of student engagement for higher education quality assurance'. Quality in Higher Education, 2005, №11.
Koljatic M., Kuh G.D. A longitudinal assessment of college student engagement in good practices in undergraduate education // Higher Education, 2001, 42.
Публикации авторов проекта
Агапова Е.Н. Продуктивное обучение будущих менеджеров экспертизе проектов // Менеджмент XXI века: образование и бизнес. Сб. научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. СПб., 29-30 ноября 2007. СПб.: Изд-во «Книжный дом», 2007.
Агапова Е.Н. Роль активных методов обучения в создании творческой среды факультета управления // Вестник Балтийской педагогической академии. Выпуск 88. 2009.
Агапова Е.Н., Чурилина И.Н. Роль внутрифакультетских коммуникаций в процессе воспитания будущих менеджеров // Менеджмент XXI века: инновации и бизнес. Сб. научных статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции. СПб., 28-29 ноября 2008. СПб.: Изд-во «Книжный дом», 2008.
Агапова Е.Н. Предпосылки изменения подходов к управлению воспитательной деятельностью в современном вузе Менеджмент XXI века: Менеджмент XXI века:стратегии, проблемы конкурентоспособности в бизнесе и в образовании // Сб. научных статей по материалам X Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 23-24 ноября 2011. - СПб. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
Агапова Е.Н. Метод модерации в организации воспитательной работы на факультете // Вестник Балтийской педагогической академии. Выпуск 102. 2011. Cтр.38- 42.
Агапова Е.Н. Интенсивные технологии в развитии лидерского потенциала будущих менеджеров во внеучебной деятельности // Вестник БПА. Вып - 105 Интенсивные методы и технологии в обучении и профессиональном развитии личности: зарубежный и отечественный опыт. СПб., 2012.
Агапова Е.Н., Петрова И.С. Обучение профессорско-преподавательского состава технологиям воспитательной работы в вузе // Нижегородское образование, №2, 2012. С. 112-120. (статья ВАК).
Агапова Е.Н., Долматов А.В., Смирнова Т.Д. Развитие компетенций будущих менеджеров на основе интеграции научной, образовательной, инновационной и воспитательной деятельности // Вестник КАЗНУ серия «Педагогические науки», №1 (35), 2012 // Издательство «Казак университетi» Казахского национального университета им. аль-Фараби, г. Алматы
Агапова Е.Н., Петрова И.С. Воспитательная деятельность в условиях ФГОС ВПО // Управление системой подготовки выпускников ОУ НПО и СПО в условиях реализации ФГОС третьего поколения: Материалы городской научно-практической конференции / Отв. ред. Иванкова М.В. – Санкт-Петербург 2012 - 245с.
Агапова Е.Н., Петрова И.С. Управление воспитательной деятельностью на основе процессного подхода // Управление качеством в образовательных учреждениях и научных организациях. Сборник статей. – СПб.: Издательство «Легаси», 2012. – 136 с. ISBN 978-5-91257-005-8 С.8 – 12.
Агапова Е.Н. Методическое сопровождение воспитательной работы в вузе на основе метода модерации // Нефтегазовое дело. Научно-технический журнал. Т. 11, №1. Изд-во: Нефтегазовое дело, г. Уфа, 2013. С. 152-157 (статья ВАК).
Ожидаемые результаты и оценка результативности
Реализация задачи программы развития РГПУ им. А.И. Герцена на 2011 - 2015 г.г. «Активизация включения студентов в общественную жизнь университета»;
Рост уровня вовлеченности студентов в процессы факультета;
Повышение уровня сформированности совокупности внепрофессиональных характеристик личности: целеустремленности, работоспособности, ответственности, лидерства, способности к саморегуляции, нацеленности на конечный результат;
Рост активности участия студентов университета им. А.И. Герцена в деятельности студенческих сообществ;
Рост понимания важности оценки результатов учебной и внеучебной деятельности;
Рост конкурентоспособности выпускников;
Рост мотивации к учебным, научным и внеучебным достижениям;
Формирование способности развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования (ОК-1);
Формирование способности к изменению профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2)
Развитие способности самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения (ОК-3);
Развитие способности принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4).