Общие сведения о проекте
Проанализировав студенческое самоуправление в институте экономики и управления РГПУ им. А.И. Герцена, был выявлен ряд проблем, которые требовали изменений в его организации.
Наиболее важной явилась проблема создания целостной системы студенческого самоуправления в условиях реализации ФГОС ВПО, которая бы охватывала все курсы факультета и была включена в процесс управления учебно-воспитательной деятельностью в институте / факультете.
Институт экономики и управления сертифицирован по системе менеджмента качества с 2002 года и управление осуществляется на основе процессного подхода. Учитывая, что студенческое самоуправление - это часть управления институтом, считаем, что оно также должно проектироваться и реализовываться на основе процессного подхода.
Цель проекта:
разработать модель организации студенческого самоуправления на основе процессного подхода;
разработать методическое обеспечение ее реализации и апробировать на практике.
Задачи проекта:
Идентифицировать основные и вспомогательные процессы студенческого самоуправления в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
Разработать матрицы ответственности (O.И.У.) процессных шагов основных и вспомогательных процессов, включая разработку функциональных задач исполнителей.
Разработать рабочие инструкции и другие документы, требуемые для работы студенческого самоуправления, соответствующие стандартам IWA-2.
Разработать критерии качества (индикаторы качества).
Внедрить модель студенческого самоуправления на основе процессного подхода.
Проанализировать и обобщить опыт.
Внести коррективы для улучшения процесса студенческого самоуправления.
Таблица 1.
Цели, содержание деятельности проекта
Этапы |
Цели, направления, методы результаты |
Содержание деятельности |
1 этап – подготовительно-поисковый |
Главная цель |
Создать условия для разработки модели организации студенческого самоуправления на основе процессного подхода и методического обеспечения реализации. |
Основные задачи и направления |
Создать рабочую группу, в которую войдут: заместитель декана по воспитательной работе; кураторы ОП; активные представители ППС; студенты групп «Управление качеством» с 1 по 5 курс – члены лаборатории «От качества образования к качеству жизни». Изучить потребности студентов в вопросах самоуправления и ожидания преподавателей от реализации студенческого самоуправления на основе процессного подхода. Разработать, обсудить и утвердить календарный план мероприятий по развитию студенческого самоуправления. Изучить нормативную базу. Проанализировать сложившуюся систему студенческого самоуправления. Проанализировать административные, педагогические и материально-технические условия реализации проекта. Создать проект новой структуры студенческого самоуправления. Создать локальные акты, регламентирующие процессы студенческого самоуправления. |
|
Ведущие методы |
Анализ, прогнозирование, моделирование, проектирование. |
|
Основной ожидаемый результат |
Создание проектной группы. Разработка процессов и процессных шагов самоуправления. Создание локальных актов. Построение модели студенческого самоуправления на основе процессного подхода. |
|
II этап Внедренческий |
Главная цель |
Внедрить модель студенческого самоуправления на основе процессного подхода |
Основные задачи и направления |
Обучить студентов основам организации деятельности на основе процессного подхода. Преодолеть сопротивление со стороны студентов, путем вовлечения во внеучебную деятельность по разработке процессных шагов, положений конкретных мероприятий |
|
Ведущие методы |
Анкетирование, «мозговой штурм», игровое моделирование |
|
Основной ожидаемый результат |
Внедренная модель системы менеджмента качества Свободное владение студентами теорией процессного подхода к организации деятельности. |
|
III этап Заключительный |
Главная цель |
Обобщение опыта Внесение корректив для улучшения процесса студенческого самоуправления |
Основные задачи и направления |
Описать опыт Создать пошаговые инструкции для студентов и преподавателей, не знакомых с организацией управления на основе системы менеджмента качества Научиться создавать инструкции по улучшению |
|
Ведущие методы |
«Разбор полетов», анализ, обобщение, систематизация. |
|
Основной ожидаемый результат |
Рабочая модель студенческого самоуправления на основе процессного подхода с предложениями по улучшению. Методические рекомендации студентам и преподавателям по преодолению сопротивления Внедрение новых форм педагогической поддержки студенческого самоуправления. |
Прогнозируемые результаты внедрения данного проекта следующие:
будет построена рабочая модель студенческого самоуправления, охватывающая все академические группы ОП, всех студентов дневного отделения;
увеличится общая численность участников – студентов разных курсов, вовлеченных в деятельность студенческого самоуправления;
будут усовершенствованы формы студенческого самоуправления;
будут внедрены новые формы педагогической поддержки студенческого самоуправления;
будут разработаны методические рекомендации для студентов и преподавателей.
Схема 1. Модель студенческого самоуправления (группы с 1 по 5 курс ОП «Управление качеством»)
Направленность проекта на изменение образовательных потребностей, адресуемых образовательному учреждению, социального заказа.
В Концепции модернизации российского образования определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения студенческой молодежи.
В соответствии с «Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России», одобренными решением коллегии Министерства образования РФ развитие самоуправления в вузе рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Следовательно, реализация проекта развития самоуправления актуальна и соответствует социальному заказу.
Ориентация проекта на решение проблем образовательного учреждения.
Основная проблема воспитательной системы факультета управления в условиях ФГОС ВПО – несоответствие системы студенческого самоуправления принципам преемственности, слабая взаимосвязь студенческих сообществ, недостаточная мотивация к организации и участию в студенческих сообществах.
При условии реализации предлагаемого проекта на факультете должна сложиться воспитательная система, в которой основной движущей силой будет являться единое студенческое сообщество, управляемое на основе процессного подхода.
Ресурсные возможности факультета:
вещные резервы – наличие оборудованных кабинетов для работы организаций ученического самоуправления, хорошая материально-техническая база;
финансовые резервы – возможность внебюджетных надбавок;
личностные резервы – высококвалифицированный ППС; активное студенческое сообщество; заинтересованный и грамотный руководитель факультета;
инновационность среды – большинство студентов и ППС креативны и инновационны.
оценка инновационной обстановки на факультете, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста.
В коллективе не все инновации воспринимаются положительно, наблюдается скрытое сопротивление, которое в редких случаях переходит в открытый отказ от нововведений. В то же время, в течение последних лет, коллектив достаточно сильно изменился, пришло много молодых инициативных преподавателей, которые готовы к инновациям и способны помочь в реализации данного проекта.
первичный прогноз восприятия возможных новшеств в сообществе факультета.
В данном случае проект больше рассчитан на активность студенческого сообщества, поэтому от студентов, расположенных к инновационным процессам, можно ожидать высоких и быстрых результатов.
В то же время, так как проект затрагивает вопросы управления, частично может входить в конфликт с образовательными задачами, полная реализация его практически невозможна без участия в инновационных изменениях всего педагогического сообщества.
Следовательно, необходимо провести тщательную подготовительную и разъяснительную работу, дополнительно продумать мотивацию студентов и сотрудников, особенно не склонных к инновациям.
Итоги
Методические: определен понятийный аппарат, определена взаимосвязь основного и вспомогательного процессов, схема процесса самоуправления, матрица ответственности реализации процесса, схема процесса формирования студенческого самоуправления, структура студенческого самоуправления, примерный вариант технологической карты, планируемые результаты проекта, разработаны положения по самоуправлению; разработаны требования к регулярной оценке (внутреннему аудиту) результатов самоуправления на кафедре управления образованием, содержащие программу аудита, критерии аудита, участников аудита; разработана мотивационная программа студенческого сообщества.
Педагогические: проведен конкурс «Моделирование студенческого самоуправления в академической группе», с защитой моделей самоуправления на основе процессного подхода; вовлеченность студентов в самоуправление как условие для формирования общекультурных компетенций, развития стратегического мышления, решения проблем самореализации, самоопределения, расширения возможностей личностного роста.
Управленческие: рост качества образовательной услуги и формирование ее ценности; интеграция управления и самоуправления, повышение управляемости, четкое распределение ролей и зоны ответственности; обеспечение наглядности и прозрачности процессных шагов и их последовательности; отлаженная система обмена информацией; четкое взаимодействие структурных единиц факультета; разработка регламентов и документов по самоуправлению
Практические материалы
Понятийный аппарат:
процессный подход
процесс
основной процесс
вспомогательный процесс
процессный шаг
Процессный подход рассматривает функции студенческого самоуправления как взаимосвязанные. Процесс студенческого самоуправления является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по изучению потребностей студентов, планированию и проектированию мероприятий, реализации, учету и контролю удовлетворения требований потребителей, мотивации студентов к организации студенческого самоуправления.
Процессный подход был разработан и описан в рамках развития системы менеджмента качества. Международные стандарты серии ISO 9000 сделали процессный подход общепринятой нормой управления деятельностью любой организации. Практика использования данного подхода в образовательных учреждениях (в основном в практике управления вузом, внедривших СМК), показала применимость данного подхода и в сфере высшего образования. Стандарт ISO 9001:2000 требует, чтобы процессы были идентифицированы, внедрены, управлялись и улучшались. Принципиальное отличие процессного подхода от функционального заключается в том, что основное внимание студенческого самоуправления концентрируется не на отдельных функциях, а на межфункциональных процессах, объединяющих отдельные функции в общие потоки и нацеленных на конечные результаты. При этом, главное внимание обращается не на вертикальные связи в организационной модели студенческого самоуправления, а на горизонтальные, являющиеся наиболее слабыми и потому представляющими реальную опасность для эффективной организации студенческого самоуправления.
Общие правила выделения процессов
Процесс включает:
Владельца процесса – должностного лица, имеющего в своем распоряжении ресурсы процесса, с определенными правами, зоной ответственности и полномочиями.
Технологии процесса – порядок выполнения деятельности по преобразованию входов в выходы.
Системы показателей процесса – показателей продукта (того, что получилось в результате реализации процесса), показателей эффективности процесса, показателей удовлетворенности потребителей (студентов, преподавателей, работодателей).
Управление процессом – деятельность владельца процесса по анализу данных о процессе и принятию управленческих решений.
Ресурсы процесса – информация и материальные средства, которые владелец распределяет в ходе планирования работ по процессу.
Основной процесс. Основным процессом студенческого самоуправления является проектирование и реализация студенческого самоуправления (схема 2).
Схема 2. Взаимосвязь основного и вспомогательных процессов
Управление основным процессом самоуправления, осуществляется студентами, решения принимаются на студенческом совете. Позиция руководителей направлений и председателя выборная. При этом координацию процессных шагов осуществляет ответственный за реализацию студенческого самоуправления на факультете – заместитель декана по воспитательной работе.
Вспомогательные процессы:
управление человеческими ресурсами;
управление материально-техническими ресурсами;
управление корпоративной культурой;
управление сетевым взаимодействием;
управление коммуникациями и информационными потоками.
Вспомогательные процессы обеспечивают реализацию основного процесса, ответственность за качество вспомогательных процессов возлагается на руководство факультета и ППС. (Схема 2.). На схеме наглядно видно, что вспомогательные процессы, пронизывают основной, «питают» его, создают условия для реализации студенческого самоуправления. Вспомогательные процессы могут обеспечить только администрация и ППС ОП/факультета.
Сочетание основного и вспомогательных процессов представляет собой комплексную систему студенческого самоуправления на факультете, которая осуществляется при активной поддержке со стороны педагогического коллектива ОП/факультета.
На схеме 3 показано как ресурсы, регламенты и индикаторы качества поддерживают основной процесс – реализацию студенческого самоуправления.
Схема 3. Процесс самоуправления
Схема 4. Управление процессным шагом
Исходя из требований ФГОС ВПО, студенческое самоуправление должно стать одним из механизмов формирования общекультурных и профессиональных компетенций, поэтому выход из процесса студенческого самоуправления – это формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
Компетенции управленца в общем виде можно сформулировать как:
способность осознавать социальную значимость профессии менеджер, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
способность идти на оправданный риск при принятии решений и нести за это ответственность;
способность владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
способность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе, способность управлять коллективом;
способность к саморазвитию.
Таблица 2.
Матрица ответственности реализации процесса
Процессный шаг |
Декан |
Зам. декана по восп. деят. |
Совет факультета |
Председатель студ. самоуправ. |
Руководители направлений |
Студенты факультета и ППС |
Метод. персонал. |
Назначение владельца процесса |
О.И. |
У |
О |
У |
У |
У |
|
Анализ требований к результатам |
О |
И |
У |
У |
У |
Схема 5. Процесс формирования студенческого самоуправления
Студенческое самоуправление представляет собой студенческий Совет и студенческие команды по направлениям деятельности.
Схема 6. Структура студенческого самоуправления
Особенность данной модели студенческого самоуправления состоит в том, что она может реализовываться:
внутри академической группы,
на уровне образовательной программы,
на уровне факультета.
Это позволяет вовлечь большее количество студентов в студенческое самоуправление, организовать внутри- и межгрупповое взаимодействие студентов.
На 1 курсе, после традиционного выезда в Вырицу, студенты распределяются в группы по интересам, выбирают направление деятельности и составляют маршрутную карту на 1 год. В дополнение к маршрутной карте составляется технологическая карта (аналог трудовой книжки) в которой конкретизируются виды деятельности, баллы, которые выставляют руководители команды, баллы взаимооценки, баллы самооценки и оценки преподавателя.
На 1 курсе, на этапе ознакомления с будущей профессиональной деятельностью, студенты могут занимать позицию участника, начиная со второго курса, студенты могут выполнять роли исполнителя процессного шага и начиная с 3-го курса – ответственного за процессный шаг. Чем больше ответственность, тем больше гарантий полноценного формирования общекультурных и профессиональных компетенций.
Технологическая карта должна быть составлена таким образом, чтобы отражалось динамика движения студента по сфере ответственности.
Таблица 3
Примерный вариант технологической карты
Роль |
Позиции |
Баллы |
|||
ВО |
СО |
СТО |
|||
1 курс |
|||||
Команда инициаторов |
РН |
||||
О |
|||||
У |
|||||
И |
|||||
ИТОГО |
20 |
||||
Команда аналитиков |
РН |
||||
О |
|||||
У |
|||||
И |
|||||
ИТОГО |
20 |
||||
Команда организаторов |
РН |
||||
О |
|||||
У |
|||||
И |
|||||
ИТОГО |
20 |
||||
Команда тьюторов |
РН |
||||
О |
|||||
У |
|||||
И |
|||||
ИТОГО |
20 |
||||
Команда менеджеров проектов |
РН |
||||
О |
|||||
У |
|||||
И |
|||||
ИТОГО |
20 |
||||
Итого |
100 |
Условные обозначения:
РН - руководитель направления;
ВО – взаимооценка;
СО - самооценка;
СТО - стандартизированная оценка;
О – ответственный;
У – участник;
И – исполнитель.
Примечание: технологическая карта составляется на каждый курс.Баллы включаются в рейтинг студента и имеют значение для распределения стимулирующих бонусов, которыми могут быть:
оплата оргвзноса участия во всероссийских конкурсах, олимпиадах, форумах;
привлечение к выполнению работ по грантам;
участие в программах международного сотрудничества, включая содействие в академической мобильности студентов (пример – программа сотрудничества с русско-голландским центром);
направление на летний оздоровительный отдых;
отправление «Письма декана» родителям.
Рекомендации по разработке документации
Цель документации заключается в создании нормативно-организационной и информационно-методической основы для построения, обеспечения устойчивого функционирования и постоянного улучшения процесса студенческого самоуправления.
Документация позволяет факультету заявить о том, что:
установлены требования потребителей к качеству студенческого самоуправления, которые отражены в политике управления воспитательной деятельностью на факультете;
согласно им были установлены требования к проектированию и реализации студенческого самоуправления;
разработана совокупность процессов, приводящих к выполнению этих требований;
процессы планируются, управляются, улучшаются, обеспечивается их воспроизводимость;
обеспечивается прослеживаемость выполнения процессов, на регулярной основе осуществляется их измерение и анализ;
осуществляется оценка результативности и эффективности студенческого самоуправления в соответствии с требованиями к качеству управления воспитательной деятельностью.
Согласно стандарту ISO 9000, «документация дает возможность передать смысл и последовательность действий». Ее применение способствует:
достижению соответствия требованиям потребителя и улучшению качества;
обеспечению соответствующей подготовки кадров;
повторяемости и прослеживаемости;
обеспечению объективных свидетельств;
оцениванию эффективности и постоянной пригодности системы менеджмента качества.
Методические рекомендации по составлению технологической карты
Представляется целесообразным отметить следующие позиции в разработке технологических карт сопровождения процесса студенческого самоуправления:
ценность технологической карты (схемы процесса, матрицы ответственности и сопроводительной инструкции) и степень доверия к ней определяется значимостью заключенной в ней информации;
ценность технологической карты проявляется лишь тогда, когда она оказывается в нужное время в нужном месте;
полезность технологической карты определяется практической потребностью в этих документах, а также знаниями, опытом и восприятием их пользователей;
эффективность использования технологической карты зависит не столько от ее ценности, сколько от того, как она применяется пользователями;
внедренная технологическая карта является источником информации и регламентом к действию при возникновении спорной ситуации в сфере действия документа и при вовлечении новых студентов в деятельность органов студенческого самоуправления;
каждый документ технологической карты (схемы процесса, матрицы ответственности и сопроводительной инструкции) имеет своего разработчика, который несет ответственность за его содержание и своевременное обновление. Любой пользователь документа вправе подвергнуть его аргументированной критике и довести эту критику до сведения автора документа в установленном порядке.
Этапы разработки технологической карты
Процесс разработки технологических карт содержит следующие этапы:
Идентификация процесса/подпроцесса, который подлежит разработке и описанию.
Определение и выработка требований «на входе» в разрабатываемый процесс.
Определение и выработка требований к «выходу» из процесса.
Выделение основных процессных шагов разрабатываемого процесса, установление их взаимосвязи, порядка включения в процесс, обеспечивающих продуктивное достижение требований.
Установление возможных «зон риска» в разрабатываемом процессе и включение процессных шагов, позволяющих их идентифицировать (например, «согласование», «экспертиза», «утверждение», «оценка», «аудит» и т.д.).
Выбор метода описания порядка выполнения процесса (вербального, графического) и описание порядка выполнения реального процесса, составление «идеального» процесса.
Разработка схемы процесса (подпроцесса, процессного шага), наглядно представляющей его течение и возможные зоны возникновения риска.
Установление задействованных в реализации процесса подразделений и должностных лиц, исполнителей процессных шагов.
Распределение ответственности меду исполнителями процессных шагов на основе согласованного делегирования полномочий и власти в целях продуктивного достижения задач процессного шага.
Утверждение на основе согласования с исполнителями процесса и педагогическим коллективом «Матрицы ответственности», отражающей всех участников процесса и конкретных исполнителей процессных шагов, их ответственности.
Выработка рекомендаций и общих требований по разработке сопроводительных инструкций процесса, подпроцесса, процессного шага.
Информирование разработчиков сопроводительных инструкций (ответственных за процесс, подпроцесс, процессный шаг) о требованиях и рекомендациях к разработке инструкций.
Разработка сопроводительных инструкций исполнителями и ответственными за процесс, подпроцесс, процессный шаг.
Согласование с педагогическим коллективом и утверждение сопроводительных инструкций, отражающих требования к процессу (подпроцессу, процессному шагу).
Оценка технологической карты процесса с точки зрения соответствия требованиям к процессу, заявленных «на входе» и внесение изменений по улучшению.
Алгоритм реализации процессного подхода в организации студенческого самоуправления.
В ходе разработки методики процессного менеджмента студенческого самоуправления на факультете целесообразно придерживаться следующих управленческих действий:
1) Идентифицируйте миссию, видение, цели студенческого самоуправления, с точки зрения удовлетворенности потребителей общекультурными компетенциями современного студента.
2) Представьте студенческое самоуправление на факультете как совокупность процессов, на входе которых присутствуют требования и ожидания потребителей, как внешних, так и внутренних, а выходы процессов оцениваются по степени удовлетворения этих требований и ожиданий.
3) Идентифицируйте процессы на основе их соответствия миссии, видению, политике и целям воспитательной деятельности (с учетом анализа необходимости каждого из процессов).
4) Идентифицируйте основные, вспомогательные и управленческие процессы в студенческом самоуправлении, определите последовательность и взаимодействие этих процессов.
Определите основные характеристики процессов (входы/выходы; границы; владельцы; показатели результативности и эффективности процессов, сопряженные с целями воспитательной деятельности; методы мониторинга и критерии достижения установленных показателей).
5.1. Обозначьте основные критерии для выбора владельца процесса.
5.2. Определите перечень документированных процедур (методик, инструкций, технологии) выполнения процесса студенческого самоуправления.
5.3. Разработайте систему постоянного контроля и улучшения каждого процесса.
5.4. Постройте систему сбора объективной информации о ходе процесса, о параметрах услуги и удовлетворенности потребителя.
5.5. Определите критерии результативности студенческого самоуправления, как при осуществлении, так и управлении этими процессами.
6) Обозначьте меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Определите взаимосвязи и взаимодействие процессов, построение сети (системы) процессов.
Разработайте документацию, регламентирующую процессы студенческого самоуправления.
Проведите обучающие сессии для ППС и сотрудников факультета в целях достижения понимания процессов каждым сотрудником.
Установите управление процессами (на основе цикла PDCA);
Запустите в действие систему организации студенческого самоуправления на основе процессного подхода.
Создайте механизм (включая методологию, методику и инструменты) и управление непрерывным улучшением процессов с учетом мотивационной составляющей.
Примерорганизации студенческого самоуправления на основе процессного подхода на примере корпоративного праздника «Посвящение в студенты».
Определение основных и вспомогательных процессов, назначение ответственных за них, документирование процедур, создание методических рекомендаций, памяток и др. позволит в дальнейшем повышать уровень его проведения, минимизировать затраты и риски, связанные с неэффективным планированием деятельности.
Таблица 4.
Основные потребители проекта и заинтересованные стороны
Заинтересованные стороны |
Выгоды |
|
Снижение временных затрат на создание плана мероприятия, планирование выездов и расписания и другой документации. |
|
Снижение рисков проведения мероприятия |
|
Заблаговременная информированность о ходе проведения праздника, времени проведения, необходимости выполнения заданий Качественно проведенный праздник. |
Основные формы реализации
Фокус-группа, анкетирование – анализ итогов проведения праздника прошлых лет
«Мозговой штурм» - написание сценария, положения
Технология «переговоры» - согласование документации праздника с руководством факультета
«Разбор полетов» - анализ проведения праздника текущего года
Составление программы улучшения и методических рекомендаций студентам-организаторам.
Таблица 5.
Основные результаты
Для организаторов |
Для участников |
Общие |
организации праздника на основе процессного подхода. |
Командообразование по вертикали и по горизонтали |
Укрепление студенческих традиций на факультете |
Проявление аналитических способностей организаторов при «Разборе полетов». |
Выявление студенческих талантов |
Своевременное внесение корректив в процесс организации |
Знакомство с территорией университета, и организацией работы служб, понимание иерархической системы вуза |
Оптимизация процессов и постоянное улучшение организации Праздника |
Приложение 1.
Положение о корпоративном празднике «Посвящение в студенты»
Введение
«Посвящение в студенты» — это традиционный праздник факультета управления Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, который необходим для проведения командообразования, адаптации и социализации первокурсников.
1. Область применения и сфера действия
1.1. Настоящее положение определяет порядок подготовки и проведения традиционного праздника факультета управления РГПУ им. А.И. Герцена «Посвящение в студенты».
1.2. Положение входит в состав документации системы менеджмента качества факультета управления.
1.3. Настоящее положение определяет цель, задачи, последовательность основных этапов и требования к организации и проведению праздника «Посвящение в студенты».
1.4. Положение регламентирует взаимоотношения студенческого оргкомитета, студентов-участников, преподавателей, участвующих в организации и проведении праздника, а также определяет порядок взаимодействия со структурными подразделениями и должностными лицами университета, сторонними организациями.
1.5. Положение является обязательным для студентов факультета управления.
2. Нормативные ссылки
2.1. Устав РГПУ им. А.И. Герцена.
2.2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования».
2.3. Положение о факультете управления РГПУ им. А.И. Герцена
2.4. Положения о структурных подразделениях факультета
2.5. Положение об управлении развитием воспитательной деятельности.
3. Термины, определения, сокращения
«Посвящение в студенты» – традиционный корпоративный праздник факультета управления РГПУ им. А.И. Герцена, в рамках которого происходит: во-первых, знакомство студентов первого курса всех направлений друг с другом, а во-вторых, выявление творческих способностей первокурсников.
ССУ – студенческое самоуправление
4. Общие положения
4.1. Проведение праздника «Посвящение в студенты» осуществляется в соответствии с данным Положением и на основании решения студенческого совета и Ученого совета факультета.
4.2. Проведение «Посвящения в студенты» осуществляется в форме праздника.
4.3. «Посвящение в студенты» проводится ежегодно в первую или вторую субботу сентября.
4.4. «Посвящение в студенты» проводится на территории университета.
5. Цель и задачи
5.1. Основной целью праздника «Посвящение в студенты» является, знакомство студентов первого курса друг с другом, выявление творческих способностей первокурсников, формирование творческого актива факультета.
5.2. Традиционный праздник способствует решению следующих задач:
знакомству студентов первого курса со студентами старших курсов;
содействию командообразования в конкретной академической группе 1 курса;
установлению связи между группами студентов первокурсников с разных направлений;
стимулированию творческой активности студентов первокурсников;
содействию проявления организаторских способностей студентов;
формированию у студентов-первокурсников чувства личной сопричастности к кафедре, факультету и университету;
содействию формирования корпоративной культуры;
содействию становления студенческих обществ и отрядов;
содействию проявления управленческих способностей у старшекурсников.
6. Содержание праздника
6.1. Официальная часть:
- поздравление декана факультета управления и других должностных лиц.
6.2. Конкурсная часть:
- презентация команд, подготовленная студентами-первокурсниками,
- игра по станциям.
6.3. Подведение итогов:
- награждение победителей и участников праздника,
- коллективная фотография.
7. Ответственность и полномочия
7.1. Для организации и проведения «Посвящения в студенты» студенческим советом факультета назначается студенческий оргкомитет.
7.1.2. В оргкомитет включаются студенты-старшекурсники всех кафедр факультета.
7.1.3. Председателем оргкомитета является председатель студенческого совета.
7.1.4. Оргкомитет осуществляет свою деятельность путем проведения совещаний, коммуникаций, создания рабочих групп и выдачи поручений. Решения оргкомитета, оформленные протоколом, обязательны для выполнения всеми студентами факультета.
7.1.5. Оргкомитет дает необходимые поручения и формирует состав рабочих групп, распределяет ответственность по организации и проведению праздника.
7.1.6. Оргкомитет назначает ответственного от студентов за организацию и проведение праздника, который:
- распределяет ответственность, полномочия и ресурсы;
- планирует мероприятия по подготовке и проведению праздника;
- руководит рабочей группой организаторов;
- координирует деятельность и контролирует выполнение основных этапов работы и поручений;
- запрашивает необходимые ресурсы у администрации факультета;
- привлекает внешние ресурсы;
- готовит отчёт о проведении и результатах праздника для представления студенческому совету и Ученому совету факультета.
Рабочая группа - ответственная за организацию:
Пишет (адаптирует, редактирует) сценарий праздника «Посвящение в студенты» в зависимости от погодных условий, количества студентов и т.п.;
проводит согласование с руководством факультета и университета о месте проведения праздника (стадион, пос. Вырица, аренда клуба, если потребуется);
готовит служебные записки, распоряжения по факультету;
распределяет роли участников праздника (ответственные за станции, тьюторы, ведущие);
проводит заключительный «разбор полетов»;
выдвигает предложения по внесению корректив в организацию праздника следующего года.
Ведущие праздника:
осуществляют предварительное знакомство со сценарием проводимого мероприятия;
четко следуют сценарию;
быстро реагируют на незапланированно возникающие ситуации (форсмажор);
позитивно настроены;
воодушевляют и вдохновляют студентов - участников мероприятия;
организуют командное взаимодействие.
Ответственные за станции:
осуществляют предварительное знакомство со сценарием;
представляют ответственному за мероприятие подробный сценарий проведения своего конкурса;
четко объясняют правила конкурса студентам-первокурсникам;
стимулируют активность студентов-первокурсников;
наблюдают за ходом выполнения задания и оценивают его качество, вносят данные в контрольный листок;
ведут учет активности команд;
выявляют активных участников процесса;
принимают участие в подведении итогов, предоставив жюри контрольные листки;
получают и сдают необходимое для проведения конкурса оборудование, инвентарь.
Тьюторы:
изучают сценарий праздника;
знакомятся с командой;
осуществляют знакомство студентов внутри команды друг с другом;
воодушевляют членов команды на активную игру, первым этапом которой является совместное принятие решения относительно названия команды, девиза;
сопровождают команду в переходах между станциями;
содействуют активизации общения студентов внутри команды;
оказывают необходимую помощь команде студентов-первокурсников при участии в конкурсах;
получают и сдают экипировку.
7.2. Для организации педагогической поддержки назначается декан (заместитель декана по воспитательной работе) факультета
7.2.1. Декан отвечает за общую концепцию проведения праздника и выделение необходимых ресурсов.
8. Требования к ресурсам
8.1.Информационное обеспечение:
- составление и рассылка объявлений о празднике;
- составление домашнего задания для групп студентов первокурсников;
- устное объявление о празднике;
- информационное собрание для студентов первокурсников;
- формирование списков студентов первокурсников.
8.2.Организационное обеспечение
- организация работы оргкомитета;
- подготовка необходимых документов: заявок и т.д.;
- подбор экспертов на станции и их подготовка;
- подбор тьюторов и их подготовка;
- подбор ведущих праздника и их подготовка;
- обеспечение ресурсов для награждений победителей конкурса и поощрения участников праздника;
- организация обеда;
- организация камеры хранения для вещей.
8.3.Техническое обеспечение
- обеспечение необходимыми техническими средствами (мультимедиа проекторы, компьютеры, видео камера, микрофоны, рупоры, фотоаппараты, диктофоны и т.д.);
- обеспечение необходимых средств связи (телефон, факс, Интернет пр.);
8.4.Финансовое обеспечение
- определение сметы расходов;
- определение источников финансирования.
9. Этапы и последовательность выполнения работ
Этапы работы |
Ответственное должностное лицо или подразделение |
|
Подготовительный |
||
Решение о проведении праздника «Посвящение в студенты» и определение сроков его проведения |
Студенческий совет Ученый Совет факультета |
|
Формирование оргкомитета |
Студенческий совет |
|
Формирование рабочих групп |
Оргкомитет |
|
Составление и рассылка объявлений о празднике |
Рабочая группа информационного обеспечения |
|
Составление сценария праздника «Посвящение в студенты» |
Рабочая группа организационного обеспечения |
|
Обеспечение необходимых средств связи |
Рабочая группа технического обеспечения |
|
Обеспечение необходимыми техническими средствами |
Рабочая группа технического обеспечения |
|
Составление сметы расходов |
Координатор |
|
Конкурсная часть: |
||
Проведение репетиций презентации команд |
Кураторы команд |
|
Разработка заданий для КВН |
Рабочая группа организационного обеспечения |
|
Разработка заданий на каждую станцию |
Рабочая группа организационного обеспечения |
|
Обеспечение станций необходимыми реквизитами |
Рабочая группа организационного обеспечения |
|
Формирование составов жюри |
Рабочая группа организационного обеспечения |
|
Подбор и подготовка ведущих, экспертов и тьюторов |
Рабочая группа организационного обеспечения |
|
Подведение итогов: |
||
Награждение победителей и участников праздника |
Координатор |
|
Анализ работы оргкомитета |
Координатор, руководители рабочих групп |
Приложение 2.Контекстная диаграмма процесса организации и проведения праздника «Посвящение в студенты».
Приложение 3.Процесс организации и проведения праздника в нотации IDEF 0.
20