Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества, в необходимости развивать коммуникативную компетенцию как качество высокоорганизованной и грамотной личности. Жизнь в новых условиях выдвигает повышенные требования и в области обучения иностранному языку, прежде всего к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству. Решение этой проблемы при обучении английскому языку становится сегодня действительным приоритетом.
Еще А.С. Макаренко задумывался над идеей создания технологии взаимодействия детей между собой, и А. Г. Ривин и его последователи В. В. Архипова, В. К. Дьяченко, А. С. Соколов занялись этой проблемой глубоко и создали педагогическую технологию коллективного взаимодействия. Высказывания о пользе взаимного обучения можно найти у Квинтилиана и Сенеки. Ян Амос Каменский отмечал, что ученикам полезно учить своих товарищей и учиться у них. В конце 18 века Джозеф Ланкастер и Андре Белл интенсивно использовали систему взаимного обучения школьников в Англии (Ланкастерская система). Когнитивный аспект опирается на идеи Ж.Пиаже и Л.С. Выготского о развитии познавательных способностей человека. В.В. Давыдов отмечал, что совместные действия и их координация являются главным условием развития у ребенка самостоятельности в работе. В современном образовательном пространстве педагог обеспечивает гармоничное соотношение в протекании процессов социализации и индивидуализации ребенка во взаимодействии с группой детей. Учителю необходимо быть нацеленными на то, что "воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими, обществом, природой, человеческой деятельностью". В новых социально-экономических условиях педагог стремится к созданию условий, в которых ребенок защищен демократически построенным коллективом, приучающим его к социально ответственной свободе и творческому самовыражению.
Технология коллективного взаимодействия включает три компонента:
а) подготовку учебного материала;
б) ориентацию учащихся;
в) технологию хода самого учебного занятия.
Подготовка учебного материала заключается в отборе учебных текстов, дополнительной и справочной литературы по теме; разделении учебного материала на единицы усвоения (смысловые абзацы); в разработке целевых заданий, в том числе и домашних[1].
Ориентация учащихся включает два этапа:
подготовительный, цель которого состоит в том, чтобы сформировать и отработать необходимые общеучебные умения и навыки: ориентироваться в пространстве; слушать партнера и слышать то, что он говорит; работать в шумовой среде; находить нужную информацию; использовать листки индивидуального учета; переводить образ в слова и слова в образы и др. Эти умения отрабатываются в ходе специальных тренинговых занятий;
ознакомительный, имеющий различные модификации, общим элементом которых является сообщение целевых установок, усвоение «правил игры», способов учета результатов учения и т. д.
Ход учебного занятия в зависимости от содержания занятия, объема учебного материала и времени, отведенного на его изучение, возраста обучаемых, избранного варианта технологии может протекать по-разному. Наиболее характерный вариант технологии коллективного взаимообучения имеет следующие этапы:
каждый ученик прорабатывает свой абзац (это может быть предложение, часть текста, описание, характеристика, пункт или параграф учебника, статья, исторический документ и т. д.);
обмен знаниями с партнером, происходящий по правилам ролевой игры «учитель - ученик». Обязательна смена ролей. Обучающий предлагает свой вариант заглавия абзаца, свой план, отвечает на поставленные вопросы, предлагает контрольные вопросы или задания и т. п.;
проработка только что воспринятой информации и поиск нового партнера для взаимообучения и т. д.
В условиях технологии коллективного взаимодействия каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала [2].
Целью урока, в ходе которого планируется реализация технологии коллективного взаимодействия, является развитие коммуникативных компетенций у учащихся пятого класса с помощью реализации технологии коллективного взаимодействия на уроке иностранного языка. В российских стандартах школьного образования по иностранным языкам сказано, что основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Общение-это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции происходит во всех её составляющих:
-Речевой компетенции (совершенствование коммуникативных умений в основных речевых видах деятельности- говорении, аудировании, чтении и письме).
-Дискурсивной компетенции (умение строить высказывание в соответствии с заданной ситуацией общения).
-Языковой компетенции (фонетика, лексика, грамматика, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях).
-Социокультурная компетенция (знания о специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка).
-Компенсаторная компетенция (умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи иноязычной информации).
-Учебно-познавательная (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы).
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения иностранному языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении иностранным языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника [3].
Применительно к иностранному языку реализация технологии коллективного взаимодействия означает формирование коммуникативной компетенции, включая сознательную ориентацию обучающихся на позицию других людей как партнёров в общении, умение слушать и вести диалог в соответствии со стратегиями и тактиками общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии совместного решения. Самостоятельная работа в процессе урока и проба на себя роли учителя в учебном процессе способствовали развитию познавательных навыков, способностей к самообразованию, научила школьников ориентироваться в современном информационном пространстве, развивала такие качества, как целеустремленность, настойчивость, инициативность и ответственность, критичность мышления, коммуникабельность, способствовала развитию навыков устной речи на английском языке и умений перевода с английского языка на русский. Это способствует развитию коммуникативной компетенции, как и укреплению межличностных отношений внутри группы, повышению статуса слабых учеников, формированию и развитию положительной мотивации учеников в сотрудничестве [4].
Наблюдая за учащимися во время занятий, можно сделать вывод, что:
-учащиеся самостоятельно могут оценить себя и других;
-учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения для успешного решения практических проблем;
-значительно вырос уровень познавательной активности обучающихся;
-обучающиеся умеют правильно вести беседу, опровергать, высказывать свои аргументы, отстаивать свою точку зрения, не боясь из-за возможных грамматических ошибок говорить на английском языке;
-обучающиеся умеют осуществлять конструктивное взаимодействие в группе с учениками с разными убеждениями, социальным положением, культурными ценностями;
-обучающиеся умеют доходчиво объяснить задание членам группы, проконтролировать ход его выполнения, учатся взаимопомощи, терпению, инициативе.
Реализация технологии коллективного взаимодействия на уроке иностранного языка в классе средней общеобразовательной школы и развитие коммуникативных компетенций у учащихся с помощью этого урока по своему окончанию позволяют нам сделать определенные выводы. Ученики, сначала не идущие на контакт ни с учителем, ни с одноклассниками в рамках процесса обучения, после проведения урока стали более заинтересованы в участии в образовательном процессе, примерив на себя роль учителя и попробовав вести самостоятельное объяснение материала другим ученикам, а те, кто изначально уже обладал развитыми коммуникативными компетенциями, проявили себя со стороны лидеров образовательного процесса, в числе первых вызываясь начинать работу по изучению и объяснению нового материала и закреплению пройденного. Можно сделать вывод, что для более успешной работы учителя с детьми на уроках иностранного языка и лучшего развития у них коммуникативных компетенций важно и нужно использовать ролевую модель проведения урока, давать детям свободу в познавательной деятельности, а так же возможность продемонстрировать это своим сверстникам. Это поможет детям преодолеть стеснение, робость, научит правильно излагать свои мысли, защищать свою точку зрения перед зрителями.
Список литературы:
http://murzim.ru
http://www.konc-ees.ru
http://school327.ru
Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному языку [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. – 300 с.