КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ КАЗАКОВ СОБЛЮДАЕМЫЕ В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ, РОДОВ И В ПОСТРОДОВОМ ПЕРИОДЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ КАЗАКОВ СОБЛЮДАЕМЫЕ В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ, РОДОВ И В ПОСТРОДОВОМ ПЕРИОДЕ

Денисова М.В. 1
1Северо-Кавказский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждая наука несет за собой культурно-исторические предпосылки становления, пренатальная педагогика не является исключением.

Наши предки придавали много значения здоровью, спокойствию, беременной женщины не обременяя её лишней работой и остерегая от разных бед, что бы внутриутробное развитие ребенка было наиболее благоприятным и ребенок родился психически и физически здоровым.

Изучая традиции, обряды и опыт наших предков по отношению к беременной женщине и родовспоможению мы видим что они несут за собой исторические предпосылки становления пренатальной педагогики как науки. Наиболее подробно ознакомимся с традициями и обрядами жителей Северного Кавказа на примере казаков.

На протяжении всей мировой истории казачества, начиная с арийских времен, создание новой семьи было актом исключительной важности. Семья у наших предков являлась не только ячейкой общины, но и важнейшим фактором культуры.

Существовали определенные традиции и обряды выбора оптимального варианта супружества, направленные на улучшение рода - народа. Слово "Благородный", т.е. "благо" - правильно рожденный. Позже придали смысл этому слову, как "рождённый в знатной семье".

В выборе супружеской пары участвовали старейшины общины, родня. При этом учитывались физические, психические, духовные данные, здоровье, работоспособность, нравственность обоих супругов, их родни.

Обращали внимание не только на врожденные недостатки, но и на пороки приобретенные, такие, как пьянство, табакокурение, воровство, сквернословие.

Семьи с плохой репутацией обходили стороной, обрекая их на безбрачие, что способствовало физическому и нравственному оздоровлению всего народа.

Молодые - будущие родители обращались к волхвам и старейшинам, которые в свою очередь рассчитывали благоприятные дни каждой паре для зачатия. А также обучали молодых правильному образу жизни, мысли, обрядам, которые обязаны для этого совершить. Ибо время суток, расположение планет в момент зачатия и в момент рождения, состояние биоритмов (фаз эмоционального, интеллектуального) обоих родителей в момент зачатия и состояние биоритмов матери в момент рождения, местность где происходит зачатие и рождение, ряд других факторов предопределяют многие качества будущего человека. Особую роль играет питание родителей перед зачатием, их мысли и эмоции в момент зачатия, питание и режим матери, её мысли в момент беременности.

Молодым, хмельного не давали, чтобы исключить пьяного зачатия. А когда дружка со свахой их уводили, то приносили миску борща, который они должны были съесть вместе, чтобы снять физическое и психическое напряжение. Дружка же поднимал их с брачного ложа. Простыню (или нижнюю рубашку) со следами первой близости, обвязывали красной лентой и ставили посреди свадебного стола, воздавая честь и славу родителям невесты, за то, что воспитали её девственницей. В противном случае невесту подвергали унижению, оскорблениям мать, отца и всю родню.

Поэтому культ девственности был неотъемлемой частью многовекового уклада жизни казачества, народов России, так как первая физическая близость осознавалось как священное начало семьи.

Если казачка хотела, чтобы у нее родился сын, она некоторое время носила на себе сорочку той женщины, у которой рождались одни мальчики и т. п. У донцов рождение сына имело особую ценность. Для того, чтобы родился казак, над кроватью ружье и шашку, а также нередко вместо подушки клали седло. Когда женщина готовилась рожать, то в доме отворялись все двери. Новорожденного тщательно оберегали от "сглаза" Перед младенцем до крещения горела восковая свеча для защиты от злого духа. Для сохранения новорожденного в пятницу в доме не заваривали квас, а то, как считали казаки, дьявол будет купать в нем маленького. Матери запрещалось ругать своего ребенка непотребными словами и проклинать, иначе он обратится в "нечистого" и исчезнет. Здоровый, крепкий ребенок был гордостью матери-казачки.

Во время беременности мать должна быть осторожна: если она в праздник крутила гужвы или прыгала чрез бечеву, то ребенок будет кривоногий или криворукий; если беременная мать в большой праздник шила, то родится ребенок слепой, ибо она ему глаза зашила.

Роды будут тяжелыми, если мальчик перешагнет чрез ноги беременной женщины. Беременная женщина, присутствуя на похоронах, должна из церкви выйти раньше выноса тела, чтобы не умер носимый ребенок. Беременная не должна есть тайком: ребенок родится пугливым или вором. Легкие три месяца беременности - мальчик родится, тяжелые - девочка. Левой ногой вперед беременная выступает - мальчик родится, правой - девочка. Беременной перед родами стричь волосы нельзя: ребенок может родиться мертвым.

Время родов окружается таинственностью. Стараются скрыть от людей, что в доме будет прибыль, потому что, если об этом будут звать многие, то роды могут быть трудными; когда начнутся роды, то живущие в том доме девушки, в особенности старые, расплетают косы или вовсе выходят из дому, чтобы своим присутствием не увеличивать страданий рожающей. Когда ребенок родится, то его мало кому показывают, из боязни, чтобы не сглазили. В доме, где есть новорожденный, стараются закрывать ставни прежде, чем зажгут свечи, чтобы не переслали на ребенка какой-нибудь болезни, так как детей лечат на огонь. Пеленки до 6 недель на дворе не вывешивают. А после 6 недели стараются снимать их до вечера: если кошка перепрыгнет чрез пеленки, то ребенок будет гнуться назад. Зеркало показывать детям не годится: спать не будут; по той же причине не следует качать пустую люльку или передавать чрез нее ребенка на руки. Строго соблюдается, чтобы на малютка был крест и пояс, иначе расти не будет.

Родившееся "в сорочке" дитя признается за счастливое, но чтобы счастье всегда было с ним, необходимо беречь "сорочку", нося ее на кресте вместе с пуповиной, как залогом крепкой памяти. После рождения, бабка подкидывает новорожденного ртом под пятку материнской ноги или задней частью его стучит об потолок, "чтобы он не был криклив".

С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Рождение мальчика означало прибыток, семья получала земельный надел, а рождение девочки несло убыток, разорение. Ребенка клали на отцовскую рубаху на порог дома и отец в присутствии членов рода или брал ребенка, как признание отцовства, или перешагивал - отрицал.

Младенцев, умерших некрещеными, погребают под порогом крыльца для того, чтобы переходили чрез него священники при посещении домов со святынею на праздник Пасхи и со крестом на Рождество Христово, от этого только бывает польза им.

Особое значение предавалось крещению ребенка, сопровождавшееся различными обрядами и приметами. Перед тем, как нести ребенка в Церковь для крещения, ребенка кладут его в передний угол, завертывают в лохматую овчинную шубу, молятся, и высказывают пожелание, чтобы он был так же лохмат (т. е. богат), как шуба. После этого бабка поднимает младенца и говорит: "благословите, родители, принять младенцу крещеную веру, как от рождения, так и до крещения, как от крещения, так и до венца, как от венца, так и до конца жизни быть чистым и непорочным".

Если при по дороге из дома в церковь первым встречным окажется мужчина, то ребенок будет счастливый, если женщина, несчастный, если скотина, богатый, если пьяный, пьяница, если парящиеся животные, то распутной жизни.

При самом крещении замечают следующее: если после погружения младенец сожмется, то будет живучий, а если вытянется, то скоро умрет. Если воск с волосами потонет в воде, то ребенок скоро умрет. Принеся из церкви в хату, младенца кладут опять в передай угол и снова обертывают овчинной шубой и молятся, чтобы он был богат.

Крестины справляются богато но не устраивая пиршеств , приглашают родных и близких знакомых, а кто побогаче тот приглашал и священника. Кума и куму сажают в красный угол, рядом со священником, угощают чаем, водкой и яствами.

Таким образом, нам может показаться, что некоторые традиции и обряды по отношению к беременной женщине и в родовспоможении странные. Но если посмотреть на них с научной стороны, то можно выявить для себя очень полезные советы, которые действительно могут помочь воспитывать ребенка уже с самого зачатия и в итоге облегчить роды женщине. Поэтому мы можем говорить о том, что исторические предпосылки становления пренатальной педагогики имеют глубокие корни и важны в ее становлении как науки о внутриутробном воспитании и обучении ребенка.

Литература и интернет источники

1.Изотов И. В. Воспитание донских казаков на рубеже конца XIX — начала XX веков [Текст] / И. В. Изотов // Исторические исследования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 70-72.

2. http://www.liveinternet.ru/tags — Народные традиции, приметы и поверья

3. http://fstanitsa.ru/content/semeinye-otnosheniya — Семейные отношения казаков

6

Просмотров работы: 832