ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ В БОЛЬНИЦАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ В БОЛЬНИЦАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Создание телемедицинских систем (и сетей) является составным элементом общего направления информатизации здравоохранения в настоящее время. Без интеграции технологий телемедицины во вновь создаваемые или уже эксплуатирующийся клинические (и госпитальные) автоматизированные информационные системы (АИС) невозможно построить сколько – ни будь жизнеспособного решения поддержки лечебно – диагностических процедур. Это связано с тем, что на каждом этапе диагностики, лечения и реабилитации пациента врач должен иметь возможность обратиться к опыту коллег. Но хорошо, когда этот коллега работает в этом, же лечебно – профилактическом учреждении, а как быть, если проблема настолько специфична, что для ее решения необходимо созвать консилиум высококлассных специалистов. Вот тут и заходит речь об использовании телемедицины и телеконференций в медицине.

Телемедицина – логическое развитие первых консультаций по телефону, существовавших в начале века и является перспективным направлением информатизации общества.

Телемедицину можно рассматривать как систему, обеспечивающую рядовому пользователю доступ к современным медицинским ресурсам, в том числе, международным. Рассматриваемая система представляет собой совокупность средств и комплексов, реализующих потенциал современных информационных и телекоммуникационных технологий в здравоохранении, а также соответствующее финансовое и правовое обеспечение.

С введением в России с 1991 г. государственного обязательного медицинского страхования проблемы повышения эффективности медицины заставили обратиться к вопросу более интенсивного развития телемедицинских систем. Однако разработка и внедрение телемедицины в России требует концентрации множества ресурсов.

Следует отметить, что за рубежом для координации развития телемедицины созданы общественные и правительственные организации. В Канаде для координации развития программы телемедицины создано Общество телемедицины, объединяющее клиницистов, преподавателей, производителей программно – вычислительных и телекоммуникационных средств, в США активно работает Ассоциация телемедицины (АТА), в Японии для координации работ по телемедицине создан директорат при Минздравоохранения.

Для объединения финансовых ресурсов в России также создаются акционерные общества, в частности, на базе Центрального института травматологии и ортопедии и Научно – исследовательского института сердечно – сосудистой хирургии им. А.В. Вишневского создано ОАО «Телемедицина», создан Федеральный фонд «Телемедицина».

В последние годы проводится много международных конференций по телемедицине как в России, так и за рубежом, на которых формулируются основные проблемы, связанные с глобальностью задач, клинические требования к телемедицинским системам и др.

Актуальностью дипломной работы является то, что среди современных медицинских технологий, находящихся на страже здоровья человека ведущее место принадлежит телемедицине. Главной задачей, которой является реализация права человека на получение квалифицированной медицинской помощи в любом месте, в любое время.

Целью данной работы стало раскрытие технического обеспечения для внедрения телемедицины в больницах республики Саха (Якутия) в качестве нового направления здравоохранения в современном мире.

В процессе работы были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение определение понятия, предмета и задач телемедицины;

  2. Изучение необходимости информационных стандартов в медицине;

  3. Исследование технического обеспечения;

  4. Рассмотрение телемедицины как инструмента повышения эффективности лечебно – диагностического процесса.

Теоретико – методологической основой исследования послужили классические труды и современные исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященные данным проблемам.

Глава I. Аспекты технического обеспечения для внедрения телемедицины
  1.  
    1. Предмет и задачи телемедицины

Существует множество определений понятия «телемедицина». Приведем некоторые из них.

«Телемедицина – это использование компьютеров, Интернет и других коммуникационных технологий для обеспечения медицинской помощи больным на расстоянии». [19]

«Телемедицина – это использование телекоммуникационных технологий для обеспечения медицинской информацией и медицинским обслуживанием потребителей, которые находятся на расстоянии от медицинского персонала. Этот термин используется в настоящее время как общее обозначение обеспечения консультаций и постановки диагноза на расстоянии. Телемедицина не является медицинской субдисциплиной (или субспециальностью), а является вспомогательным средством для всех терапевтических и хирургических специальностей. Это понятие включает все, начиная от телефонной системы и заканчивая высокоскоростными системами широкополосной передачи с использованием фиброоптики, спутников или сочетания технологий наземной и спутниковой коммуникаций». [2]

«Телемедицина – это интегрированная система оказания медицинской помощи с использованием телекоммуникаций и компьютерной технологии вместо прямого контакта между медиком и пациентом». [9]

«Телемедицина – это совокупность внедряемых, «встраиваемых» в медицинские информационные системы, принципиально новых средств и методов обработки данных, объединяемые в целостные технологические системы, обеспечивающие создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, знаний) с наименьшими затратами с целью проведения необходимых и достаточных лечебно–диагностических мероприятий, а также обучения, для всех нуждающихся в них в нужном месте и в нужное время».[4]

«Телемедицина – это быстрое обеспечение медицинскими знаниями на расстоянии с помощью телесвязи и информационной технологии независимо от того, где находится пациент или где требуется нужная информация». [1]

Термин «телемедицина», введенный R. Mark в 1974 г. (по другим данным, это сделал Thomas Bird в 1970 г.), объединяет множество телекоммуникационных и информационных методов, применяемых в здравоохранении, а также их разнообразные клинические приложения. Существует несколько десятков определений телемедицины, отличающихся как по степени детализации ее характеристик, так и по содержанию включаемых в нее технологий и направлений.

«Н. Браун (руководитель телемедицинского проекта в Портлендском, Орегон, исследовательском центре) определяет телемедицину как использование телекоммуникаций для предоставления медицинской информации и услуг, как «нечто среднее» между простым обсуждением клинического случая двумя врачами по телефону, и проведением интерактивной виде – консультации между медицинскими центрами разных стран с использованием спутниковой технологии».[10]

Таким образом, устоявшегося определения понятия «телемедицина» не существует, но, на мой взгляд, наиболее полным является определение, данное Американской Ассоциацией Телемедицины: «Предмет телемедицины заключается в передаче медицинской информации между отдаленными друг от друга пунктами, где находятся пациенты, врачи, другие провайдеры медицинской помощи, между отдельными медицинскими учреждениями. Телемедицина подразумевает использование телекоммуникаций для связи медицинских специалистов с клиниками, больницами, врачами, оказывающими первичную помощь, пациентами, находящимися на расстоянии, с целью диагностики, лечения, консультации и непрерывного обучения».

Современные телемедицинские подходы позволяют проводить удаленные консультации врачей и их пациентов, находящихся в самых отдаленных районах. При этом для проведения консультации тяжелого больного врач может полагаться не только на собственный опыт. Благодаря телемедицинским технологиям врачи и специалисты могут слушать лекции известных ученых по самым актуальным проблемам здравоохранения и медицинской науки, поддерживать профессиональные связи с ведущими мировыми научными центрами, а также со своими коллегами из соседних районных больниц или с ведущими специалистами областного центра. Крайне привлекательна возможность использования технологий видеоконференций, позволяющих сторонам живое общение в режиме видео.

Когда врач сталкивается со сложным случаем в практике, он советуется, консультируется с коллегами. Очень часто возникает потребность общаться с коллегами не только из своей больницы, а с коллегами из других медицинских организаций, как в России, так и за рубежом, при этом обмениваясь медицинской документацией, снимками, видеоизображениями. При современном уровне развития информационных технологий становиться возможным обмениваться электронными версиями таких документов, общаться при помощи интернет, устраивать видеоконференции.

«Первым крупномасштабным применением телемедицинских методов в России по праву считается осуществленный под эгидой советско-американской рабочей группы по космической биологии и медицине телемедицинские «мосты», позволившие провести более 300 клинических консультаций пострадавших от землетрясения в Армении в 1988 г. и взрыва газопровода в Уфе в 1989 г. Он включал одновременную ауди – видео – ифаксимильную связь между зонами бедствия, московскими клиниками и четырьмя ведущими медицинскими центрами США. За 12 недель работы телемостов было проведено 34 видеоконференции длительностью по 4 часа, в которых принимали участие специалисты Армении, Башкирии, Москвы и США. Всего было рассмотрено 209 клинических случаев по 20 специальностям. Причем эти случаи являлись типичными для более четырех тысяч пациентов, находившихся под наблюдением врачей – участников видеоконференции».[13]

К основным задачам телемедицины относят:

  • профилактическое обслуживание населения;

  • снижение стоимости медицинских услуг;

  • обслуживание удаленных субъектов, устранение изоляции;

  • повышение уровня обслуживания.

  1.  
    1. Технические обеспечения

Видеоконференция – это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или более точками, оборудованными соответствующим аппаратным и программным обеспечением.

«Системы видеоконференцсвязи используются во многих зарубежных и отечественных телемедицинских проектах, например при создании сети телемедицины на базе Московской центральной бассейновой больницы и в Медицинском центре Управления делами Президента».[19]

Чем же может быть полезна система видеоконференцсвязи для телемедицинских приложений?

Во – первых, это возможность аудио – визуального контакта между врачами и пациентом во время проведения консультации или диагностической процедуры, когда консультант находится на большом расстоянии от пациента.

Во – вторых, во время проведения сеанса связи имеется возможность передавать любые графические изображения и текстовые данные. При этом можно одновременно с нескольких рабочих мест их редактировать, комментируя выполняемые действия.

В – третьих, появляется возможность во время видеоконференции с одного компьютера получить доступ к программам, выполняющимся на другом удаленном компьютере. Это означает, что Вы можете работать с базами данных, управлять подключенным диагностическим оборудованием, и взаимодействовать со специализированными медицинскими автоматизированными системами управления.

Именно благодаря этим возможностям врачи могут в реальном времени обсуждать результаты анализов, планировать операцию, контролировать проводимые процедуры, т.е. достигается эффект «виртуального присутствия».

Уже более четырех лет ряд медицинских центров ведет работы по использованию систем видеоконференций для проведения телеконсультирования и телеобучения. Используются как стандартные решения видеоконференций, основывающиеся на протоколах H.320/323, так и разработки на основе фирменных решений – примером могут служить системы Silicon Graphics и разработки российской фирмы DiViSy.

К недостаткам фирменных решений относится плохая совместимость с оборудованием других производителей. Достоинство – высокое разрешение видеоданных или встроенные функции специализированной обработки данных.

К достоинствам стандартных решений относится совместимость систем независимо от производителя – системы фирм VCON, PictureTel, Vtel и других ведущих разработчиков аппаратуры видеоконференцсвязи совместимы между собой и не требуют дополнительных усилий по согласованию. Использование телекоммуникационного оборудования – видеосерверов, устройств многоточечной видеоконференцсвязи и мультимедиа шлюзов позволяют строить гетерогенные сети и проводить многоточечные сеансы связи.

Недостатки таких систем при применении в телемедицине – низкое разрешение видеоданных (352 х 288 точек) и отсутствие штатных средств документирования результатов сеанса.

Компьютерные системы сбора, обработки и анализа медицинской информации актуальны сегодня для всех структур здравоохранения России. Вместе с тем, ориентация на решение узких, локальных вопросов, отсутствие стандартных способов хранения, преобразования и передачи медицинских данных в едином информационном пространстве, как, впрочем, и отсутствие такового, становятся существенными препятствиями на пути эффективной информатизации здравоохранения. В результате возникает противоречие между постоянно растущими информационными потребностями и уровнем информационного обеспечения учреждений здравоохранения. На сегодняшний день следует признать, что ключевую роль для внедрения информационных технологий в медицине играет стандартизация. В последние десятилетия наибольшие усилия специалистов по медицинской информатике были сосредоточены в двух основных предметных областях: стандартизация медицинской терминологии и стандартизация передачи медицинских данных.

Концепция функциональных стандартов подразумевает решение следующих основных задач медицины:

  1. Медицинскую информационную систему, в состав которой входили бы только компоненты, разработанные одним производителем, создать невозможно. Это объясняется тем, что в настоящее время большое количество медицинской техники оснащено компьютерами со своим программным обеспечением. Такие программы либо не имеют возможности общаться с другими компонентами, либо могут общаться в неком своем формате, либо поддерживают тот или иной стандарт обмена информацией. Введение единого стандарта обмена информацией позволит решить эти проблемы внутри медицинской информационной системы.

  2. В настоящий момент заканчивается период автономных медицинских компьютерных систем, которые создаются автономно отдельными медицинскими подразделениями для решения своих задач. Наступает другой период – период взаимодействующих между собой медицинских компьютерных систем. Стандарты в медицинских информационных технологиях позволяют обмениваться информацией не только внутри своей системы, но и с внешними системами. Это обеспечит взаимодействие региональных медицинских учреждений с крупными центрами, а так же Российских учреждений с иностранными.

  3. Стандарты способствуют облегчению внедрения в медицину современных информационных технологий. Используя программное обеспечение, поддерживающее стандарт, медицинские учреждения будут иметь возможность постепенно внедрять информационные системы, начиная с отдельных отделов, и постепенно создавать системы большого масштаба.

  4. Программное обеспечение, поддерживающее стандарты, дольше не устаревает, легко модернизируется и обновляется, и, как показывает практика, работает стабильнее. К тому же оно дешевле, так как введение стандартов вызывает всплеск конкуренции на рынке ПО.

  1.  
    1. Телемедицина как инструмент повышения эффективности
лечебно – диагностического процесса

Телемедицинские технологии являются наиболее перспективным инструментом повышения эффективности работы в лечебно – профилактических учреждений (ЛПУ). Реализовать преимущества, привносимые использованием телемедицины, возможно лишь в рамках медицинской системы, обладающей развитой инфраструктурой:

  • комплексными информационными системами лечебных учреждений, основанными на автоматизированных рабочих местах, локальных вычислительных сетях, базах данных и базах знаний;

  • системами оперативной связи с необходимой пропускной способностью и возможностью выхода в глобальные коммуникационные сети.

Главный военный клинический госпиталь им. Н.Н. Бурденко (ГВКГ) и компания «Стэл – Компьютерные Системы» (Стэл – КС) в рамках научно – технического сотрудничества проводят совместные работы по созданию программно – аппаратного комплекса телемедицинского центра на базе Центра функционально – диагностических исследований ГВКГ. В настоящий момент в ГВКГ ведутся работы по созданию полнофункционального прототипа (модели) телемедицинского центра на базе Центра функционально – диагностических исследований. В результате этих работ врачи ГВКГ получат возможность обмена медицинской информацией и знаниями, как в рамках госпиталя, так и с врачами других лечебно – профилактических учреждений.

ГВКГ им. академика Н.Н. Бурденко, совместно с ООО «СТЭЛ - Компьютерные системы» предлагают следующий подход к проектированию и разработке телемедицинских систем и сетей:

  • обследование лечебно – профилактических учреждений, объединяемых телемедицинской сетью с целью получения информации об уровне оснащенности ЛПУ медицинским и компьютерным оборудованием, развитости телекоммуникационной инфраструктуры и уровня подготовки медицинского персонала;

  • определение этапов лечебно – диагностического процесса и нозологических типов болезней, применение к которым телемедицинских технологий наиболее оправдано;

  • формирование пакета предложений по усовершенствованию инфраструктуры ЛПУ с учетом модификации или разработки автоматизированной информационной системы ЛПУ;

  • разработка инфраструктуры телемедицинской сети и, при необходимости, оказание услуг по подбору и подключению к ней специализированных медицинских учреждений – поставщиков телемедицинских услуг, персонал которых может оказывать необходимые консультации. С другой стороны, могут быть оказаны услуги по подбору и подключению к такой сети потребителей телемедицинских услуг;

  • проектирование и создание заказных автоматизированных информационных систем ЛПУ или подбор и адаптация существующих решений.

  • создание шлюзов EDI на основе стандартных протоколов обмена медицинской информацией между автоматизированными информационными системами ЛПУ и приложениями телемедицинской сети.

  • интеграция всех элементов в единую информационную телемедицинскую сеть.

«Для обеспечения видеоконференцсвязи используются настольные системы видеоконференций. В качестве медицинской информации передаются и обсуждаются данные эхокардиограмм (статистические картины и видеоматериалы), кривые ЭКГ, видеоматериалы диагностических процедур и этапов операций».[18]

Предлагаемая в ГВКГ имени Н.Н. Бурденко телемедицинская сеть является моделью для создания региональных телемедицинская сетей.

Региональная телемедицинская сеть (далее ТМС) предназначена для решения задач диагностирования, лечения и реабилитации больных, а также распространения знаний и опыта среди медперсонала различного уровня. Таким образом, ТМС является основой для построения единого информационного пространства, объединяющего все элементы системы регионального здравоохранения.

ТМС объединяет все типы учреждений здравоохранения – центральные и региональные Управления, центральные, областные и районные клиники и больницы, медицинские академии и институты, архивы и библиотеки и другие лечебно – профилактические учреждения.

ТМС должна соответствовать требованиям к системам подобного типа:

  • обеспечивать доступ ко всем сервисам круглосуточно и ежедневно;

  • эффективно защищать всю информацию и обеспечивать идентификацию пользователей ТМС;

  • обеспечивать сколь угодно необходимое географическое и функциональное расширение ТМС;

  • предоставлять необходимый и достаточный набор функций для решения задач диагностики, лечения и реабилитации больных, обучения и повышения квалификации медицинских работников, а также сбора и распространения управленческой информации;

  • объединять объекты регионального здравоохранения в единое информационное телемедицинское пространство;

  • базироваться на информационной инфраструктуре, на основе автоматизированных информационных систем (АИС) в лечебных учреждениях, объединяемых в ТМС.

В составе ТМС можно выделить четыре типа элементов, взаимодействие которых и образует ТМС:

  • каналообразующая среда – набор аппаратных, программных средств, носителей информации и технологических решений (протоколы и стандарты), обеспечивающих передачу разнородной информации в территориально распределенной среде;

  • консультационный центр – медицинское учреждение, имеющее в штате высококвалифицированных врачей по направлениям медицины и соответствующее оборудование для проведения дистанционных консультаций, консилиумов и лечебно – диагностическихпроцедур, а также организации обучения (проведение семинаров, лекций) врачей на удаленных станциях ТМС;

  • диспетчерский пункт – выделенная или функционирующая в составе других элементов ТМС структура, выполняющая функции фильтрации запросов на консультирование, планирования и обеспечения консультаций, организации консилиумов, а также сбора и распространения информации о возможностях консультационных центров. Также содержит службу администрирования, выполняющую функции сопровождения сетевой структуры;

  • удаленные пункты – особым образом оборудованное медицинское учреждение, персонал которого непосредственно взаимодействует с пациентами и выполняет комплекс лечебных, диагностических, профилактических и реабилитационных процедур.

При необходимости в структуре ТМС формируются временные ячейки, например, комплекс удаленных медицинских подразделений в местах боевых действий или техногенных катастроф. Такие станции разворачиваются и подключаются к ТМС с целью привлечения групп опытных специалистов ведущих центров к решению оперативных проблем, возникающих в таких местах, причем риск потери этих специалистов сводится к нулю, а получение консультаций возможно круглосуточно, используя разницу времени в различных часовых поясах.

В структуре аппаратного обеспечения телемедицинских систем выделяется 4 основных составляющих:

  • инфраструктура передачи мультимедийной информации;

  • компьютерное оборудование общего профиля;

  • специализированное компьютерное оборудование;

  • специализированное медицинское оборудование.

Каналообразующая среда ТМС (инфраструктура передачи мультимедийной информации) не зависит от носителя информации – это могут быть кабельные проводные структуры, волоконно – оптические каналы и каналы спутниковой и радиосвязи. Оборудование и каналы обеспечивают передачу разнородной информации – алфавитно–цифровой и графической, видео и аудио потоков, а также цифровых и аналоговых сигналов, снимаемых с датчиков, и передаваемых на органы управления диагностической и лечебной аппаратуры.

Оконечное оборудование производит преобразование и согласование сигналов, их перекодирование из одного формата в другой, а также осуществляет их компрессию – декомпрессии. Следует отметить, что современные системы ВКС могут эффективно работать в различных сетевых топологиях, построенных на основе протоколов IP, ISDN, ATM и других.

В качестве служб предоставления сервисов выступают распределенные сервера приложений и архивации. Организация многоточечной видеоконференцсвязи, ведение расписаний консультаций и сервисов дистанционного обучения и тестирования выполняется на серверах приложений. Службы архивации обеспечивают долговременное хранение больших объемов информации, их каталогизацию и поиск.

Компьютерное оборудование общего профиля служит для организации рабочих мест врача – консультанта и лечащего врача, пультов централизованного мониторинга, а также для оборудования конференц –залов. В его состав входят компьютеры различной архитектуры и назначения (настольные ПК, рабочие станции, мобильные и переносные компьютеры класса Notebook и PDA, специализированные и встраиваемые системы). Помимо компьютеров сюда входит различное периферийное оборудование – кодеки ВКС, видеокамеры, аудиосистемы, различные дигитайзеры и принтеры.

Для использования в телемедицинских сетях оптимально подходит специализированное медицинское оборудование, имеющее визуальную или акустическую обратную связь с врачом, а также встроенная сетевая поддержка. Для кардиологии это могут быть ангиографические установки и различные эхографы, в пульмонологии – это бронхоскопы, в гастроэнтерологии – гастроскопы, в дерматологии и эндоскопии – дерматоскопы и видеокамеры с эндоскопическими насадками. Также это может быть диагностическое оборудование широкого профиля – аппараты для ультразвукового исследования, ЯМР – томографы, микроскопы, стетоскопы и другое оборудование.

Проведение телемедицинских лекций, видео семинаров, конференций. Во время таких лекций преподаватель имеет интерактивный контакт с аудиторией. В результате использования инфокоммуникационных технологий у врача появилась реальная возможность непрерывного профессионального образования, включающего как теоретическую, так и практическую подготовку. Лекции, как и видео консультации, могут проходить в многоточечном режиме, таким образом, лекция может быть прочитана сразу для слушателей из нескольких регионов. Применение сетевых видеокамер, позволяет организовать трансляцию хирургической операции. Например, через стандартные средства Интернета можно получить доступ к видеокамерам, установленным в лаборатории телемедицины и операционных Российского научного центра хирургии РАМН. Данная технология может использоваться также в целях «теленаставничества», когда более опытный врач может дистанционно контролировать действия своего менее опытного коллеги в режиме реального времени. Получают развитие мобильные телемедицинские комплексы (переносные, на базе реанимобиля и т.д.) для работы на местах аварий. Российское здравоохранение весьма заинтересовано в малогабаритных мобильных диагностических комплексах, которые можно использовать в отсутствии телемедицинских кабинетов и центров, непосредственно там, где возникла необходимость. Этими средствами должны быть оснащены и врачи скорой помощи, и семейные врачи, врачи районных и сельских больниц, бригады медицины катастроф и санитарной авиации, медицинских формирований МЧС. Современный мобильный телемедицинский комплекс должен объединять в себе мощный компьютер, легко сопрягаемый с разнообразным медицинским оборудованием, средства ближней и дальней беспроводной связи, средства видеоконференции и средства IP – вещания. Телемедицинские системы динамического наблюдения используются для наблюдения за пациентами, страдающими хроническими заболеваниями. Эти же системы могут применяться на промышленных объектах для контроля состояния здоровья работников (например, операторов на атомных электростанциях). Многообещающим направлением развития дистанционного биомониторинга является интеграция датчиков в одежду, различные аксессуары, мобильные телефоны. Например, жилет с набором биодатчиков, регистрирующих ЭКГ, артериальное давление и ряд других параметров, или мобильный телефон с возможностью регистрации ЭКГ и отправки ее средствами GPRS в медицинский центр, а также с возможностью определения координат человека в случае угрозы жизни. Доступность средств связи и сервисов Интернет позволяет развивать такое направление, как «домашняя телемедицина». Это дистанционное оказание медицинской помощи пациенту, находящемуся вне медицинского учреждения и проходящему курс лечения в домашних условиях. Специальное телемедицинское оборудование осуществляет сбор и передачу медицинских данных пациента из его дома в отдаленный телемедицинский центр для дальнейшей обработки специалистами. Примером может служить система мониторинга больных с сердечной недостаточностью, нуждающихся в регулярных и частых обследованиях, стоимость лечения которых существенно уменьшается за счет использования телемедицины. Имеются комплексы, включающие датчики, измеряющие температуру тела, давление крови, парциальное давление кислорода, ЭКГ и функции дыхания, соединенные с настольным монитором, который в свою очередь автоматически отправляет данные в контрольный центр. Для пациентов – это возможность оперативно, без утомительных и дорогостоящих поездок, по месту жительства получать высококвалифицированные консультации. Кроме того, возможен аудио –визуальный контакт с врачами во время проведения консультации или диагностической процедуры.

Телемедицина связана с развитием глобальной сети Интернет, через которую можно, в принципе, осуществлять все задачи, которые ставятся перед телемедициной. Однако отсутствие гарантированной полосы пропускания между участниками телеконсультации приводит к замедлению передачи визуальной информации и ограничению в передаче аудиоинформации. Кроме того, Интернет является открытой сетью, а передача медицинских данных пациентов и их обсуждение в открытом для всех режиме является с правовой точки зрения недопустимым. Введение строгой защиты информации связано с необходимостью соблюдения конфиденциальности медицинской информации. Поэтому использование телекоммуникаций в медицине развивается по двум основным направлениям: через открытую сеть Интернет и по закрытым корпоративным сетям собственно телемедицины или в режиме выделенных на время телеконсультации фрагментов существующих сетей в режиме «точка – точка» или «точка –многоточка». Это соответствует более высоким требованиям к передаче информации, особенно рентгенограмм, томограмм, микроизображений и др. Необходимым условием также является разработка, внедрение и соблюдение стандартов получения и представления медицинских изображений (рентгенорадиологических, микроскопических, цветопередачи накожных проявлений заболеваний и др.). Несмотря на отмеченные ограничения, телемедицинские консультации с определёнными ограничениями осуществляются и через Интернет (с использованием IP - соединения). В этих случаях, как правило, не передаются в процессе обсуждения видеоизображения больных, лечащего врача, консультанта другие видеоматериалы, а только статические графические материалы, с которыми можно работать с использованием, так называемой общей «белой доски» в режиме NetMeeting. А сама консультация поддерживается в интерактивном голосовом варианте. Использование Интернет и телекоммуникационных технологий стало неотъемлемой частью медицинской науки и практики, влияет на поведение врачей. Так выборочный опрос 400 американских врачей в марте 2001 года показал, что 356 из них регулярно пользуются Интернетом для пополнения своих знаний, для повышения эффективности работы и для контактов с пациентами. Информация из Интернета в определённой мере влияет на диагнозы, которые ставят врачи, и на выбор лекарств, которые они прописывают своим пациентам. Уже к 1999 году в Интернете было 15 тыс. медицинских веб –сайтов, охватывающих все медицинские специальности. На них публикуется немало обзорных работ с иллюстрациями и другой справочной медицинской информации. В плане телемедицины или, так называемой Интернет — медицины, организуется представление клинических случаев для получения мнений специалистов всего мира. Активно использует и пропагандирует это направление Уральский НИИ травматологии и ортопедии. Однако следует иметь в виду отсутствие при использовании такой технологии возможности интерактивного обмена мнениями и определённые юридические вопросы в отношении идентификации консультантов. Через Интернет можно производить трансляцию процедур и операций в образовательных целях. Тем не менее, Интернет не может рассматриваться, как основная база для непрерывного обучения, но можно использовать его возможности, как составную часть этого процесса. Благоприятные условия создаются лишь в том случае, если соединение не требует длительного времени, то есть при наличии каналов, отвечающих довольно высоким требованиям, чему соответствуют в основном волоконно-оптические или спутниковые линии связи. Телемедицина в сочетании с Интернет – технологиями позволит более рационально использовать научный и практический потенциал медицины и здравоохранения. Следующее расширение – энерго – информационнонная, эфирная сфера – не подчиняющаяся понятиям геометрического расстояния. То есть мысль, большой спектр умение врача будут существовать повсеместно.

Глава II. Технические обеспечения для внедрения телемедицины в больницах РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)2.1. Перспективы развития телемедицины в Республики Саха (Якутия)

В последние 10 лет телемедицина, уже в России, переживает свое интенсивное развитие, постепенно превращаясь из технологии для решения отдельных задач, в метод, востребованный практической медициной для массового применения. Сегодня телемедицинские технологии, в разных формах используются более чем в половине субъектов РФ. Например, относятся Башкирия, Иркутская, Архангельская и Тюменская области, Саха –Якутии, имеют на своих территориях разветвленные телемедицинские сети и районные телемедицинские пункты. Не случайно телемедицинские сети создаются во многих случаях на территориях, значительно удаленных от центра, имеющих большие площади. Телемедицина важна там, где расстояние является критическим фактором.

На территории Сибирского федерального округа по данным ассоциации «Сибирское соглашение» насчитывается 27 телемедицинских центров, но только шесть из них обеспечивают полномасштабное и многоцелевое использование телемедицинских технологий. Это ТМЦ в Новосибирске, Омске, Иркутске, Якутске, Улан – Удэ, а также в Читинском диагностическом центре.

Большинство телемедицинских центров РФ функционируют в рамках одного или нескольких телемедицинских проектов.

Важными разделами кадрового обеспечения информатизации являются повышение уровня знаний врачей, руководителей органов и учреждений здравоохранения в области использования информационно- коммуникационных технологий, а также укомплектование квалифицированными кадрами информационно-аналитических служб и системными администраторами. Пути решения этих проблем требуют не только комплексного рассмотрения и системного подхода, но и использования многолетнего опыта подготовки кадров по медицинской кибернетике и медицинской информатике, а также учета сложившейся в настоящее время ситуации в практическом здравоохранении.

До недавнего времени в здравоохранении почти полностью отсутствовали хоть какие-то признаки автоматизации. Карты, бюллетени, процедурные отчеты, учет пациентов, лекарственных препаратов - весь документооборот производился на бумаге. Это сказывалось на скорости, а следовательно, и качестве обслуживания пациентов, затрудняло работу врачебного, медицинского персонала, что вело к большим затратам времени на заполнение карт, составление отчетов. Становится очевидным тот факт, что от эффективности внедрения информационных технологий в медицине уже в недалеком будущем будет зависеть здоровье, а значит, и процветание нации. Поэтому особое внимание уделяется разработке и внедрению медицинских информационных систем.

Сегодня в рамках всесторонней модернизации вопросам внедрения новых технологий и автоматизации системы управления медицинской помощи уделяется особое внимание. Впервые выделены вопросы информатизации в проекте «Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.» в разделах 2.7 и 4.2.8 «Информатизация здравоохранения», где указано о том, что к настоящему времени в стране созданы элементы информационно- коммуникационной инфраструктуры для нужд медицины, положено начало применению и распространению современной информационно- коммуникационной инфраструктуры для нужд медицины, положено начало применению и распространению современных информационно - коммуникационных технологий в сфере здравоохранения.

Сегодня, в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения города Якутска внедрена система электронной записи на прием к врачу.

С весны 2010 г. перешли к автоматизации основной деятельности лечебного учреждения.

Были выделены основные субъекты информатизации ЛПУ:

  1. Амбулаторно-поликлиническое учреждение: электронная регистратура, автоматизированное рабочее место врача, электронная карта пациента.

  2. Стационар: ведение электронной истории больного, автоматизированное рабочее место врача.

  3. Диагностическая служба: лаборатория, функциональная диагностика и т.д.

Одной из основных проблем в системе здравоохранения являются жалобы от населения. В качестве первого этапа информатизации была выбрана система «Электронная регистратура».

В конце 2010 г. все регистратуры поликлиник города Якутска были полностью автоматизированы.

На сегодня запущено 4 канала записи на прием к врачу:

  1. WEB-портал Управления здравоохранения OA г. Якутска, который будет интегрирован в портал Правительства Республики Саха (Якутия).

  2. Центр телефонного обслуживания.

  3. Инфомат.

  4. Регистратура ЛПУ.

Таблица 1.

В республике активно внедряются современные технологии предоставления услуг связи. Филиал ОАО «Ростелеком» «Сахателеком» обеспечивает подключение к широкополосному доступу к сети Интернет 221 населенный пункт с охватом 81,8% населения республики.

В области инфокоммуникационной инфраструктуры сохраняются следующие проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей: недостаточная пропускная способность телекоммуникационной сети Республики Саха (Якутия), связанная с действующей схемой организации связи, ограниченный доступ, низкая скорость доступа в глобальную сеть Интернет. Сохраняется ограничение доступа к информационным ресурсам для жителей труднодоступных населенных пунктов.

На базе Республиканской больницы номер 3 запущен проект «Удаленная врачебная практика», благодаря которому жители республики смогут получить консультацию ведущих медиков из других регионов страны.

Якутия стала первым регионом, открывшим площадку удаленной врачебной консультации в рамках программы модернизации здравоохранения. Кроме того, в республике создана система под названием «Центральный архив медицинских изображений». Она представляет собой электронный архив снимков и видеозаписей, полученных при помощи УЗИ, рентгеновского оборудования, а также магнитно–резонанской и компьютерной томографии.

«Благодаря инфраструктуре электронного архива изображений у медиков появится возможность оперативно обмениваться необходимыми диагностическими данными, комментировать состояние пациента и принимать быстрые и эффективные решения, независимо от его местонахождения, а также оказывать оперативные консультации по диагностические сложным случаям с использованием технологий телемедицины в реальном времени. Это первый проект, реализующийся в системе здравоохранения России».

По мнению главы республиканского Минздрава, единая система будет способствовать более оперативному оказанию медпомощи, позволит пациентам снизить расходы на диагностику и лечиться в различных медучреждениях без повторных диагностических исследований.

В Якутском государственном университете медицинского института каждый год проводятся различные научные конференции «Информационные технологии в здравоохранении». В нем активно участвуют специалисты в области телемедицины, главные врачи лечебно – профилактических учреждений, профессорское – преподавательский состав медицинского института ЯГУ, главные специалисты министерства здравоохранения.

Участники обмениваются опытом работы, обсуждают основные проблемы телемедицины, проводят телеконсультации к больным. Отметим, что в последние десятилетия информационные технологии все чаще используются в процессах диагностики и лечения больных, становятся неотъемлемым инструментом медицинских работников.

2.2. Применение телемедицинских технологий на примере «Республиканской больницы №1 НЦМ» г. Якутска

Важнейшей социальной задачей здравоохранения любого цивилизованного государства, является обеспечение права гражданина общедоступности высоко – квалифицированного медицинского обслуживания, независимо от его социального положения и территориального местоположения. Одним из главных направлений, с развитием, которого в настоящее время связывается решение этой сложности проблемы, является телемедицина.

Для нашей республики организация телемедицинских консультаций имеет особое социально – экономическое значение, так как огромная территория, слабая транспортная сеть, экстремальные климатические и географические условия значительно затрудняют оказание специализированной медицинской помощи большей части населения республики.

Национальный Центр Медицины МЗ РС (Я) первым в республике ввел телемедицину в практическое здравоохранение. В марте 2000 года в структуре НЦМ был создан отдел телемедицины с целью развития системы телеконсультативной помощи больным Республике Саха (Якутия), дистанционного обучения и профессионального роста врачей, медицинского персонала ЛПУ республики, обмена опытом медицинской деятельности с Медицинскими Центрами и НИИ России и зарубежья.

Сегодня врачи улусов получают консультативную помощь у ведущих специалистов медицинских учреждений г. Якутска и России. Проведение медицинских видеоконференций обеспечивает принципиально новый уровень взаимодействия работников практического здравоохранения с центральными научно – исследовательскими и диагностическими центрами, повышает уровень квалификации врачей.

За период с 2000 года отделом телемедицины НЦМ организовано и проведено 185 видеоконференций с ведущими медицинскими учреждениями России, в рамках проекта «Москва – регионы России », при поддержке Президента «Ассоциации Телемедицины России» О.Ю. Атькова и В.Л. Столяра – эксперта ВОЗ по телемедицине, руководителя телемедицинского центра Научного центра сердечно – сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева. Отдел телемедицины практически работает и сотрудничает с Российским научным центром хирургии г. Москва, Медицинский Центр Управления делами Президента РФ г. Москва, Военная Медицинская Академия г. Санкт – Петербург, институт хирургии им. А.В. Вишневского г. Москва, НИИ кардиологии Томского научного центра РАМН г. Томск, Телемедицинским центром Детской республиканской больницы РБ г. Улан – Удэ, Дальневосточным Телемедицинским центром г. Хабаровск, НИИ патологии кровообращения г. Новосибирск, Обская центральная бассейновая больница г. Новосибирск, Архангельский областной Центр Телемедицины г. Архангельск, Самарский областной медицинский информационно-аналитический центр г. Самара, НИИ кардиологии МЗ г. Санкт – Петербурга, Азово – Волго – Донская ЦББ г. Ростов – на – Дону, Республиканская больница МЗ Республики Карелия г. Петрозаводск, Дзержинский городской противотуберкулезный диспансер г. Дзержинск, Областная Детская Клиническая больница г. Ульяновск, Телемедицинский Центр г. Казань. Сделана большая работа по изучению телемедицинских ресурсов российских и зарубежных интернет сайтов. Проработка материала научных статей и новых достижений в области телемедицины для последующего воплощения в республике.

Отделом телемедицины НЦМ организованы и проведены консультации 131 больных, в т.ч. 38 детей. В научных центрах, НИИ и клиниках России консультативную помощь получили 88 больных. По итогам телемедицинских консультаций, 21 больной (в т.ч. 11 детей) были направлены на специальное лечение. Важно отметить экономический аспект, так как телемедицинская консультация в10 – 30 раз дешевле суммарных затрат поездки на консультацию. Немаловажен и социальный аспект, поскольку для ряда категории больных, например, детей грудного возраста, инвалидов и престарелых, лиц, находящихся в тяжелом состоянии, поездка сопряжена с большими трудностями. Только в 2001 году на специализированное лечение за пределы республики было направлено 790 человек, в том числе 340 детей. Расходуются миллионные средства из скудного бюджета здравоохранения и самих больных, их родных.

Для врачей республики прочитано 55 видеолекций академиками и профессорами НЦ ССХ им. А.Н. Бакулева, НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко, НИИ кардиологии им. А.Л. Мясникова, института глазных болезней им. Гельмгольца, Наркологического Центра г. Москва, Центра планирования семьи г. Москва, Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и т.д. наши врачи получили возможность прямого общения с выдающимся профессионалами как Л.А. Бокерия, Р.А. Гундорова, Г.М. Савельева, Ю.Л. Шевченко, В.И. Стародубов, Ю.П. Лисицын, Е.И. Чазов, А.Г. Чучалин и другими. Преимущество видеолекции в том, что материал о новейших достижениях медицинской науки, который уже получили наши врачи, будет в печатных изданиях через 3 – 5 лет, а также удобство с минимальными затратами, широкий охват врачей ЛПУ республики, без отрыва от производства. В общей сложности видеолекции прослушали около 1000 врачей.

Растет интерес к применению систем видеоконференцсвязи в других отраслях народного хозяйства заинтересованных в видеолекциях, семинарах. На видеоконференциях проведенных отделом телемедицины НЦМ, участвовало более 3000 (трех тысяч) человек.

Проведено 15 зарубежных видеоконференций с коллегами из 11 городов Европы, США и Австралии. Это университетская клиника г. Umea, Готландский университетский колледж, г. Vitby, телемедицинский центр г. Lulea, университетская больница г. Lund, институт Karolinska г. Стокгольм, Национальный центр дистанционного образования г. Harnosand(Швеция), госпиталь Провиденс, г. Анкоридж, штат Аляска, клиника университета штата Вирджиния, г. Шарлотсвиль, (США), телемедицинские центры г. Сидней – Австралия, г. Тромсе – Норвегия, г. Гратц – Австралия. С зарубежными коллегами обсуждены вопросы внедрения и развития телемедицины, налажены отношения сотрудничества, намечены планы на будущее.

Большим достижением для нашей республики явилось проведение цифровой видеосвязи в отдаленные северные улусы: Булунский – п. Тикси, Верхоянский – п. Батагай. Первая видеоконференцсвязь между НЦМ и п. Тикси состоялась 28 марта, с п. Батагай – 22 июня 2001 г. С ноября 2001 года, с ЦУБ г. Покровск, проводятся телемедицинские консультации больных. ЦУБ необходимо дооснащение телемедицинским оборудованием и обучение специалистов. Отдел телемедицины НЦМ провел обучение врачей и персонала ЦУБ по видеоконференцсвязи. В марте 2002 года подключена к цифровой видеосвязи ЦУБ с. Майя, которая полностью оснащена телемедицинским оборудованием. Врачами НЦМ проконсультировано 43 больных (из них 9 детей) из ЛПУ Республики Саха (Якутия). Проведено более 50 видеоконференций с ЛПУ г. Якутска, ЦУБ Хангалаского (г. Покровск), Мегино – Хангалаского (с. Майя), Верхоянского (п. Батагай) и Булунского (с. Тикси) улусов республики, в реальном режиме. Телемедицинские консультации проводились по технологии «отложенных» телемедицинских консультаций по видеоконференцсвязи и электронной почте. Число телемедицинских консультаций неуклонно растет, что говорит о возрастающей потребности и преимуществах телемедицинских технологий в клинической практике.

Роль национального центра медицины МЗ РС (Я) в подготовке национальных медицинских кадров исключительно важна в силу своего уникального назначения. Телемедицина открывает широкие возможности дистанционного обучения новым методам диагностики и лечения, у ведущих специалистов клиники находясь в республике, видеть уникальный медицинский материал, участие в научных конференциях, дискуссиях. Финансовая эффективность образовательного процесса существенно повышается. Аналогичным образом, опытные врачи могут удаленно наблюдать и обучать молодых коллег во время лечебно – диагностического процесса. Телемедицина получила в ряде стран академическое признание – образованы новые кафедры в университетах. Необходимо наладить образовательную систему и подготовку специалистов по телемедицине, разработать финансовые механизмы внедрения телемедицинских технологий в клиническую и научно – учебную практику.

Преимущества телемедицинских технологий показали трансляции кардиохирургических операций, демонстрации лапароскопических операций из операционных залов НЦМ. Также были проведены сеансы видеоконференцсвязи с подключением к диагностическому оборудованию: к эндоскопической установке и к аппарату УЗИ, с демонстрацией динамического изображения исследований.

Проблема высококвалифицированной и оперативной медицинской консультативно – диагностической помощи с последующим лечением взрослых и детей отдаленных улусов республики, не имеющих специализированных медицинских учреждений, приобрела особенное значение в последние годы в силу того, что поездка на консультацию в Центры требует времени и больших материальных затрат. Практика телемедицинских консультаций наглядно показала реальную экономию и удобство в первую очередь для больных граждан республики.

Внедрение телемедицины, единой медицинской информационной системы в здравоохранение республики способствует повышению качества охраны здоровья населения, поддерживанию высокого уровня медицинского обслуживания, эффективному управлению в отрасли здравоохранения, рациональному использованию медицинской базы и ресурсов.

2.3. Анализ анкетирование среди медицинских работников и пациентовс целью выявления осведомленности о внедрении телемедицины в больницахг. Якутска

Мы провели анкетирования, результаты которого позволили определить отношение медицинских работников и пациентов к возможностям телемедицины.

Анкетирование медицинских работников. Респонденты для анкетирования были определены исходя из необходимости получения информации от медицинских работников, работающих в «РБ №1 НЦМ» и «РБ №2» г. Якутска.

Для исследования была специально разработана анкета. Всего было проанализировано 25 анкет.

Результаты анкетирования позволили составить достаточно полную картину мнений, высказанных врачебным персоналом по наиболее актуальным вопросам, касающимся как развития информационных технологий в целом, так и определения приоритетных направлений для развития телемедицины.

Первый блок вопросов касался изучения общей осведомленности медицинских работников о телемедицинских технологиях.

Наиболее полное представление о телемедицине имели медицинские работники в «РБ №1 НЦМ» - 52,5% опрошенных, а в «РБ №2» – 46,2% были хорошо осведомлены. (рис. 1)

Второй блок вопросов касался источников получения информации о телемедицинских технологиях.

На традиционные средства массовой информации указали 87,3% медицинских работников, среди них 27,3% – в возрасте от 40 лет и старше и 60,0% – в возрасте до 30 лет.

На получение информации из устных источников (бесед) указали 32,8% респондентов, из них 27,3% медицинских работников в возрасте до 30 лет. Для медицинских работников от 40 лет и старше 5,5 % телемедицинские технологии были предметом устного обсуждения.

Такие источники, как интернет, специализированная литература и другие, оказались востребованы, указали 67,3% медицинских работников, среди них 7,3% – в возрасте от 40 лет и старше и 60,0% – в возрасте до 30 лет.

Узнали об указанных технологиях использование и внедрение телемедицины в районах республики, среди них 10,3% – в возрасте от 40 лет и старше и 45,0% – в возрасте до 30 лет. (рис. 2)

Перспективность развития телемедицины и своевременность активного внедрения информационных технологий в здравоохранение положительно оценило подавляющее большинство респондентов – 72,0%; 2,0% респондентов дали отрицательный ответ, а около 26,0% затруднились ответить на поставленный вопрос. (рис. 3)

Отвечая на вопрос о возможных областях применения телемедицины, большинство респондентов указали на дистанционные консультации больных (66,8%). Вероятно, это объясняется тем, что для врачей наиболее остро стоит вопрос осуществления выездов, требующих значительных трудовых и временных затрат, для своевременной диагностики либо корректировки лечения.

Около 22,0% опрошенных выступили за применение телемедицины во время сложных операций с целью обсуждения спорных вопросов.

Использование телемедицинских технологий для повышения квалификации врачей отметили 47,5% респондентов, 18,9% анкетированных высказались за внедрение новых информационных технологий в процесс обучения студентов, 46,1% отметили необходимость проведения видеоконференций, причем для решения не только лечебно-диагностических, но и организационных вопросов ЛПУ.

Таким образом, большинство врачей считает перспективным применение телемедицинских технологий в первую очередь в целях диагностики и лечения заболеваний, и только во вторую – в обучающих целях. (рис. 4)

При этом 26,7% респондентов участвовали в видеоконференциях, 20,0% – в проведении телеконсультаций, 2,2% – подготавливали электронные истории болезней и 8,9% – повышали свою квалификацию посредством телемедицинской связи. (рис. 5)

Таким образом, проведенное анкетирование показало, что большинство опрошенных медицинских работников (72,4%) позитивно отнеслись к идее внедрения телемедицинских технологий и восприняли их как средство, способное улучшить положение дел в здравоохранении и оказать ощутимое влияние на качество медицинской помощи. Большая часть врачей, имеющих представление о телемедицине, работает в городах, что указывает на необходимость повышения уровня информированности среди медработников в сельской местности.

Анкетирование пациентов. Исследование отношения пациентов к телемедицине проводилось среди больных, находящихся на стационарном лечении в «РБ №1 НЦМ». Анкетирование проводилось по специально разработанной анкете.

Всего было проанализировано 25 анкет, из которых 13 были заполнены женщинами и 12 – мужчинами.

Осведомленность пациентов о телемедицинских технологиях. Детальное представление о них имели только 13,1% опрошенных, 37,4% сообщили о приблизительном понимании темы, около 50% ничего не знали о данном направлении медицины. (рис.6)

Отвечая на вопрос об источниках получения информации о телемедицинских технологиях, 34,1% респондентов указали на традиционные СМИ.

Показательно, что среди пациентов в возрастной группе до 20 лет этот способ получения информации оказался малоиспользуемым, возможно, вследствие того, что молодое поколение рассматривает традиционные СМИ больше как источник развлечения, чем как источник серьезной информации.

Около 17% пациентов узнали о телемедицине из устных источников (беседы). На такие источники, как интернет, специальная литература и другие, указали 8,8%; 40,1% опрошенных пациентов не знали о телемедицине ничего. (рис. 7)

Были выявлены некоторые отличия в зависимости от пола респондентов. Так, мужчины несколько чаще женщин получают информацию из традиционных СМИ (34,4 и 30,5% соответственно), в то же время женщины в 2,5 раза чаще получают информацию из интернета и в 1,3 раза чаще – из бесед.

Отвечая на вопрос о возможных областях применения телемедицины, большинство (31,8%) указали на дистанционные консультации больных.

Это объяснимо тем, что для потребителей медицинских услуг наиболее остро стоит вопрос затраченных средств и времени (включая проезд к месту проведения консультации необходимым специалистом).

Следует отметить и то, что достаточно большой процент респондентов (23,0%) считает приоритетным направлением использование телемедицинских технологий для повышения квалификации врачей, 16,4% высказались за внедрение их в процесс обучения студентов.

Учитывая вышеизложенное, важно отметить, что достаточно большая часть респондентов считает необходимым использование данных технологий для образовательных мероприятий, а не только в собственно лечебно-диагностических. Это можно объяснить тем, что пациенты еще мало сталкиваются с данным видом медицинской помощи на практике и, как следствие, не имеют должного представления о его возможностях.

Выводы

Проведенное исследование показало, что телемедицинские формы организации медицинской помощи являются объективно востребованными вследствие таких причин, как неудовлетворенность уровнем медицинской помощи, доступной по месту жительства пациентов, и трудности в получении консультативной помощи ввиду экономических и социально-бытовых причин.

Большинство опрошенных позитивно отнеслись к идее внедрения телемедицинских технологий и восприняли их как средство, способное улучшить положение дел в здравоохранении и оказать ощутимое влияние на качество медицинской помощи.

Значительная доля опрошенных не смогла определенно ответить на вопросы, затрагивающие конкретные аспекты телемедицины. Это свидетельствует о том, что уровень информированности о телемедицине остается недостаточным.

Проблемами, затрудняющими внедрение телемедицинских услуг, являются финансовая составляющая и психологическая неготовность пациентов к таким услугам. Последняя проблема требует дальнейшей работы по информированию населения о возможностях телемедицинских технологий.

Можно сделать вывод о том, что анализ результатов социологического опроса среди медицинских работников и пациентов является полезным для руководителей медицинских учреждений. Полученная информация может быть использована при планировании и внедрении современных видов высокотехнологичной медицинской помощи в целях повышения ее доступности, эффективности и качества.

Считаем, что для успешного развития телемедицинских технологий необходимо выделение управленческой структуры при министерствах (комитетах, департаментах) здравоохранения субъектов Федерации и разработка пакета нормативных документов, регламентирующих работу телемедицинских центров.

Для вновь создающихся телемедицинских центров целесообразно использовать опыт уже функционирующих центров и обратить внимание на их оснащение комплементарным оборудованием для возможности последующего соединения в сеть.

Целесообразно введение в лекционный курс для студентов медицинских вузов и слушателей курсов последипломного обучения врачей материалов по телемедицине. Современные требования диктуют потребность введения курса телемедицины в программы кафедр информационных технологий медицинских вузов с целью направленной подготовки студентов и повышения квалификации врачей по вопросам внедрения новых информационных технологий.

Представляется также полезным выпустить ряд статей и брошюр, доступных широким массам населения, а также организовать их распространение в ЛПУ и аптечной сети для повышения уровня информированности населения.

Заключение

Итак, телемедицина - это направление на стыке нескольких областей - медицины, телекоммуникаций, информационных технологий, образования. Телемедицина получила развитие во многих странах мира, доказала на практике свою высокую эффективность, и оказывает комплексное позитивное влияние на структуру здравоохранения, повышает качество медицинской помощи и расширяет возможности врачей общей практики, первичного звена здравоохранения.

Кроме того, телемедицина способствует сотрудничеству между медицинскими организациями, позволяет организовать эффективную систему подготовки медицинских кадров. Были определены приоритетные задачи развития телемедицины, среди которых названы стандартизация применяемых медицинских, компьютерных и телекоммуникационных технологий, развитие информационных ресурсов.

Но направление это достаточно новое, особенно для России. Хотя надо отметить, что с каждым днем появляется все больше действительно хороших реально работающих телемедицинских систем и сетей. Но их требуется намного больше для того, чтобы решить проблемы, связанные с большими территориями и достаточно низкой плотностью населения России. Наилучший путь - объединение усилий телекоммуникационных компаний, организаторов здравоохранения, сотрудников лечебных учреждений, специалистов по медицинскому страхованию, медицинских НИИ, учебных учреждений и компаний-разработчиков решений в области телемедицины. В случае такого объединения возможно быстрое решение сложнейших медицинских, организационных, финансовых и юридических проблем. Это объединение необходимо для эффективного развития такой перспективной области, как телемедицина.

Телемедицина, в отличие от дистанционной диагностики, предполагает в обязательном порядке возможность диалога и предоставление любой аудио – визуальной информации. В соответствии с этим, система видеоконференций предоставляет пользователям возможность просматривать материалы других участников: фотографии, графику, в том числе информацию, поступающую непосредственно с аппаратуры, подключенной к компьютерам, или после сканирования бумажных носителей или рентгенограмм, видео – и аудио – фрагменты. Таким путем обеспечивается полноценная исходная информация для консультативной помощи в диагностике и лечении пациентов, для обсуждения новых методов клинической и функциональной диагностики и терапии или оперативного лечения заболеваний. Другими словами, система видеоконференций представляет собой комплекс, обеспечивающий повышение «доступности» высокоспециализированной помощи практически для любого пациента, независимо от места его нахождения.

Телемедицина в России вступает в фазу перехода от разработок к стадии практического внедрения методов дистанционного оказания диагностической и консультативной помощи в здравоохранение и в ближайшие годы она преодолеет отставание от развитых стран и внесет свой вклад в мировую телемедицинскую науку.

Список литературы
  1. Алдаров А.Т., Егоркина Т.И. Состояние и перспективы развития телемедицины в Российской Федерации. Информационные технологии и интеллектуальное обеспечение медицины - 98. Доклады 5-го Международного форума. Турция, 1998 г., стр.6-11.

  2. Буравков С.В., Григорьев А.И. Основы телемедицины. - М.: Фирма Слово. - 2001.

  3. Беликов Т.П., Лапшин В. В. Системы архивирования и передачи медицинских изображений (PACS). Медицинская радиология и радиационная безопасность. 1994, Т 39, № 2. С. 66-72.

  4. Григсби Д., Сандерс Д.Х. Телемедицина: уровень развития и перспективы. Международный журнал медицинской практики. 1999, № 3, стр. 52-56.

  5. Григорьев А.И., Саркисян А.Э. Шаги к медицине будущего. Компьютерные технологии в медицине. 1996, № 2, стр.14-18.

  6. Емелин И.В. О стандартах электронного обмена медицинскими документами. Компьютерные технологии в медицине. № 1, 1996г., стр.44-48.

  7. Кевин Вудвард. Информационные системы и реформа здравоохранения в России. Компьютерные технологии в медицине. № 1, 1997г., стр.26-29.

  8. Кувакин В.И., Иванов А.Ю., Лядов В.Р. Принципы и пути построения информационной инфраструктуры военной медицины на основе индивидуальных носителей информации. Материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1995 г., стр.68-69.

  9. Лях Ю.Е., Владзимирский А.В. Введение в телемедицину. Серия «Очерки медицинской и биологической информатики». - Донецк: ООО «Лебедь», 1999.

  10. Медведев О.С., Кербиков О.Б. Телемедицина: технология будущего или возможность повысить уровень медицинского обслуживания уже сегодня. Компьютерные технологии в медицине. № 2, 1997 г., стр. 88 – 89.

  11. Медведев О.С., профессор, д.м.н., декан факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В.Ломоносова

  12. Материалы к статье о субрегиональном семинаре по телемедицине. О. Орлов, газета «Медицинский вестник» N1, 2000г.

  13. Новиков Л.А., Фургал С.М., Белевитин Л.Б., Корсун К.Ю. Телемедицина в Российской военно – медицинской Академии г. Санкт –Петербурга. Компьютерные технологии в медицине. № 3, 1997 г., стр. 73.

  14. Новые компьютерные технологии в медицине. Журнал «Главный врач» №3 – 97 стр. 8 – 10.

  15. Оказание медицинской помощи остро нуждающимся: возможности применения телекоммуникационных технологий. MacGeeR., TangalosE.G.

  16. Региональная система телемедицины. Лесничев А.Г., Панов А.Н., Герасименко И.Н., Акулов И.В., Беляков В.А.

  17. Российской телемедицине – быть. Олег Орлов, Еженедельник PCWeek RE, 1999, N48.

  18. Сагайдак В.В. Опыт внедрения автоматизированной информационной системы онкологических больных. Информационные технологии и интеллектуальное обеспечение медицины - 98. Доклады 5-го Международного форума. Турция, 1998 г., стр.34-35.

  19. Телемедицина. Новые информационные технологии на пороге XXI века. Под ред. проф. Р.М.Юсупова и проф. Р.И. Полонникова. - Санкт-Петербург. -ТОО Издательство «Анатолия». - 1998. - 488 с.

  20. Телемедицина - настоящее и будущее. Журнал «Главный врач» №3 – 97 стр. 11 – 15 .

  21. Телемедицина приходит в Россию с небес. Сергей Бобровский. Компьютерная неделя N37 (111) от 23/9/1997

  22. Телемедицина: уровень развития и перспективы. Д.Григсби, Д.Х.Сандерс

  23. Телемедицина: определение, основные направления и история развития

  24. Телемедицина. Домашняя телемедицина. В.П. Черников, УИЦ КБМ, Москва

  25. Телемедицина – Развитие и проблемы. Конференция ИОЛ – 99. Секция «Интернет и здравоохранение». Р.И.Полонников, Р.М.Юсупов

  26. Telemedicine Resourses and Services: American Telemedicine Association// The Univ. of Texas at Austin.-1994.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета

Анкетирование медицинских работников

1 блок

  1. Вы знаете телемедицину?

А) да

Д) нет

2 блок

  1. Как вы получаете информацию о телемедицинских технологиях? Источники:

А) из СМИ

Б) из устных источников (бесед)

В) из интернета, специализированных литератур и др.

Г) из др. районов РС(Я)

  1. Как вы думаете развития телемедицины и внедрения информационных технологий в здравоохранение РС (Я) перспективно ли?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь

4.В каких областях применяют телемедицину?

А) применение телемедицины на дистанционные консультации больных.

Б) применение телемедицины во время сложных операций с целью обслуживания спорных вопросов.

В) использование телемедицинских технологий для повышения квалификаций врачей.

Г) внедрение новых информационных технологий в процессе обучения студентов.

Д) проведения видеоконференций.

5.В каких телемедицинских технологиях участвовали в своей работе?

А) видеоконфекренций

Б) телеконсультаций

В) электронные истории болезней

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета

Анкетирование пациентов

1 блок

  1. Вы знаете телемедицину?

А) детальное представление

Б) приблизительное понимание

В) ничего не знали

2 блок

  1. Как вы получаете информацию о телемедицинских технологиях? Источники:

А) из СМИ

Б) из устных источников (бесед)

В) из интернета, специализированных литератур и др.

Г) не знали о телемедицине ничего

  1. Где применяют телемедицину?

А) на дистанционные консультации больных.

Б) для повышения квалификации врачей.

В) внедрение новых информационных технологий в процессе обучения студентов.

Просмотров работы: 6730