ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ПСИХОВЕГЕТАТИВНОГО СТАТУСА У ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ ПОЧЕК - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ПСИХОВЕГЕТАТИВНОГО СТАТУСА У ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ ПОЧЕК

Шерстнев Д.Г. 1, Елизарова С.Ю. 1, Сидорович О.В. 2
1ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России,кафедра факультетской педиатрии
2ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра факультетской педиатрии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. Изучение нервно-психического развития и качества жизни больных с различной соматической патологией, в последние годы получили широкое распространение не только за рубежом, но и в России.

Цель исследования: оценить качество жизни и особенности психовегетативного статуса детей с хронической болезнью почек.

Материал и методы. Было обследовано 43 ребенка, находящихся на обследовании и лечении в клинике факультетской педиатрии 3 ГКБ им С.Р.Миротворцева с хронической болезнью почек, диагноз подтвержден снижением СКФ (снижение клубочковой фильтрации), рассчитанным по формуле Шварца. Для исследования качества жизни детей использован опросник PedsQLTM 4.0. Данный опросник включает анкеты для детей 4 возрастных групп (2‐4 года, 5‐7 лет,8‐12 лет и 13‐18 лет) и их родителей. Ответы на вопросы представлены в виде шкал Ликерта. После проведения шкалирования результаты оценки выражают в баллах от 0 до 100 по каждой из четырех шкал опросника.

Исследование психофизиологического статуса (ПФС) проводилось на компьютерном комплексе «НС-Психотест» (ООО «Нейрософт», Россия, Иваново).

Использовались методики: 1Шкала эмоциональной возбудимости (ШЭВ) (модификация Рукавишникова). 2. Методика САН (самочувствие, активность, настроение) в адаптации А. Гончарова. 3. Тест Люшера.

Результаты и обсуждение. По данным цветового теста Люшера у 31 (75%) ребенка с ХБП выявлен высокий уровень тревожности, у 11 (25%) средний уровень тревожности. У 88% детей установлен психологический дискомфорт, который связан c невротическим расстройством, связан с чрезмерной эмоциональной активностью и возбудимостью, у 12% дискомфорт связан с негативизмом, агрессивностью и раздражительностью, вызванным отсутствием доверием к окружающим.

82% обследуемых нуждаются в покое и отдыхе.

По данным методики «Шкала эмоциональной возбудимости» у 26(62%) отмечается высокий уровень эмоциональной возбудимости, низкие адаптационные возможности психологической сферы, низкая стрессоустойчивость, высокий риск развития невроза.

Лишь у 38 % обследуемых низкий уровень эмоциональной возбудимости, высокие адаптационные возможности и высокая стрессоустойчивость.

У 80 % опрошенных больных выявлено благоприятное состояние по шкале САН.

По мнению детей, наблюдается снижение физического функционирования на 56,5%, эмоционального функционирования на 32% , снижение социального функционирования в 57% случаев, однако, снижение учебной деятельности наблюдается у 25% опрошенных больных. В целом снижение показателей функционирования составляют 44,2% (около половины группы пациентов). Родители детей с ХБП, по результатам опроса, считают, что у их детей наблюдается снижение физического функционирования на 45,4%, эмоционального функционирования в 22,5% случаев, социального функционирования в 42,5% случаев, а вот снижение учебной деятельности наблюдается лишь у 15% опрошенных родителей. В целом снижение функционирования наблюдается в 31,4% случаев.

Выводы: у детей с ХБП отмечается особенности психовегетативного статуса, что необходимо учитывать в лечении и реабилитации таких больных. Качество жизни детей с ХБП имеет снижение примерно в 50% случаев. Родители недостаточно глубоко оценивают снижение качества жизни своих детей. Необходимо провести разъяснительные работы с родителями, для улучшения качества жизни детей с ХБП и консультация психолога.

Просмотров работы: 946