СРАВНЕНИЕ УРОВНЕЙ ДЕПРЕССИИ И ТРЕВОГИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ПЯТОГО КУРСОВ БГМУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СРАВНЕНИЕ УРОВНЕЙ ДЕПРЕССИИ И ТРЕВОГИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ПЯТОГО КУРСОВ БГМУ

Батыров М.А. 1
1Башкирский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы. Актуальность и важность выявления депрессивных и тревожных настроений у студентов обусловлена темпом и напряженностью учебы, что предъявляет повышенные требования к компенсаторным механизмам психики, срыв которых приводит к социальным и психологическим конфликтам и к стрессу. По уровню распространенности тревожно-депрессивные расстройства занимают первое место среди психических расстройств и встречаются в 10-12% в общей популяции; 4% населения страдает хроническими формами данного типа патологии [6]. Депрессивные и тревожные расстройства служат факторами риска развития различных форм химической зависимости, утяжеляют течение сопутствующих соматических заболеваний, приводят к суициду [2].

Цели исследования: оценить и сравнить уровни тревоги и депрессии у студентов первого и пятого курса БГМУ.

Материалы и методы. В Башкирском Государственном Медицинском Университете студентам первого и пятого курса было проведено тестирование по Госпитальной шкале тревоги и депрессии и шкале депрессии Бека. Всего приняли участие 82 студента, из них 46 (56,1%) студентов 1 курса, среди которых 32 (69,6%) девушки и 14 (30,4%) юношей; и 36 (43,9%) студентов 5 курса, среди которых 25 (69,4%) девушек и 11 (30,6%) юношей.

Оценка уровня тревоги и депрессии проводилась на добровольной основе и анонимно.

На первом этапе было проведено тестирование по вышеперечисленным шкалам после предварительного инструктирования, в которое входило объяснение того, каким образом следует отвечать на вопросы и вычислять результаты, а также шифровать свои работы.

Вторым этапом была обработка результатов тестирования и сопоставление оценок по Госпитальной шкале тревоги и депрессии и шкале Бека. Тесты проводились по специальным опросникам, составленным на основе оригинальных шкал.

На третьем этапе была составлена электронная таблица для сравнения уровня депрессивных и тревожных расстройств у студентов первого и пятого курса. Настоящее исследование проведено в рамках работы по Государственному Контракту БГМУ и Министерства Образования и науки Российской Федерации №П1256. Мы планируем его продолжить с включением в выборку большего количества студентов. Для статистического анализа использовались электронные таблицы Microsoft Excel XP.

Результаты и обсуждение

По результатам Госпитальной шкалы тревоги и депрессии выявлено, что среди студентов первого курса тревоги нет у 25 (54,3%) студентов, повышенная тревога - у 13 (28,3%), клинически значимая тревога - у 8 (17,4%); депрессии нет у 40 (86,9%), повышенные показатели депрессии - у 6 (13,1%), клинически значимая депрессия не выявлена. Среди студентов пятого курса отсутствие тревоги показано у 16 (44,4%) студентов, повышенная тревога - у 12 (33,3%), клинически выраженная тревога - у 8 (22,2%); отсутствие депрессии - у 31 (86,1%), повышенные показатели депрессии - у 3 (8,3%), клинически значимая депрессия - у 2 (5,6%).

По результатам опросника Бека среди студентов первого курса депрессии не выявлено у 19 (41,3%), легкая депрессия – у 16 (34,8%), умеренно выраженная депрессия – у 7 (15,2%), выраженная - у 4 (8,7%), тяжелая депрессия не выявлена. Среди пятикурсников нормальные значения по тесту Бэка получены у 24 (66,7%), легкая депрессия – у 6 (16,7%), умеренно выраженная – у 1 (2,8%), выраженная – у 4 (11,1%), тяжелая – у 1 (2,8%). Значимых различий по уровням депрессии и тревоги между первым и пятым курсом пока не выявлено (p>0.05), что может быть связано с малой выборкой исследования. В то время как по данным литературы повышенная склонность к депрессии выявляется у студентов первого курса, что объясняется напряжением компенсаторных механизмов нервно-психической регуляции, с последующим истощением их на старших курсах [1]. Также имеются литературные данные о том, что у студентов 1 курса отмечается более высокий уровень тревоги в отличие от старших курсов [3].

Таблица 1

Соотношение показателей уровня депрессии и тревоги по результатам Госпитальной шкалы тревоги и депрессии

Курс обучения

Тревога

Депрессия

Норма

Повышенная

Клинически значимая

Норма

Повышен

ная

Клинически значимая

%

Абс.

%

Абс

%

Абс

%

Абс.

%

Абс

%

Абс

1 курс

n=46

54,3

25

28,3

13

17,4

8

8

6,9

40

13,1

6

0

0

5 курс n=36

44,4

16

33,3

12

22,2

8

86,1

31

8,3

3

5,6

2

Таблица 2

Соотношение показателей уровня депрессии по результатам шкалы Бека

Курс обучения

Норма

Легкая депрессия

Умеренная депрессия

Выраженная депрессия

Тяжелая депрессия

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

1 курс

n=46

41,3

19

34,8

16

15,2

7

8,7

4

0

0

5 курс

n=36

66,7

24

16,7

6

2,8

1

11,1

4

2,8

1

По результатам работ ряда исследователей получены следующие данные. В Рязанском Государственном университете им. С.А. Есенина соотношение частоты встречаемости между невротическими расстройствами (с тревожной и депрессивной симптоматикой) изменяется от значительного преобладания на первом курсе, до несущественного превалирования – на четвертом году обучения. Первокурсники характеризуются высоким уровнем тревоги [3]. По данным исследования в Харьковском государственном медицинском университете удельный вес тревожных и депрессивных нарушений наиболее высок на первом курсе и постепенно снижается, изменяясь по структуре на последующих. Выявленные аффективные расстройства на первом курсе преимущественно представлены субклиническими тревожными и депрессивными симптомокомплексами, в то время как на четвёртом и шестом — количественно преобладает группа риска (в плане развития тревожной и депрессивной симптоматики). Доля клинически очерченных аффективных нарушений на первом курсе значительно превышает соответствующие показатели студентов старших курсов [5]. В Сибирском Государственном медицинском университете выявлен высокий процент лиц с клинически значимым уровнем тревоги среди студентов лечебного и педиатрического факультетов [4]. Оценка депрессии студентов Сибирского государственного индустриального университета показала, что основная масса респондентов в процессе обучения не испытывает депрессии, причем с возрастом склонность к ней у студентов снижается [4]. В ходе нашего исследования также выявлена тенденция к высокому уровню депрессии у студентов первого курса, и к более высокому уровню тревоги у студентов пятого курсов, не достигшая уровня статистической достоверности.

Выводы.

1. Статистически значимых различий в результатах исследования тревоги и депрессии между группами студентов первого и пятого курса не выявлено, что может быть связано с малой выборкой исследования.

2. По результатам Госпитальной шкалы тревоги и депрессии наблюдается тенденция к более высокому уровню тревоги на пятом курсе, что находит отражение в работах других исследователей.

3. По результатам обеих шкал выявляется тенденция к более высокому уровню депрессии на первом курсе, что также отражено в подобных исследованиях других авторов.

Список использованной литературы.

Бреславцева М.Е., Филиппенко И.И. «Исследование уровня депрессивного состояния студентов старших курсов» Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса г.Шахты,2011

Буйлов В., Куропорова Г., Сенаторова Н. «Нервно-психическое состояние студентов как валеологическая проблема». Высшее образование в России.2012,№4

Краева А.С. «Изучение невротический реакций у студентов в сессионный период» ГОУ ВПО Рязанский государственный университет им.С.А. Есенина,2012

Проскурякова Л.А. «Здоровьесбережение в системе высшего образования». Здоровье студента,2012,с.80-83

Хватова М.В., Дьячкова Е.С. «Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения».,2013

Х.Ван Энгеланд, А.Г.Гофман, В.П. Котов, В.Н. Краснов, Т.С. Мельникова, Б.К.М. РААС, О.Д. Сосюкало, М.Г. Узбеков, А.Б. Холмогорова, А.Б. Шмуклер под редакцией И.Я. Гуровича « Социальная и клиническая психиатрия», том 17 выпуск 2, Москва, 2011, с. 38-42

Просмотров работы: 1829