Цели исследования: оценить и сравнить уровни тревоги и депрессии у студентов первого и пятого курса БГМУ.
Материалы и методы. В Башкирском Государственном Медицинском Университете студентам первого и пятого курса было проведено тестирование по Госпитальной шкале тревоги и депрессии и шкале депрессии Бека. Всего приняли участие 82 студента, из них 46 (56,1%) студентов 1 курса, среди которых 32 (69,6%) девушки и 14 (30,4%) юношей; и 36 (43,9%) студентов 5 курса, среди которых 25 (69,4%) девушек и 11 (30,6%) юношей.
Оценка уровня тревоги и депрессии проводилась на добровольной основе и анонимно.
На первом этапе было проведено тестирование по вышеперечисленным шкалам после предварительного инструктирования, в которое входило объяснение того, каким образом следует отвечать на вопросы и вычислять результаты, а также шифровать свои работы.
Вторым этапом была обработка результатов тестирования и сопоставление оценок по Госпитальной шкале тревоги и депрессии и шкале Бека. Тесты проводились по специальным опросникам, составленным на основе оригинальных шкал.
На третьем этапе была составлена электронная таблица для сравнения уровня депрессивных и тревожных расстройств у студентов первого и пятого курса. Настоящее исследование проведено в рамках работы по Государственному Контракту БГМУ и Министерства Образования и науки Российской Федерации №П1256. Мы планируем его продолжить с включением в выборку большего количества студентов. Для статистического анализа использовались электронные таблицы Microsoft Excel XP.
Результаты и обсуждение
По результатам Госпитальной шкалы тревоги и депрессии выявлено, что среди студентов первого курса тревоги нет у 25 (54,3%) студентов, повышенная тревога - у 13 (28,3%), клинически значимая тревога - у 8 (17,4%); депрессии нет у 40 (86,9%), повышенные показатели депрессии - у 6 (13,1%), клинически значимая депрессия не выявлена. Среди студентов пятого курса отсутствие тревоги показано у 16 (44,4%) студентов, повышенная тревога - у 12 (33,3%), клинически выраженная тревога - у 8 (22,2%); отсутствие депрессии - у 31 (86,1%), повышенные показатели депрессии - у 3 (8,3%), клинически значимая депрессия - у 2 (5,6%).
По результатам опросника Бека среди студентов первого курса депрессии не выявлено у 19 (41,3%), легкая депрессия – у 16 (34,8%), умеренно выраженная депрессия – у 7 (15,2%), выраженная - у 4 (8,7%), тяжелая депрессия не выявлена. Среди пятикурсников нормальные значения по тесту Бэка получены у 24 (66,7%), легкая депрессия – у 6 (16,7%), умеренно выраженная – у 1 (2,8%), выраженная – у 4 (11,1%), тяжелая – у 1 (2,8%). Значимых различий по уровням депрессии и тревоги между первым и пятым курсом пока не выявлено (p>0.05), что может быть связано с малой выборкой исследования. В то время как по данным литературы повышенная склонность к депрессии выявляется у студентов первого курса, что объясняется напряжением компенсаторных механизмов нервно-психической регуляции, с последующим истощением их на старших курсах [1]. Также имеются литературные данные о том, что у студентов 1 курса отмечается более высокий уровень тревоги в отличие от старших курсов [3].
Таблица 1
Соотношение показателей уровня депрессии и тревоги по результатам Госпитальной шкалы тревоги и депрессии
Курс обучения |
Тревога |
Депрессия |
||||||||||
Норма |
Повышенная |
Клинически значимая |
Норма |
Повышен ная |
Клинически значимая |
|||||||
% |
Абс. |
% |
Абс |
% |
Абс |
% |
Абс. |
% |
Абс |
% |
Абс |
|
1 курс n=46 |
54,3 |
25 |
28,3 |
13 |
17,4 |
8 |
8 6,9 |
40 |
13,1 |
6 |
0 |
0 |
5 курс n=36 |
44,4 |
16 |
33,3 |
12 |
22,2 |
8 |
86,1 |
31 |
8,3 |
3 |
5,6 |
2 |
Таблица 2
Соотношение показателей уровня депрессии по результатам шкалы Бека
Курс обучения |
Норма |
Легкая депрессия |
Умеренная депрессия |
Выраженная депрессия |
Тяжелая депрессия |
|||||
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
|
1 курс n=46 |
41,3 |
19 |
34,8 |
16 |
15,2 |
7 |
8,7 |
4 |
0 |
0 |
5 курс n=36 |
66,7 |
24 |
16,7 |
6 |
2,8 |
1 |
11,1 |
4 |
2,8 |
1 |
По результатам работ ряда исследователей получены следующие данные. В Рязанском Государственном университете им. С.А. Есенина соотношение частоты встречаемости между невротическими расстройствами (с тревожной и депрессивной симптоматикой) изменяется от значительного преобладания на первом курсе, до несущественного превалирования – на четвертом году обучения. Первокурсники характеризуются высоким уровнем тревоги [3]. По данным исследования в Харьковском государственном медицинском университете удельный вес тревожных и депрессивных нарушений наиболее высок на первом курсе и постепенно снижается, изменяясь по структуре на последующих. Выявленные аффективные расстройства на первом курсе преимущественно представлены субклиническими тревожными и депрессивными симптомокомплексами, в то время как на четвёртом и шестом — количественно преобладает группа риска (в плане развития тревожной и депрессивной симптоматики). Доля клинически очерченных аффективных нарушений на первом курсе значительно превышает соответствующие показатели студентов старших курсов [5]. В Сибирском Государственном медицинском университете выявлен высокий процент лиц с клинически значимым уровнем тревоги среди студентов лечебного и педиатрического факультетов [4]. Оценка депрессии студентов Сибирского государственного индустриального университета показала, что основная масса респондентов в процессе обучения не испытывает депрессии, причем с возрастом склонность к ней у студентов снижается [4]. В ходе нашего исследования также выявлена тенденция к высокому уровню депрессии у студентов первого курса, и к более высокому уровню тревоги у студентов пятого курсов, не достигшая уровня статистической достоверности.
Выводы.
1. Статистически значимых различий в результатах исследования тревоги и депрессии между группами студентов первого и пятого курса не выявлено, что может быть связано с малой выборкой исследования.
2. По результатам Госпитальной шкалы тревоги и депрессии наблюдается тенденция к более высокому уровню тревоги на пятом курсе, что находит отражение в работах других исследователей.
3. По результатам обеих шкал выявляется тенденция к более высокому уровню депрессии на первом курсе, что также отражено в подобных исследованиях других авторов.
Список использованной литературы.
Бреславцева М.Е., Филиппенко И.И. «Исследование уровня депрессивного состояния студентов старших курсов» Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса г.Шахты,2011
Буйлов В., Куропорова Г., Сенаторова Н. «Нервно-психическое состояние студентов как валеологическая проблема». Высшее образование в России.2012,№4
Краева А.С. «Изучение невротический реакций у студентов в сессионный период» ГОУ ВПО Рязанский государственный университет им.С.А. Есенина,2012
Проскурякова Л.А. «Здоровьесбережение в системе высшего образования». Здоровье студента,2012,с.80-83
Хватова М.В., Дьячкова Е.С. «Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов разных специальностей в процессе обучения».,2013
Х.Ван Энгеланд, А.Г.Гофман, В.П. Котов, В.Н. Краснов, Т.С. Мельникова, Б.К.М. РААС, О.Д. Сосюкало, М.Г. Узбеков, А.Б. Холмогорова, А.Б. Шмуклер под редакцией И.Я. Гуровича « Социальная и клиническая психиатрия», том 17 выпуск 2, Москва, 2011, с. 38-42