«ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ ОБЩЕНИИ С ПАЦИЕНТАМИ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

«ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ ОБЩЕНИИ С ПАЦИЕНТАМИ В МЕДИЦИНСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Федулова М.Г., Большедворская Е.Г.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблеме медицинской этики и деонтологии посвящено большое количество работ, рассматривающих взаимоотношения медицинского работника и больного, медицинского работника и общества, а также отношения медицинских работников. Взаимоотношения медицинского работника и больного охватывают целый комплекс морально-этических, психологических и нравственных проблем, с которыми медицинской сестре приходится постоянно сталкиваться и находить единственный правильный ответ. Поэтому человек, решивший посвятить себя медицине, должен не только освоить эту профессию, но и обладать особым умением общаться с людьми, реагировать на чужую боль, быть готовым всю жизнь неутомимо бороться за здоровье человека.

Для общества совсем не безразлично, кто изберет себе профессию медицинского работника и как он выполняет моральный долг, налагаемый на него этой профессией. С развитием общества менялось положение медицинского работника в нем, возрастали его престиж и авторитет, столь необходимые для осуществления профессиональной деятельности, изменялись также требования к медицинскому работнику и здравоохранению в целом.

Труд медицинских сестер как специфическое общественное явление имеет свои особенности. Главными целями профессиональной деятельности медицинской сестры являются: уход за пациентами, облегчение их страданий, восстановление и укрепление их здоровья, предупреждение болезней. Для реализации указанных целей медицинская сестра должна соблюдать следующие этические принципы:

1.         Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав

2.         Принцип-«не навреди!»

3.         Уважение прав пациента

4.         Право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него

5.         Право пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь

6.         Уважение к своей профессии

7.         Профессиональная компетентность

8.         Обязанность хранить профессиональную тайну

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Актуальность темы. В современных условиях, когда общественность, средства массовой информации подвергают медицину и, прежде всего ее практическую деятельность негативной критике, когда раздаются голоса о кризисе доверия к медицине, падении престижа медицинской деятельности и т. п., проблемы этики и деонтологии в медицине, проблемы нравственности профессии медицинского работника приобретают особую остроту и актуальность.

Основной задачей модернизации здравоохранения является обеспечение оказания качественной и доступной медпомощи населению, современному обществу нужны медицинские сестры, сочетающие в себе прочные профессиональные знания с нравственными принципами медицинской профессии.

Цель исследования: Исследование уровня общительности, коммуникативных способностей медицинской медсестры,оценки  взаимоотношения «медицинская сестра - пациент», выявление закономерностей, способствующие эффективному общению пациента с медицинскими сестрами.

Задачи исследования:

1.      Изучить уровень общительности, коммуникативных способностей медицинских сестер;

2.      Выявить оценку взаимоотношений «медицинская сестра- пациент».

3.      Анализировать результаты, сделать выводы.

4.      Разработать рекомендации, памятки для медицинских сестер, способствующие к эффективному общению с пациентами.

Объект исследования: медицинские сестры отделений хирургии, неотложной терапии, эндокринологии, нейрохирургии ГБУ РС (Я) РБ №2-ЦЭМП и пациенты, находящиеся на  стационарном лечениив отделениях эндокринологии, хирургии, нейрохирургии, неотложной терапии и неотложной кардиологии.

Метод исследования: выявление методомВ.Ф. Ряховскогодля диагностикиуровняобщительности, коммуникативных способностей медицинских сестер; методом анкетирования  диагностики взаимоотношений «медсестра-пациент»

Практическая значимостьРазработка рекомендации, памяткидля медицинских сестердля эффективного общения спациентомв медицинских учреждениях.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Среди 25 медицинских сестер РБ №2-ЦЭМП была проведено анкетирование из 8 вопросов (приложение №1). Среди опрошенных медицинских сестер составлен стаж работы в медицинском учреждении:

      До 3 лет - 8 (32%)

      3-5 лет - 6 (24%)

      5-10 лет - 2 (8%)

      10-20 лет - 7 (28%)

      20 лет и более - 2 (8%)

25 (100%) опрошенных медсестер довольны своей работой.

На вопрос, «какие трудности возникают при общении с пациентом» большинство респондентов 24 (96%) ответили, что трудности при общении с пациентом не возникают, и только 1 (4%) медсестра отметила, что трудности возникают, если пациент агрессивен и поступил в отделение в нетрезвом состоянии.

Трудовая нагрузка на рабочем месте у 10 (40%) респондентов - нормальная, ощущают значительную перегрузку 13 (52%) медсестер, а 2 (8%) затруднились ответить.

25 (100%) медсестер в своей профессиональной деятельности всегда руководствуются принципами профессиональной этики и медицинской деонтологии.

У 20 (80%) опрошенных медсестер никогда не возникали моменты профессиональной деформации, а у 5 (20%) иногда случались конфликтные ситуации.

На вопрос «как Вы справляетесь со стрессами» медицинские сестры слушают музыку - 6 (24%), тренинг - 6 (24%), читают - 5 (20%), у остальных 13 (52%) стрессовых ситуаций не было, они отмечают, что отдыхают и работают, работа помогает им не выплескивать свои эмоции.

Для развития реализации медицинской этики и деонтологии, 22 (88%) респондентов предлагают проводить семинары и конференции, 2 (8%) - издание буклетов и периодичных изданий, круглый стол с ведущими специалистами из разных стран - 1 (4%).   

Для исследования уровня общительности было проведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие 25 медицинских сестер отделений РБ №2-ЦЭМП. В исследование использовалась методика определения общего уровня общительности В.Ф. Ряховского(приложение №3). Был предложен тест, состоящий из 16 вопросов, который содержал возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы респондентам необходимо было, используя три варианта ответов - "да", "иногда" и "нет". По итогамисследования:

5 (20%) - общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно, новые проблемы их не пугают. И все же с новыми людьми сходится с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно.

4 (16%) - люди с нормальной коммуникабельностью. Любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения, не любят шумных компаний.

9 (36%) -общительны, любопытны, любят высказываться по разным вопросам, что, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить.

7 (28%) -любят принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у них мигрень или даже хандру. Всюду чувствуют себя в своей тарелке. Берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно довести его до конца.

Для выявления оценки взаимоотношений«пациент-медсестра»среди пациентов отделений ГБУ РС (Я) РБ№2-ЦЭМП (хирургия, эндокринология, нейрохирургия, неотложная терапия, неотложная кардиология) был проведен опрос методом анкетирования, состоящий из 10 вопросов(приложение №3). В данном исследовании приняли участие 30 человек, находящиеся на стационарном лечении.

Возраст опрошенных пациентов составляет:

      до 30 лет - 7 (23%)

      30-39 лет - 3 (10%)

      40-49 лет - 4 (14%)

      50-59 лет - 7 (23%)

      60 лет и старше -9 (30%)

Из 30 опрошенных, 4 (14%) респондента ответили, что не удовлетворены качеством работы медицинской сестры, а 26 (86%) - да.

На вопрос общаетесь ли вы с другими пациентами, большинство опрошенных 27 (90%) ответили «да», 3 (10%) пациента ответили «нет».

К 9 (30%) пациентам медсестры обращаются по имени и отчеству, к 8 (26%) обращаются только по фамилии, к 13 (44%) - по фамилии или по имени и отчеству.

На вопрос «Объясняют ли медсестры правила приема лекарственных средств» большинство респондентов 23 (77%) ответили «да», у 4 (13%) объясняют, если пациент спрашивает наименование препарата и назначение, а 3 (10%) респондента ответили, что не объясняют (при этом объяснили, что полностью доверяют медицинским сестрам, т.к. они выполняют строго все назначения врача).

При поступлении в отделение медсестры ознакомили с режимом отделения среди опрошенных 26 (87%) пациентов, а 4 (13%) респондента ответили, что их не ознакомили в связи с тем, что они поступили в бессознательном состоянии.

По мнению17 (57%) респондентов медицинские сестры соблюдают принципы профессиональной этики и деонтологии  при осуществлении сестринского ухода, но как отмечают, 13 (43%) иногда они нарушают медицинскую деонтологию и повышают голос. 

19 (63%) пациентов считают, что общение с медсестрой значительно влияет на восстановление здоровья, они также отмечают, что к работе медсестры претензий не имеют - медсестры относятся хорошо. По мнению 9 (30%) респондентов, общение с медсестрой не оказывает благотворное влияние на восстановления здоровья, 2 (7%) затруднились ответить на данный вопрос.

На вопрос, какими качествами должна обладать медицинская сестра XXI века, респонденты отметили такие качества, как доброта-11 (36%), чуткость-2 (6%), ответственность-10 (34%), милосердие и внимательность - 7 (24%), также все 30 (100%) отвечают, что каждая медсестра должна обладать терпением.

ВЫВОДЫ

1.    В системе взаимоотношений «медсестра - пациент» большое значение имеет индивидуальный стиль работы медицинской сестры. Основными качествами, которыми должна обладать хорошая медсестра, являются знание, умение, нежность, ласковость, сострадание, милосердие, безграничное терпение, ответственность и вежливость.

2.    Огромные нагрузки на медсестру в ходе выполнения ею своих профессиональных обязанностей не всегда позволяют проявить нужные качества в должной степени.

3.    Личность медицинской сестры, метод ее работы, умение обращаться с больными, владение техникой эффективного общения с пациентами - все это должно служить лекарством, оказывать исцеляющее действие.

4.    Важнейшими качествами медицинской сестры считаются: уважительное отношение и стремление помогать, внимание и терпимость, доброта, вежливость и душевность. Немаловажную роль играют - внешний вид, выражение лица, речь медсестры.

5.    В условиях медицинского учреждения взаимоотношения «медсестра-пациент» определяет чувство доверия, наличие конструктивных отношений.

6.    Медицинская сестра должна учитывать и найти индивидуальный подход к каждому пациенту, обращаться по имени и отчеству, подробно информировать пациента о правилах приема лекарственных средств.

7.    При поступлении пациента в медицинское учреждение медсестра знакомит со структурой больницы и режимом отделения.

8.    Необходимо соблюдать нормы медицинской этики и деонтологии при осуществлении сестринского ухода за пациентами.

9.    Для предупреждения профессиональной деформации у медсестер необходимо уметь справляться со стрессами.

Рекомендации медицинским сестрам для эффективного общения с пациентами в медицинских учреждениях:

1.      индивидуальный подход к каждому пациенту, обращаться по имени и отчеству, подробно информировать пациента о правилах приема лекарственных средств.

2.      Необходимо быть внимательным, выявить проблемы пациента

3.      Избегать употребления медицинских терминов.

4.      соблюдать нормы медицинской этики и деонтологии при осуществлении сестринского ухода за пациентами.

5.      уважительное отношение и стремление помогать, внимание и терпимость, доброта, вежливость и душевность. Немаловажную роль играют - внешний вид, выражение лица, речь медсестры.

6.      При общении стараться поднять настроение, вызвать доброжелательность, проявлять внимательность и интерес к проблемам.

7.      При уходе за пациентом необходимо быть особенно тактичными, постоянно напоминая о времени приема лекарств.

8.      Для профилактики профессиональной деформаций у медсестер необходимо уметь справляться со стрессами, конфликтными ситуациями.

Таким образом, для эффективного общения медицинской сестры с пациентами необходимо соблюдать этико-деонтологические аспекты в своей профессиональной деятельности.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Использованная литература:

1.    Основы сестринского дела : учеб.для студ. сред. проф. учеб. заведений / | И.X. Аббясов, С.И. Двойников, Л. А. Карасева и др.] ; под ред. С.И. Двойникова. - М. : Издательский центр ≪Академия≫, 2007. - 336 с.

2.    Силуянова, И. В. Биоэтика в России : ценности и законы / И. В. Силуянова. - М.: Грантъ, 2001. - С. 192 с. 

3.    Хетагурова, А. К. Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры / А. К. Хетагурова. - М.: Медицинский проект, 2008. - 72 с. - (В помощь практикующей мед.сестре). 

4.    Яровинский, М. Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика) : учеб.пособие / М. Я. Яровинский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 2004. - 528с.

5.     Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии / JI. И. Кулешова, Е. В. Пустоветова ; под ред. В. В. Морозова. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 733 с. : ил.

6.     Актуальные аспекты модернизации здравоохранения в развитии сестринского дела в РС (Я): материалы Всерос науч.-практ.конф., г.Якутск, 16-17 июня 2011 г./ М-во здравоохранения Респ.Саха (Якутия), Ассоц. Средних мед работников Респ.Саха (Якутия), Гос.бюдж.образоват.учреждение «Якут.базовыймед.колледж»; [сост.: А.В. Яковлева, С.Г. Васильева, Н.Н. Грязнухина; редкол.: Л.И.Вербицкая и др.]. - Якутск, 2011. - 268 с.

7.    Актуальные вопросы развития сестринского дела в РС (Я): материалы Всерос науч.-практ.конф. (г.Якутск, 16-17 июня 2009 г.) / сост.: А.В. Яковлева, С.Г. Васильева, Н.Н. Грязнухина. - Якутск, 2009. - 220 с.

Сайты в интернете:

a.    http://lib.sportedu.ru/Press/FVS/2009N1/p54-63.htm

b.    http://www.med-pravo.ru/

c.    http://www.sisterflo.ru/

d.   http://www.velib.com/read_book/khramova_elena/spravochnik_medsestry_prakticheskoe_rukovodstvo/chast_i_glava_2/

e.    http://larece.ru/?p=10877

f.     http://azps.ru/tests/tests_liri.html

 

 

 

 

Приложение №1

АНКЕТА

 

1.      Стаж работы в отделении                                                                                                                                                                                                                                               

2.      Довольны ли Вы своей работой?

а).    Да

б).    Нет

3.      Какие трудности возникают при общении с пациентом?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

4.      Трудовая нагрузка на рабочем месте

а).    Невысокая

б).    Нормальная

в).    Ощущаю значительную перегрузку

г).    Затрудняюсь ответить

5.      Всегда ли соблюдаете принципы этики и деонтологии в своей профессиональной деятельности                                                                                                                                                                                                                                                                    

6.      Были ли у Вас моменты профессиональной деформации?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

7.      Как Вы справляетесь со стрессами?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

8.      Как Вы думаете, какие мероприятия хотели проводить для развития реализации медицинской этики и деонтологии                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Приложение №2

ТЕСТ В.Ф. РЯХОВСКОГО

 

1.      Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

а).    Да

б).    Иногда

в).    Нет

  1. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

а).    Да

б).    Иногда

в).    Нет

  1. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

а).    Да

б).    Иногда

в).    Нет

  1. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

а).    Да

б).    Иногда

в).    Нет

  1. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

а).    Да

б).    Иногда

в).    Нет

  1. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

а).    Да

б).    Иногда

в).    Нет

  1. Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

а).    Да

б).    Иногда

в).    Нет

  1. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

а).    Да

б).    Иногда

в).    нет

  1. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

а).    Да

б).    Иногда

в).    Нет

  1. Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

а).    Да

б).    Иногда

в).    Нет

  1. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

а).    Да

б).    Иногда

в).    Нет

  1. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

а).    Да

б).    Иногда

в).    Нет

  1. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

а).    Да

б).    Иногда

в).    Нет

  1. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

а).    Да

б).    Иногда

в).    Нет

  1. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

а).    Да

б).    Иногда

в).    Нет

  1. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

а).    Да

б).    Иногда

в).    Нет

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

АНКЕТА

1.      Ваш возраст                                                                                                                       

2.      Удовлетворяют ли качество работы медсестры

а).    Да

б).    Нет

3.      Общаетесь ли Вы  с другими пациентами?

а).    Да

б).    Нет

4.      Обращается ли к вам медицинские сестры  по имени и отчеству?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

5.      Объясняют ли Вам медсестры правила приема лекарственных средств?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

6.      При поступлении в отделение знакомят ли вас медсестры с режимом отделения?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

7.      Соблюдают ли медсестры нормы медицинской этики и деонтологии при осуществлении сестринского ухода?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

8.      Какую характеристику Вы дали бы медсестре вашего отделения: а) сестра-рутинер б) сестра, играющая заученную роль в) тип «нервной» сестры г) тип сестры - мужеподобная, сильная личность д) сестра материнского типа е) сестра-специалист? (подчеркните)

9.      Влияет ли ваше общение с медсестрой на восстановление здоровья?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

10.  Какими качествами должна обладать медсестра XXI века?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Приложение №4

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

«СЕСТРА-ПАЦИЕНТ» СРЕДИ ПАЦИЕНТОВ РБ»2-ЦЭМП

 

 


9. Какими качествами должна обладать медсестра XXI века

Доброта

11

36%

Чуткость

2

6%

Ответственность

10

34%

Милосердие и внимательность

7

24%

терпение

30

100%

Таблица №1

Приложение №5

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

«СЕСТРА-ПАЦИЕНТ» СРЕДИ МЕДСЕСТЕР РБ»2-ЦЭМП


7. Как вы справляетесь со стрессами?

Слушают музыку

6

24%

Тренинг

6

24%

Читают книги

5

20%

Не было стрессов

13

52%

 

Таблица №2

 

Просмотров работы: 17506