НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К СТРЕССУ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К СТРЕССУ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

Комаров С.Д. 1
1Ивановская государственная медицинмская академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Устойчивость к стрессу является важным показателем адаптационных возможностей современного подростка. Это диктуется и большим объемом школьных знаний, которые ему необходимо усвоить, и быстро меняющимися условиями обучения. Кроме того, общество стало все более требовательно к подростку, от него хотят высоких результатов в учебе, инновационной готовности во всех сферах деятельности, оправдания ожидания родителей. А ведь кроме этого, есть и личные планы и устремления формирующегося человека. Он стремится быть принят в коллективе, значим среди друзей, привлекателен для противоположного пола. Понятно, что при таком давлении стресс – это спутник школьника.

Проведя сравнительный анализ научных публикаций, отражающих особенности психики школьников старшего возраста и стрессоустойчивости, нами был выделен ряд наиболее изученных аспектов данного вопроса.

Наибольшее внимание уделяется мотивации учебной деятельности, определения своей профессиональной и социальной принадлежности, а также вопросам межличностных отношений. В первую очередь все внимание старшеклассника, в течении последних двух лет обучения, акцентируется на сдаче итоговых экзаменов, например в форме ЕГЭ. Это является мощным стрессовым фактором, поскольку на плечи подростка ложится прямая ответственность за свое будущее, по крайней мере, его в этом убеждают родители и преподаватели, все это происходит на фоне все более увеличивающихся умственных и физических нагрузок. Несмотря на это большая часть все же оказывается готова к подобного рода трудностям и успешно справляется с ними (Еремина Л.Ю., 2007). Но если учесть, что в этот период, на подростка может оказываться действие множества других посторонних факторов, не связанных с учебной деятельностью, например личных отношений в семье и с окружающими людьми, то возможно изменения со стороны психики

Выбор возможной профессии можно отнести к следующему по значимости аспекту интересов подростка, после сдачи итоговых экзаменов, от этого во многом зависит сможет ли он состояться как личность, на подростка оказывается значительное психологического давление как со стороны родителей, так и со стороны окружающих его преподавателей и сверстников, поэтому очень важно вовремя заметить возможные изменения в психике и попытаться помочь ребенку (Кондаков И.М, 1989).

Интересы старшеклассника не ограничиваются одним лишь выбором своей дальнейшей профессии и сдачей итоговых экзаменов. Нужно помнить, что возраст 15-17 лет, является также временем? когда происходит интенсивное физиологическое и психическое развитие, происходит завершение полового развития. Подросток активно начинает интересоваться окружающими его процессами и людьми, происходит формирование устойчивых моральных принципов, становление личности, поиск себя и другие процессы социализации, что также не может не оставить свой след на психике подростка, она может как укрепиться за счет появления новых источников оказывающих стимулирующее действие, так и пошатнуться.

Этой тематике посвящены работы Л.А.Запорожец (1989),М.И. Волк (1996), Е.В.Саенко (1998),Д.Д. Панкова (2002), Л.И. Аскоченской (2009),Н.П. Кирина Н.П.(2009)

Следующим значимым компонентом в формировании стрессоустойчивости является адекватная ценностная система подростков, структура его мотивационной сферы (Руженская Е.В., 2008) Различная степень влияния факторов может способствовать формированию мотивации доминантного (активность, творчество, высокий уровень притязаний), ситуационного (ориентация на внешние факторы, исполнительскую деятельность) и конформистского (зависимость от окружения, дискомфорт) характера.

Мотивационная сфера, представляющая совокупность мотивов и влияющих на них факторов, может быть различного характера. Среди факторов, формирующих мотивацию, выделяются положительные, отрицательные, внешние, внутренние влияния. Негативная мотивация включает побуждения, связанные с осознанием отрицательных последствий в результате невыполнения каких-либо требований. Мотивация к здоровому образу жизни – совокупность внешних и внутренних мотивов побуждающих к деятельности по сохранению здоровья, а также условий, способствующих реализации здоровьесберегающего поведения (Карасева Т.В., Руженская Е.В, 2013).

Желание повысить стрессоустойчивость – социально правильная мотивация и её формирование – один из самых эффективных путей здоровьесбережения. Как мы помним, любое патологическое состояние всегда проще профилактировать, чем лечить и справляться с уже возникшим клубком последствий стресса.

Таким образом, в современных научных публикациях мы определили несколько направлений изучения адаптации школьников к стрессовым ситуациям. В дальнейшем нами планируется углубленное изучение результатов использования етодик по повышению стрессоустойчивости и формированию стойкой мотивации к сохранению и поддержанию своего здоровья.

Литература

  1. Аскоченская Л.И. Социально-психологические особенности личностного развития подростков и старшеклассников в совместной деятельности поисковых групп : автореферат дис. ... канд. психологических наук : 19.00.05 / Аскоченская Людмила Ивановна; [Место защиты: Кур. гос. ун-т]. - Курск, 2009. - 23 с.

  2. Влияние активности старшихшкольников на устойчивость профессиональных интересов : Метод. рекомендации / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина; [Хвостов К. А.]. - М. : Прометей, 1989. - 20 с.

  3. Волк М.И.Психологическиеособенности общительности старших школьников и студентов: автореферат дис. ... канд. психологических наук: 19.00.11 / Ин-т молодежи. - Москва, 1996. - 24 с.

  4. Еремина Л.Ю.Психологическиеособенности личности школьников и их влияние на успешность сдачи итогового школьного экзамена: на материале ЕГЭ и традиционного экзамена : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Еремина Лариса Юрьевна; [Место защиты: Моск. город. пед. ун-т]. - Москва, 2007. - 28 с.

  5. Запорожец Л.А.Психологическиеособенности развития у подростковобъективного отношения к себе и другим как компонента нравственного поведения : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / АПН СССР НИИ общ. и пед психологии. - Москва, 1989. - 24 с.

  6. Карасева Т.В., Руженская Е.В.Особенности мотивации ведения здорового образа жизни // Проблемы социальной гигиены здравоохранения и истории медицины: М, «Медицина», №5 2013,С.23-24

  7. Кирина Н.П.Психологическиеособенности организованности личности у старших школьников и студентов: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Кирина Надежда Петровна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. -Москва, 2009 - 142 с.

  8. Кондаков И.М. Индивидуально-психологическиеособенностиподростков в выборе профессии : автореферат дис. ... канд. Психол. наук : 19.00.07 / АПН СССР. НИИ общ. и пед. психологии. - Москва, 1989. - 22 с.

  9. Панков Д.Д. Медицинские и психологическиепроблемы школьников-подростков: разговор учителя с врачом / Д.Д. Панков, А.Г. Румянцев, Г.Н. Тростанецкая. - М. : АПК и ПРО, 2002 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). - 237, [1] с. : табл.; 21 см.

  10. Руженская Е.В.Гармонично развитая личность ребенка как ожидаемый результат профилактического направления в сфере охраны психического здоровья детского населения // Формирование гармонично развитой личности ребенка, психолого-педагогический аспект: Сб. науч. тр./под. Ред Карасевой Т.В., Руженской Е.В. – Иваново, Талка, 2008, С.3-9

  11. Саенко Е.В. Социально-психологическиепроблемы девиантного поведения подрост-ков старшего возраста: На материале профилактики правонарушений подростков в сред. шк. : диссерт... канд. сихол. наук : 19.00.05. - Тверь, 1998. - 191 с.

Просмотров работы: 1175