АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Чигрин Е.А. 1, Демьянова Л.М. 1
1Волгодонский институт (филиал) Южного Федерального Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений. В классических исследованиях Г. Селье, а позднее А. Лазаруса было показано, что длительное воздействие стресса приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворенности результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений [1].

Впервые термин «выгорание» (burnout) ввел в начале 70-х гг. прошлого столетия американский психолог Герберт Фрейденбергер в своей статье, опубликованной в «Журнале социальных исследований» (1974 г.). Данный термин относился, прежде всего, к специалистам, работающим в социальной сфере, для которых характерно постоянное межличностное взаимодействие. Г. Фрейденбергер описал выгорание как ухудшение психического и физического самочувствия, как истощение энергии у представителей подобных профессий, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, а также как угасание мотивации и снижение активности на рабочем месте [1].

На сегодняшний день синдром эмоционального выгорания понимается как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющегося в так называемых «помогающих» профессиях (система «человек-человек»). Этот синдром включает в себя три основных составляющих [2]:

1. Психоэмоциональное истощение – чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

2. Деперсонализация или цинизм – циничное отношение к труду и объектам своего труда, бесчувственное, негуманное отношение к клиентам.

3. Снижение самооценки профессиональной эффективности – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Если объединить вместе эти составляющие, то можно выделить основные симптомы эмоционального выгорания. Например, А.Н. Кошелев (2008) и Т.В. Форманюк (1994) приводят следующие психологические симптомы синдрома эмоционального выгорания [1]:

– негативное отношение к работе (устойчивое нежелание работать);

– ощущение бессмысленности своей работы, малозначимости и малорезультативности своей деятельности;

– потеря интереса к профессиональной деятельности;

– пренебрежение исполнением своих обязанностей (поверхностный и формальный подход);

– ощущение бесперспективности своей области профессиональной деятельности;

– абстрагированность и безразличие к происходящему;

– перенесение комплекса отрицательных эмоций на окружающих;

– «ступор» профессиональной деятельности, отсутствие потребности в профессиональном росте и развитии;

– стремление уйти и реализовать себя в другой области.

Анализ литературных источников показал, что главной причиной «выгорания» считается психологическое, душевное переутомление. Утомление– снижение работоспособности, возника­ющее в результате выполнения труда большой тяжести, напряженности или продолжительности и выражающее­ся в количественном и качественном ухудшении его ре­зультатов [3]. К основным организационным факторам, способствующим «выгоранию», относятся: высокая рабочая нагрузка, отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Нам представляется интересным сравнить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания у представителей различных социономических профессий. В этом случае целесообразно обратиться к данным исследований.

Так, в период с 2010 по 2012 гг. Чуева Е.Н. провела комплексный анализ профессионального стресса у представителей трех разных профессий (преподаватели, медработники, судьи), относящихся к типу деятельности «человек – человек». Цель исследования – определение особенностей выраженности синдромов профессионального стресса в зависимости от профессиональной принадлежности и содержания трудовой деятельности [4].

В обследовании приняло участие: 50 судей, 30 преподавателей вузов и 30 медицинских работников. Методика обследования – «Интегральная диагностика и коррекция стресса» (ИДИКС) А.Б. Леоновой, включающая 6 шкал.

Сравнительный анализ полученных результатов выявил, что наиболее интенсивно риск-факторы проявляются у преподавателей и по ряду факторов у медработников: 8% судей, 44% преподавателей и 27% медработников имеют высокие показатели общего уровня стресса. Практически по всем шкалам более трети преподавателей имеют высокие и предельно высокие значения выраженности стресса [4].

Высокие показатели неудовлетворенности условиями и организацией труда имеют 44% преподавателей, 25% судей и 15% медработников.

Неудовлетворенность вознаграждением за труд и социальным климатом в коллективе характерна для 13% судей, 31% преподавателей и 27% медработников.

По шкале переживание хронического стресса высокие показатели также преобладают у преподавателей – 31%, медработников – 24%, судей – 8%.

Наибольший разброс в значениях показателей у представителей разных профессий был выявлен по шкале «личностные и поведенческие деформации»: преподаватели – 43%, медработники –19%, судьи – 2% [4].

Таким образом, наибольшая выраженность эмоционального выгорания наблюдается у преподавателей, в несколько меньшей степени – у медицинских работников. Самые низкие показатели выраженности стресса выявлены у судей.

Литература

1. Березовская Р.А., Кишка Т.Н. Роль процессуальной мотивации в развитии синдрома выгорания // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой. – Курск, 2013. С. 9 – 29.

2. Орёл В.Е. Синдром выгорания и стилевые особенности поведения и деятельности профессионала // Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой. – Курск, 2013. С. 243 – 256.

3. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека. 4-е изд. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 528 с.

4. Чуева Е.Н. Специфика проявления профессионального стресса у представителей социономических профессий // Вестник КРАУНЦ, серия «гуманитарные науки», 2012, №2. С. 165 – 174.

Просмотров работы: 1973