И. Н. БУШУЕВ – «КРЫЛАТЫЙ» АВТОР СТАЛЬНОЙ ПОЭМЫ ЗЛАТОУСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

И. Н. БУШУЕВ – «КРЫЛАТЫЙ» АВТОР СТАЛЬНОЙ ПОЭМЫ ЗЛАТОУСТА

Воробец Г.И. 1
1ФГБОУ ВПО Уральский экономический университет (г. Екатеринбург)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История развития российской металлургии на Урале – важная тема, неразрывно связанная со Златоустом и людьми, здесь работавшими. Остановимся подробно на эпохе И.Н.Бушуева – родоначальника златоустовской гравюры на стали – времени создания Златоустовской оружейной фабрики в начале XIX века. В этот период происходят поиски оружейной фабрикой своего стиля в создании холодного оружия, использования новых материалов, способов обработки и исследования металла.

Сегодня авторы исторических разработок нередко в качестве дополнительных исторических материалов обращаются произведениям художественной литературы того или иного исторического периода, с целью реконструкции событийного контекста повседневности эпохи. Период становления Златоустовской фабрики, а также деятельность населения, работавшего на ней, освещены в произведениях уральского писателей: сказе «Иванко Крылатко»1 П.П. Бажова и драматической легенде «Ущелье крылатых коней»2 К.В.Скворцова. Именно эти работы будут использованы нами в качестве источников. Целью нашего исследования будет проведение ретроспективного исторического анализа, направленного на выявление достоверных событийных фактов в данных художественных произведениях. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение ряда конкретных задач: изучить сюжеты сказов и драм, а также историю Златоустовской оружейной фабрики, сопоставить литературные эпизоды и соответствующие им исторические факты, сделать выводы о степени историчности произведений. Предлагаю вниманию читателей сокращенный вариант одной из глав проекта, построенных по принципу событийной сопоставимости.

В вышеназванных произведениях были выделены эпизоды, событийно сопоставимые с реальными историческими данными. Проанализировав их, видим, что число совпадений в обоих произведениях весьма невелико: главного героя литературных произведений зовут Иван Бушуев, как и его реально существовавшего прототипа; профессия главного героя – художник-гравер; немецкие мастера-оружейники Шафы обучают Ивана Бушуева своему мастерству; Бушуев – автор мотива «Крылатый конь»; златоустовские мастера научились работать самостоятельно и превзошли в мастерстве своих немецких учителей. Некоторые факты искажены частично:

1. Управление Златоустовским заводом в описываемый период. У П.П.Бажова читаем: «Немцы и забеспокоились. Привезли из своей земли какого-то Вурму или Мумру. Этот, дескать, покажет, как булат варить». Возможно, имеется в виду А.Ф.Фурман, из обрусевших немцев. Он в 1815 году занял должность горного начальника Златоустовских заводов и сам сталеварением не занимался. К.В.Скворцов показывает в драме Фурмана как директора фабрики белого оружия. 2. Руководство фабрики было против обучения немцами русских мастеров. У П.П.Бажова: «Надо к Штофу на выучку из здешних кого определить. Положение такое есть, а начальство руками машет, свое твердит: «Это есть ошень тонкий рапота. Руски понимайт не может». У К.В.Скворцова: Фурман, директор фабрики, говорит об обучении: «Я в обученье немцам мастерам определил учеников смышленых». Да, на самом деле, именно Фурман буквально заставил немцев в 1818 году наконец приступить к обучению русских мастеров, что более точно описано в драме К.В.Скворцова.

Далее рассмотрим несколько наиболее ярких фактов, не соответствующих действительности:

1. Дед И.Бушуева как его первый учитель мастерства.Образование И.Бушуева. П.П.Бажов: «…Дедушко Бушуев. Он раньше по украшению же работал. …Стал по заказу металл в синь да в серебро разделывать. Ну, и от позолоты не отказывался». К.В.Скворцов тоже указал в списке действующих лиц: «Иван Бушуев, мастер украшенного оружия и Терентий Бушуев, его дед»; обучением занимался дед: «Таинство рисунка мне дед открыл - чертежник и пушкарь...». В обоих произведениях Иван представлен самородком-самоучкой, получившим азы мастерства от деда. Мало того, что деда на самом деле звали Никита Бушуев, а не Терентий, так и обучался рисованию и работал Иван в заводской «чертежне» под руководством своего отца Н.Н. Бушуева. В 1827 году был направлен для обучения в Академию художеств в Санкт-Петербург «дабы не упало искусство».

2. Социальный статус И.Бушуева. У П.П.Бажова немцы называют Бушуева «глупым мальчишкой», у К.В.Скворцова «холопом». В действительности, Иван Бушуев начал обучение у Шафов в достаточно зрелом по тем временам возрасте – в 18 лет, уже имел хороший опыт рисования и черчения, имел государственный чин унтер-шихтмейстера 3-го класса.

3. Дата приезда на Златоустовскую фабрику императора Александра I. В драме К.В.Скворцова указана дата «1825 год», а приезд императора состоялся в сентябре 1824 года.

4. Встреча Александра I с Шафами на Златоустовской фабрике. В обоих произведениях Александр I во время визита на фабрику встречается с Шафами, но Шафы покинули Златоуст в 1823 году, а император приезжал в 1824 году.

Так уж сложилось, что образ художника Ивана Бушуева был подменен лубочным образом Иванко Крылатко. Писавшие об этом человеке оказались в плену рассматриваемого сказа П.Бажова. Литераторы, художники и даже историки принимали литературный текст за реальную жизнь. Это привело к тому, что даже памятник основоположнику Златоустовской гравюры на стали на привокзальной площади Златоуста, открытый в декабре 1988 г., не соответствует исторической правде: будучи горным офицером, И.Бушуев должен был носить положенный ему мундир, быть бритым и аккуратно подстриженным, а не представать в образе бородатого мужика с гривой волос, перетянутых ремешком. На рисунках художника-гравера того времени И.Бояршинова мастера изображены за работой в форменных фраках и с завитыми волосами. Вероятно, и К.Скворцов, создавая свою драматическую легенду о Бушуеве в 1970 году, попал под влияние этого сказа, исторические неточности совпадают с сюжетными линиями Бажова.

Интересен процесс слияния западноевропейских традиций с новшествами русских мастеров. Результатом стало возникновение «златоустовского стиля», новой школы авторского украшения оружия. Таким образом, предпринятый анализ литературных источников позволяет прийти к выводу, что количество исторически верно переданных фактов недостаточно для признания анализируемого литературно-художественного материала полностью исторически достоверным. Реальные исторические факты включены в контекст произведений в качестве отдельных элементов. Литературные произведения уральских писателей П.Бажова и К.Скворцова направлены на художественное, эстетическое отображение событий, не ставя задачу детальной исторической реконструкции. Скорее они направлены на популяризацию темы уральского искусства: гравюры на стали и открытия тайны булата, но неприменимы в качестве исторических документов. Более исторически достоверную картину событий можно получить, изучая архивные документы, хроники, свидетельства очевидцев эпохи.

Список использованной литературы

1. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Уральские сказы. Свердловск, 1973.

2.Бажовская энциклопедия / ред.-сост. Блажес В.В., Литовская М.А.. Екатеринбург, 2007.

3.Глинкин М. Златоустовская гравюра на стали. Челябинск, 1967.

4.Скворцов К. Отечество мы не меняем. Челябинск, 2004.

1 Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Уральские сказы. Свердловск, 1973. С. 481.

2 Скворцов К. Отечество мы не меняем. Челябинск, 2004. С. 205.

Просмотров работы: 1481