СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ – ПОСЛЕДНИЙ КНЯЗЬ ЯЗЫЧЕСКОЙ РУСИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ – ПОСЛЕДНИЙ КНЯЗЬ ЯЗЫЧЕСКОЙ РУСИ

Степаненко Е.С. 1, Боброва С.П. 1
1ФГБОУ ВПО Ивановский государственный энергетический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человеческая цивилизация находится в постоянном движении. Развитие общества происходит по определённым законам, условиям и тенденциям. Рождаются, живут, развиваются и рушатся могущественные империи. Меняются целые исторические эпохи. Развиваются, как производственные силы и производственные отношения, так и духовность, просвещение. А потому, с возникновением государственности, неуклонно развиваются и формы управления. Такие процессы шли и в Древнерусском государстве. В условиях растущего и крепнущего русской государственности неизбежно происходила централизация власти, а религия играла в ней главенствующую роль. Язычество уже не могло удовлетворять власть не в межгосударственном, не во внутриполитическом отношениях. Христианство, исповедующее единобожие, наиболее полно отвечало велению времени. Оно выводило Русь на новый уровень отношений во внешней политике, прежде всего, с Византией. Оно же и упрощало правление киевского князя молодым Русским государством с множеством объединенных славянских племён. Процесс полного замещения язычества христианством занял несколько веков, однако, он наступал неотвратимо. На этот, переломный, момент русской истории пришлось княжение Святослава Игоревича. Это был последний князь–язычник. Величайший полководец своего времени и противник христианства.

Вместе с образованием государственности Руси, которое принято считать с княжения Рюрика, возникли и новые условия управления этим государством. Появились межгосударственные отношения. Большое влияние на Русь оказывала Византия. Поэтому первые следы распространения христианства на Руси относятся ко второй половине 9-го века. Но это явление пока носило эпизодический, личностный, но не государственный характер.

После смерти Игоря Рюриковича княжеский престол переходит к сыну Игоря Святославу. Поскольку тот был ещё ребёнком, то власть сосредоточилась в руках его матери, княгини Ольги. Для борьбы с хазарами ей нужен был сильный союзник. Таковым могла стать только Византия. Ольга посетила Константинополь, где, чтобы заручиться поддержкой басилевса, она крестилась и приняла православие. Наиболее вероятной датой считается 955 год. Таким образом, было положено начало крещению Руси.

К 960 году Святослав возмужал и взял власть в свои руки. Он приводит к покорности славянские племена. Затем организует и возглавляет поход против могущественного Хазарского каганата и добивается полной победы. Это высоко поднимает авторитет Киевской Руси в глазах византийцев. Затем Святослав одерживает ещё целый ряд блистательных побед. Воинская честь не позволяла князю Святославу выступать в поход без предупреждения, не бросив врагам открытый вызов – «Иду на Вы!».

В то время, когда Святослав занят военными действия с внешними врагами, лишь на короткий срок, появляясь в Киеве, внутренними делами государства занимается его мать княгиня Ольга. Вокруг неё, христианки, растёт и крепнет христианская община. Тех, кто исповедовал веру в единого бога, становилось всё больше и больше. Число, желающих креститься, неуклонно росло. Этому способствовал и высокий авторитет княгини Ольги. Сам же Святослав оставался язычником и христиан не жаловал. На многочисленные уговоры матери принять христианство не соглашался, объясняя тем, что христианин не будет пользоваться авторитетом дружины. Однако, доля христиан в княжеской дружине увеличивается.

В периоды своего недолгого пребывания в Киеве, Святослав видел, как сильно изменилась жизнь в его родном городе, и чувствовал себя здесь неуютно. Основной причиной были расхождения на религиозной почве. Когда в 969 году умирает княгиня Ольга, то обрывается последняя нить, связывающая князя с Киевом. Он отправляется в поход в Болгарию, уже покорённую им, где его ждёт борьба за византийский престол. Но с одной стороны его теснили войска византийцев, а с другой - восставшие болгары. Русичи укрылись в Переяславце, но город осадили кадровые войска великой империи, в Дунай вошли 300 греческих кораблей. Несмотря на это, Святослав дал бой византийцам. Мужество и упорство русичей были столь велики, что враг вынужден был пойти на переговоры, в результате которых, согласились дать Святославу с войском уйти. Киевский князь пообещал не возвращаться в Болгарию.

Побеждённые воины добрались до острова Буяна в Днестровском лимане и ушли на остров Березань. В дружине князя были язычники и христиане. Язычники пришли к мнению, что в поражении виноваты христиане, ибо, навлекли гнев Перуна и Волоса, которые лишили дружину защиты и потому победили враги. Результатом этого стала кровавая жертва Перуну - убийство дружинников-христиан. Однако, небольшой части христиан, во главе с воеводой Свенельдом, удалось отбиться и уйти в Киев. В городе, естественно, узнали о зверствах Святослава и язычников. Очевидно, поэтому Святослав не пошёл в Киев, предпочтя зимовать на днепровских порогах.

В Киеве же во главе христианской общины после смерти Ольги стал Ярополк, сын Святослава, крещённый ещё бабкой-княгиней. Он не простил отцу убийства братьев по вере и вступил в сговор с печенежским ханом Курей, выдав местоположение войска Святослава. Весной 972 года, когда войско покинуло остров, печенеги напали на русичей и разбили их. Погиб и Святослав. Из черепа Куря приказал сделать ритуальную чащу, из которой пил вино во время воинских ритуалов. С гибелью Святослава приверженцы язычества на Руси значительно ослабли. Христианская община стала набирать всё больший вес. Но, в основном, в Киеве, остальная же Русь продолжала оставаться языческой, и до полного крещения понадобилось ещё несколько веков.

Жизнь и деятельность князя Святослава Игоревича противоречива. С одной стороны, Святослав – величайший полководец древности, непревзойдённый воин, стратег и тактик, которого на Руси прозвали Храбрым, а враги именовали Полубогом. Святослав прославил русскую дружину от Кавказа до Балкан, сокрушил Хазарский каганат и русское подчинение ему, угрожал Византии. Его княжение стало вершиной нашей древней истории. И даже убийцы-печенеги провозглашали: «Пусть наши дети будут такими, как он». А с другой стороны, Святослав видится консервативной личностью в отношении государственного устройства, поскольку не принимает прогрессивных перемен, которые назрели и были необходимы. Мы говорим о христианстве, как религии, исповедующей единобожие и, несомненно, стоявшей на более высокой ступени развития общества. Трагическая гибель Святослава похожа на ритуальное жертвоприношение потому, что она как бы знаменовала конец великой Языческой эпохи. Если же проанализировать всю историю Руси и России, то Святослав Игоревич представляется нам величайшим государственным деятелем, снискавшим бессмертную воинскую славу и трагическую участь жертвы – одновременно.

Литература

1. Никитин А. Из истории Отечества. Москва // Наука и религия, 1991, № 4-9.

2. Сиповский В.Д. Родная старина. М., 1992. С.25-43.

3. Ключевский В.О. Русская история, М., 1993. С. 130- 146.

Просмотров работы: 1757