АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Гаврилова Н.И. 1, Мартиросян А.А. 1, Астапеева Е.В. 1, Шкарупа В.Г. 1
1ГБОУ СПО Краснодарский краевой базовый медицинский колледж Краснодар
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
29 декабря 2008 года победителем телевизионного конкурса «Имя Россия» признан святой князь Александр Невский. Эта историческая личность по праву считается одной из самых значительных страниц в истории русской государственности.

Целью данного исследования является всесторонний обзор личности Александра Невского.

В глазах соотечественников Александр Ярославович Невский предстаёт как защитник священных рубежей Родины, рыцарь без страха и упрёка. Говоря об Александре Невском можно различить несколько персонажей нашей истории и культуры, каждый из которых - порождение своего времени. Прежде всего, это великий князь, живший в середине XIII века, защитник православия, причисленный к лику святых.

Сегодня мы располагаем скудными точными фактами о реальной жизни Невского, его образ в истории был и будет по-разному интерпретирован. Вопросы его биографии поныне остаются спорными. Например, до конца непонятно о его роли в свержении своего брата Андрея в 1252 году. В.Н Татищев в своей «Истории Российской» утверждал, что Александр жаловался хану на брата и просил с ним расправиться. Но этот факт не употребляется не в одном источнике. Н.М. Карамзин писал: «По вымыслу же Татищева, Александр донёс Хану, что меньший его брат Андрей, присвоив себе Великое Княжение, обманывает Моголов, даёт им только часть дани и проч.» Многие историки придерживаются иной точки зрения, в отличие от Татищева. Андрей вёл свою политику независимую от Батыя. Как только Батый пришёл к власти, он сразу разделался со своим оппонентом - Андреем Ярославичем.

Говоря о тех или иных деяниях Александра Невского, необходимо учитывать историческую эпоху, в которую жил Александр. Он стремился «ладить» с татарами, понимая, что серьёзная опасность движется с Запада.

5 апреля 1942 года войска Александра на льду Чудского озера разбивают объединённые силы рыцарей Тевтонского и Ливонского орденов. Эта битва вошла в историю как Ледовое побоище. Интересен тот факт, что ещё в четырёхлетнем возрасте отец приказал совершить над Александром обряд посвящения в воины. И в тринадцатилетнем возрасте будущий князь отправился на войну вместе со своим отцом против ливонцев в Дерпт. Может именно в это время Александр и понял, что основное направление усилий – Запад.

Это было оправдано. В 1240 году немцы и шведы решили занять часть псковских и новгородских земель. 21 июля 1240 года он со своей дружиной и ладожским ополчением внезапно атаковал и стремительно разбил шведское войско в устье реки Ижоры (при впадении её в Неву). За победу в сражении, названной впоследствии Невской битвой, Александр Ярославич получил прозвище Невский.

С именем Невского употребляется имя одной женщины - некой Вассы. По преданию, в Княгинином монастыре Владимира покоится жена Невского (на могиле надпись: «Васса»). Некоторые биографы утверждают, что это второе имя Александры (в миру - Параскева), дочери Брячислава, князя Полоцкого, не по годам образованной и начитанной. Венчание проходило в Торопце, в местном храме святого Георгия. В 1240 году в Новгороде княжна родила первенца, который был назван Василием. Потом у них родились Дмитрий, Андрей, Даниил и Евдокия. Другие биографы утверждают, что Васса – вторая жена Александра Невского.

В 1262 году Александр заключил мир с литовским князем Миндовгом . В том же году он отправил войско, под номинальным командованием своего сына Дмитрия, против Ливонского ордена. Поход завершился крупной победой – был взят город Юрьев (Тарту).

В этот же год князь в четвёртый раз отправился в Орду. «Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды»- рассказывает княжеское Бытие. Князь стремился избежать новой карательной экспедиции татар на Русь. Александру Невскому удалось достичь этой цели. Но хан Берке задержал его почти на год. Существует версия, что Александра отравили татары. Осенью 1263 года, уже больной, Александр, добравшись до Нижнего Новгорода, уже чувствуя приближение смерти, принял монашеский постриг (согласно поздним источникам, с именем Алексея) и 14 ноября скончался. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря. Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о смерти великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» По-другому, может быть более точно, выразился новгородский летописец: «потрудился за Новгород и за всю Русскую землю».

Житие Александра, написанное монахом Рождественского монастыря, подтверждает предположение, что Александр Невский уже вскоре после своей смерти почитался в качестве святого князя. Александр стал любимым князем духовенства. В дошедшем до нас летописном сказании о его подвигах говорится, что он «Богом рожен». Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Невского, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видел такого «ни в царях царя, ни в князьях князя». И такой же отзыв будто бы дал о нём и сам хан татарский.

В биографии Александра есть «неудобный» факт, о котором свидетельствуют три источника – две буллы Иннокентия IY и Житие Александра Невского. Папа Римский был убеждён, что Александр примет католичество. Глава католической церкви написал два послания Александру Невскому. Первое послание датировано 23 января 1248 года. В нём Иннокентий IY настойчиво убеждает Александра Ярославовича принять католичество и предлагает помощь в борьбе с татарами: "Потому просим тебя об особой услуге: как только проведаешь, что татарское войско на христиан поднялось, чтоб не преминул ты немедля известить об этом братьев Тевтонского ордена, в Ливонии пребывающих, дабы, как только это (известие) через братьев оных дойдет до нашего сведения, мы смогли безотлагательно поразмыслить, каким образом, с помощью Божией, сим татарам мужественное сопротивление оказать".

Вторая булла датирована 15 сентября 1248 года. Из ее текста следует, что папа получил на первое послание благоприятный ответ. Иннокентий IV, обращаясь к «Alexandro, illustri regi Nougardiae», пишет: «ты со всяким рвением испросил, чтобы тебя приобщили как члена к единой главе церкви через истинное послушание, в знак коего ты предложил воздвигнуть в граде твоем Плескове соборный храм для латинян (in Pleskowe civitate tua Latinorum Ecclesiam erigere cathedralem)»; далее папа просит принять его посла — архиепископа Прусского. Этот вопрос не обязательно мог решать сам Александр, за него это мог сделать наместник.

И, к тому же, археологами следов католического храма XIII века в Пскове не найдено. Во второй грамоте папа просил Александра пустить к себе своего легата и «подобающим образом принять его как выдающегося члена Церкви», отнестись к нему «благосклонно и с уважением воспринять то, что он посоветует».Судя по Житию, Александр Невский принял папских посланцев уважительно, посоветовался с мудрыми людьми и решил, что священную историю знает не хуже католиков, а вера их Руси не подходит: «От вас учения не примем».

Святой благоверный Александр стал в своё время единственным светским защитником идеалов православия, который не поступился ими ни при каких условиях (в отличие от Даниила Романовича Галицкого). Этим он искупил свои погрешности (но, не оправдал!).

В 1547 году при Иване Грозном состоялась официальная канонизация Александра Невского. Православный клир XVI века интересовался больше чудесами, которые возникли у гроба при захоронении Александра во Владимире, чем его земной жизнью, политикой, выигранными сражениями.

Подъём князя на вершину иерархии святых произошёл при Петре I. В 1710 году царь приказал воздвигнуть монастырь в честь Александра Невского и перенести его мощи в новую столицу. Этим Пётр хотел прочно увязать память о своей победе над шведами с памятью о триумфальной победе Александра в Невской битве. Князь был признан небесным покровителем империи, а также великим предшественником Петра I.

В XIX веке новый образ Невского, образ национального русского героя, был творением светских историков. В трудах русских историков святой вновь стал правителем, превратился в исторического деятеля, дипломата в своём правлении. Монгольская дипломатическая политика историкам казалась значительней, чем заслуги в битвах с врагами с Запада.

А вот большевики в первые десятилетия своего правления отвергали образ Александра Невского по трём причинам: он был святым; представитель монархического режима; русский народ прославлял его как национального героя. Однако, в 1937 году Невский «переродился» в выдающегося деятеля истории. Новгородский князь, разбивший рыцарей Тевтонского ордена на льду Чудского озера в 1242 году, стал подходящим персонажем для антифашистской пропаганды: « Гитлер, отважившийся напасть на СССР, будет разбит Красной Армией так же, как Александр Невский одолел рыцарей Тевтонского ордена в 1242 году». Классический фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938 год) даже сегодня формирует преставление о невском герое.

Александр Невский до сего дня не лишился своего образа национального героя, покровителя Русской православной церкви. Образ великого князя занимает прочное место в памяти русской культуры, несмотря на то, что трактовка его личности, жизни и образа неоднократно и основательно менялась.

Список использованной литературы:

  1. Шенк Ф.Б. Русский герой или фантом? //Родина. № 12. 2003.

  2. РошкоГ. Иннокентий IV и угроза татаро-монгольского нашествия: послания Папы Римского Даниилу Галицкому и Александру Невскому. //Символ. Париж. 1988. № 20.С. 112—113.

  3. //Фома. № 169. январь 2009.

  4. ru.m.wikipedia.org/wiki/

Просмотров работы: 1390