ОБРАЗ ЛОШАДИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБРАЗ ЛОШАДИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Волкова Н.А. 1, Поровская Г.А. 2
1Новгородский университет имени Ярослава Мудрого, кафедра изобразительного искусства и методики преподавания.
2Новгородский Государственный Университет им. Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образ лошади в изобразительном искусствеиспользовался много тысяч лет назад, еще до той эпохи, когда лошадь была одомашнена и приручена человеком. Так, например, наскальные рисунки во Франции демонстрируют нам не только изобразительные умения первобытных людей, но и внешний облик древних лошадей. Эти рисунки были сделаны в глубоких подземных пещерах, благодаря чему они сохранились до нашего времени. Причем исследователи интересуются не только тем, зачем лошади были изображены в таком труднодоступном месте, но и тем, были ли это изображения тех существ, которых первобытные люди считали богоподобными?

Лошадь-это одно из тех животных, встретить которое на картинках, да и вообще в искусстве, не составит труда, настолько сильно она вошла в нашу жизнь. Почему же образ лошади в искусстве затронут многими художниками? Чем лошадь заслужила такое внимание мастеров всех времен? Не зря лошадей еще в древности обожествляли, ведь это животное отличается не только красотой и изяществом, но и умом и прекрасным интеллектом.

Творчество Джорджа Стаббса, американского художника (1724г- 1806г) знакомо многим ведь на большинстве его полотен изображены лошади. Заказчиками его картин были исключительно аристократы того XVIII века. Самой знаменитой картиной считается полотно с изображением гарцующего жеребца по прозвищу Уистлиджкейт. Размеры этой картины весьма впечатляют: 292см на 246,4см. Полотно было написано по заказу маркиза Рокингхэма, щедрого покровителя художника, хозяина животного. Может, лошадь подкупает людей своей дружелюбностью? Ведь, после собаки, наверное, в первую очередь лошадь можно назвать другом человека. И часто лошадь на картинах изображена в этой роли.

В XVII веке лошадей изображали и пьющими воду, и скачущими среди полей, и участвующими в ожесточенных схватках с врагом. Даже в иконе и фреске часто изображали лошадей.Один из великих портретистов XVII века, сэр Энтони Вандайк, также не обошел вниманием в своем творчестве образ лошади, например, на полотнах "Верховой портрет Карла I" (1638) и "Карл I английский на охоте" (1635). "Верховой портрет" - необычайно красивая картина, центральным образом которой является великолепный конь, на фоне мощи и красоты которого фигура короля кажется бледной и невыразительной. Конь не изображен с анатомической точностью: у него мощный корпус, стройные длинные конечности и непропорциональная по сравнению с туловищем, изящная голова, что, тем не менее, не лишает его красоты. Со второго портрета на нас смотрит король, который только что спешился со своего коня. Хотя на картине изображен всего лишь фрагмент коня, тем не менее, можно заметить, что он красивый, мускулистый и ухоженный. Конь стоит, склонив голову, как будто хочет поклониться великому государю

В середине XVIII века с появления романтизма французские художники Теодор Жерико ( 1791-1824) и Эжен Делакруа (1798-1863) продолжали изображать образ лошадь во многих своих работах. Можно бесконечно долго рассказывать о работах великих художниках того времени, ведь лошади были не только помощниками во все времена, но и верными товарищами, как простых людей, так и знатных вельмож

Русские живописцы тоже не оставили тему лошадей без внимания, так Николай Егорович Сверчков начал рисовать лошадей еще в детстве, проявлял наблюдательность, мог точно передать повадки своих « моделей». Самостоятельно занимался рисунком и живописью.. Образ русской тройки так же присутствует во многих его работах. Тройка - рассматривается ,как дух русского народа, такого же озорного, быстрого и веселого. В 1852 г. Сверчков получил звание академика «живописи народных сцен» за картину «Помещичья тройка», а в 1855г.- профессорское звание за картину «Дорожные».

В конечном счете, лошади сделали много для нас, можно сказать мы перед ними в долгу. И нет ничего удивительного, что они во многих картинах они являются центром композиции или единственной фигурой. Анималистический жанр составляет неотъемлемую часть истории искусства. Сопровождая человека с первых шагов его существования, лошадь стала одним из первых изображений животного в искусстве. Она не только отражала свое место в жизни человека, но и порой превозносилась выше других, доказывая не только утилитарную, но и художественно-эстетическую роль.

Литература:

  1. Под ред. Калашниковой Т.В. Энциклопедия русской живописи, М.:

«ОЛМА-ПРЕСС», 1999 с. 257-266

  1. Под ред. Афанасьевой И.В .Культура и искусство. «Лошади»

Издательство «Белый город» 2014 г.

Просмотров работы: 2055