ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ В АРХИТЕКТУРНОМ СООРУЖЕНИИ МАМАЕВ КУРГАН - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБРАЗ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ В АРХИТЕКТУРНОМ СООРУЖЕНИИ МАМАЕВ КУРГАН

Жордочкина А.С. 1
1Новгородский Государственный Университет им. Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из величайших городов, который в годы Великой Отечественной войны проявил героическую оборону и не менее героическое контрнаступление — Волгоград. На самом известном холме, Мамаевом кургане, где с сентября 1942 года до января 1943 года проходили кровавые бои, теперь находится архитектурный ансамбль памятников, посвященных той страшной войне.

Уже со времён Сталинградской битвы Мамаев курган являлся стратегически важным объектом и во всех военных документах именовался как «Высота 102». Слово «курган» по отношению к «Высоте 102» впервые применил один из военных корреспондентов.

После окончания Битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города, по приблизительным данным там похоронено около 34,5 тысяч человек. Позднее на месте этой огромной братской могилы был возведён главный монумент архитектурного ансамбля — «Родина-мать зовет», ставший памятником всем погибшим в Сталинградской битве. Именно тогда это место и стало настоящим курганом — местом захоронения. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел — на сгоревшей дотла земле не выросла даже трава. Изрытый воронками, усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде, в безжизненном состоянии он простоял до 1959 года.

Идея сооружения в городе-герое величественного монумента, в память о великом сражении, возникла почти сразу после окончания битвы. Главным скульптором ансамбля стал Евгений Вучетич, а архитектором — Яков Белопольский.

Известный русский писатель, Федор Федорович Шахмагонов, будучи современником Е.Вучетича, в своей книге, посвященной скульптору, рассказывает о собственном восприятии Мамаева кургана: «Впервые я увидел памятник в Волгограде в эскизах. Впереди еще был долгий и долгий путь работы над памятником, над каждой его композицией, фигурой, над каждой деталью, и долгий путь прохождения с этим эскизом сквозь оценивающие инстанции, сквозь десяток, а то, может быть, и более чем десяток различных мнений различных людей, с различными вкусами, с различным пониманием искусства и современности, наконец с очень разной эстетической подготовкой».

«Я помню, как он докладывал свой проект памятника на президиуме Академии художеств. В тишине затемненного зала он давал пояснения к эскизам памятника. Звонко и взволнованно звучал его голос, — пишет Ф.Ф.Шахмагонов. — В страстном споре Вучетич отстаивал право воздать поклон героям Сталинградской битвы, поклон достойный и масштабный». Сегодня мы можем говорить об этом памятнике как о явлении искусства. Мамаев курган — это творческий подвиг, который требовал от художника напряжения всех его сил, физических и моральных.

Этот памятник — надежное напоминание последующим поколениям. Глядя на памятник, человек должен перейти в иной ритм, в иное душевное состояние. «Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволяли бы наиболее полно передать размах массового героизма», — писал в дни открытия памятника, в октябре 1967года, автор ансамбля, народный художник СССР, Евгений Вучетич.

Мамаев курган признан самым крупным архитектурным сооружением, возведенным в память событиям Великой Отечественной войны. Длина его составляет 1,5 километра, а по площади памятник-ансамбль занимает 26 гектаров.

Главным монументом архитектурного ансамбля стала скульптура «Родина-мать зовет». Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом. Её высота составляет 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры — 85 метров. К подножию величественной Родины-матери ведут 200 гранитных ступеней, и это неспроста, потому что количество ступеней соответствует количеству дней Сталинградской битвы. Чуть ли не к облаку взметнулся меч, а рука, призывно обращенная к степи, зовет, и кажется, еще одно движение, и оттуда, из-за холма хлынут силы, призванные Родиной.

16-метровая композиция «Стоять насмерть» дает нам обобщенный образ героя Сталинграда. «Перед руинами города, перед хаотическим нагромождением разрушенных стен, как бы прикрывая грудью город, поднимается из земли, вставшей дыбом, советский воин, русский воин, сталинградский солдат. То ли он вышел из скалы, то ли скала сродни прочности его торса».

«Стоять насмерть»! Надпись на камне. Торопливой рукой высекались эти слова сталинградцами почти на каждом доме… Торопливо высекались, но долго этим словам сверкать в веках, в благородной памяти потомков.

Высокие цели вели наших воинов на героические подвиги. Вечным сном заснули в братских могилах воины, породнившиеся в битве. Так, тему неутешного материнского горя воплотила в себе 12-метровая скульптурная композиция, находящаяся на площади Скорби. Героиня скульптуры представляет собой собирательный образ всех скорбящих матерей. Платок на голове этой фигуры несомненно несет свою пластическую нагрузку. Не кричащая, а тихая скромная скорбь… Скульптура на площади Скорби окружена Озером Слез.

Также всем известен «Дом Павлова». В дни великой битвы он был важным опорным пунктом обороны, неприступной маленькой крепостью. В рядах защитников сражались воины разных национальностей, люди из разных городов. Силы защитников составляли 24 человека. Одним из них был Яков Федотович Павлов, являвшийся командиром группы бойцов, который родился в деревне Малая Крестовая, ныне Валдайский район Новгородской области. Мемориальная стена на «Доме Павлова» на века сохранит имена героев легендарного гарнизона, но это уже отдельная история…

Именно памятник-ансамбль, как высшая форма монументального искусства, позволил авторскому коллективу наиболее полно передать размах массового героизма, раскрыть смысл и значение Сталинградской битвы, многопланово и разносторонне, воплотив конкретные художественные образы в различных видах скульптуры, в ее синтезе с архитектурой и природой.

Литература:

  1. Костюшина З. Навечно в памяти народной. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1975

  2. Федоров А.С Евгений Вучетич. Художник и жизнь. М.: Изд-во академии художеств СССР, 1963

  3. Шахмагонов Ф.Ф Евгений Вучетич. М.: Изд-во «Советская Россия», 1970

Просмотров работы: 1468