ПОЛЬ СЕЗАНН КАК ИДЕОЛОГ-ПОСТИМПРЕССИОНИЗМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОЛЬ СЕЗАНН КАК ИДЕОЛОГ-ПОСТИМПРЕССИОНИЗМА

Захарова Д.С. 1
1ЮФУ,Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Поль Сезанн (1839–1906) – французский художник, родился в Экс-ан-Прованс. Биография Сезанна известна как история лидера революции постимпрессионизма в современной живописи.

Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Тулуз-Лотрек, Гастон Ла Туш, и конечно же, Поль Сезанн.

С раннего детства Поль был другом Эмиля Золя, который время от времени поддерживал творчество Сезанна. Ввиду важности отношений Сезанна с Золя, без их описания его биография не может обойтись. Сезанна и Золя сближало и увлечение литературой. В особенности они восхищались романтизмом Виктора Гюго, Альфонса Ламартина, Альфреда Мюссе. Много говорили о своем будущем, внушая друг другу решимость посвятить свою жизнь искусству. В будущем оба видели себя поэтами.

В 1861 году художник отправился в Париж, где встретился с Камилем Писсаро. Известный импрессионист сильно повлиял на развитие Сезанна как художника. Поль делил свое время между Провансом и Парижем до самого отъезда в Экс в 1899.

Сезанн познакомился с творчеством Моне, других импрессионистских художников. После 1870 года он увлекся использованием цвета для передачи перспективы. Однако устойчивый, распространяемый свет в его работах чрезвычайно далек от импрессионистской манеры переходящих световых эффектов. Пока его современники Писсарро или Моне писали идиллические виды парижских окрестностей, он создавал эротические и часто страшные полотна, которые смущали и беспокоили его друзей.

Картина «La maison du pendu» (“Дом повешенного”) (1873-1874, Лувр) характеризует данный период в биографии Сезанна. Он выставлял свои работы на групповых показах в 1874 году, однако позже отошел от импрессионистского стиля, развивая крепкое строение своих полотен. «Дом повешенного» – картина, которую выделяют как наиболее импрессионистическую в его творчестве.

Густые черные краски, вызывающие иногда мрачные ощущения – то, что сопровождало раннего Сезанна, сменились светлыми тонами. Изображенный дом и мотив холма, напоминают Писсарро, но учитель в своих работах тонко передавал сентиментальный дух жилья, и атмосферу уюта (то, что он так любил), а для молодого Сезанна, на первом месте стояло единение с природой.

В 1874 году, граф Дориа, посетивший «Салон независимых», не смог удержаться от негативного восприятия работы, и стал рассказывать своему сыну, чем картина ему так не понравилась; беседа с сыном еще не закончилась, а его мнение о работе кардинально изменилось, и он приобрел ее для своей коллекции, был вынужденным признать талант и мастерство Сезанна.

Сезанн пытался найти «восстановленную природу» путем упрощения форм к базовым геометрическим эквивалентам, используя свет и значительное искажение сущности пейзажа. Например, «La Montagne Sainte-Victoire» (ГОРА СВЯТОЙ ВИКТОРИИ) (музей «собрание Филлипса», Вашингтон), композиция «Les Joueurs de cartes» (Картежники) (1890-1892). Его портреты как бы исследуют жизненные черты героев. Например, работы «Madame Cezanne» (1885), «Ambroise Vollard».

В своей биографии Поль Сезанн развивал новый тип пространственных образцов. Вместо стандартных фокусировок на перспективе, он изображал объекты с меняющихся точек обозрения. Сезанн создал эффект колеблющейся системы, играя перпендикулярными плоскостями, нежно перемещая тона и цвета.

Во всех работах Сезанна открывается почтение к чистоте, достойности простых форм путем изображения их с почти классической структурной устойчивостью. Его «Les Grandes Baigneuses» КУПАЛЬЩИЦЫ (1898–1905, музей искусств Филадельфии) является монументальным воспроизведением многочисленных визуальных систем Сезанна.

Более поздние работы Поля Сезанна в большинстве случаев – натюрморты, фигуры мужчин, периодически природные объекты. Среди этих работ известен натюрморт с яблоками. Пытаясь сохранить твердую основу, в своих работах художник казался более свободным, спонтанным. Он применял больше прозрачных эффектов, чем в ранних работах. Сезанн использовал масляные краски, акварель, чертящие средства, часто делая несколько вариантов работы. Влияние Сезанна на дальнейшее направление развития искусства, в основном кубизма, колоссально. Его теории породили новую школу эстетического критицизма, особенно в Англии. Именно этот факт возвышает биографию Поля Сезанна над другими французскими мастерами того времени. Коллекция его картин представлена в Лувре, музее «Метрополитен», музее современного искусства в Нью-Йорке, музее «Фонд Барнса» города Мерионе.

В Экс-ан-Прованс потянулись коллекционеры, почитатели творчества мастера, молодые живописцы, желающие поработать под руководством признанного мэтра. Каких-то занятий с начинающими художниками Сезанн не проводил, он просто вел с ними беседы о живописи, давал советы, вместе с молодежью выходил на этюды. Тем не менее, многие молодые художники стали называть себя сезаннистами, заявляя, что это новое направление в живописи. Сезанн относился к этому скептически, но не возражал. Искреннее почитание молодежи его, несомненно, радовало. После смерти мастера термин «сезаннизм» практически забудется. Но то, что Поль Сезанн был одним из крупнейших представителей постимпрессионизма, стоял у истоков таких направлений в живописи, как фовизм и кубизм, сомнений не вызывает. Именно он, обосновывая новые направления в живописи, еще не имевшие названий, писал: «Нужно вернуться к классицизму через природу, иначе говоря, через ощущение. В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того как пишешь, чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов – вот весь секрет рисунка и моделировки». К сожалению, возраст давал о себе знать, несмотря на пошатнувшееся здоровье, Сезанн продолжал много работать. Он чувствовал, что силы его оставляют. 15 октября 1906 года художник написал сыну: «Я продолжаю работать с трудом, но все же что-то выходит». Когда он стоит за мольбертом, возраст и болезни забываются, остается только творчество. Вот и в этот день после обеда он отправился на этюды. Начавшаяся гроза не заставила художника оторваться от этюдника. Только полностью промокнув, ощущая озноб в теле, он поспешил вернуться в мастерскую. Но силы оставили художника, он упал без сознания. Сколько Поль Сезанн пролежал на дороге, пока его не подобрал проезжавший возчик, не известно. Уже на следующий день мастер снова стал к мольберту, но долго работать не смог, силы окончательно его оставили, пришлось лечь в постель. Подняться ему уже было не суждено. 22 октября 1906 года сердце Поля Сезанна остановилось. Мастер ушел из жизни, но остались его ученики и последователи, остались его полотна, которые теперь украшают лучшие музеи и картинные галереи, давая людям возможность взглянуть на мир глазами истинного Художника.

Поль Сезанн умер 22 октября1906 года в Экс-ан-Провансе, после продолжительной болезни, связанной с простудой при работе над очередной картиной.

Не многие видные художники XIX века подвергались столь яростным нападкам или оказывались жертвами всеобщего непонимания. Среди эпитетов, присвоенных Сезанну, были и "безумец" и "анархист".

Роль Сезанна как "отца" нового искусства была по заслугам оценена следующими поколениями художников. Достаточно вспомнить о том воздействии, которое он оказал на формирование неисчислимого множества мастеров и такие художественные направления, как символизм, фовизм, кубизм и экспрессионизм. Значимость Сезанна не ограничивается этим влиянием. Он перешагнул пределы современной ему и следующих эпох, в своей исключительности и завершенности встав вровень с другими гигантами европейской живописи.

Просмотров работы: 1012