ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО РЕЗНОГО ДЕКОРА НА СОВРЕМЕННУЮ ДЕРЕВЯННУЮ АРХИТЕКТУРУ(НА ПРИМЕРЕ ДОМОВ ПОСЁЛКА ИЛОВЛЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО РЕЗНОГО ДЕКОРА НА СОВРЕМЕННУЮ ДЕРЕВЯННУЮ АРХИТЕКТУРУ(НА ПРИМЕРЕ ДОМОВ ПОСЁЛКА ИЛОВЛЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Вязова К.В. 1, Лескова И.А. 1
1Волгоградский Государственный Социально-педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Вопросы использования культурного наследия прошлого, и в частности, народной культуры, являются актуальными в современной художественной практике России.

Объект исследования: русская деревянная резьба.

Предмет исследования – резной деревянный декор ставень домов посёлка Иловля.

Цель – выявление взаимосвязи резного деревянного декора ставень домов посёлка Иловля с традициями русского деревянного резного декора.

Задачи исследования:

1) анализ теорий происхождения русского деревянного резного декора;

2) выявление семантики изобразительных элементов традиционного резного декора ставень;

3) проведение анализа резного декора ставень домов посёлка Иловля Волгоградской области.

Методы исследования − общенаучные: теоретический анализ, компаративный анализ, метод концептуального моделирования, а также специфические приёмы анализа художественных произведений.

Историография. Исследований, посвящённых русскому народному деревянному резному декору, написано достаточно много.Это работы искусствоведов и историков: Б.А. Рыбакова, Е.П.Филипповой,С.В. Зыряновой.Они способствовали осмыслению специфики этой области художественной деятельности. Нас привлек сайт фотографа И.В Хафизова, на котором были размещены фотографии наличников из 101-го города России [8]. Автор проделал большую работу, собрав и систематизировав, наличники по областям России. Главной задачей автора является выпуск книги – «Резные наличники: центральный регион». Но в исследованиях Ивана Хафизова пока отсутствует анализ ставен Волгоградской области.Изучение специфики резного деревянного декора ставень домов посёлка Иловля Волгоградской области ещё не предпринималось, что позволяет считать наше исследование весьма самостоятельным и новым и даёт основание утверждать, что оно обладает высокой теоретической значимостью иновизной. ГЛАВА 1. Происхождение русского деревянного резного декора и семантика его элементов

В научной литературе, посвящённой русскому деревянному зодчеству [3], существует несколько теорий происхождения резных наличников.

1.Языческая. Эта теория предложена Б. А. Рыбаковом, советским археологом, историком, академиком РАН в книгах — «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси» [3].

Традиция украшать свое жилище резьбой по дереву и наличниками восходит к самым древним языческим временам, когда любой оставленный человеческой рукой знак — обладал магической силой и нёс огромное смысловое значение.

Наделяя чудодейственными магическими свойствами первые простейшие знаки, человек превратил их, прежде всего, в обереги для охраны жилища от злых духов, а также в символы, служащие для достижения благополучия, прославления и привлечения жизненных сил природы: земного плодородия, солнца и. В Древней Руси домовая резьба, прежде всего, использовалась для привлечения могучих светлых сил, чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал. Существовала целая система, как символов, так и знаков, защищающих пространство крестьянского дома (рис.2).

2. Европейская. Эта теория упоминается в книге Н.Н. Соболева «Русская народная резьба по дереву».

Вся домовая резьба по дереву есть повторение увиденного в камне. Сторонники этой теории связывают активное развитие резьбы по дереву по всей стране с возвращением победоносной армии из Франции после победы над Наполеоновской армией в начале XIX века. Множество солдат прошло через всю Европу и многие из них были в Париже и других крупных городах того времени [4].

Вернувшись, «русский мужик» решил воплотить увиденное на родине. Но поскольку камня на Руси как не было, так и нет, то дома стали украшать деревянными резными наличниками, накладными балясинами и множеством других, действительно очень характерных для каменной архитектуры деталей (рис.3).

Европейская теория с одной стороны демонстрирует, что идея наличников заимствованная, но с другой — что она настолько хорошо воспринялась и была ассимилирована и изменена, что подчас невозможно и догадаться, что наличники это не исконно русская традиция.

3. Корабельная теории. Вся домовая резьба распространилась из Поволжья, где исстари жили мастера, украшающие своей резьбой корабли. Промысел этот — украшать резьбой жилые дома, существовал и раньше. Развитие резьбы в Поволжье существенно отличается от резьбы других регионов. Здесь сохранилось гораздо больше образцов более древней глухой резьбы. Здесь же встречаются и сказочные, невиданные в других регионах, фантастические фараонки, берегини-русалки, сирины, львы и другие звери (рис.4). И немудрено — ведь вся эта символика перекочевала на стены и наличники жилых домов непосредственно с кораблей.

И несла она, кстати, ту же функцию, что и на бортах кораблей — все эти волшебные существа призваны охранять человека от всего зла, что существует в мире [7].

4. Церковная теория. Теория описана в работе А. И. Скворцова «Русская народная пропильная резьба». Суть в том в том, что вся домовая резьба, и наличники в том числе — это лишь слабые отголоски церковной резьбы. И все мастера, украшающие своё жилище или жилище друга, соседа — это отошедшие от дел церковные труженики. В храмовой резьбе, по существу, заложены все основные орнаментальные и композиционные принципы поволжской домовой резьбы [5]. Это и вазоны с произрастающими из них побегами аканфа, и волнообразно бегущие по фризу растительные завитки и солнечные розетки то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие на карнизе (рис.5).

В 1838-м году большая артель поволжских резчиков, работала при реставрации Дмитриевского собора во Владимире над воссозданием многих утраченных рельефов.Именно с этого времени широкой волной в архитектурную резьбу Поволжья хлынули изображения львов, птиц, и других сказочных существ». Этой логике нельзя не удивиться. Тем более что факты говорят сами за себя — когда домовая резьба была еще в зачаточном состоянии, храмовая уже достигла невероятных высот. Да и сами наличники — разве не похожи они на оклады для иконостаса?

В исследованиях, посвящённых изучению резного декора ставень, большое внимание уделяется также семантике его изобразительных элементов. Язык рисунков сложен и неоднозначен. Одни символы являются прямым обращением к богам, или силам природы, другие способны стереть грань между мирами, третьи служат оберегами, «отвращающими» темные силы. Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Отметим некоторые из них:

Берегиня. Фигура женщины-берегини одна из наиболее часто встречающихся в орнаменте. Иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать − центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги. Внутри фигуры женщины-берегини часто виден крин-росток, символизирующий зарождение во чреве богини новой жизни (рис.6). Парные фигурки берегинь в наличниках советского времени превратились в знак карточной масти «пики».

Крин – росток. Среди переплетения стеблей растений, листьев, трав и цветов легко угадывается изображение одного из самых древних символов - ростка, или иначе крина. Это символ нарождающейся жизни и плодородия. Так же как и крин, растительный орнамент из переплетающихся побегов и ветвей это символ мирового дерева (рис.7). Земля. Знаки земли, дающей урожай, являются знаками аграрной магии. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так обозначается вспаханное и засеянное поле. Поле – ромб или квадрат, разделенный внутри на четыре части. В целом, ромб или квадрат с точкой посередине – это то, что может родить. Пустой ромб – то же, но не могущее (не оплодотворенное) родить. Символы эти имеют соответственное магическое значение. Возможны бесчисленные вариации с ромбами, квадратами и точками (рис.8). Вода. Несет в себе сакральный смысл очищения. Изображенные с помощью водного орнамента: зигзагов, простых и сложных плетенок, волнистых линий, воды делятся на небесные и подземные. Дождевая вода носит, в отличие от речной, мужское оплодотворяющее начало. «Хляби небесные» в союзе со знаками истекающих капель «груд» – это ярусы облачных небес. Совсем другая вода – речная, в отличие от дождевой, она в основе своей, пришла как раз из-под земли – из ключей, родников. А родник всегда считался священным местом. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды, дарующей жизнь. От нее зависит урожай и благосостояние семьи. Текучая речная вода, это и сакральное сравнение со временем - вода неизбежно утекает, как и утекают дни, годы и века (рис.9). Солнце. Самый важный среди магических знаков наших предков. Все солярные знаки связаны с приобретением и преумножением как материальных, так и духовных благ и считаются очень сильными, мужскими знаками. Солнце изображалось в разных видах, и не всегда это был круг. Часто встречается его изображение в виде ромба с исходящими из центра лучами. Восходящее и нисходящее полусолнца трактуются как знаки восхода и заката. Часто символы, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, сопровождают их солярные спутники – конь и птица, которые, согласно мифологии, являются «носителями». В наличниках советского времени, а в особенности в послевоенный период солярные знаки трактовались как цветочек, либо их заменяла пятиконечная звезда (рис.10). Мировое дерево. Люди «деревянной цивилизации» относились к лесу с друидским почтением. Известно о существовании священных рощ и связанных с ними культов. Мировое дерево корнями связано с нижним, подземным, царством, ветвями соединено с небесной сферой, омыто небесными водами, напоено водами ручьев и родников, бьющих из земли. И если нижний и верхний миры это неведомое, вызывающее благоговейный трепет, то мировое дерево символизирует реальный мир в котором живут люди. В «стране городов» строили из дерева крепости и дома, мосты и плотины, огромные деревянные механизмы мельниц и лесопилен на водяной тяге. Из рода в род передавались знания свойств разных пород деревьев и навыки плотницкого мастерства. Дерево давало тепло в долгую студеную зиму. Лес был и бескрайними охотничьими угодьями. Символ дерева – это символ мира (рис.11). Птицы. Видимо потому что вся местность вокруг Плёса носит название Чувиль (птичье царство), в плёсских наличниках чаще всего из зооморфных мотивов встречается изображение птицы. Птица существо для древних загадочное, магическое. Она символизирует небо, наследие светлых богов, в какой-то степени самих богов. Многие светлые боги могут обращаться в птицу. Перун – в орла или ворона, Волх – в Финиста-Сокола. Птицы - небесные посыльные, символы свободы, символы духа, освобожденного от земных связей и общающегося с небесными силами. Возвращаясь на землю, они приносят весть богов - прорицания и указания. Птицы помогают смертным в их духовных и земных путешествия (рис.12). Дракон. Редчайшая тема в оформлении наличников - изображения драконов. Казалось бы, не в русской традиции изображать Змея Горыныча. в особенности на очелье наличника. На обширной территории от Твери до Оки учеными были исследованы ареалы распространения темы дракона в изображениях оконных наличников, а так же особенности местных сюжетных линий и композиций с использованием образа змея. Карта, составленная по результатам экспедиции Захаровой, показывает, что символ дракона наиболее распространен в домовой резьбе именно. В Верхнем Поволжье, а по мере продвижения на юг изобразительный мотив дракона теряется. То есть существует непрерывность и последовательность использования разных вариантов изображения ящеров, которая привязана к бассейну Верхней Волги (рис.13) [6].

Наличники — совершенно недооцененный символ сохранения традиций и культурного наследия. Мы до сих пор очень немного знаем о них. Каждый школьник отличит Гжель от Хохломы или Жостово. Но кто знает, чем отличаются наличники на окнах Томска, от их собратьев из Иванова? Или в чем отличие ставенных наличников Самары от тех, что украшают окна деревянных домов Красноярска? Или хотя бы — почему в Энгельсе, Балашове и Омске есть ставни, а в Муроме, Чебоксарах и Томске — нет? На многие вопросы о наличниках современная наука ответов не даёт. Известно, что наличники получили наиболее широкое распространение в поволжье — в Костромской, Владимирской, Ярославская и Нижегородской областях (рис.6). Однако там ли зародилась традиция украшать окна резьбой или еще где — доподлинно неизвестно (рис.14). Неясно также, в каких регионах истоки элементов деревянной резьбы лежат в плоскости язычества и защиты от злых духов, а в каких за основу бралось церковная резьба или что-то иное. Не ясны пока даже четкие границы территории, на которой встречаются дома с резными наличниками.

А также существуют и иные символы. Например, в представлениях славян конь – это символ света, грома, молнии, ветра, воды. Большое значение в резном украшении наличников имели громовые знаки, которые, как правило, сопровождали образы солнца. Традиционный громовый знак – это шести- или реже восьмиугольная звезда, в большинстве случаев вписанная в круг. Отдельное место в зооморфных мотивах занимают змеи, также тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. На наличниках некоторых изб можно также встретить схематическое изображение головы быка, напоминающее букву V. Бык в славянском язычестве считался священным животным, также связанным с солнцем и огнем.

Почему столько неясностей?Во-первых — дерево недолговечный строительный материал. Самые старые, дошедшие до наших дней деревянные дома строились в середине XIX века — то есть им около 160 лет. Во-вторых — официальная наука долгое время игнорировала пропильную резьбу. В научные труды ее не включали, не изучали и не описывали. Спохватились гораздо позже (первые научные работы относятся к 30-м годам XX века), когда огромный пласт культуры уже начал исчезать[2].

Как же видоизменялся оконный наличник в разных городах от своего зарождения и до наших дней?

Возможно, однозначно ответить на эти вопросы и не удастся, но одно ясно: если не начать собирать фотографии, собирать информацию о наличниках сейчас, то через десять лет шансов получить ответы на все эти вопросы останется гораздо меньше. Просто потому, что самих деревянных домов, расписных ставень и окошек с резными наличниками — становится меньше год от года (рис.15).

Гениальное изобретение жалюзи когда-то вытеснило ставни, а теперь успешно соперничает с привычными шторами и гардинами (рис.16).

Выводы по первой главе. На данный момент в научной литературе рассматривается четыре теории происхождения резных наличников, которым присущи следующие характерные черты:

1. В соответствии с языческой теорией резьба возникла в глубокой древности, тесно связана с языческим миропониманием, потому каждый изобразительный элемент резного декора наделялся магическим значением, направленным на привлечение могучих светлых сил, защищающих дом человека.

2. В соответствии с европейской теорией считается, что идея наличников заимствована, и резной декор есть элемент украшения.

3. Корабельная теория тесно связана с языческой с той лишь разницей, что создателями домовой резьбы являются мастера, украшавшие своей резьбой корабли.

4. Сторонники церковной теории полагают, что домовая резьба и наличники в том числе — это лишь слабые отголоски церковной резьбы.

ГЛАВА 2.Деревянный резной декор ставень домов посёлка Иловля

Возможны следующие причины упрощения ставен в 20 веке (рис.17-20): В ХХ веке деревянный резной декор ставень начинает значительно упрощаться. В первую очередь, это связано с тем, что в условиях массовой культуры, присущей ХХ веку, происходит забвение традиций. Тем не менее, в деревянном резном декоре ещё сохраняется некоторая связь с традициями. Примером тому могут служить резные наличники домов в посёлке Иловля Волгоградской области.

Исследуя резной декор домов посёлка Иловля, мы обнаружили, что мастерами активно используется целый ряд традиционных изобразительных элементов. Нами был изучен декор пяти домов. Перечислим эти элементы:

  •  
    1. символ берегини (на каждой улице он встречался 4-5 раз);

    2. символ воды (встречался практически на каждом доме, как дополняющий элемент в сочетании с другими символами;

    3. символ солнца;

    4. символ мирового дерева;

    5. символы птиц.

Если принять за основу интерпретации семантики деревянного резного декора ставень домов посёлка Иловля языческую теорию, то можно сказать, что эти знаки наделяются чудодейственной силой. Они необходимы для достижения благополучия, прославления и привлечения жизненных сил природы: земного плодородия, солнца. Языческие мотивы мы можем наблюдать в символах, которые служат оберегами. Например, часто в резном декоре используется фигура берегини (рис.21-22). Её изображение хорошо узнаваемо. Неизвестный мастер-резчик, оформлявший ставни иловлинского дома, так же как и древнерусский мастер, использует центральную симметрию фигурки, в очертаниях отчётливо видны голова, раскинутые руки и ноги. Однако отсутствует изображение крина-ростка внутри фигуры женщины-берегини.

Достаточно часто встречается в декоре иловлинских ставень схематическое изображение головы быка. Данный символ не сложно определить, он напоминает букву V (рис.23-24). Бык в славянском язычестве считался священным животным, также связанным с солнцем и огнем. В русских народных верованиях в образе быка или коровы предстает огонь, при этом солнечный диск является глазом небесного быка.

Нередко на ставнях домов в Иловле мы замечаем символ воды. Этот символ располагается в верхней части наличника, под карнизным пояском и представляет собой вытянутый волнообразный узор. Встречаются бегущие ручейки и по боковым полочкам − это все знаки воды, дарующей жизнь. Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи (рис.25).

Нечасто, но встречаются ставни с символом мирового дерева. Он обрамляет верхнюю часть наличника, над карнизным пояском. Симметрично от центра расходятся ажурные завитки. Образ мирового древа является древнейшим. Это символ единства мира, который в языческом миропонимании представлял собой целостность трёх миров (мира предков, мира, в котором живёт человек, и мира богов). Такое представление не соответствует картине мира ХХ века, тем не менее, мастера используют этот символ в декоре ставень, руководствуясь, скорее всего, эстетической привлекательностью этого изобразительного элемента.

Приблизительно с конца ХХ века и в настоящее время при ремонте старых домов хозяева стремятся убирать наличники, если и ставят другие, то они крайне просты и безыскусны. Изготовить новые, по образцу старых, в настоящее время, дорого и, по-видимому, просто даже некому. Утрачивается народный промысел, исчезают традиции, утрачивается связь времен. Вероятно, так же считается, что наличники не смотрятся с современными пластиковыми окнами, и поэтому их снимают.

Недаром говорят сельские жители, что во внешних признаках окон деревянных домов можно усмотреть определенные черты характера или внешности хозяина или хозяйки. Следует обратить внимание на то, что совершенно одинаковых наличников на разных домах практически ни где не найти, они всегда в чем-то индивидуальны. Конечно, сами наличники весьма разнообразны, есть весьма строгие и простые экземпляры, есть богато украшенные различными резными элементами. В любом случае даже самые скромные старинные произведения смотрятся куда лучше большинства современных образцов (рис.28).

Выводы ко второй главе. Анализ резного декора наличников в Иловле позволяет сделать вывод о его тесной связи с древнерусскими традициями. Неизвестные мастера-резчики активно используют в качестве элементов декора традиционные образы-символы, известные ещё со времён Древней Руси: берегиня, бык, вода, мировое древо.

Заключение

Решая первую задачу, мы проанализировали теории происхождения русского деревянного резного декора, выявив характерные для них черты. В соответствии с языческой теорией резьба возникла в глубокой древности, тесно связана с языческим миропониманием, потому каждый изобразительный элемент резного декора наделялся магическим значением, направленным на привлечение могучих светлых сил, защищающих дом человека. В соответствии с европейской теорией считается, что идея наличников заимствована, и резной декор есть элемент украшения. Корабельная теория тесно связана с языческой с той лишь разницей, что создателями домовой резьбы являются мастера, украшавшие своей резьбой корабли. Сторонники церковной теории полагают, что домовая резьба и наличники в том числе — это лишь слабые отголоски церковной резьбы.

Работая над второй задачей, мы выявили семантику основных изобразительных элементов традиционного резного декора ставень. Наиболее часто встречающиеся символы берегини, солнца, воды, птиц. Все элементы декора имеют своё символистическое значение, выполняя охранительную функцию или магически призывая процветание дома.

Решая третью задачу, мы собрали фотоматериал по ставням домов посёлка Иловля Волгоградской области и провели детальный анализ резного декора. Это позволило нам отметить тесную связь изготовления иловлинских ставен с древнерусскими традициями украшать своё жилище символами и оберегами. Неизвестные мастера-резчики активно используют в качестве элементов декора традиционные образы-символы, известные ещё со времён Древней Руси (берегини, солнца, воды, птиц). Проанализировав данные элементы, мы с уверенностью можем отметить, что теория происхождения резных наличников посёлка Иловля относятся к языческой.

Изучая оконные ставни, мы познаём архитектурное наследие нашей страны. Ставни и наличники – это свидетели истории и традиционные элементы русской деревянной архитектуры. Однако современные ставни не потеряли своё функциональное назначение, но их универсальность заменила русскую самобытность.

Список литературы

1. Красовский М.В., Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. – СПб, 2010

2. Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония: Образы деревянного зодчества России: Книга для юношества. – М.: ОПОЛО, 1998.

3. Рыбаков Б. А., Язычество древних славян. – М., 1981

4.Соболев Н.Н.,Русская народная резьба по дереву. – М.: Academia , 1934;

5.СкворцовА.И., Русская народная пропильная резьба.– Л.: Изд-во «Художник РСФСР», 1984 6. Ткаченко Н.Н., Солярная символика в культуре прошлого и настоящего. Культура в современном мире. 2011. № 1 [электронный ресурс] – Режим доступа: http ://infoculture.rsl.ru

7.Филиппова Е.П., Лица вдоль дороги. Введение в тему «Наличники» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://shushara.ru/windows/item.php?ID=19

8.Хафизов И.В., Резные наличники: Центральный регион [электронный ресурс] – Режим доступа: http://nalichniki.com/

Приложение

Рис.1 Декоративное обрамление окна

Рис.2 Наличник Костромской области Рис.3 Наличник Тюменской области

Рис.4 Сказочные существа в деревянной резьбе Рис.5 Иллюстрация из книги А.И. Скворцова

Рис.6 Символ берегини

Рис. 7. Крин-росток

Рис.8 Земля

Рис.9 Вода

Рис.10 . Солнце

Рис.11 Мировое дерево

Рис.12 Птицы

Рис.13 Дракон

Рис.14. Резные наличники русских городов

Рис.15 Элементы пропильной резьбы Рис.16. Современные ставни-жалюзи

Рис.17 ,18 Упрощение ставен.

Волгоградская область, посёлок Иловля

Рис. 19,20 Упрощение ставен. Волгоградская область, посёлок Иловля

Рис.21,22 Символ берегини. Волгоградская область, посёлок Иловля

Рис.23 Символ быка. Волгоградская область, посёлок Иловля

Рис.24 Символ быка

Рис.25 Символ воды

Рис.26. Дерево мира. Волгоградская область, посёлок Иловля

рис.27 Дерево мира

Рис.28 Окно.20 и 21вв.

Волгоградская область, посёлок Иловля

Просмотров работы: 1995