ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ГАРМОНИЧНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ГАРМОНИЧНОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Целью школы всегда должно

быть воспитание гармоничной

личности, а не специалиста.

(Альберт Эйнштейн)

Самое основное в изобразительном искусстве, на мой взгляд, это наглядный синтез интеллектуальности и нравственных ценностей. Я не касаюсь других видов искусства и человеческой деятельности, в которых могут присутствовать эти составляющие, поскольку именно этот вид искусства мною исследован по сравнению другими лучше всего.

Выбрал я эту тему потому, что я как человек верующий попытался, раскрыв ее, таким способом принести пользу обществу и поделиться некоторым своим опытом. Обучение человека с помощью изобразительного искусства в правильном ключе, может дать ему и интеллектуальное развитие, и положительные нравственные ориентиры. Актуальность и польза данного исследования, я думаю, не нуждается в обширном раскрытии. “Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества “,-говорил Теодор Рузвельт.

Работа моя в данном случае будет составлена несколько лаконично и кратко, но при необходимости любой пункт из нее может быть полностью раскрыт.

Принципы, изложенные в моей работе могут распространяться и на многие другие виды искусства и различной деятельности.

В своей работе я раскрывал понятие нравственности с позиций Православной веры, только лишь потому, что считаю это определение наиболее верным.

I.Понимание нравственности

«Я вручил мою душу в руки Бога,

моего Создателя, и абсолютно

непоколебимо верю

в Иисуса Христа,

моего Спасителя».

(Уильям Шекспир)

Касаясь темы нравственности в изобразительном искусстве, для меня лично нет более удачного источника, чем Православие, потому как нравственность в этой религии является лишь поверхностью, глубочайшей по сравнению с ней сердцевиной-духовностью. Человек, который будет подлинно ориентироваться в жизни принципами Православной веры никогда не принесет никому, в том числе и себе, вреда. Поэтому я и предлагаю Православные ориентиры, как самые благотворные для человека и общества и для содержания изобразительного искусства.

Я убежден, что самое четкое разграничение между добром и злом проводит именно Православная вера. В этом еще одна его ценность для изобразительного искусства.

Этим я не хочу совершенно исключить роль других мировоззрений в жизни общества, признавая за ними известную долю пользы.

II.Сущность изобразительного искусства: интеллектуальность и нравственность

Дело не в том, чтобы научиться

рисовать, а в том, чтобы

научиться мыслить

(Стендаль)

Изобразительное искусство содержит в себе множество законов. Я имею ввиду принципы классического академического искусства, нараработанные за сотни лет его существования. Здесь нет необходимости перечислять эти принципы, интересующимся достаточно будет открыть любой учебник по данной теме. Сказать я хотел лишь то, что эти принципы требуют безусловного изучения и немалого интеллектуального труда. Вот, что говорит по этому поводу Леонардо да Винчи :”И, поистине, живопись - это наука...”,он же:” Изучайте науку искусства и искусство науки”. Таким образом, усвоение данных принципов принесет человеку немалую интеллектуальную пользу.

К тому и служат искусства, чтобы дать познание добра и зла,-утверждал великий художник Дюрер.

Не слишком много, наверное, людей найдется, считающих нравственные ценности не заслуживающими внимания. При всей ясности понятия , в жизни очень часто трудно сориентироваться. Как поступить более ,скажем, нравственно, а как нет. Поскольку истинное добро всегда приносит человеку счастье, и взглянув на других людей и себя немного найдется по настоящему довольных своей жизнью индивидов. Значит, вопрос нравственной ценности вещей не так уж прост, как кажется. Человеку нужно выбрать для себя мировоззрение, или выработать свое какое-то, чтобы оно безошибочно отвечало на вопрос: «Что плохо, а что нет? Что принесет истинное счастье, а что нет?”. Для меня лично этим мировоззрением является Православие. Вопрос лишь заключается в том, чтобы научиться отличать добро от зла, руководствуясь принципами своего мировоззрения. Это, конечно, сделать очень не просто и требует постоянной работы над собой и является самым главным вопросом жизни.

Таким образом, нравственные законы дают ориентацию в жизни. Где именно зло, а где именно добро. Важнейшее знание для любого возраста, особенно детского. Вот, что говорит по этому поводу один из православных святых: « Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло: и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают, то с великим к Богу благодарением. Эти одни, поистине, должны именоваться умными людьми» - говорил в 4 веке Антоний Великий.

Ко всему прочему мне хотелось бы добавить некоторый метод в обучении изобразительному искусству, который также может способствовать двоякому гармоничному развитию личности. Речь идет о методике копирования великих мастеров изобразительного искусства. На мой взгляд этот метод помогает усвоить принципы мастерства художника, проведя их через себя. Для примера разместил в Приложении одну из своих копий картины Леонардо да Винчи “Мадонна Литта”(1490-1491).

III. Творчество: без интеллектуальности или без нравственности

Искусства полезны лишь в том

случае, если они развивают

ум, а не отвлекают его

(Сенека)

Творчество, в котором ярко прослеживается отсутствие интеллектуальная проработка – это, например, детское рисование. В нем выражаются только различные чувства, в основном добрые и искренние. Существуют также множество противоположных академизму стилей, отказавшихся от рациональной проработки по принципам классического искусства. Такие рисунки (не только у детей) очень ярко выражают нравственную сторону рисующего. С меньшей или большей степенью вероятности можно определить, душевное состояние рисующего. При всей положительности подобного творчества и удовлетворения им вкусов определенной части общества, нами не сможет быть признано как инструмент гармоничного воспитания человека в силу своего одностороннего воздействия. “Умеренность и соразмерность всюду становятся красотой и добродетелью» - говорил Платон. Таким образом, без интеллектуальной академической проработки творчества человек не сможет достигнуть гармоничного развития своего творчества.

”Красиво оформленное глупое предложение пойдет намного дальше, чем неудачно оформленная замечательная идея –говорил Скотт Адамс, всемирно известный карикатурист, художник комиксов.

Отсутствие в творчестве абсолютного хладнокровия к нравственной проблеме можно очень четко проследить, например, в графическом дизайне. Я не утверждаю, что дизайн по существу должен обязательно быть связан с безнравственностью (то же классическое искусство часто бывает безнравственно). То есть, говоря по существу, не имея направления для нравственного воспитания, он не дает личности двоякого гармоничного развития.

Объектом дизайна может быть любой предмет. Важно лишь эстетическое воздействие на человека. Содержание предмета дизайна, (как впрочем и того же безнравственного изобразительного искусства) может быть каким угодно. Дизайн в своем творчестве использует массу приемов классического изобразительного искусства, соответственно для большей эстетической выразительности своего объекта. Таким образом дизайн хорошо себя зарекомендовал в коммерческих целях :”Если ваша компания не заинтересована в дизайне, она бессмысленна”- Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале, исследователь и консультант по корпоративным стратегиям, транснациональным корпорациям, преподаватель , международный бизнес-консультант, доктор философии. “Упаковка важна так же, как и продукт. Иногда даже важнее”,- говорил всемирно известный маркетолог Джек Траут.

Заключение

“Искусство — могучее средство

исправления людского

несовершенства”

(Т. Драйзер)

На подобную тему это моя первая работа. Безусловно, не до конца проработанная в силу нехватки опыта, знаний и времени. Но если хоть одного человека приблизит, хоть немного к добрым и полезным начинаниям, значит, она была не зря написана.

Также, к сожалению, работа содержит массу недоработок и в случае возникновения критики отвечу на все возникшие вопросы и недоумения.

Любая деятельность человека должна содержать обязательно положительное духовно-нравственное ядро, облеченное в интеллектуальную оболочку.

Таким образом, в изобразительном искусстве идет двоякое воздействие на развитие личности: воспитание интеллекта и нравственное совершенствование. Жизненно необходимые составляющие для любого человека.

Литература и источники

  1. Альбрехт Дюрер. Биография [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — [М., МГУ, cop. 2005-2010]. – Режим доступа: http://www.personbio.com/view_post.php?id_info=1639

  2. Бизнес-цитатник. «Менеджмент по Дилберту» Скотт Адамс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.business-citation.ru/author/Скотт%20Адамс

  3. Всё о менеджменте и IT . Джек Траут [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vernikov.ru/component/k2/item/162.html

  4. Геометрия и живопись: страницы истории [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. [М., сор.2000]. — Режим доступа:http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st027.shtml

Лосев А.Ф. История античной эстетики. СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev2_HistEst/2Los_estprin_5.php
  1. Преподобный Антоний Великий. Наставления о доброй нравственности и святой жизни [Электронный ресурс ]. — Режим доступа: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_6439/

  2. Сенсационные стратегии. Бизнес [Электронный ресурс ]. — Режим доступа: http://msd.com.ua/biznes-v-stile-fank-kapital-plyashet-pod-dudku-talanta/sensacionnye-strategii/

  3. Теодор Рузвельт [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Электрон. дан. — [М., cop. 1999-2007]. – Режим доступа: http://si-sv.com/board/9-1-0-95 (дата обращения: 25.12.2014).

Приложение

Просмотров работы: 2949