АНАЛИЗ СТАТУСНОЙ ПОЗИЦИИ ЦЫГАНСКОГО ЭТНОСА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ СТАТУСНОЙ ПОЗИЦИИ ЦЫГАНСКОГО ЭТНОСА

Яненко О.Н. 1
1Сибирский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема национального неравенства решена пока только на уровне международного права. Декларация о расе и расовых предрассудках ЮНЕСКО от 27 ноября 1978 г. устанавливает: «Все народы мира обладают равными способностями, позволяющими им достигнуть самого высокого уровня интеллектуального, технического, социального, экономического, культурного и политического развития. Различия в достижениях разных народов объясняются исключительно географическими, политическими, историческими, экономическими, социальными и культурными факторами. Эти различия ни в коем случае не могут служить предлогом для установления какой бы то ни было иерархической классификации наций и народов».

Однако такая запрещенная иерархическая классификация существует в сознании многих людей и проявляется явно или подспудно. На планете, которая еще не избавилась от самых различных форм этнической дискриминации, эта классификация присутствует в головах угнетателей и угнетенных, сторонников единства существующих государств и сепаратистов, представителей доминирующих этносов и национальных меньшинств. По замечанию Р. Дарендорфа, «гражданские права состоят в конфликте с мощными силами принадлежности, то есть с глубинными связующими структурами, которые могут служить отрицанию прав других (а права - это всегда права других)».

Этнический статус присутствует везде, где вступают в контакт представители разных этнических общностей. Определить этнический статус можно как место индивида или группы в иерархической системе этнических общностей. Чем ниже статус того или иного этноса по сравнению с другими, тем больше проблем в его жизни и тем больше межэтническое напряжение в обществе. Многие ученые придерживаются точки зрения, что проблема статуса особенно важна для меньшинств, которые в силу своей малой численности оказываются низкостатусными, и в нестабильной ситуации они же испытывают и наибольший дискомфорт. Но некоторые ученые не согласны с такой точкой зрения, утверждая, что высокая численность представителей этноса на определённой территории не является залогом его высокого статуса. Этнический статус имеет сложную структуру. Он определяется объективными факторами, такими, как включенность представителей этноса в систему управления, уровень их доходов, образовательный уровень. Но в еще большей степени этнический статус определяется феноменами группового сознания: самооценкой этноса в целом, различных групп и слоев этноса, а также оценкой его контактирующими этническими общностями по целому ряду критериев.

Различают разные виды (позиции) статуса: демографический, политический, правовой, социально-психологический, социокультурный, экономический и экологический. В зависимости от степени влияния на жизнь общества статус этноса имеет количественные измерения. Он может быть высоким или низким. Низкий этнический статус ведет к психологической ущемленности этноса. На этой почве возникают массовые движения, которые серьезно дестабилизируют жизнь республик и государства, ведут к этническим конфликтам. Так, русские в Российской Федерации, несмотря на ряд неблагоприятных тенденций, обладают, безусловно, высоким демографическим статусом, поскольку их доля в общей численности населения Российской Федерации составляет более 82%. Достаточно высокими показателями в сравнении с другими российскими народами характеризуется у них и социально-экономический статус (объем материальных благ, приходящихся на каждого члена этноса: обеспеченность жильем, профессиональная структура, уровень заработной платы и т.п.). Низкая политическая или экологическая позиция статуса может служить поводом для массовой миграции, причиной конфликтных ситуаций на межличностном уровне, может вызвать массовое этническое противостояние [1]. По этой причине несомненно важно изучать социальные статусы этносов.

Современная этническая картина мира, представляет собой довольно сложное и пестрое образование, поскольку состоит из более чем 200 суверенных государств, в которых проживает от 3 до 5 тыс. этносов и этнических групп. В России на 145 млн. человек в 85 субъектах приходится более 170 этносов (вместе с Крымом). В данной работе осуществлён анализ статусной позиции цыганского этноса, что позволит определить его позиции в социоструктурной общественной системе.

Цыгане проживают по всему миру и состоят из большого числа этнических групп (народностей), отличающихся друг от друга обычаями, диалектами, культурой и даже внешностью. Однако, общего у разных цыган больше, чем отличий. Прежде всего, это происхождение. Все «классические», «европейские» цыгане (называемые ныне «романэ мануша»), а также проживающие в арабских и кавказских странах (неизвестные россиянам цыгане «дом» и «лом») произошли, как утверждают лингвисты и генетики, от одной довольно маленькой группы выходцев из Индии, расселившейся по миру через Персию. От общего происхождения у цыган ещё один объединяющий фактор – язык. Точнее, три языка: романи, домари и ломаврен. Все три между собой в родстве.

Экономическая статусная позиция.

Экономическая составляющая статуса этноса определяется несколькими позициями. Во-первых, такой обобщенный показатель, как размер валового национального дохода, приходящегося на одного представителя этноса, принято называть уровнем качества жизни. В расчетах экономистов в него входит средний уровень заработной платы, уровень занятости населения и безработица, первичная и вторичная занятость, профессионально-отраслевая структура и другие показатели. Во-вторых, важной характеристикой является полнота социально-профессиональной структуры этноса. Она определяется представительством данного этноса в социально-классовых группах и слоях общества (или локального полиэтничного социума) и может соответствовать или не соответствовать удельному весу этноса в населении страны. В-третьих, не менее важной чертой является место в профессионально-отраслевой структуре, иными словами, в этническом разделении труда (профессиональный статус может отличаться престижностью, т.е. занятостью достаточно большого числа представителей этногруппы в прибыльных отраслях деятельности или во властных структурах) [2].

Но для рассмотрения экономического статуса по этим позициям в отношении цыганского этноса не достаточно данных. По мнению ведущего научного сотрудника Центра европейских и американских исследований этнологии и антропологии РАН, президента Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежды Деметр, «цыгане абсолютно исключены из общественной, из экономической жизни, это народ, который все обвиняют в криминальности». Для анализа необходимо установить точное количество представителей этого этноса, узнать число родов, изучить, где, в каком объеме они занимаются теми или иными криминальными делами. Без этих данных сложно что-либо говорить об экономической составляющей этностатуса.

Если же рассматривать профессиональную пирамиду, то русские цыгане, как и их предки сто-двести лет назад, придерживаются узкого круга профессий. Так, русские цыгане были преимущественно либо лошадниками, либо артистами, а также в старину практически все цыганки были гадалками. В понимании цыган гадание, ворожба, целительство (снятие сглаза, порчи) определённого рода традиционная трудовая деятельность с мистической, духовной направленностью, за которую положено вознаграждение. Немногочисленные законопослушные занимаются малым бизнесом: подержанные машины перегоняют, товар привозят и оптом сдают, владеют торговыми точками на рынках, дома строят, стройматериалами торгуют, состоят в творческих коллективах, работают музыкантами, нанимаются сезонными рабочими в сельском хозяйстве, что можно рассматривать как низкоквалифицированный труд. По мнению эксперта Антидискриминационного центра Санкт-петербургского общества «Мемориал» Стефания Кулаева, «многие цыгане хотят работать и ищут работу. Но их не берут: нет образования, а зачастую и документов. Часть цыган не желает трудиться потому, что никто из близких никогда не работал». В цыганской традиции есть не только разрешённые, но и запрещённые профессии. К таким относится профессия медика: медицинской сестры, врача. Большинство цыган выбирают противоправные способы трудовой деятельности: транспортировка, сбыт наркотических средств, вымогательство денег, что часто фиксируется в криминальных сводках. То есть доля цыган, задействованных в теневой экономики велика, но в рамках этого анализа теневая экономика не рассматривается. Таким образом, экономический статус цыганского этноса низкий.

Вторая статусная позиция: политическая.

Место этноса в политической системе полиэтничного общества определяется его доступом к власти, ролью в принятии политических решений. Сосредоточение властных полномочий у представителей какого-либо этноса оказывает непосредственное влияние на формирование этностатусных представлений. Статусная система всегда иерархична, а власть является одним из проявлений высокого статуса. При этом часто происходит взаимоувязывание этнической принадлежности, доступа к власти и высокого статуса. Также политический статус этноса - это, прежде всего, наличие или отсутствие у него своей государственности в той или иной форме. Цыганский этнос не обладает государственностью. Не обладает собственной территорией («не привязан к клочкам земли, как другие народы, а используют для жизни весь мир»1). Доля представителей этого этноса во властных структурах если и есть, то очень незначительна, учитывая поголовную безграмотность. Отсутствуют данные о представительстве цыганского этноса и в сфере большого негосударственного бизнеса: в руководстве банков, крупных промышленных предприятий, коммерческих фирм. Хотя стоит отметить, что в фондах архива Ивановской области обнаружены документы об одной из жительниц города Кинешма, которая еще в царское время стала почетной гражданкой своего города и получала позднее персональную пенсию. По данным на 1956 год, это была единственная цыганка-пенсионерка в области. Таким образом, политический статус цыганского этноса низкий.

Демографическая статусная позиция.

Демографическая позиция статуса определяется по нескольким параметрам: динамика рождаемости, смертности; продолжительность жизни представителя этноса; численность населения этноса; брачный возраст; детская смертность; количество детей в семье.

Согласно данным последней переписи населения, прошедшей в 2010 году, в России проживает 220 тысяч представителей цыганского этноса (183 тысячи человек в 2002 г) [5]. Но нет никакой уверенности, что цыганские общины массово участвовали в проведённой переписи, по этой причине ряд этнографов считает, что цыган в стране - не меньше миллиона человек.

Цыганская община живет обособленно, контакты с местным населением минимизированы. Табор возглавляет мужчина, хорошо владеющий языком местного населения, он же общается с местными властями. Цыгане не склонны к смешанным бракам, цыганский закон не поощряет, но и не запрещает браков с нецыганами. Замуж выдают в шестнадцать - восемнадцать лет, но сосватать могут в грудном возрасте. Соблюдается обычай девичьей чести. Существует обычай обмена дочерями: отдавая дочь замуж, брали сестру жениха в жены своему сыну. Возможен брак через похищение, но похищение - признак бедности семьи жениха, и поэтому уважающие себя цыгане стараются невесту сватать, а не воровать. Венчание важнее гражданской регистрации брака. Но важнее венчания только «цыганская свадьба» - признание брака цыганским обществом. Брак считался заключенным лишь после того, как жених "валял" (цыг. аравэлас) невесту. Учитывая, что цыганский народ устоял перед атеистическим настроением, и исповедуют либо христианство, либо ислам, то рождение детей никак не ограничивалось. Но после указов 1926 и 1928 годов на цыганских национальных предприятиях и колхозах началось медицинское просвещение, частью программы которого было распространение книг санитарно-просветительского содержания, изданных на цыганском языке. 70-е годы прошлого века ознаменовались началом проникновения планирования в цыганскую семью. Некоторые молодые цыгане в эти годы сами стали решать, сколько детей будет у них в семье. Сразу же эти семьи превратились в малодетные - два, три ребёнка. Началось искусственное прерывание беременности и, как следствие, увеличение женской заболеваемости бесплодием. С этого времени все заботы о здоровье цыганских матерей, детей и рожениц были возложены на российские больницы, родильные дома, врачей. Дети в цыганской семье – ценность, здоровый ребенок – богатство семьи. Как и у других народов, цыгане берут в свои семьи детей иных национальностей. Статистика по продолжительности жизни, детской смертности в цыганских поселениях не ведётся, отследить динамику рождаемости не представляется возможным. Но проблема сокращения численности цыганского этноса вряд ли могут возникнуть, так как все члены общины стремятся сохранить свой род, общину. Убийство в цыганской среде соплеменников – явление редкое. Таким образом, есть все основания утверждать, что демографический статус цыганского этноса на высоком уровне.

Экологическая статусная позиция.

Экологическая позиция определяется размерами территорий, на которой проживает этнос, климатом, характером почвы, наличием рек, водоёмов, разнообразием растительного и животного мира, ресурсами в недрах. Советская власть всеми силами пыталась превратить цыган в оседлых, но для цыган таборный образ жизни – это свобода, ветер, дух. Они отчаянно сопротивлялись. Правда, часть из них удалось оседлать в Липецкой и Тамбовской областях – создали цыганские деревни. Но и оседлые цыгане отправляли кочевать в одну-две кибитки. Нынешние российские власти планируют содействие цыганам в организации бизнеса - в создании фермерских хозяйств. Но этнологи сомневаются в успехи этой затеи. Цыгане не владеют большими территориями, недрами с запасами ископаемых, не имеют собственной армии для защиты территории. Главнейшие ценности цыганского народа – это здоровье, радость, счастье и, конечно, свобода. Неправомерно применять ценностные шкалы оседлого этноса к ценностям кочующего народа. Поэтому нет возможности рассмотреть в отношение данного этноса экологическую статусную позицию.

Правовая статусная позиция.

Правовая позиция определяется такими понятиями как равноправие, дискриминация, ущемление этноса, распространением языка. Чезаре Ломброзо - родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике, назвал этот этнос преступным, и утверждал, что они «питают ужас ко всему, что требует малейшего усилия, и готовы лучше переносить голод и нищету, чем взяться хотя бы за легчайший труд, вообще же они работают лишь столько, чтобы не умереть с голода. Они клятвопреступны даже в отношении друг к другу, неблагодарны, злы и жестоки…» и так далее [3]. Такое мнение о данном этносе было в конце 19 века. Современное положение рассматриваемого этноса в Европе не улучшилось. Так, с 19 августа 2010 года, нелегально проживающих на территории Франции цыган начали массово выселять. В общей сложности, планируется депортировать 700 цыган и закрыть более 200 нелегальных цыганских лагерей, которые находятся на территории страны. Кто соглашается покинуть Францию добровольно, могут получить 300 евро компенсации. Такое решение Президент Франции Николя Саркози принял после беспорядков, которые представители цыганского этноса устроили в центральном регионе страны в ответ на гибель их товарища, убегавшего от жандармов.

Властями Российской империи и СССР предпринимались попытки вытравить из душ цыган их самобытность, осознание своей единственности и неповторимости. Так во время паспортизации в 1932-33 годах многих цыган выселили из Москвы, Ленинграда, Харькова и других крупных городов. Борьба с кочевым образом жизни цыган была длительной. Последний Указ "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством" был принят Президиумом Верховного Совета СССР 5 октября 1956 года. По нему цыганское кочевье было приравнено к бродяжничеству, с которым боролись весьма серьёзно. Под страхом уголовного наказания цыгане без особого на то разрешения от органов власти уже не могли покинуть район своего проживания. Лишь этот Указ, который предусматривал уголовное преследование за кочевье, практически сумел уничтожить кочевой образ жизни цыган. Правительству наконец-то практически удалось после более чем двухвековой борьбы с цыганским кочевьем ликвидировать его. Длительность борьбы - яркое свидетельство твердости убеждений цыган за сохранение кочевья.

Для этнокультурной среды цыган в современной России характерна весьма сильная русификация. После того, как в 1937 году советским правительством цыганский язык и преподавание на нём было признано "…социально вредным, отгораживающим цыганскую молодёжь от воспитания в духе идей социализма…", в нашей стране не вышло более ни одной книги, ни литературной, ни научной на цыганском языке. Несмотря на принятый в 1992 году закон о языках малых народов, современное российское правительство практически не поддерживает цыганский язык как основу цыганской письменной культуры [4]. Русский язык уже многие десятилетия ведет свой массированный натиск на языки цыган, которые под этим, почти невидимым для обычного обывателя, прессом начинают содрогаться и деформироваться настолько, что русская грамматика в большинстве случаев проникает в цыганский язык и начинает искажать исконную цыганскую грамматику, создавая страшные грамматические гибриды. В образе жизни большинства цыганских общин присутствует элемент асоциальности и антисоциальности, что достаточно быстро вызывает категорическое неприятие со стороны местного населения. В европейских странах к цыганам уже применяют довольно жесткие меры. В Болгарии в сентябре 2011 года случились очень крупные антицыганские волнения. Цыганские общины настаивают на своем традиционном образе жизни, строят собственную идентичность. Смена образа жизни ставит идентичность под угрозу.

На первом Всемирном цыганском конгрессе, состоявшемся в Лондоне 8 апреля 1971 года был учрежден Международный день цыган, который отмечается ежегодно 8 апреля представителями этого этноса по всему миру. В результате были приняты национальные символы: флаг и гимн, что позволило цыганам мира признать себя единой свободной нацией.

21 июня 2013 г. в Московском доме национальностей прошел круглый стол «Актуальные вопросы социокультурного развития цыган в России», организованный Министерством регионального развития РФ. В нем участвовали представители государственных органов, эксперты РАН и общественных организаций, где были озвучены требования по легализация жилья цыганского народа (во многих населенных пунктах власти грозят снести их дома), требования по упрощению выдачи паспортов (немалая часть цыган не обладает ими). Таким образом, можно утверждать, что российская власть отказалась от репрессивных мер борьбы с цыганскими общинами и старается с ними найти общий язык, стараясь решить их проблемы. Правовая статусная позиция цыганского этноса находится на среднем уровне.

Социально-психологическая статусная позиция.

Эта позиция определяется своеобразием характера этноса, идентификацией, сохранением этносом ментального пространства, насколько этнос толерантен и способен к добрососедским отношениям. Форма расселения, тип адаптации к природной и социальной среде, фокусируются на такой важнейшей характеристике этноса, как уровень внутриэтнической сплоченности. Цыгане всегда имели довольно стойкое убеждение, что они должны сохраняться как народ, не смотря ни на какие ассимиляторские действия окружавших их народов и их правительств. Чтобы сохраниться как народ, цыгане обязаны были сохранять свой традиционный образ жизни, свои традиционные, исконно цыганские занятия. При этом они вольно или невольно отделяли себя от окружающего населения, с большим трудом перенимая от него жизненные новации. Цыгане обычно весьма радушны, приветливы и хлебосольны, но после угощения они обычно как бы невзначай поинтересуются у вас, не сможете ли вы чем-либо помочь им в том-то и том-то. Цыгане всегда несколько свысока смотрели на окружавшее их население, и считали себя людьми, превосходящими его по умению жить. Сходки - весьма характерное социальное явление для всех цыганских народов, признак единения народа, живущего сейчас уже зачастую вне традиционной таборной системы. Учитывая, что чем выше уровень солидарности в этносе, тем выше положение этнической общности в социально-психологической позиции, можно сказать, что у цыганского этноса этот уровень - высокий.

Социокультурная статусная позиция.

Представления о степени сохранности и эффективности механизма ретрансляции традиционной культуры этноса являются в настоящее время важным фактором этнической солидарности. Представление о хорошей сохранности традиционной культуры, особенно в условиях распространенных представлений массового сознания в духе «этнического романтизма» способствует повышению этнического статуса и консолидации этнической общности. В свою очередь, уровень этнической солидарности тесно связан с этническим статусом. Гордость цыганского народа всегда составляли известные люди - "славутна рома". Это, в первую очередь, были цыганские артисты, покорявшие своими талантами и поэтому всенародно любимые. Несмотря на мало развитую письменную культуру, у цыганского этноса хорошо развита философия. Философские сказки, песни и афоризмы составляют заметную часть цыганского фольклора. Были свои композиторы и поэты: Р.М. Калабин, Н.И. Шишкин, Н.И. Дулькевич, П.С. Деметер, которые способствовали постепенному проникновению в репертуар артистов-певцов текстов и на цыганском языке. Так, постепенно были созданы песни, где цыганский и русский текст чередовались, и русский текст обычно пояснял цыганский. Артисты-цыгане в основном были создателями, хранителями и распространителями цыганских культурных ценностей. Из них выросла цыганская народная интеллигенция, давшая позднее артистов театра “Ромэн” и многих других артистов эстрады, театра и кино. Таким образом, статусная позиция цыганского этноса имеет высокий уровень благодаря весомому вкладу в общемировую культуру, а также высокой ролью в производстве культурных благ и ценностей.

Вывод.

Социальный статус этноса – это совокупность социальных характеристик данной социальной общности, определяющих его позиции в социоструктурной общественной системе. В итоге можно сказать, что в социальной системе статусная позиция цыганского этноса имеет примерно средний показатель на бинарной шкале низкий/высокий. Рассмотренный этнос не может диктовать свои условия другим этносам, но способен заставить себя уважать. Рассмотренный этнос не может стать причиной конфликтных ситуаций на межличностном уровне или вызвать массовое этническое противостояние. Но он нуждается в серьёзной социально-экономической государственной помощи.

Список литературы.

  1. Файзуллин Ф. С., Абдрахимов Э. Ф. Этнический интерес как социально-философская категория. "Ядкяр". Научно-гуманитарный и общественно-политический журнал. Уфа, 2003. N 3. С. 3 - 15.

  2. Волков Ю. Г, Епифанцев С. Н. Регионоведение. Ростов-на-Дону. Изд: Феникс, 2004.

  3. Ломброзо Ч. Преступный человек. Мидгарт, 2005, 876 с. С 40 – 42.

  4. Торопов В., Калинин В. Феномен обычного права цыган России. Изд. Ивановского государственного университета, 2006, 44 с.

  5. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

1 Фраза из цыганской легенды.

10

Просмотров работы: 1876