СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА

Корнеева М.О. 1
1Самарский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА

Проблема суицидов всегда волновала умы многих ученых и исследователей, т.к. данный феномен не обнаруживается у животных и людей на ранних стадиях развития, но встречается у человека на относительно высоких ступенях культуры. Однако, плоть до конца XIX в. преобладали лишь медицинские и психологические теории. Иной взгляд на данную проблему был предложен французским социологом Эмилем Дюркгеймом.

В своем фундаментальном труде «Самоубийство. Социологический этюд» (1897) Эмиль Дюркгейм наглядно проиллюстрировал и описал на примере эмпирического материала о самоубийствах те факторы, которые влекут за собой данный феномен.

Новшество же Эмиля Дюркгейма заключается в том, что объяснение самоубийства индивидуальными и личностными мотивами, такими как психологические, психопатологические, климатические и т.д. он отводил на второй план. А непосредственно влияющими причинами указывал – социальные. «Самоубийство зависит главным образом не от внутренних свойств индивида, а от внешних причин, управляющих людьми». [2,c.266]. Конечно, полностью Эмиль Дюркгейм не отрицал роль психологических факторов и оговаривал, что они определяют самоубийство как индивидуальное явление, но объяснить коллективную суицидальную тенденцию они не в состоянии. Эмиль Дюркгейм так же отмечал и то, что любой психологический аспект является основой, на которой будут развиваться реальные причины самоубийств.

Исследование Дюркгейма «Самоубийство» было основано на анализе статистического материала, наглядно показывающего динамику самоубийств в различных странах. Дюркгейм считал, что только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемых в разных странах в разные временные периоды.

Само понятие «Самоубийство» Дюркгейм трактовал следующим образом: это есть «всякий смертный случай, являющийся непосредственным или опосредованным результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот пострадавший знал об ожидавших его результатах». [2,c.9]. Так же, Дюркгейм считал, что процент самоубийств не произволен, он зависит от многих обстоятельств. «Задача социолога – выявить корреляции между обстоятельствами и колебаниями уровня самоубийств, являющимися социальными феноменами».[1,c.329]

Таким образом, Эмиль Дюркгейм выделяет 3 типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое и аномическое. Эгоистическое самоубийство имеет место тогда, когда между индивидом и обществом происходит разрыв социальных связей. Одной из причин здесь может быть крайний индивидуализм. «Крайний индивидуализм не только благоприят­ствует деятельности причин, вызывающих самоубийст­ва, но может сам считаться одной из причин такого рода. Он не только устраняет препятствия, сдержива­ющие стремление людей убивать себя, но сам возбуж­дает это стремление и дает место специальному виду самоубийств». [2,c.133] Эмиль Дюркгейм говорит о том, что жизнь для индивида терпима только тогда, когда все тревоги и мучения оправдываются какой-либо целью, а если человек не видит смысла своего существования, будущее пугает его, то, рано или поздно, он приходит к мысли о суициде.

Другой тип самоубийства – альтруистический. В отличие от эгоистического самоубийства, в данном типе мы наблюдаем обратную тенденцию. Здесь уже идет полное поглощение индивида обществом. Личные интересы поглощены социальными, и индивид перестаёт существовать как единица. Такие самоубийства существуют в основном в архаических обществах (убийство стариков, детей, жен), когда человек приносил себя в жертву, выполняя определенный ритуал или обычай. «Человек лишает себя жизни не потому, что он сам хотел этого, а в силу того, что он должен был так сделать». [2,c.141] Но стоит отметить, что данный тип самоубийства имеет место и тогда, когда смерть несет в себе посыл героизма, долга. Например, когда солдат закрывает грудью амбразуру пулемета во спасение других.

Третий тип самоубийства – аномический, который имеет место при нарастании общественных кризисов, когда рушится старая иерархия ценностей, и нарушается общественное равновесие. Так, экономический кризис, способствующие обогащению одних и разорению других, могут привести к фатальным последствиям. «кризис влечет за собой известное смешение классов, в силу которого целый ряд людей оказывается отброшенным в разряд низших социальных категорий. Многие при­нуждены урезать свои требования что заставляет их насильственно прервать изменившуюся жизнь». [6,c.168] Иными словами, человек неспособен быстро адаптироваться к изменяющимся, новым социальным условиям жизни. Аномический тип самоубийства в большей степени интересует Эмиля Дюркгейма, т.к. он наиболее характерен для современного общества.

Таким образом, действительные причины самоубийств по Эмилю Дюркгейму есть общественные силы, которые изменяются от общества к обществу. Основой для них служит общество или группа, а не изолированные отдельные индивиды. Стоит отметить и то, что Эмиль Дюркгейм, рассматривая явление самоубийства, определяет его как социально нормальное.

Данная работа Дюркгейма считается классическим исследованием в области прикладной социологии. Она повлияла на формирование последующих социологических теорий, таких как, например, теории контроля. Кроме того, эта работа поспособствовала отделению науки социологии от психологии и философии.

Библиографисекий список

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли/ пер, с фр.; Под ред. М.Ф.Носова, М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. – 599.

2. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд./ пер, с фр.с сокр.; Под ред. В.А. Базарова, М.: Мысль, 1994. - 287

Просмотров работы: 970