ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА НАРРАТИВНОГО ИНТЕРВЬЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА НАРРАТИВНОГО ИНТЕРВЬЮ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ

Баженова Т.Е. 1
1Самарский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для социолога интерес к изучению нарративов обуславливается тем, что они являются не просто набором информации, набором фактов отдельного человека, они структурируют опыт восприятия, строят каждое событие в жизни. Анализ нарративных интервью дает возможность понять какие типичные биографические процессы характерны для людей.

По сути, нарративами пронизана вся наша жизнь. «Люди конструируют прошедшие события и действия в личных нарративах, чтобы утверждать идентичности и конструировать жизнь.» [1]

В своей статье «Применение нарративного интервью для изучения социального облика молодежи», авторами которой являются И .А. Сурина и Ж.А.Атибиева, анализируются нарративы молодежи, с целью выявления ценностей современной молодежи. Также в статье Фабриканта М.С. «Применение нарративного анализа в исследовании больших социальых групп» рассматривается применение метода нарративного интервью в исследовании больших социальных групп, указываются условия, при которых стоит отдать предпочтение этому методу перед другими качественными методами.

Личная история – это представление человека о себе, о своей роли в жизни, это наши ценности, правила жизни, по которым мы живем, основные сюжетные линии в нашей жизни, главные герои и участники событий, и у каждого это личная история сугубо индивидуальна. [2]

«Рассказывание историй о прошедших случаях — это, наверное, универсальный вид человеческой деятельности, одна из первых форм дискурса, о которой мы узнаем еще в детстве и которой пользуемся затем на протяжении всего жизненного пути, будучи представителями самых разных культур». [1]

Цель нашего исследования заключается в том, чтобы раскрыть суть метода нарративного интервью в социологическом исследовании и показать каким образом этом метод применяется на практике

В процессе нашего исследования с помощью нарративного интервью были получены следующие выводы:

1. Студенты довольно охотно соглашаются на проведение интервью, с интересом рассказывают о своей жизни, но не хотят затрагивать тем, которые являются сугубо личными.

2.В ходе проведения серии интервью у студентов, можно выделить такие типичные события, которые повторяются у всех информантов и запоминаются более подробно.

3. Жизненный путь информантов начинается с детства, а заканчивается временем студенчества.

4. Информанты подразделяют свою жизнь на периоды, каждый из которых характеризуется своими событиями, переживаниями, эмоциями относительно этих событий.

5.Конструируя свою личную историю, студенты выделяют 4 периода: рождение, детские годы, школьное образование и поступление в университет.

6. При анализе нарративов можно выявить ценностные ориентации студентов, в зависимости от того на каких событиях они заостряют свое внимание.

7.Для студентов основными такими ценностями являются – семейные отношение, дружба и любовь.

На мой взгляд, познавательные возможности метода нарративного интервью достаточно высоки.

Используемая литература:

1. Е.Р. Ярская-Смирнова «Нарративный анализ в социологии»

  1. «Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях» //Социология: 4 М. 1993 № 3-4.

Просмотров работы: 815