ВЛИЯНИЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ НА ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ГОРОДА В ЦЕЛОМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ НА ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ГОРОДА В ЦЕЛОМ

Саньков П.Н. 1, Ткач Н.А. 1, Горб А.В. 1, Близнюк А.Н. 1, Михеенко Ю.Ю. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы. Динамичность городской среды становится не просто признаком его существования, но и фактором, и результатом непрерывной трансформации качестве и безопасности жизнедеятельности населения. В свою очередь наружная реклама, часто принимающая достаточно агрессивные формы, захватывает все свободные пространства фасадов и много домов просто «тонут», «растворяются» в многообразии цветов и изображений. Проблема усугубляется еще и тем, что города год от года увеличиваются в размере, отталкивая человека от природной среды. Кроме того, материалы, используемые в строительстве, все меньше напоминают природные. Поэтому все больше и больше в обществе обсуждаются вопросы о вредном влиянии рекламы на окружающую среду, в том числе, на здоровье человека.

Цель. Разработка методики организации наружной рекламы на территории города Днепропетровска с целью уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Задачи работы:

- рассмотреть специфику размещения и распространения рекламы в городе;

- натурное обследование территории города Днепропетровска и Страсбург на предмет организации элементов наружной рекламы;

- разработка методики организации наружной рекламы на территории городов с целью уменьшения вредного влияния ее на окружающую среду и здоровье человека.

Объект исследования: повышение экологической безопасности населения города Днепропетровска, которое находится под влиянием внешней рекламы, как фактора загрязнения окружающей среды.

Предмет исследования: разработка эффективных методов и средств организации наружной рекламы города Днепропетровска, с учетом требований экологической безопасности.

Методы исследования:

- натурные обследования территории города на предмет организации наружной рекламы;

- теоретические методы анализа и оценки результатов исследования.

Раздел 1. Экологические аспекты воздействия рекламы на окружающую среду.

Влияние наружной рекламы на водителей.

По мнению большинства психологов, яркие, кричащие плакаты рассеивают внимание автомобилистов и пешеходов, нередко провоцируют ДТП.

Исследовательский холдинг ROMIR Monitoring провел исследование, целью которого стало изучение проблемы влияния наружной рекламы на водителей и как следствие создание аварийных ситуаций на дорогах. Заказчиком исследования выступила Ассоциация Коммуникационных Агентств России (АКАР) по поручению Технического комитета по стандартизации № 467 Ростехрегулирования «Наружная реклама и информационные знаки для общественных мест». Исследование проходило в трех городах: Москве, Новосибирске и Нижнем Новгороде. Общий объем выборки составил 1255 водителей.

Был сформирован перечень из 19 факторов, теоретически способных привести к возникновению аварийных ситуаций. В числе других факторов, в рассматриваемый перечень были включены и носители наружной рекламы. При этом они были разделены на две категории: традиционные (рекламные щиты, рекламные тумбы, перетяжки, другие стационарные средства наружной рекламы) и динамические (плазменные экраны, электронные табло, рекламные конструкции с часто меняющимся изображением и т. д.). По результатам опроса 7% респондентов склонны считать, что наружная реклама теоретически способна привести к возникновению аварийных ситуаций.

Влияние рекламы на психику и зрение человека

Существующая визуальная среда городов негативно влияет на состояние здоровья горожан и на их социальное поведение. Визуальная среда выступает одной из главных причин близорукости. Гомогенные и агрессивные поля в городских условиях создают психический и физический дискомфорт и как следствие, могут быть одной из причин широкого распространения близорукости в городах.

Уже сейчас число детей, имеющих проблемы со зрением, в городах с неблагоприятной видео экологией в несколько раз выше, чем в сельской местности. Кроме этого, раздражение мозга в результате взгляда на агрессивные визуальные поля травмирует психику человека, вызывает беспричинные приступы злости, способствует развитию синдрома большого города и даже может вызвать эпилептические припадки. Ведь наружная реклама рассчитана на то, чтобы выбить человека из состояния замкнутости на себе, внутреннего равновесия. Основная ее цель - привлечь внимание любыми способами: это могут быть и шокирующие надписи, и слишком яркие цвета, и агрессивная подсветка, и раздражающие мерцания.

Воздействие рекламы на жизненные ценности молодежи

Реклама - значимый культурный феномен повседневности даже в силу насыщенности ею социального пространства. Разнообразными видами коммерческой рекламной информации полны улицы городов и торгово-развлекательные центры, кинотеатры и кафе, общественный транспорт и лифты, места активного отдыха (боулинг клубы, бассейны, пейнтбол клубы...), телевидение, радио, Интернет и т.д. Реклама вычеркивает тот абрис, который во многом характеризует культурный ландшафт информационного общества.

Эмоционально, емко и красочно пропагандируются стили и нормы поведения, моделируется реальность, к которой следует стремиться. Особенно сильному воздействию рекламной информации подвергаются те социальные группы, которые проходят первичную социализацию - дети и молодежь, то есть люди, которые не достигли интеллектуальной и духовно - мировоззренческой устойчивости. С помощью рекламных объявлений люди знакомятся с современными направлениями искусства, формируют литературные пристрастия и приобретают здоровые привычки. В итоге рекламная коммуникация способствует развитию и трансформации материальной и духовной культуры. Вместе с тем в научной литературе гораздо чаще звучат критические ноты в отношении влияния рекламной информации на духовные ценности молодежи.

Были выявлены тенденции изменения ценностных ориентаций молодежи. Во-первых, процесс формирования ценностной структуры протекает в противоборстве двух пластов сознания - традиционного и современного. Во-вторых, изменения, которые происходят в структуре ценностей, отражающих процесс рационализации сознания молодежи. В них четко проявляются противоречия, возникающие между духовными и рациональными ценностями .

Очевидно, что система «рекламирование - социальные ценности - молодежь» многоплановая и сложная. Так, в психологических исследованиях методом «незаконченных предложений» были выявлены позитивные и негативные высказывания людей о влиянии рекламы. Результаты приведены в табл. 1.

Таблица 1

Влияние рекламы на общественное сознание человека по методу «незаконченных предложений»

Реклама влияет на

Позитивно

Негативно

Культурная жизнь человека

1) задает высокие ценностные и стандарты 2) развивает знания и вкусы

1) разрушает традиционную систему ценностей 2) вызывает негативные эмоциональные реакции

Эстетические ценности

развивает эстетические потребности задает: высокий уровень творческого самовыражения

используются малохудожественные поделки и приемы грубого психологического давления

Индивидуальный и интеллектуальное развитие

1) расширяет кругозор людей 2) представляет примеры для подражания успешным людям

транслируется в большем объеме и подается более ярко, чем любые развивающие передачи

Раздел 2. Натурное обследование территории города Днепропетровска на предмет размещения элементов наружной рекламы

Мы так привыкли к визуального мусора, что время его уже не замечаем. А на самом деле у нас до половины видового обзора занята рекламой, проводами, кондиционерами, неправильно припаркованными машинами и т.д.

С помощью предложенной нами методики мы решили закрасить все лишнее и посчитали, как многие осмотра у нас «съедает» визуальное мусора.

Исследования были проведены в центральной части городов. В Днепропетровске наблюдалось засилье низко морального рекламы (рис.1) и хаотичное размещение рекламы для рекламы, а не для потенциальных потребителей ее (рис. 2).

   

Рис. 1 Реклама презервативов и голое женское тело (визуальный мусор занимает более 20% видового обзора)

Рис. 2 Количество визуального мусора на перекрестке ул. Московская и ул. Глинки в г. Днепропетровске (визуальный мусор занимает более 35% видового обзора)

   

Рис. 3 Оформление центральной части г. Страсбург (визуальный мусор занимает меньше 1 % видового обзора)

Раздел 3. Рекомендации по размещению наружной рекламы на территории городов.

Функции торговых зданий требуют большие витринные окна и яркую, привлекающую внимание рекламу. Это существенно сказывается на восприятии и виде исторического центра города в целом, а памятников архитектуры и их окружению в общем..

Для сохранения общего контекста здания необходимо обязать предпринимателей до гармоничного подхода при дизайнерском решении вывесок и других рекламных объектов. Вывеска должна гармонировать с общим стилем здания, должна быть масштабная здания и не спорить с композицией фасада. Рекламу по возможности исключить совсем. Как жителей так и фирмы которые занимаются монтажом окон и других стеклений, обязать к оптовой замене окон сохраняя все характеристики (форма, цвет, материал и т.д.) предыдущих.

Запретить использование спутниковых тарелок. Всем известен их вредное воздействие на человека! Их аналогом может стать кабельное телевидение и Интернет.

Современное цифровое телевидение «Т2» постепенно решает проблему старых антенн.

Все кондиционерные коммуникации разместить на технических этажах (подвалах, чердаках) в зависимости от технологической схемы работы кондиционера и наличии таких этажей. Воду, которая образуется при работе кондиционера можно собирать в резервуары устраивать на тех же этажах и использовать для полива прилегающих озелененных территорий (экономия воды и благоустройство территории).

Выводы

1. В городе Днепропетровске не придается должного внимания такой составляющей визуальной среды, как наружная реклама.

2. Большая часть наружной рекламы рассчитана на то, чтобы выбить человека из состояния замкнутости на себе, внутреннего равновесия, негативно влияя на психику человека, что ведет к стрессам, усталости, раздражительности.

4. Реклама отвлекает и нередко провоцирует ДТП.

5. Неблагоприятная визуальная среда, нарушая работу глаз, является одной из причин развития близорукости.

6. В центральной части Днепропетровска реклама занимает от 10% до 50% видового обзора.

7. В центральной части Страсбурга реклама занимает от 1% до 10% видового обзора.

Просмотров работы: 4877