ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА МОСКВЫ И РОЛЬ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ В НЕМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА МОСКВЫ И РОЛЬ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ В НЕМ

Дзуганова С.Ю. 1
1Российский Государственный Гуманитарный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: В работе рассматривается бюджет города Москвы и роль имущественных налогов в нем. Составлен прогноз снижения налоговых поступлений в бюджет города в связи с негативными тенденциями в экономике, снижением деловой активности, повышением курсов валют.

Ключевые слова: Москва, бюджет, имущественные налоги, кадастровая стоимость, налоговые и неналоговые поступления.

Москва — крупнейший управленческий, финансовый, банковский, торговый, научный и культурный центр России. Здесь сосредоточены офисы почти всех ведущих российских компаний. Это крупный транспортный узел, обеспечивающий широкий комплекс транспортных услуг. В городе сконцентрированы крупнейшие мощности строительной индустрии. Здесь достигнут наиболее высокий в стране уровень развития сферы услуг, оптовой и розничной торговли, ориентированных на ареал концентрации потребительского спроса.

Выгодное центральное экономико-географическое положение Москвы является одним из главных факторов её развития.

Трудности в развитии города связаны с перегруженностью города непрофильными промышленными производствами. Остро стоят также транспортные и экологические проблемы. Определенную угрозу социальной стабильности создает значительное имущественное расслоение населения.

В отличие от других индустриальных городов России, экономика которых базируется на предприятиях промышленности, в структуре валового регионального продукта (ВРП) Москвы наибольший удельный вес занимает сфера торговли, включая торговлю топливно-энергетическими ресурсами. На втором месте находится деятельность, связанная с бизнес-услугами, научными исследованиями и разработками, а также информационными технологиями.

Говоря о тенденциях развития экономики Москвы важно отметить, что в 2012 – 2013 гг. наблюдался рост ВРП: в 2012 году он вырос на 2,0% и составил более 11 трлн руб., что эквивалентно 356,6 млрд долл. США. ВРП на душу населения в 2012 году составил около 1 млн руб. (32,2 тыс. долл.США), что в 2,2 раза превышает среднероссийский уровень – 435 тыс. руб. (14 тыс. долл. США) [1]

Таблица 1. Показатели ВВП в зарубежных странах [1]

Страна

ВВП (ВРП) на душу населения, тыс. долларов США

Италия

32,5

Испания

29,0

Франции

40,7

Германии

41,2

Россия

14

Москва

32,2

Таким образом, возможно, сделать вывод о том, что Москва является крупнейшим финансовым центром, обгоняющим некоторые европейские страны по доходам на душу населения.

В отличие от других индустриальных городов России, экономика которых базируется на предприятиях промышленности, в структуре ВРП Москвы наибольший удельный вес занимает:

1. Сфера торговли, включая торговлю топливно-энергетическими ресурсами.

2. На втором месте находится деятельность, связанная с бизнес-услугами, научными исследованиями и разработками, а также информационными технологиями.

3. Промышленность занимает третье место по объему добавленной стоимости.

Рассмотрим основные экономические аспекты, связанные с экономикой города. В целом, в 2012 году наблюдались положительные экономические тенденции. В 2014 году наблюдается негативная тенденция снижения инвестиционных потоков в Россию и в Москву, в частности.

Однако бюджет города Москвы остается самым крупным бюджетом регионального значения. Приведем параметры бюджета города Москвы в таблице 2.

Таблица 2.Основные параметры бюджета города Москвы, млрд.руб.[2]

 

Закон об исполнении

Закон города Москвы от 21 ноября 2012 года №59 (в ред. Закона №52 от 02.10.2013г.)

Закон города Москвы от 18.12.2013г. №70

2011 год*

2012 год**

Темпы роста к 2011 году

2013 год***

Темпы роста к 2012 году

2014 год

Темпы роста к 2013 году

2015 год

Темпы роста к 2014 году

2016год

Темпы роста к 2015 году

Доходы

1 480,2

1 488,3

100,5%

1 458,3

98,0%

1 503,1

103,3%

1 585,1

105,5%

1 663,5

104,9%

Расходы

1 398,9

1 534,8

109,7%

1 663,8

108,4%

1 650,8

99,2%

1 708,4

103,5%

1 765,9

103,4%

Дефицит (-) Профицит (+)

81,3

-46,5

-57,2%

-205,5

441,9%

-147,8

71,9%

-123,2

186,9%

-102,4

73,1%

Источники финансирования дефицита - всего, из них:

-81,3

46,5

 

205,5

 

147,8

 

123,2

 

102,4

 

средства от продажи акций

3,2

19,4

 

127,8

 

58,0

 

7,0

 

6,0

 

заемные средства

-59,5

-39,8

 

-0,8

 

88,6

 

89,3

 

34,7

 

остатки средств бюджета

2,1

63,4

 

77,0

     

24,1

 

61,7

 

Реальный дефицит (-)

-86,6

-36,3

 

0,7

 

89,8

 

92,2

 

34,7

 

Отношение реального дефицита к собственным доходам

5,9%

2,4%

 

0,05%

 

6,00%

 

5,80%

 

2,10%

 

* данные в соответствии с Законом города Москвы от 11 июля 2012 года №40 "Об исполнении бюджета города Москвы за 2011 год"

** данные в соответствии с Законом города Москвы от 26 июня 2013 года №39 "Об исполнении бюджета города Москвы за 2012 год"

"*** данные в соответствии с Законом города Москвы от 21 ноября 2012 года №59 ""О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов"" (в ред. Закона №52 от 02.10.2013г.)"

В соответствии с Законом города Москвы от 10 сентября 2008 г. № 39 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве» формирование Закона о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов осуществляется с применением принципов программно-целевого планирования. Доля расходов бюджета города Москвы, сформированных в рамках государственных программ, составляет порядка 91,5 % от общего объема расходов.

Постановлением Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. № 23-ПП утвержден Перечень первоочередных государственных программ города Москвы, включающий перечень государственных программ, направленных на решение широкого круга задач, социально-экономического развития города Москвы.

На рассматриваемый период запланирован рост бюджетных поступлений: в 2014 году – на 3,3%, в 2015 году – на 5,5%, в 2016 году – на 4,9% к уровню предшествующего года (рисунок 1). При этом бюджет на планируемый период остается дефицитным.

Рис. 1 Динамика доходов бюджета города Москвы.[2]

На основании представленных данных логично предположить следующие тенденции формирования и исполнения бюджета города Москвы:

  1. Бюджет города Москвы останется одним из самых крупных региональных бюджетов;

  2. Пополнение бюджета будет расти за счет как налоговых, так и неналоговых поступлений;

  3. Планирование бюджета может быть скорректировано в 2014 году с учетом негативной тенденции, как курса валют, так и экономической активности;

  4. В программе бюджета расходов города Москвы большое место занимают государственные программы. При этом доля государственных программ, возможно, в плановом периоде увеличится в связи с присоединением Крыма и развитием иных государственных программ.

Рассмотрим структуру доходов бюджета с целью проведения анализа тенденций развития налоговых и неналоговых поступлений в г. Москве. Объем налоговых и неналоговых поступлений в бюджет составил 667 894 173,7 тыс. рублей. Налоговые доходы по состоянию на 01.07.2014 составили 612 440 182,5 тыс. рублей (по сравнению с данными по состоянию на 01.07.2012 произошло уменьшение на 6,4%) (таблица 3).

Таблица 3. Налоговые доходы бюджета г. Москвы по состоянию на 01.07.2013г.[2]

Наименование показателя

по состоянию на 01.07.2014 г.

за аналогичный период прошлого года

Темпы прироста, %

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

 

Налоговые доходы

612 440 182,5

100,0

654488257,2

100,0

-6,4

в том числе

         

налог на прибыль организаций

248 326 251,8

40,3

336 485 436,0

51,3

-26,2

налог на доходы физических лиц

262 869 304,4

42,5

231 807 146,7

35,3

13,4

налог на имущество организаций

48 888 486,1

7,6

42 585 789,29

6,4

14,8

налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

22 955 240,6

3,4

19 636 647,22

2,9

16,9

налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

259 101,1

0,04

258 795,3

0,03

0,0

акцизы

13 880 425,7

2,2

12 734 335,5

1,8

9,0

транспортный налог

7 237 515,4

2,7

4 523 447,1

1,3

60,0

земельный налог

6 134 151,1

1,0

5 297 194,3

0,8

15,8

налог на имущество физических лиц

728 947,1

0,1

251 361,1

0,04

190,1

налог, взимаемый в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

158 777,1

0,03

69 945,8

0,01

127,0

налог на игорный бизнес

28 032,2

0,004

17 520,1

0,002

60,2

единый сельскохозяйственный налог

21 713,2

0,003

6 065,1

0,001

258,0

государственная пошлина

952 236,7

0,15

814 573,7382

0,12

16,9

Анализируя бюджет города Москвы, отмечаем, что большую часть бюджетных неналоговых поступлений составляют доходы от использования имущества города. Так, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, по состоянию на 01.07.2014 составили 33 501 074,3 тыс. рублей и по сравнению с данными по состоянию на 01.07.2012 увеличились на 23,8 процента.

Расходы бюджета города Москвы по состоянию на 01.07.2014 составили 665 985 430,0 тыс. рублей (36,9 процента от годовых бюджетных назначений, 36,1 процента – от показателей сводной бюджетной росписи), по сравнению с расходами бюджета города Москвы по состоянию на 01.07.2012 – уменьшение на 0,7 процента).[3]

Проанализировав бюджетные показатели города Москвы, можно сделать следующие выводы.

  1. Большую часть поступлений в разрезе доходов составляют налоговые поступления. В объеме неналоговых поступлений существенную долю составляют поступления от использования имущества города.

  2. В целом следует отметить структурные изменения налоговых поступлений в бюджет. Так, в 2013 году снизились поступления от налога на прибыль на 26,2%, что связано с появлением консолидированных групп налогоплательщиков, а также началом снижения деловой активности. При этом в 2014 году также возможно наблюдать снижение поступлений от налога на прибыль, что также будет обусловлено оттоком инвестиций из России. Однако одновременно наблюдается увеличение на 14,8 процента , в основном обусловлено увеличением оборота розничной торговли, расширением круга налогоплательщиков. Вместе с тем, увеличились поступления за счет налога на доходы физических лиц на 13,4%. Следовательно, этому способствовало сокращение теневых выплат заработной платы в «конвертах», а также увеличение поступлений от сдачи недвижимости в аренду. Можно предположить, что это произошло из-за увеличения администрирования в области арендных отношений.

  3. Увеличился налог на имущество организаций на 7,6%. Это произошло из-за улучшения ситуации с платежеспособностью компаний. В 2014 году также увеличатся поступления в части уплаты налога на имущество, что будет продиктовано уплатой налога с кадастровой стоимости. Увеличение такого налога как акцизы привело к повышению его собираемости и увеличению сборов на 9%.

  4. Увеличился транспортный налог и показал рост в 1,6 раза, что продиктовано изменением срока уплаты налога физическими лицами. В 2014 году также возможно ожидать рост поступлений транспортного налога, поскольку введен налог на дорогие автомобили, которые также зарегистрированы в массовом количестве в столице.

Согласно закону «Налог на имущество физических лиц», который был подписан президентом Российской Федерации 6 октября 2014 года, вводится трехуровневая ставка налога. Основная ставка в размере 0,1% будет установлена для существующих и строящихся жилых домов и помещений, предназначенных для жилья. Также она будет применяться для комплексов недвижимости, куда входит хотя бы одно жилое помещение, гаражей и машиномест, хозяйственных построек на садовых и дачных участках, площадь каждой из которых не превышает 50 квадратных метров.

Налог для квартир в 0,1% будет рассчитываться по формуле «кадастровая стоимость квартиры минус кадастровая стоимость 20 квадратных метров от площади этой квартиры». Для жилых домов налоговая налогом будет облагаться «кадастровая стоимость дома минус кадастровая стоимость 50 квадратных метров от площади этого дома». Налоговая база для комнаты сокращена на стоимость 10 квадратных метров площади комнаты. Налоговая база в отношении единых недвижимых комплексов, в состав которых входит минимум одно жилое помещение, определяется как «его кадастровая стоимость минус 1 миллион рублей». Закон позволяет муниципалитетам повышать базовую ставку налога с 0,1% до 0,3% или понижать ее до нуля.

Согласно документу, налог на имущество будет взиматься с торговых центров, офисов и объектов общепита. Ставка будет составлять 2% от кадастровой стоимости объекта. По этой же ставке будут облагаться объекты, кадастровая стоимость которых выше 300 миллионов рублей. Причем муниципалитеты не смогут ее изменить.

Закон устанавливает переходный период до 2020 года. В это время регионы смогут работать по существующей налоговой базе, рассчитывая налог по инвентаризационной, а не по кадастровой стоимости. Перемены коснутся 1,8 миллиона организаций, применяющих налоговые спец. режимы. Из них 350 тысяч малых фирм имеют в собственности здания, помещения, строения общей площадью 235 миллионов квадратных метров. Арендаторы недвижимости в свою очередь также вынуждены будут платить повышенную цену за помещения. Многие компании и предприниматели вынуждены будут прекратить деятельность. Это связано с тем, что значительное увеличение стоимости имущества приведет к невозможности уплачивать налог. Одновременно увеличатся поступления в бюджет города за счет элитной недвижимости, а также недвижимости, находящейся в собственности крупных компаний города.

Литература:

  1. Московская торгово-промышленная палата [Электронный ресурс].-Электр. данные.- Режим доступа: http://www.mostpp.ru/

  2. Департамент финансов города Москвы [Электронный ресурс] / Официальный сайт. – Электрон. дан. – М., cop. 2014. – Режим доступа: http://findep/mos/ru/

  3. Информационный бюллетень Контрольно-счетной палаты г.Москвы, [Электронный ресурс].-Электр. дан.- 2013.- Режим доступа: http://www.ksp.mos.ru/common/upload/KSP_3_46.pdf

  4. Гаврилова Н. Налог на имущество организаций и транспортный налог: что изменилось в 2014 г. // Новая бухгалтерия. 2014. N 2. С. 36 - 46.

  5. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебное пособие / Гончаренко Л.И. – М. : Юрайт, 2014. – 541 с. : рис., табл.

  6. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] / Официальный сайт. – Электрон. дан. – М., cop. 2005-2014. – Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn77/

  7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Официальный сайт. – Электрон. дан. – М., cop. 2000-2013. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/

  8. Администрация Президента РФ [Электронный ресурс] / Официальный сайт. – Электрон. дан. – М., 2014. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/46742

Просмотров работы: 1754