В систему органов внутреннего контроля кредитной организации входят [5]:
1. органы управления;
2. ревизионная комиссия;
3. главный бухгалтер (его заместители);
4. руководитель (его заместители) и главный бухгалтер (его заместители) филиала;
5. подразделения и работники кредитной организации, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами кредитной организации, в том числе:
· служба внутреннего аудита (СВА);
· служба внутреннего контроля (СВК);
· иные структурные подразделения и (или) работники кредитной организации, выполняющие функции в рамках системы внутреннего контроля.
С 1 октября 2014 года в соответствии с Указанием Банка России № 3241-У вступили в силу изменения в Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», которые стали, по сути, переломным моментом в процессе формирования российской концепции внутреннего контроля. Регулятор обязал банки иметь две отдельные службы — внутреннего контроля и внутреннего аудита; ранее многие обязанности и задачи данных служб были фактически сосредоточены в одной службе — службе внутреннего контроля (бывшая СВК). Согласно мнению Банка России, проблема была в том, что при формировании систем внутреннего контроля не было четких ориентиров, а инспекторы Центробанка при проверке банка не обладали нормативно закрепленными критериями оценки эффективности внутреннего контроля [3, с. 628].
Функции бывшей СВК чаще всего были следующими: участие в разработке и согласовании внутренних документов; участие во взаимодействии банка с надзорными органами, саморегулируемыми организациями, ассоциациями и участниками финансовых рынков в рамках своей компетенции; выявление конфликтов интересов; выявление регуляторного риска; проведение проверок и оценка эффективности системы внутреннего контроля, а также эффективности системы оценки рисков и процедур управления. Таким образом, бывшая СВК находилась на стыке второго и третьего уровня контроля либо совмещала их (рис. 1).
Рисунок 1. Три уровня контроля
Сейчас перед банками стоит задача разделения и распределения функций между службой внутреннего контроля и внутреннего аудита. В соответствии с изменениями в Положении № 242-П СВК должна выявлять комплаенс-риск, оценивать регуляторный риск и осуществлять его мониторинг, а также мониторинг эффективности управления регуляторным риском, выявлять случаи конфликта интересов, обнаруживать и анализировать операции, которые «носят запутанный и необычный характер» [1], то есть будет выполнять функции, которые в международной практике относятся к комплаенс-функции. При этом полномочия бывшей СВК, определяемые предыдущей редакцией Положения № 242-П, передаются службе внутреннего аудита, которая будет проверять банк в целом и его структурные подразделения на предмет того, каким образом выполняются установленные внутренние процедуры.
Таким образом, основные изменения, связанные со службой внутреннего контроля, заключаются в смещении акцента в деятельности данной службы на управление регуляторным риском, который в Положении № 242-П приравнивается к комплаенс-риску: «Служба внутреннего контроля осуществляет следующие функции: выявление комплаенс-риска, то есть риска возникновения у кредитной организации убытков из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов кредитной организации, стандартов саморегулируемых организаций (если такие стандарты или правила являются обязательными для кредитной организации), а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов (далее — регуляторный риск)…» [5]. СВК будет заниматься работой отдельной от внутреннего аудита: выявлять риски несоблюдения банком законодательства, требований регулятора, иные регуляторные риски, производить их оценку, контроль и мониторинг.
Отслеживать регуляторный риск наиболее успешно возможно путем проведения тестов [2, с. 83]. Тесты представляют собой тематические контрольные проверки, основная цель которых — выявить «узкие» места, где возможно возникновение регуляторного риска. СВК должна самостоятельно определять направления таких проверок и их систематичность. В идеале проверки не должны проводиться слишком часто (здесь важно помнить, что периодичность должна устанавливаться на риск-ориентированной основе и сообразно общему уровню рисков и их специфики), они должны быть непродолжительными по времени, формат отчета должен быть максимально наглядным и содержать понятную оценку регуляторного риска. По результатам проведенных проверок СВК должна давать рекомендации о том, какие действия необходимо предпринять, чтобы эффективно и качественно осуществлять управление регуляторным риском.
Приведем некоторые практические действия, которые целесообразно включить в обязанности СВК. Для того чтобы эффективнее контролировать и минимизировать регуляторный риск, СВК необходимо осуществлять постоянный контроль за актуальностью общей базы всех нормативных документов. Сотрудники СВК должны принимать участие при обсуждении новых продуктов и услуг с целью выявления наличия регуляторного риска. Для превентивного выявления конфликтов интересов СВК необходимо согласовывать права доступа сотрудников. Также СВК необходимо осуществлять сопровождение инспекционных проверок Банка России (при наличии достаточных ресурсов – иных внешних проверок), то есть проводить комплекс работ по защите интересов кредитной организации. Помимо этого СВК следует вести агрегированную базу результатов всех проверок, проводимых контролирующими банк органами, а также всех жалоб клиентов. При наличии такой сводной базы СВК (а также СВА) сможет лучше понимать, анализировать и реагировать на слабые места в области контроля. Также служба внутреннего контроля должна будет помогать подразделениям банка разрабатывать и внедрять инструменты самоконтроля, то есть первую линию защиты. Самоконтроль при этом должен выступать не формальным инструментом, а действенным, поэтому быстрое его внедрение невозможно, но вводить его обязательно нужно, пусть и постепенно.
Внутренний контроль становится системой только тогда, когда функции распределены между субъектами контроля. Поэтому перейдем теперь к рассмотрению функций службы внутреннего аудита.
Одной из основных функций СВА является оценка эффективности системы внутреннего контроля, то есть внутренний аудит является частью системы внутреннего контроля, но организационно стоит над ней [6].
Предложение Банка России по осуществлению оценки системы внутреннего контроля заключается в использовании показателей, которые характеризуют качество системы органов и направлений внутреннего контроля. В основе расчета данных показателей – балльные оценки ответов на вопросы. При этом показатели могут рассчитываться как по отдельным структурным подразделениям и филиалам; так и в целом по всем структурным подразделениям и филиалам и по кредитной организации в целом.
Баллы выставляются исходя из мотивированного экспертного суждения, которое базируется на анализе того, насколько соответствуют те или иные функции, процессы или процедуры, осуществляемые участником опроса, рекомендациям и требованиям надзорных и регулирующих органов, мировым практикам в области внутреннего контроля и аудита либо полноте и своевременности осуществления данных функций, процессов или процедур.
По сути, СВА ответственна за проведение последующего контроля и оценку эффективности, а СВК — за предварительный контроль и комплаенс-функцию. Таким образом, для выстраивания качественной и эффективной системы внутреннего контроля в кредитной организации необходимы слаженная работа и постоянное взаимодействие подразделений внутреннего аудита и внутреннего контроля. Чем плотнее будет это взаимодействие, тем больший положительный эффект будет достигнут.
Список литературы:
1.Алексеевских А. Центробанк накажет крупные банки за отсутствие самоаудита // Известия. — 3 октября 2014. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://izvestia.ru/news/577442 (дата обращения: 29.01.2015).
2.Андреева Н.С. Регламенты внутреннего контроля и внутреннего аудита: что общего и в чем различия? // Внутренний контроль в кредитной организации. — 2014. — № 3. — С. 81—88.
3.Кириллов Р.А. Теоретические основы управления регуляторным риском. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. — 2014. — № 4. — С. 628—633.
4.Клюев И.В. Система внутреннего контроля как инструмент банковского менеджмента // Инновационная среда и управление финансами. — 2013. — № 4—5. — С. 106—111.
5.Положение Банка России «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16 декабря 2003 г. № 242-П // Вестник Банка России. 2004 г. № 7. с изм. и допол. в ред. от 24.04.2014.
6.Цыпурко Т.А. Как оценить эффективность системы внутреннего контроля в банке? // Внутренний контроль в кредитной организации. — 2014. — № 3. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.reglament.net/bank/control/2014_3/get_article.htm?id=3481 (дата обращения: 29.01.2015).