ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: РОССИЙСКИЙ ПОДХОД - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: РОССИЙСКИЙ ПОДХОД

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Систему внутреннего контроля кредитной организации можно определить как «совокупность взаимосвязанных действующих элементов (цель, предмет, объект, субъект, механизм), позволяющая объективно оценить эффективность финансовых операций, оперативность реагирования на банковские риски, достоверность финансовой информации, соответствие банковских операций требованиям законодательства и внутренним регламентам» [4, с. 106]. То есть система внутреннего контроля предусматривает проведение контрольных процедур, охватывающих все сферы деятельности банка, а также позволяет учитывать риски при принятии управленческих решений и осуществлении банковской деятельности, предупреждать системные банковские кризисы, минимизировать потери, связанные с ними, что в целом направлено на обеспечение защиты интересов акционеров, инвесторов и клиентов банков.

В систему органов внутреннего контроля кредитной организации входят [5]:

1. органы управления;

2. ревизионная комиссия;

3. главный бухгалтер (его заместители);

4. руководитель (его заместители) и главный бухгалтер (его заместители) филиала;

5. подразделения и работники кредитной организации, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами кредитной организации, в том числе:

· служба внутреннего аудита (СВА);

· служба внутреннего контроля (СВК);

· иные структурные подразделения и (или) работники кредитной организации, выполняющие функции в рамках системы внутреннего контроля.

С 1 октября 2014 года в соответствии с Указанием Банка России № 3241-У вступили в силу изменения в Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», которые стали, по сути, переломным моментом в процессе формирования российской концепции внутреннего контроля. Регулятор обязал банки иметь две отдельные службы — внутреннего контроля и внутреннего аудита; ранее многие обязанности и задачи данных служб были фактически сосредоточены в одной службе — службе внутреннего контроля (бывшая СВК). Согласно мнению Банка России, проблема была в том, что при формировании систем внутреннего контроля не было четких ориентиров, а инспекторы Центробанка при проверке банка не обладали нормативно закрепленными критериями оценки эффективности внутреннего контроля [3, с. 628].

Функции бывшей СВК чаще всего были следующими: участие в разработке и согласовании внутренних документов; участие во взаимодействии банка с надзорными органами, саморегулируемыми организациями, ассоциациями и участниками финансовых рынков в рамках своей компетенции; выявление конфликтов интересов; выявление регуляторного риска; проведение проверок и оценка эффективности системы внутреннего контроля, а также эффективности системы оценки рисков и процедур управления. Таким образом, бывшая СВК находилась на стыке второго и третьего уровня контроля либо совмещала их (рис. 1).

Рисунок 1. Три уровня контроля

Сейчас перед банками стоит задача разделения и распределения функций между службой внутреннего контроля и внутреннего аудита. В соответствии с изменениями в Положении № 242-П СВК должна выявлять комплаенс-риск, оценивать регуляторный риск и осуществлять его мониторинг, а также мониторинг эффективности управления регуляторным риском, выявлять случаи конфликта интересов, обнаруживать и анализировать операции, которые «носят запутанный и необычный характер» [1], то есть будет выполнять функции, которые в международной практике относятся к комплаенс-функции. При этом полномочия бывшей СВК, определяемые предыдущей редакцией Положения № 242-П, передаются службе внутреннего аудита, которая будет проверять банк в целом и его структурные подразделения на предмет того, каким образом выполняются установленные внутренние процедуры.

Таким образом, основные изменения, связанные со службой внутреннего контроля, заключаются в смещении акцента в деятельности данной службы на управление регуляторным риском, который в Положении № 242-П приравнивается к комплаенс-риску: «Служба внутреннего контроля осуществляет следующие функции: выявление комплаенс-риска, то есть риска возникновения у кредитной организации убытков из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов кредитной организации, стандартов саморегулируемых организаций (если такие стандарты или правила являются обязательными для кредитной организации), а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов (далее — регуляторный риск)…» [5]. СВК будет заниматься работой отдельной от внутреннего аудита: выявлять риски несоблюдения банком законодательства, требований регулятора, иные регуляторные риски, производить их оценку, контроль и мониторинг.

Отслеживать регуляторный риск наиболее успешно возможно путем проведения тестов [2, с. 83]. Тесты представляют собой тематические контрольные проверки, основная цель которых — выявить «узкие» места, где возможно возникновение регуляторного риска. СВК должна самостоятельно определять направления таких проверок и их систематичность. В идеале проверки не должны проводиться слишком часто (здесь важно помнить, что периодичность должна устанавливаться на риск-ориентированной основе и сообразно общему уровню рисков и их специфики), они должны быть непродолжительными по времени, формат отчета должен быть максимально наглядным и содержать понятную оценку регуляторного риска. По результатам проведенных проверок СВК должна давать рекомендации о том, какие действия необходимо предпринять, чтобы эффективно и качественно осуществлять управление регуляторным риском.

Приведем некоторые практические действия, которые целесообразно включить в обязанности СВК. Для того чтобы эффективнее контролировать и минимизировать регуляторный риск, СВК необходимо осуществлять постоянный контроль за актуальностью общей базы всех нормативных документов. Сотрудники СВК должны принимать участие при обсуждении новых продуктов и услуг с целью выявления наличия регуляторного риска. Для превентивного выявления конфликтов интересов СВК необходимо согласовывать права доступа сотрудников. Также СВК необходимо осуществлять сопровождение инспекционных проверок Банка России (при наличии достаточных ресурсов – иных внешних проверок), то есть проводить комплекс работ по защите интересов кредитной организации. Помимо этого СВК следует вести агрегированную базу результатов всех проверок, проводимых контролирующими банк органами, а также всех жалоб клиентов. При наличии такой сводной базы СВК (а также СВА) сможет лучше понимать, анализировать и реагировать на слабые места в области контроля. Также служба внутреннего контроля должна будет помогать подразделениям банка разрабатывать и внедрять инструменты самоконтроля, то есть первую линию защиты. Самоконтроль при этом должен выступать не формальным инструментом, а действенным, поэтому быстрое его внедрение невозможно, но вводить его обязательно нужно, пусть и постепенно.

Внутренний контроль становится системой только тогда, когда функции распределены между субъектами контроля. Поэтому перейдем теперь к рассмотрению функций службы внутреннего аудита.

Одной из основных функций СВА является оценка эффективности системы внутреннего контроля, то есть внутренний аудит является частью системы внутреннего контроля, но организационно стоит над ней [6].

Предложение Банка России по осуществлению оценки системы внутреннего контроля заключается в использовании показателей, которые характеризуют качество системы органов и направлений внутреннего контроля. В основе расчета данных показателей – балльные оценки ответов на вопросы. При этом показатели могут рассчитываться как по отдельным структурным подразделениям и филиалам; так и в целом по всем структурным подразделениям и филиалам и по кредитной организации в целом.

Баллы выставляются исходя из мотивированного экспертного суждения, которое базируется на анализе того, насколько соответствуют те или иные функции, процессы или процедуры, осуществляемые участником опроса, рекомендациям и требованиям надзорных и регулирующих органов, мировым практикам в области внутреннего контроля и аудита либо полноте и своевременности осуществления данных функций, процессов или процедур.

По сути, СВА ответственна за проведение последующего контроля и оценку эффективности, а СВК — за предварительный контроль и комплаенс-функцию. Таким образом, для выстраивания качественной и эффективной системы внутреннего контроля в кредитной организации необходимы слаженная работа и постоянное взаимодействие подразделений внутреннего аудита и внутреннего контроля. Чем плотнее будет это взаимодействие, тем больший положительный эффект будет достигнут.

Список литературы:

1.Алексеевских А. Центробанк накажет крупные банки за отсутствие самоаудита // Известия. — 3 октября 2014. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://izvestia.ru/news/577442 (дата обращения: 29.01.2015).

2.Андреева Н.С. Регламенты внутреннего контроля и внутреннего аудита: что общего и в чем различия? // Внутренний контроль в кредитной организации. — 2014. — № 3. — С. 81—88.

3.Кириллов Р.А. Теоретические основы управления регуляторным риском. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. — 2014. — № 4. — С. 628—633.

4.Клюев И.В. Система внутреннего контроля как инструмент банковского менеджмента // Инновационная среда и управление финансами. — 2013. — № 4—5. — С. 106—111.

5.Положение Банка России «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16 декабря 2003 г. № 242-П // Вестник Банка России. 2004 г. № 7. с изм. и допол. в ред. от 24.04.2014.

6.Цыпурко Т.А. Как оценить эффективность системы внутреннего контроля в банке? // Внутренний контроль в кредитной организации. — 2014. — № 3. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.reglament.net/bank/control/2014_3/get_article.htm?id=3481 (дата обращения: 29.01.2015).

Просмотров работы: 2532