РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИИ

Разумовская О.А. 1
1Брянский Государственный Университет им. академика И.Г.Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В течение последнего десятилетия развитие интернет-торговли стремительно набирает обороты как в России, так и по всему миру. С ростом влияния интернет-торговли на экономику страны растет необходимость ее нормативной регламентации. Уже около года в России ведутся дискуссии о необходимости и размере снижения порогового значения стоимости товаров, приобретаемых физическими лицами в зарубежных интернет-магазинах без уплаты ввозных пошлин. Кроме того, в ноябре 2014 г. был утвержден федеральный закон, предусматривающий возможность введения дополнительных муниципальных сборов на торговые объекты.

В статье были рассмотрены возможные эффекты потенциальных нововведений на российских потребителей, на состояние конкуренции и на интернет-торговлю в целом.

За последние годы в России значительно выросла доля населения, активно использующего сеть Интернет. Так, с 2005 по 2013 годы число пользователей сети Интернет и их доля в общей численности населения выросли примерно в 4 раза — с 20,8 млн. человек, или 15,2%, до 82,7 млн. человек, или 61,4%. Одновременно с этим все большую популярность у физических лиц приобретают покупки товаров и услуг в сети Интернет. Обороты розничной интернет-торговли с 2005 года по 2013 год увеличились более чем в 9 раз — с 50 млрд. рублей до 474 млрд. рублей (Рисунок 1). При этом доля оборота онлайн-торговли в общем обороте розничной торговли выросла более чем в 3 раза за рассматриваемый период времени — с 0,9% в 2005 году до 2,8% в 2013 году. Хотя доля интернет-торговли в России по всем товарам является достаточно низкой, на некоторых географических или продуктовых рынках она может достигать более высоких значений. Например, в 2013 году более 13% бытовой техники и электроники (включая компьютеры и ноутбуки, а также мобильные телефоны) было реализовано через Интернет.

Следует также отметить наблюдаемые в последние годы высокие темпы прироста оборота интернет-торговли: прирост в 2010–2011 годы составил 33%, в 2011–2012 годы — 35,95%, в 2012–2013 годы — 30%.

Рисунок 1 - Показатели распространения сети Интернет и развития интернет-торговли в России

К тому же отметим высокие темпы роста числа интернет-магазинов, осуществляющих свою деятельность в России. По данным аналитического подразделения компании InSales, в 2013 году число российских онлайн-магазинов составило 39 000, что на 20% больше, чем в 2012 году (32 500 магазина), и в 6,5 раз выше, чем в 2007 году (6000 магазинов). Эти цифры свидетельствуют, во-первых, о низких барьерах входа на рынки торговли отдельными товарами, во-вторых, о фактах и возможностях роста конкуренции на этих рынках за счет новых участников — интернет-продавцов.

Высокие темпы прироста показателей интернет-торговли свидетельствуют о том, что население начинает изменять свои предпочтения, приобретая все больше необходимых товаров не в традиционных торговых точках, а в интернет-магазинах. Наиболее распространенной причиной для развития данной тенденции является желание потребителей избежать траты большого количества времени в очередях. Также в качестве определяющих факторов, влияющих на выбор потребителей в пользу интернет-магазинов, выделяют удобство при оформлении заказов (скорость оформления, возможность оформить заказ круглосуточно), при сравнении характеристик товара и поиске необходимых товаров, возможность доставки товаров, более широкий ассортимент продукции. В дополнение к этому, по данным анализа PricewaterhouseCoopers, проведенного в феврале 2013 года, для российских потребителей наиболее важной является информационная составляющая, в том числе возможность ознакомиться с отзывами людей, ранее уже приобретавших представленную продукцию.

Что касается наиболее популярных покупок, совершаемых в сети Интернет, в 2013 году в России чаще всего реализовывались предметы электроники (22,8% общего оборота интернет-торговли), одежда и обувь (16,3%), компьютеры и ноутбуки (11,9%), мобильные телефоны (5,5%), а также автозапчасти (5,5%) (Рисунок 2).

Рисунок 2 -Структура товаров, реализованных интернет-магазинами в 2013 году, % от общероссийского оборота интернет-торговли

Рост сегмента интернет-торговли безусловно привлекает внимание регулирующих органов. Так, в частности, рост поставок из зарубежных интернет-магазинов привел к попытке ограничения режима беспошлинного ввоза таких товаров. С точки зрения макроэкономических эффектов данная мера призвана стимулировать потребителей тратить деньги на территории собственной страны, тем самым осуществляя дополнительный вклад в экономический рост. Вместе с тем следует признать, что потребитель может быть куда более чувствительным к изменениям валютного курса.

Развитие рынка услуг доставки, рост числа пользователей банковскими картами и онлайн-платежными системами позволяет россиянам увеличивать количество покупок в интернет-магазинах как в России, так и за рубежом. В соответствии с данными АКИТ, 20% общего объема интернет-торговли приходится на приобретение товаров в зарубежных онлайн-магазинах. Такие покупки составляют наиболее быстро растущий сегмент рынка интернет-торговли.

Результаты анализа мнения покупателей в исследовании, проведенном Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в 2013 году, выявили, что покупатели на рынках электроники, одежды и обуви обращают внимание на такие преимущества зарубежных магазинов, как возможность приобретения эксклюзивных товаров (61,4% и 63,3% опрошенных соответственно), низкие цены товаров (48,5% и 46,6%) и широкий ассортимент (38,3% и 39,3%). Также потребители отметили высокое качество товаров в иностранных интернет-магазинах (29,6% покупателей — на рынке электроники и 35,8% — на рынке одежды и обуви), качество изображения приобретаемого товара на сайте и его соответствие действительности (22,5% и 24,3% соответственно) и высокую степень защиты персональных данных (23,4% и 21,1% покупателей соответственно).

Анализ цен товаров в различных интернет-магазинах, , подтвердил субъективное мнение потребителей и показал, что на некоторых рынках цены продукции у зарубежных поставщиков действительно ниже, чем у российских, что объясняет склонность покупателей переключаться на зарубежные магазины.

Несмотря на указанные сравнительные преимущества зарубежных интернет-магазинов, наибольшую популярность все еще имеют российские онлайн-ритейлеры(Таблица 1). Лишь два зарубежных онлайн-поставщика входят в состав 10 крупнейших интернет-магазинов в России по обороту торговли с российскими потребителями — eBay и Amazon. В настоящее время в число популярных зарубежных онлайн-ритейлеров, по данным РБК.Research, также вошел китайский поставщик AliExpress, который занимает 35%-ную долю трансграничных интернет-покупок россиян.

Таблица 1 -Доли топовых брендов в общем обороте онлайн-магазинов в России, 2013 год

Наименование бренда

Доля

Наименование бренда

Доля

Юлмарт

4,0%

Amazon

1,4%

KupiVIP

3,2%

Wildberries

1,3%

Связной

2,4%

Holodilnik.ru

1,3%

Lamoda.ru

1,7%

Утконос

1,2%

eBay

1,7%

Прочие

80,2%

Относительно невысокая доля покупок в зарубежных интернет-магазинах связана с рядом опасений российских потребителей. Например, потребители отмечают, что с точки зрения скорости доставки товаров российские магазины более предпочтительны. Это отметили 54,8% покупателей на рынке электроники и 49,2% покупателей на рынке одежды и обуви. В качестве иных достоинств российских онлайн-поставщиков по сравнению с зарубежными магазинами покупатели выделяют минимальный риск потери товара , относительную простоту обмена и возврата товара и простоту возврата денежных средств в отсутствие доставки. Также на рынке электроники 27,8% потребителей отметили преимущество российских интернет-магазинов по сравнению с иностранными участниками рынка в отношении обеспечения гарантии на приобретаемые товары.

Если потребитель принимает решение приобретать желаемую продукцию у зарубежных онлайн-ритейлеров, он может столкнуться с проблемой выбора страны и конкретного поставщика, доставляющего свои товары в Россию. По данным eBay, представленным в отчете «Интернет-торговля в России», подготовленном East-WestDigitalNews совместно с НИУ ВШЭ и РВК в ноябре 2014 года, лидерами поставок товаров в Россию через торговую онлайн-платформу eBay как по стоимости, так и по объему приобретаемых российскими покупателями товаров являются Китай, США, Великобритания, Гонконг и Германия . Несмотря на достаточно обширный список государств, чьи магазины поставляют свои товары российским покупателями посредством онлайн-продаж, потребители могут столкнуться с тем, что многие зарубежные интернет-магазины не включают опцию поставок в Россию или не принимают для оплаты платежные карты, выпущенные отдельными российскими банками. Отказ от поставок в Россию связан в том числе с опасениями поставщиков в отношении доставки товаров покупателям, которые могут возникнуть в том числе при пересечении отправляемыми товарами границы.

При отправке из-за рубежа почтовые посылки поступают в места международного почтового обмена (далее — ММПО) «Почты России», где происходит сортировка и таможенное оформление международных почтовых отправлений. Именно на этапе сортировки ранее уже возникали проблемы, связанные с нехваткой площадей, выделенных для обработки поступающей корреспонденции.

Задержки при доставке могут также возникнуть при использовании для доставки услуг частных экспресс-перевозчиков, в частности по причине применения в таких случаях более сложных правил прохождения таможенного контроля.

Вместе с тем проблема отказа зарубежных интернет-магазинов от поставок товаров в Россию может быть решена покупателями самостоятельно с помощью использования сервисов пересылки товаров (компаний-посредников). В этом случае покупатели приобретают товары в иностранных интернет-магазинах и оформляют их доставку на адрес склада компании-посредника за рубежом, после чего посылки перенаправляются на их собственный адрес в России (при этом товары из разных интернет-магазинов могут пересылаться как по отдельности, так и консолидировано в одной посылке

Невозможность оплатить товары банковской картой является более серьезным препятствием в связи с тем, что, как правило, зарубежные интернет-магазины требуют приобретать их товары по предоплате. Причиной для отказа продавца от приема карт, эмитированных отдельными российскими банками, является недостаток у него доверия к этим банкам. Решением данной проблемы может стать использование карт других российских банков, признаваемых онлайн-ритейлером «надежными», или карт, выпущенных зарубежными банками.

В настоящее время положения Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее — Соглашение) предусматривают возможность ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях или доставляемых перевозчиками в течение месяца в адрес одного физического лица, без уплаты таможенных платежей (таможенных пошлин, налогов, сборов), если таможенная стоимость этих товаров не превышает 1000 евро, а их совокупный вес — не больше 31 кг. В противном случае необходимо уплачивать таможенные платежи по единой ставке – 30% от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной или весовой нормы 15 (это не касается неделимых товаров16). Вместе с тем Соглашением допускается ужесточение данных норм законодательствами государств-членов Таможенного союза. В связи с этим в 2014 году Министерством финансов Российской Федерации был разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О нормах ввоза в Российскую Федерацию товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в адрес одного физического лица, и нормах ввоза в Российскую Федерацию товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Таможенного союза в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, в части превышения которых уплачиваются таможенные пошлины, налоги» (далее — проект постановления). Проект постановления был размещен на сайте regulation.gov.ru для прохождения оценки регулирующего воздействия, в рамках которой с 31 июля по 15 августа 2014 г. проводилось публичное обсуждение его текста.

Инициатива Минфина России активно поддерживалась Ассоциацией компаний интернет-торговли (далее – АКИТ), членами которой являются крупнейшие российские онлайн-магазины. Позиция АКИТ аргументировалась тем, что данный канал закупок может использоваться теми участниками рынка, которые приобретают продукцию в зарубежных интернет-магазинах для последующей перепродажи российским потребителям, уклоняясь от уплаты соответствующих пошлин и налогов.

Вместе с тем при осуществлении закупок крупных партий товаров в зарубежных интернет-магазинах ФТС России требует у покупателя представить доказательства того, что покупки действительно осуществляются для личного пользования. Это делает затруднительным ведение постоянного бизнеса по перепродаже зарубежных товаров на территории России, учитывая также, что закупки единичных товаров в пределах установленного лимита для беспошлинного ввоза маловероятно позволят такому бизнесу достигать минимально необходимых оборотов.

В дополнение к аргументам АКИТ некоторые крупные российские онлайн-магазины высказывали мнение о том, что в настоящее время зарубежные поставщики обладают несправедливым конкурентным преимуществом по сравнению с российскими участниками рынка в связи с тем, что их товары, которые физические лица приобретают для личного пользования, освобождены от уплаты ввозной пошлины и налогов. Кроме того, в этом случае российский государственный бюджет недополучает существенные суммы платежей.

Однако отсутствие у зарубежных онлайн-поставщиков обязанности уплаты российских налогов не является показателем наличия у них несправедливых конкурентных преимуществ. Зарубежные интернет-магазины обязаны уплачивать налог на прибыль и иные сборы (при наличии) в соответствии с налоговым законодательством той юрисдикции, где они зарегистрированы.

Даже при более суровых или аналогичных налоговых режимах цены в иностранных интернет-магазинах могут оказаться ниже из-за более низкого уровня их издержек. В частности, в таких случаях ужесточение норм беспошлинного ввоза приведет к ограничению продаж более эффективных иностранных поставщиков и снижению стимулов российских магазинов к сокращению собственных издержек.

Снижение порогового значения стоимости для беспошлинного ввоза товаров, приобретаемых физическими лицами в зарубежных интернет-магазинах для личного пользования, не окажет заметного влияния на зарубежных онлайн-ритейлеров. Это связано со все еще невысокой долей российских покупателей. В текущих условиях снижения курса рубля (особенно с учетом существенного снижения, произошедшего в ноябре-декабре 2014 г.) товары зарубежных поставщиков становятся относительно более дорогими для российских покупателей по сравнению с товарами отечественных ритейлеров. Это неизбежно приведет к еще большему сокращению заказов в иностранных онлайн-магазинах.

С точки зрения потребителя потенциальное введение более жестких норм беспошлинного ввоза товаров зарубежных интернет-магазинов для личного использования физическими лицами выглядит еще более нецелесообразным в свете введения новых налоговых сборов на местном уровне для торговых предприятий.

29 ноября 2014 г. был принят Федеральный закон № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), в соответствии с пунктом 3 статьи 1 которого в число местных налогов и сборов включается также торговый сбор, ставка которого на территории муниципальных образований определяется органами местного самоуправления в зависимости от площади используемого для торговли помещения. В соответствии с пунктом 30 статьи 2 Федерального закона торговый сбор вводится в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе. Плательщиками данного сбора признаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность с использованием объектов движимого или недвижимого имущества. В частности, при осуществлении торговли путем отпуска товаров со складов, а также через объекты стационарных и нестационарных торговых сетей в зависимости от площади используемого недвижимого имущества торговые предприятия должны будут уплачивать данный сбор.

Таким образом, российские интернет-магазины, отпускающие свои товары со складов, расположенных в границах городов федерального значения, также будут обязаны уплачивать торговый сбор, хотя и не в таком размере, как предприниматели, которые обладают широкой торговой сетью стационарных магазинов.

Торговые сборы создают большие издержки входа на рынок участникам рынка, которые планировали осуществлять торговлю в рамках стационарных магазинов, нежели интернет-магазинам. Именно поэтому конкуренция среди интернет-поставщиков начинает играть еще большее значение.

Развитие сектора интернет-торговли оказывает положительное воздействие на состояние конкуренции. Это главным образом связано с более низкими издержками входа новых участников на товарные рынки. Более низкие издержки могут быть достигнуты в первую очередь за счет отсутствия расходов на приобретение или аренду торговых площадей и на содержание персонала. В свою очередь меньшие расходы могут позволять интернет-магазинам устанавливать более низкие цены. Таким образом, увеличение числа интернет-магазинов на том или ином рынке усиливает интенсивность конкуренции по цене.

Кроме ценовых преимуществ, развитие интернет-торговли несет в себе существенные выгоды для потребителей с точки зрения расширения ассортимента предлагаемой им продукции, а также снижение асимметрии информации и затрат на поиск необходимого товара при совершении покупок. Расширение ассортимента при реализации товаров онлайн возможно в том числе из-за отсутствия у поставщиков пространственного ограничения для демонстрации своей продукции (например, в традиционных магазинах место на витринах и полках может быть ограничено).

Возможность приобретения товаров не только в отечественных, но и в зарубежных интернет-магазинах способствует еще большему усилению конкуренции по цене, качеству и ассортименту продукции, усиливая в том числе внутрибрендовую конкуренцию за счет увеличения числа продавцов, предлагающих как различные виды продукции, так и однородные товары.

Таким образом, ужесточение условий приобретения товаров в интернет-магазинах (как в российских, так и в зарубежных) может негативно сказаться на состоянии конкуренции на отечественных товарных рынках, а также привести к ухудшению положения конечных потребителей продукции ритейлеров.

Список литературы:

  1. Влияние трансграничной торговли на розничные рынки России. //Аналитика Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ «Высшая школа экономики». -2013.- № 14.

  2. http://gks.ru (Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)

  3. http://marketing.rbc.ru (Официальный сайт РосБизнесКонсалтинг)

Просмотров работы: 1798