АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЮ СЕТЕВОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕВРОЛОТ ЗАПАД» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЮ СЕТЕВОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕВРОЛОТ ЗАПАД»

Жукова Н.Г. 1
1РЭУ им. Плеханова Брянский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время бурно развивается рынок торговли. В этих условиях инновации становятся обязательным элементом торговых организаций.

Воздействие производственных факторов на масштабы и темпы распространения нововведений осуществляется путем изменения характеристик выпускаемых товаров. Производственные характеристики отрасли, выпускающей новое оборудование, оказывают значительное влияние на темпы распространения новейшей технологии. Конкурентоспособность предприятий, производящих новую технику, репутация хозяйственной системы, степень стандартизации техники, уровень вертикальной координации, доля расходов на исследования и разработки, приходящаяся на работы по освоению новой техники, влияют на темпы распространения нововведений.

Инновационные процессы необходимы в каждой отрасли экономики страны, так как они являются двигателем развития прогресса, новых технологий и, как следствие, повышения качества товаров и оказываемых услуг. Так как торговые сети это наиболее передовой вид торгового бизнеса, то все нововведения и технологии в розничной торговле разрабатываются и внедряются в основном именно на этих предприятиях.

Важнейшей составляющей инноваций торгового предприятия является совершенствование технологии торговли, которая представляет собой совокупность работ, обеспечивающих реализацию торгового процесса наиболее рациональными способами в соответствии с конкретными хозяйственными условиями.

Основная задача нововведений в торговле – обеспечить высокое качество процессов купли-продажи и товародвижения, торгового обслуживания и торговой деятельности в целом. Очень важно внедрение технологий, позволяющих более эффективно использовать здания, торговые площади, торговое оборудование, технические средства, программные продукты, а также создавать необходимые условия для роста производительности труда, снижения затрат и повышения эффективности работы организации в целом.

Все выше сказанное свидетельствует о том, что выбранная темы актуальна на сегодняшний день.

Объект исследования – ООО «Евролот Запад».

Предмет исследования – инновационная деятельность предприятия в ООО «Евролот Запад».

Цель курсовой работы – проанализировать эффективность внедрения инноваций в организацию сетевой розничной торговли на примере ООО «Евролот Запад».

На основе поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть особенности развития инноваций в организации сетевой розничной торговли;

  • проанализировать эффективность внедрения инноваций в организацию сетевой розничной торговли на примере ООО «Евролот Запад»;

  • разработать меры по внедрению инноваций и оценить их эффективность на предприятии.

Методами исследования в курсовой работе являются: метод научной литературы, метод системного анализа и исследования операций, статистический метод, метод обобщений.

Источниками информации для написания курсовой работы послужили: статистические материалы, труды ведущих отечественных авторов, статьи, опубликованные в периодических изданиях, бухгалтерская отчетность предприятия ООО «Евролот Запад» за 2011-2013 гг., а также устав предприятия.

1. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 1.1 Понятие, сущность и классификация инноваций в торговле

Инновационная деятельность имеет особое значение в современной рыночной экономике. Инновации обуславливают коммерческие успехи в будущем. Фактически инновации являются, с одной стороны, показателями конкурентоспособности предприятия, с другой — обеспечивают эту конкурентоспособность [6, с. 176].

Торговля является довольно восприимчивой к внедрению различного рода инновационных технологий. Благодаря их использованию возможно своевременное пополнение складов, оптимизация хранения запасов, эффективное взаимодействие с поставщиками продукции. Поиск и привлечение новых покупателей, а также их удержание − это главная задача для новых идей и внедрения их в производство.

Общепринято, что инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновации в розничной торговле – это деятельность субъекта хозяйствования торговой отрасли или ее отдельные технологические процессы и элементы, ранее не применявшиеся данным организационным или территориальным образованием и направленные на повышение эффективности торговой деятельности в целом или соответствующей части торгово-технологического процесса. Внедренное в коммерческую деятельность новшество, выступающее фактором интенсивного роста с целью получения экономического, социального и другого вида эффекта.

Инновационная деятельность является объективным условием для развития современного торгового предпринимательства, обеспечения конкурентоспособности предприятий в долгосрочном периоде. Без осуществления инновационной деятельности предприятие не сможет гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды, а следовательно, перестанет эффективно удовлетворять потребителей своей продаваемой продукцией или предлагаемой услугой, что приведет к потере рыночных позиций.

Инновации в розничной торговле имеют следующие особенности [9, с.133]:

- в торговле инновации в большей степени связаны с появлением новой, изменением свойств уже существующей услуги или технологии ее предоставления, здесь покупатели получают новую или дополнительную ценность услуги. Весомая часть инноваций в оптовой и розничной торговле появляется не как результат НИОКР, а как результат конкурентного анализа и бенчмаркинга;

- на торговых предприятиях внедряются новшества, связанные с появлением новых элементов торгово-технологического процесса или маркетинга;

- в сфере торговой отрасли создаются и внедряются инновации, как созданные в самой отрасли, так и в других отраслях, в первую очередь в промышленности;

- значительная часть инноваций в розничной торговле являются своего рода заимствованием зарубежного опыта.

Внедрение инноваций в торговле позволяет торговым предприятиям:

− обеспечивать эффективность и качество процесса доведения товара до потребителя;

− минимизировать затраты и сокращать уровень потерь при использовании торговых площадей, складов, торгового оборудования;

− внедрять различные информационные технологии в целях сокращения документооборота и сведения к минимуму ошибок в результате влияния человеческого фактора;

− создавать необходимые условия труда для персонала в целях повышения его производительности;

− создавать системы безопасности и энергосбережения.

Нововведения в торговле способствуют перестройке торговых процессов, преобразованию форм и методов торговли, а также улучшению и совершенствованию программных технологий.

Далее рассмотрим классификацию инноваций в розничной торговле.

Классификация видов инноваций торговых предприятий следующая [6, с.77]:

− по виду деятельности предприятия инновации подразделяются на инновации в оптовой торговле и розничной торговле;

− по технологии внедрения инновации подразделяются на продуктовые и процессные;

− по источникам финансирования: инновации за счет прямых источников, инновации за счет косвенных источников;

− по типу новизны: инновации для отрасли и инновации для предприятия.

Все инновационные приемы, которые можно использовать в менеджменте торговых организаций, являются, организационно - управленческими инновациями, направленными на повышение эффективности бизнеса компании. Выявим и охарактеризуем пять основных инноваций, которые можно с эффективностью использовать в практике отечественных торговых организаций [14, с.55]:

  • бенчмаркинг,

  • инжиниринг,

  • реинжиниринг,

  • мэрджер,

  • аутсорсинг.

Бенчмаркинг — это методика сопоставления эффективности хозяйственной деятельности исследуемой компании и компании, являющейся лидером в данной отрасли.

Преимущества применения бенчмаркинга [13, с.154]:

  • позволяет устанавливать цели, соответствующие направлениям развития наиболее успешных конкурентов,

  • стимулирует руководство к достижению более высоких показателей эффективности функционирования компании,

  • увеличивает достоверность оценки вклада отдельных подразделений в достижение намеченных целей,

  • меняет культуру организации, способствуя ее более широкой ориентации на внешнее окружение.

Инжиниринг бизнеса рассматривают как общее понятие, включающее инжиниринг бизнес – процессов и усовершенствование бизнеса.

Инжиниринг бизнеса – это набор приемов и методик, которые организация использует для проектирования бизнеса в соответствии со своими целями.

Реинжиниринг бизнес – процессов это перестройка (перепроектирование) бизнес-процессов для достижения значительного, скачкообразного улучшения деятельности компании. Это целостное и системное моделирование и реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленное на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.

Аутсорсинг – это передаче части функций третьим лицам по договору возмездного оказания услуг. В более широком смысле аутсорсинг – это организация бизнеса, основанная на оптимальном сочетании специализации и кооперации и имеющая целью приобретение товаров и услуг по наиболее эффективным вариантам.

В настоящее время в торговой отрасли особенно заметно развиваются следующие виды аутсорсинга: управление персоналом, ведение бухгалтерского учета, управление информационными технологиями, логистические услуги, производственные услуги, маркетинг.

Мэрджер - это поглощение одной фирмы другой фирмой. На рынке возможны три формы возникновения мэрджера [18, с.187]:

  • компания может купить имущество (прежде всего недвижимость, оборудование и другие основные фонды) другой фирмы;

  • компания может купить долю акционерного капитала другой фирмы. Тогда она становится для этой фирмы холдинговой компанией;

  • компания может выпустить свои акции для собственников фирмы в обмен на акции фирмы.

Мэрджер отличается от консолидации, при которой путем слияния нескольких фирм создается новая компания.

В заключение статьи отметим, что торговля является хорошо восприимчивой к внедрению различного рода инновационных технологий.

Их эффективное использование позволяет решать и тактические задачи, такие как своевременное пополнение складов, оптимизация хранения запасов, эффективное взаимодействие с поставщиками продукции, так и задачи стратегического характера, - поиск новых целевых групп потребителей, обеспечение их лояльности, повышение конкурентоспособности и рыночной устойчивости торговых организаций.

1.2 Методы управления инновациями в торговле

По экспертным оценкам российских специалистов – практиков, руководителей предприятий, за счет совершенствование системы управления на основе активизации инновационных процессов и использования новых эффективных продуктов, услуг, технологий и систем стратегического управления возможно увеличение эффекта на 10 – 12%.

Метод управления инновациями – это способ воздействия субъекта управления на управляемую подсистему, объект управления (инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации инновации). Воздействие приемов инновационного менеджмента может быть направлено на область производства и/или продажи нововведения. Отсюда их можно разделить на следующие группы [13, с.45]:

- методы прогнозирования инноваций;

- методы поиска идей инноваций;

- приемы, воздействующие только на производство инноваций, имеют своей единственной целью создание нового продукта или новой операции (технологии) с высокими качественными параметрами. К этим приемам относятся бенчмаркинг и маркетинговый прием управления;

- приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию инновации: инжиниринг инновации, реинжиниринг инновации, брэнд-стратегию инновации;

- приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию инновации: ценовой прием управления, фронтирование рынка, мэрджер.

Главная цель всех приемов этой группы – это ускорение продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий момент времени, так и с большей отдачей от этой продажи в будущий период.

Методы прогнозирования инноваций (рисунок 1).

Одним из факторов, повышающих научную обоснованность управления инновационной деятельностью, является использование результатов прогнозирования. С функциональной точки зрения прогнозы можно классифицировать следующим образом [16, с.177]:

- поисковые прогнозы, имеющие целью определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем;

- нормативные прогнозы, определяющие пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве целей.

С точки зрения анализа средств прогнозирования наиболее существенными этапами являются выбор метода прогнозирования и организация процесса разработки прогноза. Методы прогнозирования можно подразделять на классы по целому ряду признаков, относящихся к особенностям цели прогнозирования, исследуемого процесса и используемого инструментария.

Рисунок 1 – Методы прогнозирования инноваций

Выбор метода прогнозирования во многом определяет достоверность получаемых в результате прогнозирования данных и, следовательно, является весьма важным этапом. Процедура выбора метода прогнозирования предусматривает проведение нескольких этапов исследований [21, с.133]:

- анализ задания на прогноз;

- анализ объекта прогнозирования;

- определение вида прогноза и периода упреждения;

- анализ исходной информации об объекте прогноза;

- выбор метода.

Методология прогнозирования базируется на различных по уровню, масштабам и научной обоснованности методах, приемах и методиках прогнозирования.

Широкое распространение в управлении инновационной деятельностью получили методы прогнозирования, связанные со сбором, систематизацией и обработкой различного рода экспертных оценок. Применение экспертных методов прогноза в целом ряде случаев является единственно возможным, если отсутствует количественная ретроспективная информация (применить фактографические методы в этом случае нельзя).

Методы экспертных оценок используются для прогнозирования научно-технических событий, являющихся источниками инноваций, для выявления мероприятий, необходимых для обеспечения целенаправленного научно-технического и экономического развития объекта, прогнозирования сроков и затрат на решение возникающих проблем.

Экспертные методы позволяют прогнозировать появление качественных скачков в различных областях науки, техники, экономики, которые обусловливают изменение сложившихся тенденций развития.

Теория и практика прогнозирования показывают, что наибольший эффект при разработке прогнозов достигается при применении комплекса методов, когда один метод дополняется другим. В основу методологии выявления путей решения проблемы может быть положено построение информационно-логических моделей с использованием экспертных оценок, так как процесс структуризации основывается главным образом на качественной информации об объекте.

Целью прогнозирования является определение возможных путей решения проблемы (развития объекта) и выбор наиболее эффективных вариантов достижения цели. Целью планирования является обеспечение достижения цели или определенного состояния развития на основе использования результатов прогнозирования. Разработка прогноза, включая и постановку цели, является неотъемлемой предпосылкой разработки плана. В этом смысле план можно рассматривать как средство достижения поставленной цели, содержащейся в прогнозе. Прогнозы всегда имеют характер рекомендательный для принятия решений. Прогноз– это научное предвидение направлений и основных тенденций развития тех или иных явлений, которые в данных конкретных условиях не поддаются непосредственному регулированию с помощью плана.

На стадии прогнозирования инновационной деятельности необходимо разрабатывать различные варианты, как ее деятельности, так и последствий. Речь идет не о произвольном толковании возможностей развития науки, а о различных вариантах удовлетворения общественных потребностей с учетом первоначальных затрат и получаемого эффекта.

Взаимосвязь прогнозирования и планирования обусловливается еще и тем, что прогнозирование призвано совершенствовать планирование на основе использования объективных законов, изучения тенденций развития, предвидения последствий тех или иных принимаемых решений, определения возможных состояний прогнозируемого объекта в будущем.

Методы поиска идей инноваций.

Идеи (применительно к компании) – это любые новации, направленные на повышение эффективности ее деятельности и достижение стратегических целей:

- оптимизация бизнес-процесса;

- автоматизация процессов деятельности;

- улучшение программного обеспечения;

- расширение спектра услуг;

- улучшение характеристик услуг, уже оказываемых клиентам;

- улучшение организации работы;

- разработка и реализация проектов, направленных на повышение;

- конкурентоспособности компании.

Таким образом, методы управления инновационной деятельности предприятия сводятся к следующему [14, с.87]:

- управление использованием новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения;

- управления внедрением продукции с новыми техническими свойствами;

- управление использованием новых материалов и конструкций;

- внесение изменений в организацию производства и его материальное обеспечение;

- управление маркетингом и освоением новых рынков сбыта продукции.

1.3 Оценка эффективности инновационной деятельности торгового предприятия

В основе проектного подхода к инновационной деятельности предприятия лежит принцип денежных потоков. Особенностью является его прогнозный и долгосрочный характер, поэтому в применяемом подходе к анализу учитываются фактор времени и фактор риска.

Экономический эффект инновационной деятельности проявляется как повышение экономической эффективности работы предприятия, рациональное использование ресурсов, увеличение экономических ценностей предприятия, увеличение динамики роста, динамики прибыли.

Следует различать экономический эффект по сферам его получения, что необходимо рассчитывать при расчетах экономической эффективности, обосновании цен на научно-техническую продукцию, при экономическом стимулировании участников инновационной деятельности. В зависимости от сферы получения различают экономический эффект [17, с.88]:

  • от внедрения научно-технических разработок, направленных на создание прогрессивных технологических процессов, повышение уровня автоматизации и механизации производства (эффект в сфере производства);

  • от производства и использования новых видов продукции с улучшенными технико-экономическими параметрами (эффект в сфере потребления).

В первом случае фирма-новатор получает эффект за счет:

  • повышения производительности и, следовательно, увеличения объемов выпуска при тех же затратах;

  • снижения уровня производственных затрат и, следовательно, уменьшения себестоимости, что позволяет получить дополнительную прибыль.

Во втором случае фирма, производящая инновацию, как правило, повышает уровень затрат по сравнению с базовым, вследствие применения более качественных материалов, усложнения конструкции изделия, введения дополнительных технологических операций. Экономический эффект будет получен потребителем улучшенной продукции.

Экономическая оценка эффективности используемых инноваций проводится по тем же показателям, что и предварительная оценка инновационных проектов. При этом производится сравнение прогнозируемых и действительных результатов внедрения инноваций. Кроме того анализ эффективности инноваций проводится по показателям прибыльности, ликвидности, платежеспособности. Итоговая экономическая оценка инноваций используется и для дальнейшего проектирования, и прогнозирования инновационной деятельности предприятия.

Общим принципом оценки эффективности является сопоставление результата и затрат за расчетный период времени. Таким образом, можно рассчитать интегральный эффект, который представляет собой величину разности затрат за расчетный период приведенных к одному, обычно начальному году, то есть с учетом дисконтирования результатов и затрат [12, с.133]:

(1)

где Tp - расчетный год;

Pt - результат в t-й год;

Зt - инновационные затраты в t-й год;

at- коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

То есть Эи - это интегральный чистый доход. При оценке общей эффективности инновационного проекта кроме сопоставления отношения результат/затраты, требуются сопоставления полученных результатов с результатами от применения других, аналогичных по назначению вариантов инноваций.

Научно-технический эффект прежде всего представляет прирост информации, получение новых знаний. Однако измерить прирост информации количественно и определить степень эффективности этого прироста практически не представляется возможным.

Эффективность научно-технических результатов обычно оценивается экспертным путем с использованием шкалы характеристик. Например, таких как:

  • уровень новизны;

  • возможность практической реализации;

  • возможный масштаб применения;

  • перспективность.

В последующем на стадии практического использования новых знаний их эффективность можно оценить опосредственно через эффективность созданных на основе этих знаний новых товаров, оборудования, машин, технологий.

Социальный эффект инновационной деятельности проявляется прежде всего в достижении качественно нового уровня жизни населения, совершенствования его бытовой среды обитания. Инновационная деятельность приводит также к повышению уровня образования, к появлению новых нематериальных ценностей - культурных, этических, эстетических.

Кроме того, инновации могут быть чисто социальными, направленными на решение социальных проблем.

Оценить социальный эффект весьма сложно. Обычно ограничиваются его качественным описанием. Однако отдельные компоненты социальной эффективности могут иметь стоимостную оценку и отражаться в расчетах экономической эффективности проекта, например:

  • увеличение количества рабочих мест в регионе;

  • улучшение жилищных и культурно-бытовых условий;

  • улучшение уровня здоровья людей;

  • увеличение их свободного времени;

  • изменение структуры производственного персонала.

Экологический эффект - это улучшение показателей экологической среды: уровня шума, показателей электромагнитного поля, загрязненности, освещенности, вибраций. Инновация по своим целям может быть чисто экологической, если она направлена на повышение экологической безопасности производства. Но в любом случае экологическая составляющая общего эффекта является обязательной в тех инновациях, которые основаны на сложных технологических системах, содержат экологический риск, большую вероятность аварий и их тяжелые последствия.

На рисунке 2 изображены основные методы оценки эффективности инновационной деятельности организации [17, с.98].

Рисунок 2 – Методы оценки эффективности инновационной деятельности

Все методы оценки эффективности проекта подразделяются на две группы, основанные на дисконтированных и учетных оценках. Выбор метода определяется сроками осуществления проекта, размером инвестиций, наличием альтернативных проектов и другими факторами.

Метод чистой текущей стоимости (NPV). Чистая текущая стоимость (NPV) представляет собой величину равную разности результатов и затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному, году, т.е. с учетом дисконтирования результатов и затрат. Проект эффективен при любом положительном значении NPV. Чем это значение больше, тем эффективнее проект [18, с.43].

(2)

NPV - чистая текущая стоимость;

CFt - приток денежных средств в период t;

It - сумма инвестиций (затраты) в t-ом периоде;

r - барьерная ставка (ставка дисконтирования);

n - суммарное число периодов (интервалов, шагов) t = 1, 2, ..., n (или время действия инвестиции).

Обычно для CFt значение t располагоется в пределах от 1 до n; в случае когда CFо > 0 относят к затратным инвестициям (пример: средства выделенные на экологическую программу).

Метод индекса рентабельности (PI). Данный метод позволяет проводить ранжирование различных проектов в порядке убывающей рентабельности. Индекс рентабельности (PI) представляет собой отношение дисконтированного дохода (PVr) к приведенным инновационным расходам (PVk). По сути, индекс рентабельности показывает величину получаемого дохода на каждый рубль инвестиций. Отсюда видим, что проект будет эффективным при значении индекса рентабельности, превышающем 1.

Метод внутренней нормы доходности (IRR). Внутренняя норма доходности (IRR) представляет собой ту норму дисконта (Е), при которой суммарное значение дисконтированных доходов (PVr) равно суммарному значению дисконтированных капитальных вложений (PVk). Другими словами, норма рентабельности определяется как такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта (NPV), рассчитанного за экономический срок жизни инноваций [4 , с.55].

(3)

NPV(IRR) - чистая текущая стоимость, рассчитанная по ставке IRR,

CFt - приток денежных средств в период t;

It - сумма инвестиций (затраты) в t-ом периоде;

n - суммарное число периодов (интервалов, шагов) t = 0, 1, 2, ..., n.

Определяется: как норма прибыли, при которой чистая текущая стоимость инвестиции равна нулю.

Характеризует: наименее точно, эффективность инвестиции, в относительных значениях.

Период окупаемости (PP). Период окупаемости представляет собой временной интервал, за пределами которого чистая текущая стоимость (NPV) становится положительной величиной, т.е. окупаемость достигается в периоде, когда накопленная положительная текущая стоимость становится равной отрицательной текущей стоимости всех вложений. Другими словами, период окупаемости — это число лет, необходимых для возмещения вложенных инвестиций [13, с.56].

(4)

Ток (PP) - срок окупаемости инноваций;

n - число периодов;

CFt - приток денежных средств в период t;

Io - величина исходных инноваций в нулевой период.

Определяется: как время, которое требуется, чтобы инвестиция обеспечила достаточные поступления денег для возмещения инвестиционных расходов.

Характеризует: финансовый риск.

Ни один из перечисленных методов сам по себе не является достаточным для принятия проекта. Поэтому для комплексной оценки рассматриваемого проекта необходимо использовать все эти методы в совокупности.

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЮ СЕТЕВОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕВРОЛОТ ЗАПАД» 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Евролот Запад» создано на добровольной основе в целях получения прибыли и реализации на его основе социально-экономических интересов акционеров и членов трудового коллектива. Общество действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным Законом № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», другими законодательными актами Российской Федерации и Уставом предприятия.

Местонахождение Общества: 241004, Россия, г. Брянск, пр-т Московский, д.106.

Общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени заключать договора, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные нрава, нести обязанности и быть ответчиком в суде.

Общество имеет самостоятельный баланс, печать и штамп со своим наименованием, фирменный знак (символику), расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает с момента его государственной регистрации. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Трудовой коллектив Общества составляют все граждане, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора (контракта), взаимоотношения трудового коллектива с Обществом, охрана труда, социальное развитие, участие работников в прибыли Общества регулируется действующим законодательством, настоящим Уставом и коллективным договором (соглашением). Работники Общества подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в установленном законом порядке.

Общество самостоятельно устанавливает формы, системы и размер оплаты труда, дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы в соответствии с действующим законодательством.

ООО «Евролот Запад» («Свенская ярмарка») — это надежная, проверенная временем торговая сеть. На сегодняшний день «Свенская ярмарка» состоит из восьми крупных супермаркетов, которые представлены в Фокинском, Володарском, Советском районах г. Брянска и в городах Брянской области – г. Дятьково, г. Сельцо, г. Карачев и г. Жуковка.

ООО «Евролот Запад» осуществляет розничную торговлю продовольственными и промышленными товарами с 2005 года. Его филиалы расположены в Брянске, Орле, Туле, Белгороде, Курске. Собственники компании они же учредители - Рочев С.П., Курлович В.А.

Лицензируемые виды деятельности Общество осуществляет в соответствии с действующим законодательством. Уставный капитал Общества составляет 7500 тыс.рублей

25 августа 2007 года ООО «Евролот Запад» провело открытие первого супермаркета самообслуживания сети супермаркетов «Свенская Ярмарка».

На сегодняшний день в супермаркетах «Свенская ярмарка» представлены товары следующих ассортиментных групп:

- Мясо, колбасы и мясные полуфабрикаты

На витринах представлено, начиная от свежего мяса (свинина, говядина, телятина, баранина, птица), а так же колбасы и деликатесы 16 мясокомбинатов страны.

- Рыба и морепродукты

Имеется широчайший ассортимент морской и речной рыбы. Живая рыба и раки, охлажденная, замороженная рыба, чищеная рыба на льду – на любой вкус, множество морепродуктов ежедневно поступает в супермаркет.

- Салаты и кулинария

В супермаркетах «Свенская ярмарка» представлен огромный выбор салатов, горячих и холодных блюд собственного производства. Ежедневно на прилавки выставляется больше двух десятков свежеприготовленных салатов, множество горячих блюд.

- Свежие овощи и фрукты

- Молочные продукты

- Свежий хлеб и кондитерские изделия

- Широкий выбор алкогольных и безалкогольных напитков

- Бытовая химия

- Товары для дома

Миссия компании:

Мы четко следуем современным стандартам обслуживания, поддерживая широчайший ассортимент как продовольственных, так и промышленных товаров. Наличие уникальных товаров и доступные цены, а также высокий уровень обслуживания - все это позволяет нам сохранять доверие наших покупателей. Мы не боимся конкуренции, четко представляя и развивая свои преимущества, залогом которых являются знания, опыт, и деловая репутация специалистов компании.

Крупных оптовых покупателей привлекают не только цены и ассортимент, но и четкая отлаженная система работы ООО «Евролот Запад».

Предприятием самостоятельно решаются вопросы, касающиеся формы, размеров труда, материального поощрения с соблюдением прав граждан, предусмотренных законодательными актами России. На предприятии ООО «Евролот Запад» работает команда профессионалов, чей энтузиазм и вера в конечный результат помогли быстро развиться, позволив стать одной из крупнейших отечественных компаний.

Главная цель маркетинговой деятельности ООО «Евролот Запад» направлена на превращение супермаркетов в образцовые центры современной торговли, отвечающих всем признакам успешных и динамично развивающихся предприятий. Основными задачами для достижения поставленной цели является: переоборудование и техническое перевооружение торговых объектов; применение современных методов торговли; увеличение ассортимента реализуемых товаров.

Ассортимент реализуемых в ООО «Евролот Запад» товаров насчитывает более 50000 наименований товаров.

Важнейшим направлением является внедрение новых и передовых форм торгового обслуживания, 90 % торговой сети работает по методу самообслуживания с открытой выкладкой по образцам. Внедряются современные формы расчета по пластиковым карточкам.

Напрямую от производителя закупается 75 % товарной массы. В целях подсортировки недостающих товаров, удельный вес которых в общем объеме поставок составляет не более 10 %, заключены договоры с оптовыми предприятиями. Планируется расширить зону коммерческой деятельности ООО «Евролот Запад» в части поиска надежных партнеров. Больше внимания планируется уделять поставщикам всех регионов России. Формирование товарных ресурсов осуществляется путем заявок и заказов предприятиям производителям на основе покупательского спроса и сложившейся реализации за прошлый год.

Для каждого торгового объекта разрабатываются и доводятся ассортиментные перечни основных групп товаров, обязательных для продажи. Торговой службой осуществляется контроль выборки квотируемых товаров.

Имущество Общества созданное за счет вклада Участника, а так же произведенное и приобретенное, полученное из иных законных источников обществом в процессе его деятельности, принадлежит Обществу на праве собственности.

Имущество Общества составляют основные фонды и оборотные средства, а так же иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе общества.

Источником формирования Имущества Общества является:

- уставной капитал общества;

- доходы, полученные от реализации продукции, услуг и работ, а так же других видов хозяйственной деятельности;

- добровольные взносы физических и юридических лиц;

- амортизационные отчисления;

- полученные кредиты;

На рисунке 1 изображена организационная структура предприятия ООО «Евролот Запад»

Рисунок 1 – Организационная структура ООО «Евролот Запад»

В подчинении генерального директора находятся: главный бухгалтер; начальник отдела сбыта и доставки; начальник цеха; менеджер по закупкам; заведующий складом.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно генеральному директору. На время отсутствия главного бухгалтера его права и обязанности переходят к его заместителю, в случае его отсутствия – к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.

На должность главного бухгалтера назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: образование – высшее профессиональное, стаж финансово-бухгалтерской работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.

Осуществляет экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов. Участвует в подготовке мероприятий системы внутреннего контроля, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства.

В подчинении у главного бухгалтера находится бухгалтер-кассир. Он выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, затрат на производство, реализации продукции, расчеты с поставщиками и заказчиками). Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета, и подготавливает их к счетной обработке. Отражает в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств.

Далее в подчинении директора стоит начальник цеха. Он определяет техническую политику. Обеспечивает постоянное повышение уровня технической подготовки производства, его эффективности и сокращение материальных, финансовых и трудовых затрат на производство продукции. Обеспечивает своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования, достижение высокого уровня качества продукции в процессе производства. Согласовывает планы (графики) с подрядными организациями, привлекаемыми для проведения ремонтов, своевременно обеспечивает их необходимой технической документацией. Организует межремонтное обслуживание, обеспечивает рациональное использование материалов на выполнение ремонтных работ.

Начальнику цеха подчиняются бригадиры смен. Они организует работу смены, составляют режим производства, контролируют работу цеха, обеспечивают бесперебойную и технически правильную работу операторов и упаковщиков на требуемом уровне качества. Операторы и упаковщики – персонал, непосредственно участвующий в переработке продукции.

Заведующий складом состоит в подчинении генерального директора и руководит работниками по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей на складе, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских помещений, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п. Организует проведение погрузочно-разгрузочных работ на складе с соблюдением правил охраны труда, техники безопасности. Участвует в проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей, следит за отпуском готовой продукции со склада и приёмом сырья на склад.

Начальник отдела сбыта и доставки также подчиняется генеральному директору. В его обязанности входит разработка и внедрение новых проектов по организации системы сбыта, выделение сегмента рынка для сбыта продукции, контроль за деятельностью менеджеров по продажам, ведение сделок и заключение особо крупных договоров, контроль оплаты за поставленный товар. Начальнику отдела сбыта и доставки подчиняются менеджеры по продажам, в чьи обязанности входит поиск клиентов, заключение договоров, контроль за выполнением заказов, согласование времени и условий поставок, и водители-экспедиторы, которые обеспечивают доставку готовой продукции заказчикам.

Торговые представители подчиняются менеджерам. По запросу выезжают к клиенту с образцами и прайс-листами, демонстрируют товар.

Менеджер по закупкам подчиняется непосредственно директору. В его компетенции поиск новых поставщиков, заключение договоров на поставку, расширение номенклатуры, мониторинг рынка конкурирующих фирм и производителей.

Основные экономические показатели предприятия ООО «Евролот Запад» изображены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные экономические показатели предприятия ООО «Евролот Запад» за 2011-2013 гг.

Показатели

2011

2012

2013

Абсол. отклонение, +/-

Относит. отклонение, %

2013/2011

2013/2011

Выручка, тыс.руб.

509545

717256

1074224

564679

210,8

Себестоимость продаж, тыс.руб.

428495

601134

894420

465925

208,7

Валовая прибыль, тыс.руб.

81050

116122

179804

98754

221,8

Коммерческие расходы, тыс.руб.

65558

93083

176804

111246

269,7

Прочие доходы, тыс.руб.

6915

13051

14158

7243

204,7

Прочие расходы, тыс.руб.

10144

17443

15987

5843

157,6

Прибыль от продаж, тыс.руб.

1233

5429

3552

2319

288

Чистая прибыль, тыс.руб.

-1996

901

818

2814

-40,5

Численность работников, чел

643

608

557

-86

86,6

Средняя заработная плата, руб.

11630,5

12680,5

15960,3

4329,8

137,2

Фонд заработной платы, тыс.руб.

89740,9

92516,9

106678,6

16937,7

118,8

Производительность труда, тыс.руб./чел.

792,45

1179,70

1928,59

1136,14

243,4

Рентабельность продаж, %

-0,4

0,1

0,07

0,47

х

Как видно из данных таблицы 1, выручка на предприятии ООО «Евролот Запад» увеличилась на 564679 тыс.руб. в 2013 году по сравнению с 2011 годом или почти в 2 раза. Также на предприятии наблюдается рост себестоимости продаж, в 2013 году она увеличилась почти в 2 раза или на 465925 тыс.руб. В результате увеличения выручки и себестоимости на предприятии выросла и валовая прибыль, в 2013 году она увеличилась в 2 раза или на 98754 тыс.руб. против 2011 года.

Рост выручки и значительный рост себестоимости повлек за собой рост чистой прибыли, так в 2013 г. по сравнению с 2011 годом она выросла до 818 тыс. руб.

Численность работников предприятия уменьшается, так в 2013 г. их количество уменьшилась на 86 человек против 2011 года. На предприятии наблюдается рост производительности труда на 1136,14 тыс.руб./чел. в 2013 году против 2011 года. Рост производительности труда произошел из-за увеличение средней заработной платы на 4329,8 руб. в 2013 году против 2011 года или на 37,2%.

Рентабельность продаж увеличивается в 2013 году на 0,47% по сравнению с 2011 годом. Это связано с ростом чистой прибыли и выручки на предприятии ООО «Евролот Запад». В целом по предприятию наблюдается стабильное экономическое состояние.

2.2 Анализ коммерческой и инновационной деятельности предприятия

ООО «Евролот Запад» («Свенская ярмарка») — это надежная, проверенная временем торговая сеть. На сегодняшний день «Свенская ярмарка» состоит из восьми крупных супермаркетов, которые представлены в Фокинском, Володарском, Советском районах г. Брянска и в городах Брянской области – г. Дятьково, г. Сельцо, г. Карачев и г. Жуковка.

Анализ коммерческой и инновационной деятельности предприятия будем рассматривать на примере одной из сети ООО «Евролот Запад» - Свенская ярмарка, находящаяся по адресу г. Брянск, пр-т Станке Димитрова,75 (ТЦ «Домино»).

Управление коммерческой деятельностью базируется на принципах и методах управления. Рассмотрим основополагающие принципы построения управления коммерческой деятельностью «Свенская Ярмарка» (рисунок 2).

Рисунок 2 - Основные принципы построения управления коммерческой деятельностью предприятия ООО «Свенская Ярмарка»

Супермаркет располагает широким ассортиментом и занимает на рынке Брянска и Брянской области одно из лидирующих мест, благодаря невысоким ценам и высокому уровню обслуживания.

Систематическое изучение торговой конъюнктуры, установление постоянной связи с поставщиками позволяют своевременно определять изменение конъюнктуры рынка, изучать производственные возможности расширения ассортимента выпускаемой продукции. Все это дает возможность предъявлять поставщикам более обоснованные требования в отношении количества, качества, ассортимента товаров.

Выбор той или иной формы товародвижения требует учета конкретных условий и зависит от специфики ассортимента товаров, месторасположения поставщика и покупателя, от мощности магазина (величина товарооборота, размеров торговых и складских площадей), транспортных условий и экономической целесообразности той или иной формы завоза.

В «Свенская Ярмарка» применяют линейный способ доставки товаров.

Поступление товаров от поставщиков производится на основании заключенных между поставщиками и покупателями хозяйственных договоров. В договорах, заключаемых между поставщиками и покупателями, оговариваются: виды поставляемых товаров, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели товаров, сроки исполнения договоров, порядок расчетов, а также ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора.

Для анализа товароснабжения на предприятии существуют специальные методики, одной из такой методик является «расчет показателей поставки». Данная методика предполагает вычисление показателей ритмичности, аритмичности, планомерности и вариации.

В «Свенская Ярмарка» сформирован список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется. Составленный перечень поставщиков анализируется на основании специальных критериев: цена, качество поставляемой продукции, надежность поставок. К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие: удаленность поставщика от потребителя, сроки выполнения заказов, организация управлением качества у поставщика, финансовое положение поставщика, его кредитоспособность. В таблице 2 представим основных поставщиков продовольственных товаров, а также годовые объемы поставок и удельный вес этих поставок в анализируемой группе.

Таблица 2 - Структура и динамика изменения поставок продукции «Свенская Ярмарка» поставщиками в 2011 – 2013 гг.

Поставщик

Количество поставок

Изменение поставок 2013 г. в сравнении с 2011г.

2011 год, шт.

%

2012 год, шт.

%

2013 год, шт.

%

 

+/-

%

ОАО Хлебокомбинат «Каравай»

167

28,89

154

26,10

174

28,38

7

104,19

ОАО «Бежицкий Хлебокомбинат»

198

34,26

211

35,76

191

31,16

-7

96,46

ООО «Брянская Водочная Компания»

23

3,98

34

5,76

42

6,85

19

182,61

ОАО «Содружество»

45

7,79

52

8,81

63

10,28

18

140

ООО «БрянскМолком»

98

16,96

94

15,93

101

16,48

3

103,06

Прочие поставщики

47

8,13

45

7,63

42

6,85

-5

89,36

Итого

578

100

590

100

613

100

35

106,06

Сотрудничество с данными организациями осуществляется на основе заключенных договоров поставки продукции, на протяжении всего периода сотрудничества с данными поставщиками нарушения сроков поставок, требований к качеству продукции, объемов продукции не было, следовательно, можно заключить, что данные поставщики имеют положительную историю сотрудничества с ООО «Свенская Ярмарка».

Согласно проведенному анализу можно заключить, что в ООО «Евролот Запад» на протяжении исследуемого периода наиболее часто сотрудничает с такими поставщиками как ОАО Хлебокомбинат «Каравай», ОАО «Бежицкий Хлебокомбинат», ООО «Брянскмолком», данная тенденция связана с тем, что данные предприятии поставляют продукцию повседневного спроса, хлебобулочные и молочные изделия, данная продукция является скоропортящейся и поставляется практически каждый день.

Далее в таблице 3 проанализируем структуру ассортимента предприятия.

Таблица 3 - Анализ поступления товаров по товарным группам, тыс. р. в «Свенская Ярмарка» за 2012-2013 гг.

Товарная группа

2012 г.

2013 г.

Изменение

сумма, тыс. р.

%

Колбасные изделия

31363,76

38527,76

7164,00

122,84

Мясо и птица

28495,92

33929,20

5433,28

119,07

Рыба

31074,40

38167,12

7092,72

122,82

Молоко и молочная продукция

19127,28

26103,28

6976,00

136,47

Бакалея

48183,28

59074,56

10891,28

122,60

Хлеб и хлебобулочные изделия

11677,60

14981,04

3303,44

128,29

Кондитерские

38654,16

48927,76

10273,60

126,58

Ликероводочные, пиво

46332,00

53637,68

7305,68

115,77

Остальные продовольственные

28969,92

33481,68

4511,76

115,57

Непродовольственные товары

27869,44

29312,40

1442,96

105,18

Итого

311747,84

376142,32

64394,48

120,66

Так, в 2013 г. по сравнению с 2012 отмечается увеличение объема поставок товаров 64394,48 тыс. р. или 20,66%. Основной причиной этого является значительное расширение ассортимента товаров, поставляемых поставщиками в магазин, что видно по данным табл. 3. Наибольше увеличение объема поставок товаров по сравнению с 2012 г. отмечается по группам кондитерские товары - на 10273,60 тыс. р. и бакалея - на 10891,28 тыс. р.

На рисунке 3 изобразим динамику поступления товаров на предприятия «Свенская Ярмарка» за 2013 год.

Рисунок 3 – Динамика структуры поступления товаров на предприятия ООО «Свенская Ярмарка» за 2013 год

Для формирования достаточной и лояльной клиентуры ООО «Свенская Ярмарка» необходимо постоянно расширять и совершенствовать свой ассортимент. Не широкий ассортимент приводит к тому, что покупатель, единожды обратившись за каким либо товаром или продукцией и не найдя его в организации, либо теряет лояльность к нему, либо ООО «Свенская Ярмарка» теряет данного клиента.

Покупателями продукции ООО «Свенская Ярмарка» является население г. Брянск и Брянской области.

Таблица 4 - Структура сбыта продукции ООО «Свенская Ярмарка» в 2011 – 2013 гг.

Возрастная категория потребителя

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонение 2013 г. от 2011г. (+/-)

До 18 лет

9,4

10,9

11,1

1,7

19 – 25 лет

18,7

19,3

19,9

1,2

26 – 35 лет

22,9

22

23,4

0,5

36 – 45 лет

29,7

28,7

31

1,3

46 – 55 лет

12

11,7

11,1

-0,9

56 и более лет

7,3

7,4

3,5

-3,8

Самой малочисленной группой потребителей продукции предприятия являются потребители в возрасте более 56 лет, в 2013 г. – 3.5%, что на 3,8% меньше, чем 2011 г., потребители в возрасте от 46 до 55 лет в 2012 г. составляют 11,1%, что в сравнении с 2011 г. меньше на 0,9%.

Потребители в возрасте до 18 лет занимают в структуре потребителей 11,1% в 2013 г., что в сравнении с 2011 г. больше на 1,7%.

Потребители в возрасте от 16 до 35 лет составляют в 2013 г. 23,4%, что по сравнению с 2011 г. больше на 0,5%.

Таким образом, сбыт продукции ООО «Свенская Ярмарка» в основном происходит покупателям в возрасте от 26 до 35 лет.

Также рассмотрим конкурентов ООО «Свенская Ярмарка» (таблица 5).

Исследуемое предприятие имеет большой размер торговой площади и является гипермаркетом, целевым сегментом присутствия является г. Брянск, поэтому целесообразно рассматривать конкурентные предприятия, находящиеся в данном городе.

Для наиболее полной характеристики конкурентной среды рассмотрим крупные предприятия, услугами которого пользуются жители района в независимости от их расположения и сравнительно большие магазины, расположенные в непосредственной близости от ООО «Свенская Ярмарка»

Таблица 5 - Анализ конкурентной среды ООО «Свенская Ярмарка»

Предприятие

2011

2012

2013

Объем товарообо-рота, тыс. руб.

Доля на рынке, %

Объем товарообо-рота, тыс. руб.

Доля на рынке, %

Объем товарообо-рота, тыс. руб.

Доля на рынке, %

ОАО «Фабрика кухня» («Журавли»)

156745

20,0

167459

20,2

171356

20,1

ОАО «Евролот Запад» («Свенская ярмарка»

509545

19,6

717256

19,7

1074224

19,8

ООО «Гипермаркет Гринн»

1003476

22,8

1500964

22,6

1356974

22,8

ЗАО «Тендер»

34567

14,6

36785

14,2

37453

14,8

Прочие

-

40,3

-

40,6

-

39,6

Итого

 

100

 

100

 

100

Согласно проведенному анализу можно заключить, что на рынке присутствия ООО «Свенская Ярмарка» основными конкурентами являются большие предприятия, так как они имеют большой товарооборот и при покупке продуктов население района предпочитает посещать крупные магазины, так магазин «Журавли» имеет в 2013 г. 20,1% рынка сбыта продукции, магазин «Свенская ярмарка» в 2013 г. имеет 19,8% рынка сбыта продукции, ООО «Магнит» 14,8% рынка сбыта продукции.

Системы оценки успешности закупочно-сбытовой деятельности разрабатываются для того, чтобы убедиться, что компания достигла заданного уровня объема продаж, прибыли и других целей, сформулированных в ее маркетинговых и стратегических планах.

В совокупности эти планы отражают результаты деятельности компании по планированию, которые указывают, как должны быть распределены ресурсы между рынками, товарами и мероприятиями комплекса маркетинга-микс. Эти планы включают постатейные бюджеты и, как правило, подробно перечисляют действия, которых ожидают от каждой организационной единицы - внутри или вне маркетингового отдела или подразделения - и которые рассматриваются как необходимые для достижения целей по обеспечению конкурентоспособности и финансовых целей компании.

На подготовительном этапе коммерческой деятельности по продаже продукции сотрудники коммерческого отдела ООО «Свенская Ярмарка» занимаются выработкой стратегии сбытовой и ценовой политики, дают прогнозы объемов сбыта, решают вопросы хранения и регулирования товарных запасов.

Во время этапа по организации системы физического перемещения товаров внимание направлено на отгрузку, транспортировку товаров, оформлению оплаты заказа и смене собственника товара.

Супермаркет «Свенская Ярмарка» выполняет следующие сбытовые функции: формирование стратегии сбыта и разработка планов продаж, выбор каналов сбыта и установление контактов с покупателями, организацию отпуска (отправки) товаров потребителям и расчетов с ними, управление запасами готовой продукции.

Далее на рисунке 4 изобразим динамику объемов сбыта товаров предприятия.

Рисунок 4 - Динамика объемов сбыта товаров «Свенская Ярмарка»

Сбытовая политика супермаркета основывается на следующих маркетинговых принципах: нацеленность на удовлетворение потребителей, непрерывный сбор и обработка информации о состоянии рынка продовольственных товаров, развитие предпринимательской инициативы, ориентация на достижение долгосрочного коммерческого успеха, непрерывный финансово-экономический анализ.

Далее проанализируем инновационную деятельность супермаркета «Свенская Ярмарка».

В супермаркете нет ни каких документов, регламентирующих инновационную деятельность. Однако инновационные технологии в супермаркете имеются.

Супермаркет - тип магазина, объединяющий в себе принципы организации магазина самообслуживания и магазина, разделенного на торговые отделы. Среди специалистов нет единства в определении критериев отнесения торговой точки к разряду супермаркета: называются разные цифры минимальных площадей, особенности в организации розничной торговли, даже высказывается мнение, что непременным условием формата является дислокация торгового предприятия за чертой города.

Производственные мощности позволяют супермаркету обслужить до 15 000 человек в день. Численность персонала супермаркета составляет около 80 человек. Формат супермаркета находит выражение в особенностях инфраструктуры здания, при котором действует стоянка на сотни машин; существует возможность выхода к автомобилю с покупательской тележкой.

Ассортимент супермаркета обычно колеблется от 30 тыс. наименований (для малых) до порядка 75 тыс. Соотношение продовольственной и непродовольственной групп в среднем составляет 60/40. На объекте исследования широта ассортимента несколько меньше стандартной и составляет около 15 тысяч наименований товара. Представлены все основные группы товарного ассортимента: зерномучные; плодоовощные товары и грибы; крахмала-продукты; сахар, мед, кондитерские товары; вкусовые; пищевые жиры; молочные товары; яичные; мясные; рыбные товары; пищевые концентраты. Непродовольственный сектор представлен самыми различными группами товаров: одежда и обувь, косметика, бытовая химия, электроника, бытовая техника и многое другое.

«Свенская Ярмарка» уделяет большое внимание улучшению операционных показателей эффективности бизнеса, совершенствованию системы товародвижения, в том числе за счет запуска новых распределительных центров площадью более 50 тысяч квадратных метров складских площадей, а также с помощью внедрения новых информационных систем.

Для снижения негативного эффекта факторов и условий, влияющих на деятельность супермаркета постоянно ведутся работы по вопросам:

- улучшение условий поставки товаров, т.е. работа с поставщиками;

- разработки проектов по снижению себестоимости;

- нацеленность на региональную экспансию;

- работа по повышению качества обслуживания;

- улучшение системы материально-технического обеспечения;

- повышает эффективность маркетинговой политики.

Руководство супермаркета «Свенская Ярмарка» стремится учитывать потребительские предпочтения самых разных покупателей, хотя предпочтение отдается товарам средней и низкой ценовой категории, росту прибыли от продажи за счет эффекта масштаба. Поэтому распределение товаров по ценовому показателю в ассортименте супермаркета следующее: 40% товарной матрицы приходится на товары класса суперэконом и эконом; 50% – на товары средней ценовой категории и 10% – на товары выше среднего уровня и класса «премиум».

Не менее важен и комплекс современных услуг, оказываемые супермаркетом, которые, помимо прочего, имеют значение с точки зрения мерчандайзинговой деятельности. В супермаркете «Свенская Ярмарка» выпекается хлеб и горячим подается на полки, в аквариумах плавает живая рыба - покупатель может выбрать любую. Здесь же представлено более 180 видов полуфабрикатов собственного производства - свежайшее мясо разделывается на глазах у покупателей. Площади кондитерского цеха и современное оборудование позволяют производить в сутки до 1,5 тонн тортов, рулетов, пирожных и других сладостей.

Наличие собственного производства является отличительной чертой супермаркета «Свенская ярмарка». Посетители имеют возможность в любое время суток покупать свежие, только что изготовленные продукты питания. Мясные охлажденные полуфабрикаты высочайшего качества, более 70 наименований салатов, более 100 наименований хлебобулочных изделий производят цеха супермаркета.

В супермаркете «Свенская Ярмарка» используется линейная планировка, при которой вся зона размещения товаров и проходов для покупателей представляет собой прямые линии в продольном, поперечном и смешанном направлениях по отношению к продольной оси торгового зала. Для лучшего использования торговой площади в супермаркете линии с товарами размещаются вдоль стен. Линейная планировка создает благоприятные условия для рациональной технологии работы супермаркета: дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета, позволяет покупателям свободно передвигаться по всему торговому залу.

При такой планировке наиболее оптимально используется площадь торгового зала. При подобной планировке торгового зала размещаются товары повседневного спроса в дальней части торгового зала, а товары, к которым покупатели могут проявить внезапный интерес, размещаются в начале и середине зала. При такой выкладке покупатель по пути за товаром первой необходимости видит и приобретет тот товар, который он изначально покупать не планировал, но который ему понравился.

Все вышеперечисленные факторы положительно отражаются на инновационной деятельности предприятия и на процессе организации сбыта продукции, но несомненно является положительным фактором.

Поиск и закупка новой продукции является неотъемлемой частью экономической политики фирмы. «Свенская Ярмарка» ежегодно принимает участие в выставке и дегустации продуктов питания, благодаря чему были получены различные грамоты и благодарности. Также это способствует расширению экономических связей.

Для внедрения новых способов продаж супермаркет самостоятельно организует тренинги для торгово-операционного персонала, раз в полугодие, а также при каждом завозе новой продукции. Мероприятие включает теоретическую и практическую часть. В теоретической рассматриваются характеристики нового продукта, его свойства и отличительные особенности, в практической - способы подачи информации для потенциальных покупателей. Для смены торговой обстановки раз в полгода происходит переоформление выставочного зала (витрин). Это осуществляется для оптимального преподнесения товара, для размещения поступившей продукции, а также для создания постоянной динамики движения продукции.

В супермаркете «Свенская Ярмарка» используется такая форма поощрения работников, как премирование, что имеет отношение к инновационной деятельности. Размер премий рабочих установлен за выполнение производственного задания в размере 40%. Основными условиями премирования являются: выполнение сменного задания (40-60%); отсутствие простоев обслуживаемого оборудования (20%); своевременная приемка продукции (40%). С руководителями, служащими, специалистами заключены контракты, где оговорены условия труда и оплата (оклады), отпуск (количество дней). Основные показатели для премирования работников следующие: выполнение плана по реализации продукции.

В супермаркете используется система RFID (штрих-кодирования).

Процесс RFID начинается со сканирования контейнеров с товарами, когда их увозят из дистрибьюторского центра. Менеджер супермаркета отслеживает каждую поставку с помощью информационной системы склада и узнает, когда и какие продукты будут доставлены. Когда контейнер наконец доставлен в супермаркет, другой сканер проверяет его состав, освобождая работников супермаркета от необходимости вручную проверять каждый контейнер и пересчитывать товары.

После размещения товара на полках встроенный считыватель RFID посылает сообщение системе back-office супермаркета о том, что запасы заканчиваются, что супермаркет может понести убытки, и требует пополнения запасов. Он также отслеживает, как быстро продаются товары, и выясняет, какие из них раскупаются лучше, а какие хуже. Датчики на выходе поднимают тревогу в случае, если покупатель пытается вынести товар, у которого включена в бирке функция защиты от краж. На кассе эта функция отключается, и информация с бирки товара считывается в последний раз для обновления информации о запасах. Задержки на кассе - это еще одна проблема, которая успешно решена в супермаркете. С помощью бирок RFID в тележках менеджер супермаркета узнает, сколько сейчас тележек находится в товарном зале, и если их число увеличилось, то он может открыть дополнительные кассы. В супермаркете «Свенская Ярмарка» используется электронный документооборот (EDI), который позволяет упрощать работу персонала и тем самым повышать скорость обработки и обмена информации между партнерами бизнеса, позволяет существенно сократить время доставки заказанных товаров. Кассовая зона уже для потребителя становится сервисным центром, где начисляют бонусы, делают скидки, обрабатывают платежи как электронно (по карточке), так и наличными деньгами.

Таким образом, эффективное использование инновационных технологий в супермаркете «Свенская Ярмарка» позволяет решать и тактические задачи, такие как своевременное пополнение складов, оптимизация хранения запасов, эффективное взаимодействие с поставщиками продукции, так и задачи стратегического характера, - поиск новых целевых групп потребителей, обеспечение их лояльности, повышение конкурентоспособности и рыночной устойчивости торговых организаций.

2.3 Мероприятия по внедрению инноваций и оценка их эффективности на предприятии

Для реализации проекта по внедрению инновационных технологий руководством торговых объектов предполагается использовать принципы коммерческой инновации розничной торговли. Главной целью этого проекта является внедрение технологий для дальнейшего перспективного развития торговой сети, повышение прибыли и дальнейшее совершенствование с помощью новых инновационных внедрений.

Реализация инновационного проекта проводится на основе инвестиционных вложений в торговую сеть.

Для повышения прибыли и совершенствование инновационной деятельность супермаркета «Свенская Ярмарка» необходимо внедрить следующие инновации:

1. Использование компьютеризированных тележек (MediaCart) и рекламно-информационной системы, основанная на технологии Microsoft Atlas.

2. Внедрение современных ИТ-решений, предъявляющие новые требования к работе с персоналом.

3. Внедрение дисконтных карт для постоянных клиентов

4. Внедрение информационных терминалов, электронных рекламных дисплеев.

Рассмотрим внедрение каждой инновации более подробно.

1. Так как в супермаркете существует самообслуживание, то в настоящее время для него актуален проект внедрения системы управления покупками с помощью микрокомпьютеров. Попадая в супермаркет, покупатели зачастую не знают, где находится нужный товар, не имеют понятия о скидках, рекламных акциях и бонусах. Хаотично перемещаясь по торговому залу и толпясь у касс, они значительно сокращают проходимость торговой точки.

Для решения этой проблемы и повышения лояльности клиентов в супермаркетах сети планируется использовать компьютеризированные тележки (MediaCart) и рекламно-информационную систему, основанную на технологии Microsoft Atlas. Заранее составив на сайте супермаркета список покупок, покупатель сможет увидеть его на дисплее тележки после регистрации посредством именной магнитной карты. При этом список будет отсортирован в соответствии с размещением товаров в торговом зале.

Перемещение тележки отслеживается при помощи технологии радиочастотной идентификации (RFID), поэтому система будет показывать рекламу товаров, расположенных поблизости. Пользуясь оборудованием «медиателеги», покупатель сможет сравнить цены на аналогичные продукты, прочесть кулинарные рецепты, подсчитать общую стоимость покупок и быстро расплатиться на кассе.

2. Важно отметить, что на текущий момент именно кадровая политика является для супермаркета «Свенская Ярмарка» ключевым аспектом в достижении стратегических целей. Техническое перевооружение производства и внедрение современных ИТ-решений предъявляет новые требования к работе с персоналом.

Для реализации проекта требуется 100000 рублей, при этом у предприятия имеются собственные средства. Данные средства необходимы для формирования первоначального капитала по бизнес-проекту, основными затратными статьями элементами которого будут являться средства на аренду торговой площади и оборотный капитал (на первоначальную закупку товара).

Таблица 6 - Основные капиталовложения за год

п/п

Наименование затрат

Величина затрат, руб.

1

Автоматизация системы

30 000

2

Обучение персонала

60 000

3

Обслуживание системы

10 000

Итого затрат:

100 000

Для повышения эффективности работы супермаркета «Свенская Ярмарка» можно разработать план организационно-технических мероприятий по совершенствованию работы с персоналом предприятия на 2014-2015 годы, который представлен в таблице 7.

Таблица 7 - План организационно-технических мероприятий по повышению квалификации в супермаркете «Свенская Ярмарка»

Раздел

Содержание мероприятий

Основные результаты

Совершенствование организационной структуры

Оптимизация численности персонала, вертикальных и горизонтальных связей.

Новая рациональная организационная структура управления.

Новое штатное расписание.

Обучение персонала

Разработка программ обучения для новичков, руководителей, постоянного персонала, резерва на выдвижение

Планы и программы обучения по направлениям (численность, сроки, виды обучения, оплата и пр.).

Оценка эффективности обучения.

Оценка результатов работы персонала

Разработка стандартов деятельности работников.

Разработка процедур аттестации и оценки персонала.

Анализ выполнения стандартов.

Положение о проведении аттестации.

Формы и бланки по аттестации.

Формы индивидуальных отчетов.

Система стимулирования

Проведение опросов по вопросам отношения к своей работе.

Разработка Положения о премировании.

Создание фонда экономического стимулирования.

Результаты проведенных опросов.

Формы морального стимулирования.

Формы, методы оценки показателей для материального поощрения.

Фонд планового и разового премирования персонала.

Повышение сотрудничества

Практика торжественного награждения отличившихся работников.

Празднование знаменательных дат.

Планы торжественных мероприятий.

Информационные материалы о результатах работы.

В настоящее время наибольшую возможность применения компьютерных средств и автоматизации должны иметь кадровые технологии оценки, отбора, подбора, тестирования персонала. Достаточное компьютерное и программное обеспечение должны получить всевозможные тесты, способствующие оценке профессионализма персонала. Автоматизация кадровых процессов и кадровых технологий в супермаркете «Свенская Ярмарка» позволит:

  • обеспечить оперативное получение объективной информации о состоянии и тенденциях развития деловых и личностных характеристик персонала супермаркета;

  • своевременно выработать и принять необходимые управленческие решения в практике работы с персоналом;

  • определить и применять адекватные состоянию кадровых процессов кадровые технологии, которые приведут к необходимому результату работы предприятия.

Основываясь на предыдущем анализе, можно утверждать, что основными проблемами повышения эффективности работы кадровой службы и обеспечения качественного состава работников учреждения являются следующие (в соответствии с таблицей 8):

Таблица 8 - Мероприятия по повышению квалификации персонала в супермаркете «Свенская Ярмарка»

Проблема

Способы решения

Снижение роли кадровой службы

Переопределение организационного статуса, роли, полномочий и ответственности кадровой службы внутри организации

Низкое организационное и нормативно-правовое обеспечение деятельности кадровой службы

Разработка типовых форм документов (приказов, договоров, графиков, анкет, справок и др.).

Разработка положений об отделах и должностных инструкций, регламента работы

Отсутствие организационного обеспечения кадровой политики

Утверждение планов работы

Разработка методики анализа кадровой ситуации

Подготовка методических рекомендаций по работе кадровой службы

Из таблицы 8 видно, что предложенные мероприятия будут способствовать повышению квалификации персонала в супермаркете.

Теперь произведем расчёт экономической эффективности системы профессиональной подготовки кадров (обучения персонала) в супермаркете «Свенская Ярмарка»

Существует два методологических подхода к оценке эффективности систем профессиональной подготовки кадров, которые заключаются,

во-первых, в определении отношения интегрального социально-экономического эффекта, выраженного в стоимостной форме, полученного в результате реализации процесса обучения к общей сумме затрат, обусловивших этот эффект;

во-вторых, в соизмерении полученного конечного результата, образующегося при решении задач профессиональной подготовки персонала, с предварительно поставленным руководством предприятия заданием или целью.

В случае применения первого из указанных подходов оценка социально-экономической эффективности (таблица 9) функционирования системы профессионального образования будет выражать уровень затрат труда и ресурсов на единицу полученного эффекта.

Таблица 9 - Социально-экономическая эффективность проекта, согласно тестирования

Мероприятия

Социальная эффективность

Экономическая эффективность

Внедрение в организацию системы профессиональной подготовки работников

1.Улучшатся результаты работы всего предприятия.

2. Повышается заинтересованность работника в результатах своего труда.

4.Спосбствует повышению уровня квалификации работников.

1. Снижение текучести кадров.

2. Увеличение прибыли.

3. Сокращение затрат на привлечение новых работников

4.Увеличение производительности труда.

Эта форма оценки эффективности характеризует меру отдачи или меру результативности, выраженную в виде полученного эффекта с каждой единицы затрат, произведенных в процессе обучения. Стоимостная оценка затрат на обучение обычно не вызывает особых затруднений.

3. Серьезным инновационным нововведением в супермаркете «Свенская Ярмарка» можно назвать появление дисконтных карт для постоянных покупателей. Дисконтные карты выгодны как для покупателей, так и для продавцов. Покупатель со своей картой может приобрести необходимый ему товар со скидкой в любом городе, где есть супермаркеты данной сети. Также можно сказать, что дисконтные карты являются достаточно хитрым ходом со стороны продавца – покупатель, зная, что у него будет скидка, специально будет искать супермаркет данной сети. Но так как практически все крупные торговые сети сегодня имеют свои карты, у покупателя обычно имеется несколько таких карт, поэтому для менеджмента сети важно отслеживать уровень скидок и бонусов, предоставляемых сетями-конкурентами, чтобы при возникновении возможности предложить покупателям более выгодный вариант. Наиболее оптимальным является внедрение системы, когда постоянным клиентам идет замена старых карточек на новые, где больший процент скидки.

4. Другим важным элементом новых технологий в супермаркете «Свенская Ярмарка» являются электронные, рекламные табло (дисплеи), расположенные на стеллажах с товарами и демонстрирующие рекламу представленной продукции.

Информационные терминалы, расположенные вблизи стеллажей, позволяют покупателю получить максимальную информацию о выбранном товаре: производителе, его качестве и характеристиках, сроке годности, условиях хранения, способе приготовления и употребления.

Аналогичные терминалы могут автоматически по форме и цвету опознать продукт, помещенный на весы, вывести изображение на экран и оценить стоимость покупки, используя микрочип, размешенный на каждом товаре.

Электронный портал для контроля за процессом товародвижения автоматически считывает, сверяет, контролирует всю информацию по перемещению товаров из центра распределения на склад и в торговый зал.

Составной частью этой системы является портал персонала организации, где есть вся информация о компании, график работы, тренингов, изменения.

Для обслуживания покупателей предполагается использовать компьютер небольшого размера «личный консультант» (Personal Shopping Assistant, PSA), который крепиться к корзине для продуктов.

Компьютер опознает покупателя по его личной карте, отражает всю информацию о наличии товара в супермаркете, его цене и месте расположения на стеллажах.

Личная карта помогает покупателю осуществлять свой заказ из дома, придя в супермаркет изменить выбор, провести быстрый поиск товаров в супермаркете, оценить стоимость и оплатить покупку. Внедрение такой системы привлекает покупателей, делает процесс покупки более удобным, системным и рациональным.

Таким образом, внедрение инновационных технологий позволит:

  • повысить эффективность процесса продажи, оптимизировать издержки, увеличить конкурентоспособность организации в результате использования беспроводных и радиочастотных технологий на 25%;

  • обеспечить покупателя максимально возможным объемом информации о товарах и услугах;

  • повысить продуктивность работы служащих на 15%;

  • улучшить показатели финансово-экономической деятельности на 15%;

  • увеличить прибыль на 20 – 25%.

Внутренний контроль за реализацией инноваций. Необходимым условием успешной реализации инновационного проекта является контроль со стороны субъектов инновационной деятельности - руководства и собственников хозяйствующего субъекта, т.е. внутренний контроль инноваций.

Проект обязательно должен быть наблюдаем и управляем. При этом наблюдаемость подразумевает, что выделены некоторые характеристики, по которым можно проконтролировать ход выполнения проекта. Контролером по внедрению инновационных технологий является инвестор и руководитель компании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инновационные процессы необходимы в каждой отрасли экономики страны, так как они являются двигателем развития прогресса, новых технологий и, как следствие, повышения качества товаров и оказываемых услуг.Так как торговые сети это наиболее передовой вид торгового бизнеса, то все нововведения и технологии в розничной торговле разрабатываются и внедряются в основном именно на этих предприятиях.

Внедрение инноваций рассматривали на примере супермаркет «Свенская Ярмарка».

ООО «Евролот Запад» («Свенская ярмарка») — это надежная, проверенная временем торговая сеть. На сегодняшний день «Свенская ярмарка» состоит из восьми крупных супермаркетов, которые представлены в Фокинском, Володарском, Советском районах г. Брянска и в городах Брянской области – г. Дятьково, г. Сельцо, г. Карачев и г. Жуковка.

В супермаркетах «Свенская ярмарка» представлен огромный выбор салатов, горячих и холодных блюд собственного производства. Ежедневно на прилавки выставляется больше двух десятков свежеприготовленных салатов, множество горячих блюд.

Анализируя финансовые показатели ООО «Евролот Запад» можно сказать, что выручка на предприятии ООО «Евролот Запад» увеличилась на 564679 тыс.руб. в 2013 году по сравнению с 2011 годом или почти в 2 раза. Также на предприятии наблюдается рост себестоимости продаж, в 2013 году она увеличилась почти в 2 раза или на 465925 тыс.руб. В результате увеличения выручки и себестоимости на предприятии выросла и валовая прибыль, в 2013 году она увеличилась в 2 раза или на 98754 тыс.руб. против 2011 года. Рост выручки и значительный рост себестоимости повлек за собой рост чистой прибыли, так в 2013 г. по сравнению с 2011 годом она выросла до 818 тыс. руб. В целом по предприятию наблюдается стабильное экономическое состояние.

В супермаркете нет ни каких документов, регламентирующих инновационную деятельность. Однако инновационные технологии в супермаркете имеются.

«Свенская Ярмарка» уделяет большое внимание улучшению операционных показателей эффективности бизнеса, совершенствованию системы товародвижения, в том числе за счет запуска новых распределительных центров площадью более 50 тысяч квадратных метров складских площадей, а также с помощью внедрения новых информационных систем. Руководство супермаркета «Свенская Ярмарка» стремится учитывать потребительские предпочтения самых разных покупателей, хотя предпочтение отдается товарам средней и низкой ценовой категории, росту прибыли от продажи за счет эффекта масштаба.

Не менее важен и комплекс современных услуг, оказываемые супермаркетом, которые, помимо прочего, имеют значение с точки зрения мерчандайзинговой деятельности. В супермаркете «Свенская Ярмарка» выпекается хлеб и горячим подается на полки, в аквариумах плавает живая рыба - покупатель может выбрать любую.

В супермаркете «Свенская Ярмарка» используется линейная планировка, при которой вся зона размещения товаров и проходов для покупателей представляет собой прямые линии в продольном, поперечном и смешанном направлениях по отношению к продольной оси торгового зала.

Все вышеперечисленные факторы положительно отражаются на инновационной деятельности предприятия и на процессе организации сбыта продукции, но несомненно является положительным фактором.

Для реализации проекта по внедрению инновационных технологий руководством торговых объектов предполагается использовать принципы коммерческой инновации розничной торговли. Главной целью этого проекта является внедрение технологий для дальнейшего перспективного развития торговой сети, повышение прибыли и дальнейшее совершенствование с помощью новых инновационных внедрений.

Реализация инновационного проекта проводится на основе инвестиционных вложений в торговую сеть.

Для повышения прибыли и совершенствование инновационной деятельность супермаркета «Свенская Ярмарка» необходимо внедрить следующие инновации:

1. Использование компьютеризированных тележек (MediaCart) и рекламно-информационной системы, основанная на технологии Microsoft Atlas.

2. Внедрение современных ИТ-решений, предъявляющие новые требования к работе с персоналом.

3. Внедрение дисконтных карт для постоянных клиентов

4. Внедрение информационных терминалов, электронных рекламных дисплеев.

Таким образом, внедрение инновационных технологий позволит:

  • повысить эффективность процесса продажи, оптимизировать издержки, увеличить конкурентоспособность организации в результате использования беспроводных и радиочастотных технологий на 25%;

  • обеспечить покупателя максимально возможным объемом информации о товарах и услугах;

  • повысить продуктивность работы служащих на 15%;

  • улучшить показатели финансово-экономической деятельности на 15%;

  • увеличить прибыль на 20 – 25%.

Проект обязательно должен быть наблюдаем и управляем. При этом наблюдаемость подразумевает, что выделены некоторые характеристики, по которым можно проконтролировать ход выполнения проекта. Контролером по внедрению инновационных технологий является инвестор и руководитель компании.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Акмаева Д.С. Совершенствование развития инновационной деятельности предприятий торговли // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №7.

  2. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник. – М.: Юрайт , 2011. - 711 с.

  3. Барышева А. В. Инновации: учебное пособие. – М.: Дашков и К° , 2010. - 380 с.

  4. Белокрылова О. С. Теория инновационной экономики: учебник. – Ростов н/Д.: Феникс , 2009. - 376 с.

  5. Завлина П.Н., Казанцева А.К. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2010 - 397 с.

  6. Зинов В. Г. Менеджмент инноваций: кадровое обеспечение. – М.: Дело, 2012. - 495 с.

  7. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент. - М.: Прогресс, 2011 - 411 с.

  8. Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. / Под. ред. Кобачкова А.Б. - М.: ЮНИТИ, 2011 - 316 с.

  9. Инновационный менеджмент: учебник. / Под. ред. Иванова А.А. – М.: Вузовский учебник, 2009. - 463 с.

  10. Кавтарадзе Л. Инновации в современной розничной торговле // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2010. - № 3. - С. 170−173.

  11. Ковалев Н. Р. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов. - Екатеринбург : Уральского гос. экономического ун-та, 2010. - 257 с.

  12. Комаров В. Инновации в современной торговле // Российская торговля. - 2008. - № 6. - С. 10−13.

  13. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. - С-Пб.: Наука, 2011. - 234 с.

  14. Миронов М.Г, Замедлина Е.А.. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2011. - 224 с.

  15. Митина Н.Н. Инновационный процесс как фактор развития социально – экономических систем.– Воронеж: Изд-во Научная книга, 2011. – 298 с.

  16. Переходов В. Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: Инфра-М, 2012. – 221 с.

  17. Розничная торговля FMCG России. Итоги 2011 года. Прогноз до 2015 года [Электронный ресурс] / Информационное агентства «INFOLine». Режим доступа: http://marketing.rbc.ua/file.php?id=4414. - Загл. с экрана.

  18. Уткин Э.А. Стратегическое планирование: Учебник. - М.: Тандем, 2012. - 438 с.

  19. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник для вузов. - М.: Бизнес-школа, 2012. - 640 с.

  20. Хотяшова О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 456 с.

  21. Шарф А. Роль инноваций в деятельности современных торговых организаций // Ресурсы, Информация, Снабже-ние, Конкуренция. - 2010. - № 4. - С. 88−90.

  22. Янковский К. П. Организация инвестиционной и инновационной деятельности : учеб. пособие - СПб.: Питер, 2011. - 448 с

ПРИЛОЖЕНИЯ
Просмотров работы: 15847