НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА КАК СРЕДА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА КАК СРЕДА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Конопля А.А. 1
1Южный федеральный университет Ростов-на-Дону, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной России особо актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от культуры, общечеловеческих идеалов и ориентиров. В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Одним из путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей, является формирование у неё эстетической культуры.

Главная задача, стоящая перед начальной школой, - это задача разностороннего развития ребенка, раннее выявление и развитие его творческих способностей.

Эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка в школе. Радостная, доброжелательная атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний. [5]

Школа основывает свою работу на единой системе эстетического воспитания и ставит перед собой следующие задачи:

  • вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний;

  • вовлекать учащихся в художественно - творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;

  • развивать вкус, творческие особенности детей;

  • формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.

Для осуществления этих задач существуют следующие пути:

1. Постоянная связь с жизнью, широкие межпредметные связи.

2. Упор на задания познавательного и творческого характера, творческие уроки.

3. Проведение любого урока на высоком эстетическом уровне.

4. Обобщение знаний через внеклассную работу.

Изучая постановку эстетического воспитания в начальных классах, большинство исследователей отмечают недостаточный уровень эстетической развитости и воспитанности младших школьников. Одна из причин этого явления кроется в малоэффективной работе педагогов, в низком уровне их эстетической культуры.[4]

Становление эстетической культуры личности младшего школьника обусловлено наличием её основных структурных компонентов (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности), в развитии которых задействованы как внутренние механизмы, обусловленные особенностями личности младшего школьника, так и внешние, активизируемые социокультурной средой.[1]

Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Основными видами искусства является музыка, кино, танцы, литература, архитектура, скульптура, живопись и другие. Одним из самых эффективных средств развития эстетических чувств является музыка. Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия на человека, именно поэтому она может играть огромную роль в воспитании духовного мира школьников.

Музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание - это формирование музыкальной культуры человека.

Формирование музыкально-эстетических вкусов учащихся - это процесс сложный и требующий от учителя музыки объективности и широты собственных музыкальных взглядов.[7]

Основные задачи, которые должен поставить перед собой учитель:

1. Определить уровень музыкально-эстетической культуры ученика, с тем чтобы впоследствии правильно организовать работу по воспитанию у него музыкальных чувств и пристрастий.

2. Выстроить программу занятий таким образом, чтобы вовлечь в обучение каждого ученика и помочь раскрыться его творческому потенциалу.

Изучив подробно занятия музыкой в школе, можно определить, что урок включает в себя следующие виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, слушание музыки, изучение нотной грамоты. Именно разнообразие музыкальной деятельности оказывает самое положительное влияние на успехи учащихся. Учителя стараются подбирать на каждое занятие новый материал, произведения различные по характеру, настроению; чередовать разные виды работы, стремясь заинтересовать ученика и вовлечь в творческую деятельность.[8]

Немаловажным также считается индивидуальный подход к каждому ученику. Ведь каждый человек имеет собственный характер, особенные наклонности и вкусы. Необходимо стараться построить урок так, чтобы каждый ученик мог реализовать себя именно в том виде творчества, который ему по душе.[2]

Другим важным средством эстетического воспитания является литература. В процессе занятий литературой школьник развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Однако самым главным является то, что литература помогает взрастить нравственные и художественно-эстетические чувства у человека. Погружаясь в мир художественного произведения, учащиеся знакомятся с характерами и судьбами людей, сочувствуют и переживают вместе с главными героями, тем самым учатся понимать настоящую жизнь, различать добро и зло, сострадать и помогать людям. [6]

По мнению известного учителя литературы Е.Н. Ильина, «о милосердии не нужно говорить, его нужно воспитывать - тончайшими, молитвенными процессами. Вырабатывать навык соучастия, сопереживания, когда помочь ближнему, понимая и принимая его, станет насущнейшей потребностью души»

[3]. Достичь такого эффекта на уроке литературы можно только тогда, когда учитель собою, своими эмоциями, своей душой «оживит» изучаемое произведение и, обладая большим жизненным опытом и «развитостью чувств», поможет учащимся не просто понять поднимаемые автором проблемы, но прочувствовать их. Многие произведения программы начальной школы, такие как «Спешите делать добрые дела» А. Яшина или рассказы А. Платонова «Корова», «Юшка» необходимо изучать только таким способом.

Все сказанное выше подводит нас к мысли о чрезвычайной важности художественно-эстетического воспитания учащихся в условиях начальной школы.

Список литературы:

1.Бесова, М.А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: Учебное пособие. Часть 2. / М.А. Бесова. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2004.

2.Воспитание эстетической культуры у учащихся современной школы [электронный ресурс]. –Режим доступа.- http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00135166_0.html. Дата обращения 3.06.2014.

3.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 1992.

4.Михеева Л. Музыка - детям. // Вопросы музыкально-эстетического воспитания. - Л.: Музыка, вып.3-1981, вып.4-1976.

5.Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. - М: АСТ Астрель, 2006.

6.Неменский Б.М.. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. - М.,1987.

7.Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. - 1987.

8.Эстетическое воспитание школьников / Под ред.: А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева.- М., 1974.

Просмотров работы: 2345