В. А. СУХОМЛИНСКИЙ О ПРОБЛЕМАХ И ОСОБЕННОСТЯХ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ О ПРОБЛЕМАХ И ОСОБЕННОСТЯХ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Ковальчук А.С. 1
1Южный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание ребенка – это, с одной стороны, огромная радость, а с другой, тяжелейшая работа. Проблемой воспитания занимались многие отечественные и зарубежные педагоги: Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили, Я. Корчак, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, и др. Одним из таких творцов, кто стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей является В.А. Сухомлинский. Павлышская школа, в которой он проработал 23 года, стала той лабораторией, где он вместе с коллегами искал ответы на актуальные педагогические вопросы, давал им научное обоснование и с глубоким педагогическим тактом и мастерством внедрял их в практику. Сухомлинский никогда не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. Во всех его деяниях эффективно переплетались умственное развитие и труд, воспитание нравственное, экологическое, эстетическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношение семьи и школы, педагогическое мастерство учителя.

В.А. Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. Он активно выступал против наказаний в школе. «Детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний». «Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую истинно и правдиво верю: человека можно воспитывать только добром»[2, с.46].

Главной движущей силой в педагогике и творчестве В.А. Сухомлинского была любовь к детям. По определению педагога, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, - понятия неразделимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Василий Александрович учит детей чувствовать красоту природы, красоту искусства и постепенно приводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни.

Значительное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив – сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника – к общему «богатству» коллектива, а от него – к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд, и так до бесконечности, т. е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новые понятия – «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный фон», общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном – в учении [3].

Большое внимание В.А. Сухомлинский уделял содружеству семьи и школы. Например, в статье «Слово к отцам» писал, что именно в семье у детей должно начинаться воспитание любви, доброты, скромности, ответственности, трудолюбия. Нужно избегать крайностей, не быть чрезмерно требовательными, жестокими к ребенку, или потакать всем его капризам. «Присматривайтесь к своим детям, - советует он родителям, - тянутся ли они к дому, своей семье, радуются ли общению с вами, сопереживаете ли вы вместе с ними успехи и неудачи - и вы поймете, какая у вас семья» [3, с.114]. Школе часто приходится восполнять недостатки семейного воспитания, учителю следует знать семьи своих учеников и особенно быть внимательными к детям, обделенным домашним теплом. Сухомлинский и учителя Павлышской школы посвятили много времени, занимаясь, педагогическим просвещением родителей.

Совместно с семьей школа решала и вопросы трудового воспитания. «В формировании совершенной личности важно не только умственное и нравственное воспитание» - писал В.А. Сухомлинский, «Ребёнку также необходимо прививать любовь к труду и уважение к людям труда»[3, с.87]. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается как в процессе физического труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни школьников. Как нельзя воспитывать трудолюбие одними словами о труде, так нельзя воспитывать его без серьёзных умных слов. Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек, делает любой труд более творческим и радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности, Сухомлинский считал физический труд.

Сильнейшая сторона социальной педагогики Сухомлинского - нравственное воспитание. Оно, по мнению педагога, должно пронизывать все аспекты воспитательного процесса, все формы деятельности школьника. Усвоение моральной культуры невозможно без освоения общечеловеческих норм нравственности – «азбуки морали» и, в первую очередь, таких, как любовь и сердечность, доброта и отзывчивость, щедрость души и бескорыстие и др. Сухомлинский старался не просто привить детям те или иные хорошие качества, а создать у каждого ребенка нравственный идеал [2].

Среди методов воспитания исключительная роль отводится слову. Педагог создал целую теорию слова и его воздействия на ребенка. Слово обязано быть содержательным. Иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и, главное, отличаться правдивостью. Сухомлинский В.А. называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», способным принести человеку и огромную радость и горе [1]. Считал, что множество школьных конфликтов происходит из-за неумения учителя говорить с учениками. Следует быть внимательным и к слову ученика. Не пресекать, например, его рассуждения на «отвлеченные темы», через них иногда постигаются нравственные понятия.

Есть суждение, что педагогика В.А. Сухомлинского несколько опережала свое время, ее отличал некоторый романтизм и завышенные ожидания. Наверное, в чем-то так оно и есть. Однако она стала закономерным и серьезным противостоянием официальной педагогике, которая длительное время «не замечала» ни Сухомлинского, ни многих других учителей-новаторов. Новая педагогика казалась необычной в своей искренности, гуманности, истинной любви к детям. Ее методы воспитания были обращены к эмоциональной стороне души ребенка. Ценнейшее педагогическое наследие Сухомлинского сегодня активно воспринимается многими школами и педагогами.

Литература:

  1. Борисовский А.М. Сухомлинский В.А.: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.

  2. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Гуманист, Мыслитель, Педагог: Об идеалах Сухомлинского.- М.: Педагогика, 1991. – 112 с.

  3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В Сухомлинская. – М.: Педагогика,1990. – 288 с.

Просмотров работы: 2394