ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Панова Е.В. 1
1Южный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан - истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Важнейшей целью современного образования, общества и государства являются воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Создание условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения - одна из приоритетных задач в деятельности Правительства и Президента РФ.

Актуальность проблемы определяется противоречием между потребностью общества в одухотворенной личности и отсутствием системы, программы духовного развития школьника, потребностью общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий духовно-нравственного оздоровления человека.

Сегодня в воспитании школьников все больше уделяется внимания духовно-нравственному аспекту. Разрабатываются различные программы духовно-нравственного воспитания, в регионах и муниципальных образованиях создаются профильные и научные центры. В Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) начального и основного общего образования включена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», правда, пока в минимальном объеме учебной нагрузки и только в IV и V классах.

За последние 10-15 лет ежегодно защищаются в среднем 20-25 кандидатских и докторских диссертаций с формулировкой «духовно-нравственное» воспитание в названии темы работы ( Н.Т. Абидова, С.П. Акутина, Т.А. Берсенева, М.В. Головушкина, А.Л. Горбачев, О.Л. Янушкявичене и др.) Наблюдается переход от частных аспектов темы к целостному осмыслению этого феномена в системе образования (С.В. Пашков и др.) и шире - в обществе.

Все, что так или иначе связано с феноменом духовного воспитания, можно в полной мере определить словом «межпарадигмальный». Речь идет, в первую очередь, о религиозной и светской образовательных парадигмах. Кроме того, современная педагогическая реальность характеризуется разнообразием концепций духовного воспитания. Оно рассматривается как процесс освоения экзистенциальных ценностей (Т.И. Власова), как восхождение к Другому на основе воспитывающего понимания (Л.М. Лузина), как формирование образа жизни, достойной Человека (Н.Е. Щуркова), как составляющая этического воспитания (Н.М. Борытко) и т.д.

Сравнительный анализ понятий «духовность, духовное», «нравственность, нравственное», «воспитание», «духовно-нравственно воспитание» в современных отечественных философии, педагогике, психологии (Г.С. Батищев, Б.С. Братусь, Л.П. Буева, В.П. Зинченко, В.В. Занков, В.И. Слободчиков, Г.Шестун и др.) позволяет выделить характерные признаки духовно-нравственного воспитания:

- относится к субъективному, внутреннему миру личности;

- основывается на целостной иерархически выстроенной картине мира, мировоззрении определенного типа;

- образует духовную сферу личности;

- в соответствии с иерархией смыслов и ценностей в мировоззрении данного типа содержит, предлагает решения основных смысложизненных проблем;

- в нравственно-поведенческом аспекте ориентирует человека на неутилитарные и неэгоистические интересы;

- в социокультурном аспекте соотносится с исторически сложившейся духовно-нравственной традицией, культурой, представленной в социуме.

Обобщая эти признаки, можно сказать, что духовно-нравственное воспитание должно быть основано на определенном мировоззрении и соответствующей системе морали, формировать ценностно-смысловую сферу личности и определенный уклад жизни. С учетом этих характеристик духовно-нравственное воспитание может быть определено как деятельность, направленная на формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе определенного мировоззрения и соответствующей ему системы морали, поведенческой и бытовой культуры.

Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательных учреждениях требует соблюдения добровольности, вариативности, непротиворечивости общему для всех школьников гражданскому воспитанию, общим гражданским ценностям и нормам морали.

В условиях информационного многообразия, нередко превращающегося в дезориентирующий хаос, все более отчетливо и убедительно должен звучать голос добра и истинных ценностей. Нарастанию глобальных проблем, угрожающих будущему нашей планеты, мы обязаны противопоставить бережное отношение к природе, нашему бесценному культурному наследию и, прежде всего, к жизни и здоровью человека. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна и нуждается в скорейшей решении.

Список использованной литературы

  1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика. - 2005 .- №2 .– С. 67-68

  2. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. – М., 2009.

  3. Метлик И.В. «Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе»// Воспитание школьников.-2012.-№2.-С.9-13.

  4. Надолинская И.В. «Ключевые понятия и теоретико-концептуальные основы духовно-нравственного развития и воспитания»// Педагогика. - 2012. - № 12. - С.1.

Просмотров работы: 1557