СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИК И ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АРГЕНТИНЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИК И ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АРГЕНТИНЫ

Чечулина М.Ю. 1
1ФГБОУ ВПО "РГЭУ (РИНХ)"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аргентина (Аргентинская республика) - страна с большой территорией и богатством природных ресурсов, имеющая множество общих черт с экономикой России. Исторически сложившиеся тесные внешнеэкономические связи между экономиками данных стран позволяют более детально сравнить ресурсы государств, экономическую среду, а также формы государственного устройства и соответственно систему финансов, концентрируя внимание на налоговой системе и распределении налогов по бюджетам, направлении расходов и источников доходов, их влияния на макроэкономические показатели. Данное сравнение двух стран позволит выявить положительные и отрицательные черты финансовых систем и подвести итоговые возможные рекомендации об обмене взаимным опытом построения и реформировании системы финансов каждой из стран, что и будет рассмотрено в данной работе.
  1. Исторические предпосылки и современный этап развития экономики

Когда Аргентина была колонией Испании в XVI–XVIII вв., ее территория была плохо развита, отсутствовала экономическая среда, а территориальное деление состояло из нескольких автономных и отсталых региональных экономических единиц.

В кон. XIX - нач. XX вв. стали преобладать внешнеэкономические связи, страна приобрела статус экспортно ориентированной в отношении сельского хозяйства, имея выход к морским путям. Развивалась промышленность, инфраструктура, что вело страну к процветанию. Расширились эмиграционные потоки. Аргентина стала составлять достойную конкуренцию развитым странам, хотя сильная интеграция в мировое хозяйство, стало предпосылкой для сильного влияния Великой депрессии на экономику страны и понижению всех экономических показателей. К тому же упали цены на зерновые, что заставило обратить взоры на промышленный сектор.

В последующие десятилетия успехи народного хозяйства чередовались с глубокими спадами экономики. Особенно это проявилось в 60-80-х гг., когда увеличились темпы инфляции (до 500% в год), безработица, народное негодование, большой внешний долг, исчерпывание золотовалютных резервов, спад производства, упадок сельского хозяйства - все это создало невероятный хаос и ввергло страну в кризис, создав почву для переворота власти. Мерой стабилизации конца 80-х годов стал ориентир на неолиберальные концепции по построению рыночной экономики.1

С начала 1990-х годов в стране началась активная приватизация и интеграция экономики в мировое финансово-экономическое сообщество. Параллельно происходило установление рыночных механизмов и привлечение иностранных инвестиций. Стране пришлось пережить дефолт в 2001 году с суммой государственного долга в 132 млрд. долл., который пришлось реструктуризировать в новые ценные бумаги. Это стало негативным сигналом для экономик развитых стран, что означало: стоит относиться с опасением к вложению капиталов на рынки развивающихся стран, так как на этом кризисе многие государства, банки и инвесторы потеряли часть своих вложений.2 Ничего не напоминает?

В России также в тот же период начала 90-х прошел процесс приватизации, становление рыночной экономики и дефолт 1998 года, который наложил отпечаток на российскую экономику на долгие годы.

В 2014 году прошло сообщение, что Аргентина объявила новый дефолт с долгом в 1,3 млрд. долл., спровоцированное понижением рейтинговым агентством S&P рейтинга по долговым обязательствам до «выборочного дефолта».3 Но правительство уверяет, что сообщение ложное. Да, существуют большие проблемы с государственным долгом по гособлигациям, курс песо сильно обвалился, но официально Аргентина не признает дефолта. Все дело в том, что правительство вовремя не расплатилось всего по одному виду долга, но не отказалось от своих обязательств. Проблема аргентинской экономики состоит в большой зависимости от сельского хозяйства, подобно зависимости российской экономики от нефтегазового сектора. К тому же в связи с падением курса песо пошла большая волна спекуляций местной валютой и долларом.4

Похожая ситуация наблюдается сейчас и в России, но связана она больше с политическим кризисом. Тем не менее, международные рейтинговые агентства постоянно понижают рейтинги РФ по гособлигациям, которые приносят доход намного больший в 7-11%, чем в развитых странах (в среднем 2%). Курс рубля по отношению к доллару упал больше, чем в 2 раза за год, в конце 2014 г. наблюдался также необычный всплеск спекуляций с валютами. Причиной всему стало падение цен на нефть и тут как раз-таки всплывает та самая проблема с малой диверсификацией экономики России, также как и в Аргентине.

Поговаривают также, что Аргентина может вступить в БРИКС (группу развивающихся стран из Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР) и создать конкуренцию по сферам влияния с Всемирным банком и МВФ, правила которым диктует США. К тому же Аргентина выступает с критикой по отношению к политике США и Великобритании, что делает ее ценным союзником и создает условия стратегического сотрудничества. Сотрудничество между Россией и Аргентиной должно проходить в обмене опытом по энергетике, планируется сотрудничество с «Газпромом» и «Росатомом». Интересы России кроются в размещение военной базы на территории Аргентины, а у нее в свою очередь должен появиться союзник в территориальном споре по Фолклендским островам с Великобританией и США.5

  1. Сравнение экономик стран и их макроэкономических показателей

Так как Аргентина богата отдельными природными ресурсами, то идет добыча полезных ископаемых, основная их часть расходуется на внутреннее потребление. Страна обеспечена ураном, что позволяет проводить научные разработки в направлении ядерной энергетики.

Хорошо развита обрабатывающая промышленность, черная металлургия и машиностроение.

Одна из ведущих отраслей - животноводство, позволяющая экспортировать говядину в разные страны, в том числе и в РФ. Сельское хозяйство так же не отстает: по сбору и экспорту пшеницы страна является одним из лидеров. В итоге сельское хозяйство и животноводство формируют половину доходов государства от экспорта.6

РФ же имеет львиную долю доходов бюджета примерно 60-70% от нефтегазового сектора, что не очень хорошо в условиях понижения мировых цен на нефть. Второй сектор экономики, наиболее развитый в нашей стране - банковский сектор. Добыча полезных ископаемых, горнодобывающая промышленность, развитая торговля, а также сельское хозяйство – основная сегментация российской экономики. Хорошо развиты ВПК и космическая отрасль. В целом экономики стран находятся примерно на одном уровне развития, только экономика Аргентина более нестабильная.

Темпы роста ВВП у Аргентины скачкообразные на протяжении XXI в.: до 2003 года они были отрицательными, в частности в 2002 опустились до (-16%), с 2003 по 2008 гг., темпы роста ВВП достигли невероятных высот и стабильно держались в среднем на 7-8%. В 2008-2009% гг. в связи с мировым экономическим кризисом вновь стали отрицательными, затем отыграли позицию и уже непосредственно во второй половине 2014 г. опять стали отрицательными. Это говорит о большой зависимости экономики Аргентины от мировых финансово-экономических циклов. Для сравнения в России с 2000 по 2008 гг. темпы годового роста ВВП были стабильно выше 4%, затем в кризис 2008-2009 гг. стали резко отрицательными и опустились до (-12%) и до сегодняшнего момента колеблются в районе 0,5-5% в течение 4 лет. Это говорит о том, что российская экономика имеет большую зависимость от внешних экономических явлений, но она более устойчивая.

Государственный долг к ВВП составляет 45,6% на 2014 г., не очень хороший показатель. В частности у России отношение долга к ВВП составляет 13,41%7. Это неплохой показатель, критическим считается значение в 25%. При этом в развитых экономиках значение переваливает за 100%, но зато заемные средства идут на развитие рынка, экономики и вливаются в нужные отрасли, но снижают степень зависимости стран. Хотя развитые страны позволяют себе не выплачивать долги, наращивая их, и при этом не объявлять дефолта.

В отношении основных макроэкономических показателей у РФ положение лучше.

  1. Федеративное устройство, бюджетные системы государств. Основные статьи доходов и расходов бюджетов

Аргентинская Республика как и Российская Федерация – федеративные государства, в которых государственные образования имеют свою самостоятельность по ряду вопросов. Так, в Аргентине есть 23 провинции и автономный столичный округ, в то время как в РФ 85 равноправных субъектов федерации, в т. ч. 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Провинции в Аргентине подразделятся на муниципальные округа и департаменты. Они находятся в ведении местных органов власти, имеющих ограниченные полномочия. Они могут осуществлять сбор местных налогов, проводить общественные работы и культурные мероприятия, а также осуществлять контроль над здравоохранением. Бюджеты делятся по территориальной структуре, большое внимание уделяется межбюджетным отношениям.

Конгресс Аргентины как законодательный орган власти имеет ряд полномочий в сфере финансов и бюджета. Он должен устанавливать прямые и косвенные налоги, утверждать ежегодный бюджет, таможенное и внешнеторговое законодательство, заниматься выделением средств на финансирование национальной администрации, которая связана с правительственной программой, предоставлять субсидии территориальным единицам (провинциям), осуществлять регулирование погашения внутреннего и внешнего госдолга.8

РФ делится на федеральный, региональный и местные уровни, в соответствии с ними формируется и бюджетная система.

В БК РФ, главе 3, статье 10 дается состав бюджетной системы РФ:

а) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

б) бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

в) местных бюджетов, в том числе: - бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; - бюджетов городских и сельских поселений.

Государственный бюджет Аргентины характеризуется превышением расходов над доходами, в среднем дефицит наблюдается в районе 3-6%, в 2014 году показатель дефицита бюджета составил 2%.

В России в 2005-2009 гг., 2012 г. был профицит бюджета в 2013-2014 гг. наблюдается бюджетный дефицит в районе 0,5%.9

Основные доходы бюджета в обоих государствах поступают от налогов.

Государственные расходы Аргентины идут на выплату заработных плат госслужащим, а также разного рода трансфертов населению. Значительную часть расходов составляет выплата процентов по внутренним и внешним долгам. А так как часто появляются кризисные явления в экономике, то денежные средства и резервы направляются на антикризисные меры и стабилизацию экономики.

Государственные расходы России направляются на ВПК, финансирование госпрограмм, выплату трансфертов населению и финансирование социальной сферы.

В случае кризиса чаще всего Аргентина прибегает к протекционистским мерам и ограничивает импорт зарубежных товаров в страну и уменьшает выплаты зарплат государственным служащим. Данные меры воспринимаются со стороны населения достаточно тяжело и вызывают протесты.

В России антикризисные меры связаны с урезанием бюджетов всех социальных сфер, повышением налоговых ставок, а также мерами денежно-кредитной политики. Антикризисные меры правительства РФ приводят к стабилизации экономической ситуации в среднесрочной перспективе.

  1. Налоговая система. Основные виды налогов и ставки

Генеральное налоговое управление (DGI) - орган, составляющий Федеральную администрацию государственных доходов (AFIP). В его обязанности входит взимание и сбор налогов, и обеспечение контроля над их оплатой.

Функциональные полномочия DGI состоят из сбора налогов, наложения штрафов, пеней и санкций, урегулирование задолженности в административных или судебных делах и др.

Орган старается упростить процедуры уплаты налогов хозяйствующими субъектами и гражданами и в свою очередь требует своевременности уплаты налогов от них.

Налогового кодекса в Аргентине нет, все сводится к отдельной системе законов. Исполнительные органы власти взимают налогов на прибыль, имущество, НДС на всей территории государства и чтобы избежать двойного налогообложения провинции заключают договоры с вышестоящими органами.

Налоговое управление осуществляется AFIP, которая состоит из: Генерального налогового управления, Генерального таможенного управления и Генерального управления по вопросам социального обеспечения. Главой AFIP служит федеральный администратор гос. доходов, он регулирует и интерпретирует налоговое законодательство и власть административного судьи. (Таблица 1)

Таблица 1 – Структура органов ФНС Аргентины10

Налоговая система состоит из таких налогов, как:

  1. Налог на прибыль – налоговая база равна доходам за вычетом расходов, облагаемая по ставке 35%. Его платят как резиденты так и нерезиденты. Физические лица также платят этот налог, но уже по прогрессивной ставке от 9% до 35%. Существуют некоторые категории субъектов, которые данным налогом не облагаются;

  2. Налог на личное имущество – облагается личное имущество граждан и нерезидентов, находящиеся на территории Аргентины, а также явившиеся объектом сделок или перешедшее на праве наследования. Облагается также по прогрессивной шкале от 0,5 до 1,25%;

  3. Налог на минимальную предполагаемую прибыль - определяется налог на основе совокупности активов, по имуществу физических и юридических лиц, которое приносит доход;

  4. НДС - косвенный налог, имеющий такое же функциональное значение, как и в других странах, ставка налога 21%;

  5. Акцизы – взимаются на всей территории Аргентины, ставки представлены в таблице 2.

Таблица 2 – ставки по подакцизным товарам Аргентины11

  1. Налог на жидкое топливо и на природный газ - облагается налогом на возмездной и безвозмездной основах передача продуктов отечественного или импортного происхождения по отдельным видам товаров.

В России основным налоговым органов является Федеральная налоговая служба, которая подведомствена Министерству финансов РФ, в свою очередь Федеральная налоговая служба является вышестоящим органом для территориальных налоговых органов.

Рис 1. - Схема взаимодействия налоговых органов РФ12

В систему налогообложения РФ входят 13 налогов, распределенных по уровням бюджетной системы РФ (Табл. 3)

Ставки налогов ниже, чем в Аргентине, налогов больше, но в основном используется пропорциональное налогообложение, за исключением транспортного налога. Система налогообложения наиболее упорядоченная и базируется на Налоговом кодексе.

У обеих стран постепенно увеличиваются налоговые поступления и поэтому можно сказать, что их налоговые системы эффективны, в том числе и налоговое регулирование, что обеспечивает нормальное поступление доходов в бюджеты.

Таблица 3 – налоги РФ13

К федеральным налогам и сборам относятся:

К региональным налогам относятся:

К местным налогам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц

Но сравнивая налоговую систему России и Аргентины, на взгляд автора, кажется, что Аргентина уступает в этом вопросе России. С другой стороны России следовало бы ввести прогрессивную систему налогообложения на доходы физических лиц, что могло бы увеличить поступления в бюджет, но с другой стороны может привести к укрывательству доходов. Это довольно долго обсуждаемый дискуссионный вопрос, который может решиться только методом «проб и ошибок».

  1. Финансовая система

Финансовая система любого государства представляет собой совокупность сфер и звеньев, в каждой из которых формируются и используются фонды денежных средств, которые играют определенную роль в процессе воспроизводства.

Сферы, которые формируются внутри финансовой системы, представляют собой: финансы субъектов хозяйствования, государственные и муниципальные финансы, страхование и финансовый рынок.

Финансовая система Аргентины состоит, соответственно, из государственного бюджета, объединенного единого внебюджетного фонда, платежи в который объединяют фонд социального страхования и пенсионный фонд, чтобы создать трудности для уклонения от налогов, финансы хозяйствующих субъектов, фонды страхования, а также банковский кредит. Негосударственные пенсионные фонды были приватизированы в 2008 году. В целом Аргентина имеет неплохую банковскую и страховую системы. Существуют банки с гос. участием, которые обслуживают государственный долг. Но определенные трудности Аргентина испытывает в кризисные моменты, когда страдают все сферы финансовой системы от жестких мер, которое принимает правительство.14

Финансовая система РФ состоит из:

1.Государственной бюджетной системы, включающей 3 уровня бюджета;

2. Специальные внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования и обязательного медицинского;

3. Государственный и банковский кредит, которые идут на развитие экономики;

4. Фонды имущественного и личного страхования;

5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.15

Финансовая система РФ сбалансирована, конечно, существуют свои проблемы, но она более стабильна, чем финансовая система Аргентины.

Вывод

Экономики и финансовые системы Аргентины и России схожи, но все же у России меньше проблем, чем у Аргентины по отношению к государственному долгу. Аргентине стоит пересмотреть систему государственных расходов и формирование бюджета. России стоит обратить внимание на совершенствование отдельных налоговых ставок, особенно в кризисные периоды. Страны должны продолжать экономическое сотрудничество. Россия может рассмотреть опыт Аргентины в плане того, как не следует проводить реформы. А Аргентине взять у России более упорядоченную систему бюджетного и налогового законодательства и стабилизировать финансово-экономическое положение в стране.

Список использованных источников

1) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17 июля 1998 года по состоянию на 01.09.2014 г. // Справочно-правовая система «Гарант»

2) Налоговый кодекс РФ от 16 июля 1998 года с дополнениями и изменениями по состоянию на 01.09.2014 г. // Справочно-правовая система «Гарант»

3) Аргентина [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.travellers.ru/city-rub-argentina-w-2

4) Аргентина может стать членом БРИКС [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/2014/07/13/6112225.shtml

5) Аргентина объявила дефолт [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.vz.ru/news/2014/7/31/698084.html

6) Аргентинский дефолт: последствия [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/business/newsid_1727000/1727205.stm

7) История развития хозяйства [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://forexaw.com/TERMs/State/South_America/l210_%D0%90%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_Argentina_%D1%8D%D1%82%D0%BE

8) Личные налоги: экономия. Всё о минимизации и возврате [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/natalya_yurevna_smirnova/lichniye_nalogi_yekonomiya_vsie_o_minimi/read_online.html?page=1

9) Макроэкономические показатели стран мира [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://ru.tradingeconomics.com/

10) Налоговые законодательство и управление [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.afip.gob.ar/ruso/institutional.asp#1

11) Странный дефолт Аргентины [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/2014/08/01/6154069.shtml

12) Финансовая система аргентины [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://tulpan.info/vsjakaja-vsjachina/finansovaja-sistema-argentiny.html

13) Финансы, финансовая система России. Финансовые институты [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.finteoria.ru/finross.html

1 История развития хозяйства [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://forexaw.com/TERMs/State/South_America/l210

2 Аргентинский дефолт: последствия [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/business/newsid_1727000/1727205.stm

3 Аргентина объявила дефолт [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.vz.ru/news/2014/7/31/698084.html

4 Странный дефолт Аргентины [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/2014/08/01/6154069.shtml

5 Аргентина может стать членом БРИКС [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/2014/07/13/6112225.shtml

6 Аргентина [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.travellers.ru/city-rub-argentina-w-2

7 Макроэкономические показатели стран мира [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://ru.tradingeconomics.com/

8 История развития хозяйства [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://forexaw.com/TERMs/State/South_America/l210_%D0%90%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_Argentina_%D1%8D%D1%82%D0%BE

9 Макроэкономические показатели стран мира [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://ru.tradingeconomics.com/

10 Составлено автором на основе: http://www.afip.gob.ar/institucional/autoridades/default_Ruso.asp

11 Налоговые законодательство и управление [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.afip.gob.ar/ruso/institutional.asp#1

12 Личные налоги: экономия. Всё о минимизации и возврате [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/natalya_yurevna_smirnova/lichniye_nalogi_yekonomiya_vsie_o_minimi/read_online.html?page=1

13 Налоговый кодекс РФ от 16 июля 1998 года с дополнениями и изменениями по состоянию на 01.09.2014 г. // Справочно-правовая система «Гарант»

14 Финансовая система аргентины [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://tulpan.info/vsjakaja-vsjachina/finansovaja-sistema-argentiny.html

15 ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ [Электронный ресурс]. - Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.finteoria.ru/finross.html

Просмотров работы: 4084