БАНКОВСКИЙ ФАКТОРИНГ: СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ СДЕЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

БАНКОВСКИЙ ФАКТОРИНГ: СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ СДЕЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ

Толмачёва Ю.С. 1
1Курский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе коммерческие банки в целях обеспечения высокой конкурентоспособности всё чаще включают в список своих продуктов нетрадиционные банковские услуги. Из них наиболее востребованной и быстро развивающейся в нашей стране является банковский факторинг, сущность которого будет рассмотрена ниже.

Факторинг как экономическая категория представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, при которой банк или специализированная факторинговая компания покупает денежные требования поставщика к покупателю за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и соответственно права получения платежа по ним. [5, С.10] Факторинг включает в себя инкассирование дебиторской задолженности клиента, его кредитование, а также гарантию от кредитных и валютных рисков. [4, С.170]

Сущность факторинговых операций отражена в главе 43 Гражданского кодекса РФ «Финансирование под уступку денежного требования». Согласно статье 824 главы 43 ГК РФ, По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. [2] На данный момент на уровне отечественного законодательства отсутствуют специализированные документы, осуществляющие регулирование данной операции.

Наиболее полно специфика факторинга и его функции отражены в положениях международной конвенции УНИДРУА «О международном факторинге», в соответствии с которой факторинг представляет собой соглашение, заключённое между поставщиком и финансовым посредником, по которому:

1. Поставщик может или уступает фактору дебиторскую задолженность, вытекающую из соглашения о продаже товаров, заключенного между поставщиком и его заказчиком (дебитором), иную, чем та, что вытекает из продажи товаров, приобретенных преимущественно для личных, семейных или домашних нужд.

2. Фактор выполняет, по крайней мере, две следующие функции:

- финансирование поставщика, включая займы и досрочные платежи;

- поддержание счетов (ведение бухгалтерской книги), относящихся к дебиторской задолженности;

- сбор дебиторской задолженности;

- защита от ошибки при погашении долга дебиторами:

3. Извещение об уступке дебиторской задолженности отдается дебиторам. [1]

Процесс факторинговой операции проходит в несколько этапов, которые схематично представлены на рисунке 1. Первоначально поставщик, выступающий в роли клиента банка или факторинговой организации, заключает с ней договор и передаёт право требования долга по поставке. Банк, в свою очередь, берёт на себя обязательство по взысканию с покупателей денежных средств за поставленный товар и предоставление своему клиенту (поставщику) 80-90% стоимости отгрузки сразу после отгрузки товара. Это позволяет фирмам сразу использовать полученные средства для финансирования своего оборотного капитала. Оставшиеся 10-20% являются резервными и депонируются на отдельном счёте на случай возможных претензий со стороны покупателя относительно качества отгруженной продукции. Данная сумма возмещается поставщику в момент поступления платежа от покупателя. [3, С.129]

Рисунок 1- Схема факторинговой операции

При этом за предоставление данной услуги банк взимает определённую комиссию, которая формируется из нескольких составляющих. Во-первых, 15-20% от суммы счёта-фактора (за рубежом – 1,5-3%) составляет непосредственно сама факторинговая комиссия. Её размер может варьироваться в зависимости от величины суммы долга, степени риска, а также от объёма посреднических работ. Кроме того, со дня выдачи аванса и до дня погашения задолженности банк начисляет процент с ежедневного остатка выплаченного клиенту аванса против инкассовых счетов. Величина процента, как правило, на 1,5-2,5% превышает размер ставок на денежном рынке краткосрочных кредитов либо на 1-2% превышает учётную ставку, устанавливаемую ЦБ РФ. [5, С.130]

Из-за схожести операций возможны трудности в разграничении понятий факторинга, форфейтинга и непосредственно банковского кредита. Так, сходство между факторингом, в особенности- экспортным, и форфейтингом, при котором продавец продает дебиторскую задолженность покупателей целиком и без оговорки о своей ответственности в случае неплатежа, заключается в том, что в обоих случаях происходит трансформация кредита, предоставляемого в товарной форме, из коммерческого в банковский кредит, а также в наличии третьего лица- посредника в операциях, уменьшении непроизводственных обязанностей поставщика. Обе операции способствуют уменьшению рисков поставщика, но при этом обладают довольно высокой стоимостью. [8, C.186]

Несмотря на указанные выше сходства, в проведении факторинга и форфейтинга есть значительные различия. Во-первых, разные сроки предоставления средств. Факторинг предполагает краткосрочное кредитование (90-180 дней), что играет огромную роль в использовании средств, поскольку не даёт возможности решать задачи реконструкции и переоснащения производства, инвестиций, технологических разработок, обслуживания кредитов и т.д. Форфейтинг же рассчитан на среднесрочное (от 6 месяцев до 5-8 лет) и долгосрочное (до 11 лет) кредитование. Во-вторых, существует разница в распределении рисков: в первом случае посредник берёт на себя лишь часть рисков, а во втором – все риски неуплаты переходят к форфейтеру. При этом в первом случае должник в праве предъявлять требования к поставщику и посреднику, например, банку, а во втором случае поставщик ответственности по обязательствам уже не несёт. Различен и непосредственно сам характер проводимой операции, поскольку факторинг используется при наличии отношений продавца и покупателя на постоянной основе с комплексным обслуживанием, а форфейтинг, как правило, применяется однократно. Наконец, последней особенностью является наличие вторичного рынка для перепродажи обязательств, который, в отличие от форфейтинга, при факторинговых операциях отсутствует. [8, С.189]

Факторинг также следует отличать от такого традиционного банковского продукта как кредитование. Основные критерии приведены в таблице 1. [7, C.123]

Таблица 1- Сравнение факторинга и банковского кредита

Критерии

Факторинг

Кредит

Субъекты отношений

Поставщик, покупатель, банк (либо факторинговая компания)

Банк и клиент

Сроки финансирования

Краткосрочное кредитование (90-180 дней)

Фиксированные

Сроки погашения

День фактической оплаты покупателем поставки

Обусловленный договором день

Сроки выплаты

День поставки продукции

Обусловленный договором день

Сроки обслуживания

Бессрочно

Погашение кредита не гарантирует впоследствии получение нового

Способ погашения

Из средств, поступающих от покупателя

Средства возвращаются заёмщиком

Наличие обеспечения

Не требуется. Важна репутация клиента относительно работы с его дебиторами.

Залоговое обеспечение. Предусматривает обороты по расчётному счёту, сопоставимые с величиной займа.

Размер финансирования

Не ограничен. Возможно увеличение по мере роста поставщика.

Обусловлен договором.

Стоимость услуги

В зависимости от размера переданной задолженности.

Процентная ставка по кредиту.

Документация

Предоставление накладной и счёта-фактуры.

Необходим большой перечень документов.

Сопровождение

Информационное, бухгалтерское, консультационное, юридическое и иное обслуживание, управление дебиторской задолженностью.

Обязателен переход заёмщик на РКО банка.

Факторинг обладает рядом преимуществ. В частности, данная услуга позволяет предприятиям, с одной стороны, проводить продажу с отсрочкой платежа, а с другой стороны, получить немедленную оплату и на этой основе ускорить движение капитала, а также заниматься текущей производственной деятельностью, не отвлекаясь на необходимость контролировать процесс погашения задолженности. При факторинге поставщик заранее знает, когда деньги будут переведены на его счёт, в отличие от сделок с простой отсрочкой платежа, когда точные сроки перечисления средств покупателем неизвестны. Удобством при реализации товара на постоянной основе для поставщика будет и то, что финансирование будет длиться столько же, сколько поставщик будет поставлять свою продукцию, и будет автоматически увеличиваться по мере увеличения объёмов продаж. Кроме того, при факторинговых операциях значительно сокращается риск неплатежей. [4, C.171]

Ещё одним преимуществом можно считать отсутствие обеспечения и оформления большого количества документов, что делает факторинг более привлекательным, чем традиционный кредит, и более доступным для высокорисковых предприятий. А получение банковского финансирования в качестве факторинга не отражается на объёме кредиторской задолженности клиента, что даёт возможность предприятиям брать дополнительное финансирование, например, в виде кредитной линии или овердрафта. [6, С.66]

На национальном уровне факторинг наиболее выгоден участникам международных хозяйственных отношений, поскольку позволяет местным экспортёрам и импортёрам предлагать конкурентные условия оплаты (т.е. отсрочку) при внешнеторговых сделках с иностранными контрагентами, что способствует развитию международной торговли. Кроме того, это один из немногих на сегодняшний день банковских продуктов, которые направлены на развитие реального сектора экономики. [4, C.172] Таким образом, факторинг способствует развитию экономики, как на микро, так и на макроуровне.

Особую роль факторинг играет в банковской деятельности. Он относится к забалансовым или нетрадиционным банковским операциям. Включение факторинга в перечень предоставляемых услуг позволяет банку увеличить свою клиентскую базу, увеличить пассивы за счёт платежей дебиторов, а также предложить корпоративным клиентам, обращающимся в банк именно с целью получения услуги факторинга, ряд других банковских услуг. Преимуществом факторинга выступает и его наиболее высокая доходность по сравнению со многими традиционными кредитными продуктами банка. Из-за комплексности этой услуги добавленная её добавленная стоимость выше, чем стоимость кредита. Ещё одним преимуществом является высокая лояльность клиентов, поскольку переход от одного фактора к другому сопровождается большими временными и финансовыми затратами в связи с изменением ведения документооборота и различных бизнес-процессов. [7, C.126]

В условиях российской действительности применение факторинга в качестве банковской услуги может быть затруднено. Причинами выступают чрезмерно высокая для клиентов стоимость услуги, а также проблема интегрирования системы взаиморасчётов в основную банковскую программу. Поскольку одной из главных задач при осуществлении факторинга является предотвращение нарушения исполнения дебиторами платёжных обязательств, банки и факторинговые компании, не уделяющие внимание этому аспекту, в периоды экономического спада могут столкнуться со значительными трудностями, как, например, МФК «Траст», факторинговый бизнес которой был выкуплен и реабилитирован Банком ВТБ. По этим причинам данный продукт характерен в основном для банков «верхнего эшелона», занимающих лидирующие позиции. Так, согласно данным Ассоциации факторинговых компаний, на данный момент наибольшие доли в обороте рынка занимают ВТБ Факторинг (21,2%), Промсвязьбанк (20,8%), Альфа-банк (10%), Банк «Петрокоммерц» (6%), РБ Факторинг (4%). Для остальных же банков и организаций образуются барьеры при вхождении в данную отрасль. [9]

Несмотря на данные факторы, тормозящие развитие банковского факторинга, в настоящее время отечественный рынок факторинга развивается высокими темпами, опережающими соответствующие показатели банковского кредитования, хотя в 2015 году и ожидается уменьшение этих темпов. Согласно полученным данным и оценкам АФК, оборот российского факторинга составил 2 057 млрд. рублей (2,1 трлн. руб.), что на 8% выше, чем в 2013 году. [9] Предполагается, что по мере дальнейшего развития рынка, факторинг будет составной частью линейки банковских продуктов большинства российских банков.

Список использованных источников

1. Конвенция УНИДРУА «О международном факторинге».//Режим доступа: http: sta-logistic.ru, свободный.

2. Гражданский кодекс РФ.//СПС Консультант-Плюс.

3. Зайцева В.А. Понятие услуги «Факторинг» // Белгородский экономический вестник.- 2013.-№1(69).- С.127-131.

4. Емельянов В.Ю. Факторинг и факторинговые отношения в финансовой системе // Вестник СамГУ.- 2014.- №6(117).- С.166-173.

5. Липаева Е.В. Факторинг и другие формы финансирования бизнеса. // Наука- RASTUDENT.RU.- 2014.- №5.- С.10.

6. Житова Л.Д. Факторинг как перспективный финансовый инструмент рыночной экономики // Вестник международного Института управления.- 2013.- №5-6(123-124).- С.65-70.

7. Воробьёв В.П., Блинова А.О. Факторинг как инновационный инструмент повышения эффективности бизнеса коммерческого банка. // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки.- 2014.- №4(199).- С.120-126.

8. Эзрос Ю.С. Факторинг в России: эволюция и конкуренция с традиционными банковскими продуктами. // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки.- 2013.- №2-1.- С.180-190.

9. Сайт Ассоциации факторинговых компаний.//Режим доступа: http:asfact.ru, свободный.

 

7

 

Просмотров работы: 3909