ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образовательная политика в современных условиях развития современного российского общества претерпевает существенные изменения, которые связаны с фундаментальными социально-экономическими трансформациями. В сущности, сфера дополнительного профессионального образования постепенно институционально оформляется, трансформируется в системный компонент российского образования, выполняющий важнейшие социальные функции. Деятельность института дополнительного профессионального образования направлена на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, способствуя развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня. В рамках этой сферы решаются проблемы, связанные с повышением квалификации за счет приращения новых знаний, а также социальной адаптации к новым потребностям развития рынка труда [1].

Социокультурное значение дополнительного образования на современном этапе обусловливается тем, что эта сфера дает возможность индивиду самоопределяться в ситуации неопределенности, вырабатывать способность адаптации к социально-экономическим социальным переменам, предоставляет необходимый социальный ресурс в процессе вхождения специалиста в меняющиеся условия. Возрастающая роль дополнительного профессионального образования связана с конкуренцией и требованиями меняющихся условий, что диктует необходимость постоянного повышения квалификации, профессиональной компетентности, непрерывного развития и совершенствования. Сегодня дополнительное профессиональное образование является наиболее интенсивно развивающейся структурой. Оно предоставляет процесс взаимодействия основного и дополнительного образования. Получение дополнительного образования становится необходимостью по все более многочисленным причинам, таким как профессиональная квалификация, разносторонняя деятельность.

Сегодня высшее образование самостоятельно не способно обеспечить полноценную современную подготовку специалистов. Поэтому желаемого эффекта возможно достичь только вместе с системой ДПО. Формирование наиболее благоприятных условий для развития сферы дополнительного профессионального образования зависит от участия государства в данном процессе и построения оптимальной информационной среды. Для развития образовательной среды современного российского общества необходима модернизация относительно понимания роли дополнительного профессионального образования не только как, узко специализированного образования после базового высшего, но и как доводящего до целостности профессиональных знаний, умений и навыков на любом этапе получения образования.

Главной задачей дополнительного профессионального образования является непрерывное повышение квалификации специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов. Дополнительное профессиональное образование - это программы краткосрочной подготовки, направленные на освоение специалистом новых сфер деятельности, и дающие возможность смены сферы деятельности. Особенностью дополнительного образования является формирование компетенций людей, способностей применять свои знания в условиях перемен в обществе, развитие умений и навыков самообразования и саморазвития.

Дополнительное профессиональное образование имеет ряд преимуществ по сравнению со вторым высшим образованием:

  • содержательность;

  • экономия временного ресурса;

  • доступность;

  • возможность ведения профессиональной деятельности в новой сфере;

  • максимальная приспособленность к потребностям обучающихся.

Уникальной особенностью дополнительного профессионального высшего образования является способность моделировать и конструировать обучающие курсы из программ профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации, краткосрочных семинаров, тренингов, мастер-классов, достигая, таким образом, максимальной специализации и наиболее полного соответствия желаниям потребителя. Несмотря на многочисленные плюсы дополнительного образования, его престижность уступает высшему образованию. Одна из причин – это плохая информированность общества, отсутствие фокуса на преимуществах дополнительного образования, получаемых привилегиях и возможностях. В том числе недостаточно информации об учреждениях, оказывающих услуги дополнительного профессионального образования, характеристике спектра образовательных возможностей.

Система дополнительного образования требуют постоянного обновления, поиска понимания меняющихся смыслов, осознания необходимости постоянного совершенствование профессиональных умений и навыков. Организация дополнительного образования предполагает учет увеличивающегося многообразия различных программ подготовки специалистов. Важная задача системы дополнительного профессионального образования – обеспечить учащихся необходимыми знаниями для активной жизни в развивающемся обществе. Для этого необходима подготовка специалистов, учитывающая различные формы обучения, уровни, профили и направления.

Система повышения квалификации, как и система современного образования в целом находится в состоянии кризиса. Трудности, переживаемые системой повышения квалификации, объясняются отсутствием готовых знаний как ответов на вопросы, с которыми слушатели приходят на учебу. Специфика сложившейся образовательной ситуации определяется тем, что потребность в знании у слушателей рождается прежде, чем возникло потребное знание или, иначе, в системе образования возникает потребность в знаниях, которых пока нет. Наука, как источник этих знаний теряет свой статус, ее ответы часто смутны, неопределенны, противоречивы. Это объясняется особым положением системы дополнительного профессионального образования по отношению к остальным звеньям системы образования, она непосредственно связана с жизнью, практическими задачами тех или иных сфер общественного производства. Именно непосредственность связи с жизнью определяет конкретность, остроту и динамику образовательных потребностей, с которыми приходят слушатели на учебу. Вот тут-то и обнаруживается, что готовых ответов на их вопросы нет, что знания, излагаемые преподавателем - представителем науки, абстрактны. Они не всегда вписываются в контекст той действительности, которую представляют слушатели, именно в силу конкретности и динамичности этого контекста.

Необычность ситуации становится яснее, если учесть, что в традиционной системе образования дело обстоит прямо противоположным образом: имеется громада накопленных человечеством знаний и требуется разбудить в учащемся познавательный интерес, чтобы он мог освоить эти знания или хотя бы их часть и тем самым получить образование, стать образованным человеком. Особенность современной системы дополнительного профессионального образования связана с тем, что основной проблемой образования становится не столько усвоение огромного и постоянно увеличивающегося объема знаний или хотя бы ориентация в потоке все возрастающей информации, сколько проблема прямо противоположная - получение, создание, производство знания, которого нет, но потребность в котором назрела. Для решения этой проблемы необходимо отказаться от убеждения, которое лежит в основе традиционного образования, что вся система образования, как и часть ее - система повышения квалификации - представляют собой лишь способ или средство передачи или распространения полученных извне новых знаний среди потребителей этих знаний.

Это убеждение заложено в самом определении понятия образования. "Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний", следовательно, образование - процесс и результат усвоения готовых знаний. Выработкой новых знаний занимается наука, научная практика, а образование - их усвоением. Наука - способ производства знания, образование - способ потребления знаний. Это понимание образования оставлено нам эпохой Просвещения. Оно фиксирует определенные отношения между наукой и образованием. В настоящее время это отношение начинает меняться - свидетельством тому - дефицит готовых научных знаний в системах повышения квалификации. И это не просто временно сложившееся положение, - это устойчивая тенденция, которая в дальнейшем будет укрепляться и способствовать углублению кризиса образования, если не принять меры и не изменить традиционное отношение между наукой и образованием. Такого рода мерой может быть передача функции получения, производства нового знания от науки - образованию, разумеется, в определенном объеме, и тем самым - изменение функции преподавания лишь как передачи готовых знаний от учителя к учащемуся.

Главное, что их решение требует от работника самостоятельной поисковой познавательной активности, приобретения опыта непосредственно на рабочем месте, в момент, во время выполнения рабочего задания. И чем быстрее будут удовлетворяться возникающие в процессе работы образовательные потребности, тем интенсивнее будет трудовой процесс. Эти потребности могут быть удовлетворены простым обращением к более знающему или информированному человеку, но он выполняет роль иную, чем учитель, преподаватель, - это скорее роль консультанта, и поиск нужной информации и нужного решения большей частью ведется самостоятельно. Для того чтобы поиск был успешным, необходима организация информационно-образовательной среды непосредственно на рабочем месте. Из социального института, готовящего человека к жизни, образование превращается в институт, участвующий в самой жизни, более того, самая жизнедеятельность людей принимает черты образовательного процесса, продолжающегося в течение всей жизни. Но для этого потребовались иные технологии обучения, чем те, что существовали раньше.

В современных условиях быстрой смены технологий и методов труда потребовалась организация обучения персонала в связи с выполняемой работой, непосредственно на рабочем месте, в процессе профессиональной деятельности; обучение стало условием успешной деятельности работников.И речь идет не о периодических курсах повышения квалификации на базе организации, проводимых с помощью преподавателей вузов или компетентных специалистов, а о постоянно, непрерывно действующем информационном обеспечении деятельности сотрудников на основе новых информационных образовательных технологий. Изменения образовательных потребностей населения способствовали преобразованиям образовательного процесса. Основными особенностями его являются:

- главный упор делается на самостоятельную работу учащихся;

- основной проблемой становится проблема качества обучения;

- задачи обучения связаны с жизненными проблемами учащихся;

- обостряются проблемы сочетания учебы с практической деятельностью;

- усиливается индивидуализация обучения.

Отношения обучающегося и обучающего приобретают особый характер. Индивидуализация, личностная ориентация учебного процесса меняют роль преподавателя. Превращение преподавателя в ключевую фигуру учебного процесса в системе дополнительного образования следует признать психолого-педагогическим условием решения проблемы качества в новой форме образования.

Следует отметить следующие особенности слушателей системы дополнительного профессионального образования.

1. Сильная внутренняя мотивация и желание учиться, которые присутствуют изначально. Их нельзя навязать (привнести извне), по можно усилить и развить, если стимулировать дополнительно.

2. Сознательная постановка целей и задач, осознание мотивов обучения. Слушатели ясно понимают цели и необходимость получения дополнительного образования. Они готовы объективно оценивать пробелы в своих знаниях и навыках, выявлять свои слабые стороны и стремиться к их преодолению.

3. Прагматическая ориентация на текущую или ближайшую перспективу. Потребители образовательных услуг не проявляют особого интереса к получению знаний вообще или на всякий случай, про запас. Слушателям необходимо предлагать то, в чем они нуждаются и чему хотят научиться.

4. Реалистичность обучения. Образование должно строиться на реальных проблемах Передача практических навыков и опыта решения проблем в процессе обучения может осуществляться с использованием метода конкретных ситуаций.

5. Обучение в процессе действия. Слушатели высоко ценят возможность самостоятельных практических действий в процессе обучения. Они хотят освоить практические методы.

Нетрудно заметить, что эти характеристики учащихся предполагают совершенно иные требования к получаемым знаниям и информации, а также организации обучения. Дело не только в том, что обучающиеся не могут уделять много времени обучению, но и в том, что оценку качества образования и критерии такой оценки задает сам обучающийся. Определение основных параметров дополнительного профессионального образования связано с установлением соответствия характеристик учебного процесса тем требованиям, которые предъявляют сами обучающиеся.

Преподаватель в дополнительном обучении персонально несет ответственность за каждого обучающегося. Как это не похоже на массовое образование, когда преподаватель зачастую не помнит лиц своих учащихся, пришедших на зачет или экзамен! Здесь, напротив, преподаватель должен вникнуть в жизненные проблемы учащихся, суметь найти их решение или подход к их решению, получить необходимую информацию, с помощью которой решение будет найдено. Это обусловлено тем, что обучающийся приходит учиться с собственной проблемой, которая его заботит, он ждет помощи от педагога и надеется с его помощью или вопреки ей найти ее решение, а преподаватель должен помочь найти ее решение.

В связи с последним утверждением, следует признать обратить внимание на установление иных отношений между преподавателем и учащимися. Между ними возможны не только отношения взаимного обмена информацией, но и возможны отношения несогласия, возражения, спора, противоречия, вызванные поиском решения. И это не отклонение от нормы, но сама норма отношений. Такое возможно, потому что обучающийся уже достаточно образован, он обладает жизненным опытом, некоторыми знаниями в определенной области и нуждается в их пополнении. Преподаватель, как и обучающийся, чаще всего не обладает истиной, готовыми знаниями, они должны их найти, если они существуют, или убедиться в их отсутствии.

Преподаватель все больше становится организатором учебного процесса, имеющего целью получение нового знания, не известного самому преподавателю; функция систематического изложения учебного предмета во все большей степени сменяется консультированием по определенному вопросу. Речь идет о том, что в последнее время в большинстве профессий характер труда начинает меняться: в структуре деятельности работника все в большей степени проявляются элементы, связанные с решением проблемных задач, которым он не обучался в процессе подготовки, но решать их он вынужден в ходе профессиональной деятельности. Эти задачи могут носить творческий характер, но могут быть вызваны нехваткой времени или квалификации. Это связано не только с распространением творческих профессий, но и с ускорением динамики профессиональных изменений в результате социально-экономических и технологических изменений.

Таким образом, дополнительное образование существенно отличается от традиционного обучения (имеется в виду школа не только начальная, но и высшая). И это различие существенно в той мере, в какой названные параметры соблюдаются. Оно определяется новыми отношениями субъектов образовательного процесса, иной мотивацией, и утверждением информации, наряду со знанием, в качестве основного элемента учебного процесса. Мотивация в дополнительном профессиональном образовании существенно отличается от мотивации в конечном образовании. В конечном образовании дело обстоит так: имеется громада накопленных знаний, и требуется стимулировать, разбудить в учащемся познавательный интерес, чтобы он смог освоить эти знания или их часть, и тем самым получить образование. Иное дело в дополнительном образовании- мотивация имеется изначально, она является условием обучения, и обучение продолжается, пока существует мотивация. Обучающийся приходит за знаниями, потому что надеется с их помощью решить собственные проблемы; как только он видит, что получаемые знания не годятся, обучение прерывается.

Исследования социологов свидетельствуют, что у взрослого человека иная мотивация к учебе, в отличие учащихся среднего высшего образования. «Кроме четко сознаваемой установки на приобретение знаний и навыков, которые востребованы в реальной жизни, здесь и сейчас, взрослые испытывают потребность в поиске новых смыслов уже накопленного опыта».Ведущими мотивами получения дополнительного профессионального образования для респондентов является возможность получить новые знания (73,1 % опрошенных). Вторым по значимости мотивом является возможность углубления уже имеющихся знаний в профессиональной области (52,9 %). Только треть респондентов отметили, что наиболее ценным в получении дополнительного профессионального образования является необходимость повышения своей конкурентоспособности [2].

Главными стимулами для дополнительного образования служат потребности в новых знаниях (63 %), собственный интерес (14 %), стремление найти более высокооплачиваемую работу (10 %), желание найти интересную работу (7 %). Отвечая на вопрос: «Каких знаний, Вам более всего сегодня не хватает?», (27 %) обучавшихся взрослых указали на отсутствие «правовых знаний», (33 %) - «владение компьютером», (19 %) - «владения иностранными языками». Большинство респондентов (88,3 %) считают, что их работа требует постоянного повышения квалификации. При этом самообразованием в своей профессиональной области занимаются (69,5 %) респондентов. Результаты анализа позволяют утверждать, что ведущим мотивом является именно интерес к той области знаний, в рамках которой слушатели проходят обучение [2].

Подводя итог, можно отметить, что развитие системы дополнительного профессионального образования направлено на решение следующих задач: организация формирования реального спроса на образовательные услуги системы дополнительного профессионального образования; реализация целенаправленных мер по развитию мотивации в профессиональном развитии и совершенствовании квалификации специалистов; создание центров для подготовки преподавательских кадров и их регулярное обучение; создание и адаптация информационной, технической и учебно-методической базы для системы дополнительного профессионального образования, позволяющей оперативно конструировать образовательные программы, обеспечивать качество обучения, соответствующее ожиданиям заказчиков и требованиям государственных образовательных стандартов. Приоритетным направлением деятельности является совершенствование нормативно-правовой базы, гарантирующей получение образовательных услуг высокого качества, совершенствование существующих образовательных стандартов. В системе дополнительного профессионального образования все более востребованным становится личностно-ориентированное обучение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мосичева, И. А. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения / И. А. Мосичева, В. П. Шестак, В. Н. Гуров. - Ставрополь: изд-во СГУ, 2007. - 322 с.

2. Луобикене, И. Мотивы обучения взрослых / И. Луобикене, Э. Буткявичуне // Социологические исследования. - 2006. - № 5. - С. 140-143.

Просмотров работы: 4912