ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Категория «педагогическая система» и её модификации («воспитательная система», «образовательно-воспитательная система», «система образования») – одна из основных в понятийном аппарате педагогики.

В научной литературе даются различные определения педагогической системы. Выделим наиболее точное, на наш взгляд, определение этого понятия. Педагогическая система – это всякое объединение людей, в котором ставятся педагогические цели и решаются педагогические задачи, является педагогической системой [1].

Авторы раскрывают и дополняют данное определение, поясняя, что педагогическая система – это такое объединение людей, в котором их деятельность (познавательная, учебная, трудовая, нравственная, общественно-политическая, художественно-эстетическая, природо-охранительная, игровая, свободного общения и др.) является источником педагогических целей и средством их достижения одновременно.

Элементами содержания педагогической системы являются: цель системы; управляющая подсистема (в частности, педагог); управляемая подсистема (в частности, воспитуемый); взаимодействия и взаимоотношения этих подсистем; содержание деятельности системы; средства, обеспечивающие работу системы; организационная форма системы; методы работы системы; продукты работы системы [2].

Модель педагогической системы, обеспечивающей формирование высокого уровня воинской дисциплины курсантов военно-инженерного вуза, включает определенные элементы.

Цели педагогической системы: обеспечить формирование у курсантов необходимых для профессиональной деятельности дисциплинированности, сознательного выполнения требований общевоинских уставов в повседневной деятельности.

Задачи педагогической системы: сформировать чувство долга, чести, гордости за службу в ВС РФ, профессию офицера, готовность беспрекословно выполнять приказы; развить у курсантов стремление к преодолению трудностей, повышению профессионального и педагогического мастерства, личной примерности в выполнении служебных обязанностей.

Документы, определяющие содержание, организацию педагогического процесса в военном вузе, сущность и содержание воинской дисциплины:

- Конституция Российской Федерации;

- федеральные законы: «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О военной службе и воинской обязанности»;

- положение «О порядке прохождения военной службы»;

- уставы ВС РФ;

- приказы и директивы Министра обороны РФ, Начальника ГШ ВС РФ, Начальника ГУ по работе с личным составом ВС РФ и др.;

- приказы командиров (начальников);

- квалификационные требования к выпускнику;

- учебные планы и программы;

- план воспитательной работы военного вуза;

- текущее планирование учебного и воспитательного процесса;

- комплексный план формирования командно-методических навыков и навыков воспитательной работы;

- система обязанностей должностных лиц.

Методы воспитания высокой воинской дисциплины:

1. Методы изучения объектов и субъектов воспитания:

- целенаправленное наблюдение за курсантами;

- изучение личности по документам;

- биографический метод;

- анализ практической деятельности курсантов;

- изучение и анализ независимых характеристик;

- тестирование;

- письменные и устные опросы;

- индивидуальные (групповые) беседы и др.

2. Методы воспитательных воздействий и взаимодействий:

- убеждение;

- пример;

- упражнение;

- включение курсантов в различные виды деятельности;

- поощрение;

- критика и самокритика;

- принуждение и др.

3. Методы профилактики и перевоспитания личного состава:

- переучивание;

- переубеждение;

- «разрыв нежелательных контактов»;

- критика и самокритика;

- самоисправление и др.

Виды деятельности, направленные на формирование высокой воинской дисциплины:

1. В ходе учебных занятий:

- организация и оценка воспитательного воздействия каждого занятия, в ходе контроля;

- приучение к воинскому порядку, к правильному поведению на занятиях, к культуре взаимоотношений и общения с командирами и товарищами;

- решение ситуационных задач в ходе занятия, «деловые (ролевые) игры» и др.;

- выполнение рефератов, курсовых работ;

- обучение формам самостоятельной работы;

- проведение занятий курсантами в подразделениях обеспечения;

- проведение курсантом фрагментов занятий в роли руководителя и др.

2. Во внеучебное время:

- участие в работе общественных институтов;

- проведение воспитательных и спортивных мероприятий;

- проведение воспитательных мероприятий, физической зарядки курсантами старших курсов на младших курсах;

- проведение с курсантами воспитательных мероприятий в вечернее время, в выходные дни в подразделениях вуза;

- стажировка курсантов в должности младших командиров в своей роте, на младших курсах в должности ЗКВ и командира взвода.

3. Обеспечиваемые военно-профессиональной средой:

- строгое выполнение распорядка дня;

- добросовестное несение службы в наряде;

- поддержание внутреннего порядка;

- соблюдение формы одежды;

- соблюдение личной гигиены;

- правила культуры общения и взаимоотношений;

- культура организации досуга, поведения в общественных местах, транспорте;

- культура поведения с девушкой:

- побуждение к саморазвитию.

4. Направленные на обеспечение условий для саморазвития:

- формирование у курсантов потребности в изучении ОВУ ВС РФ;

- оказание помощи в выборе цели практического выполнения ОВУ ВС РФ и способов ее реализации;

- организация состязательности среди курсантов;

- воздействие примером, формирование потребности к подражанию;

- проведение индивидуальных бесед.

Формы работы, направленные на воспитание высокой воинской дисциплины и профилактику проступков личного состава:

- учебные занятия;

- выполнение обязанностей военной службы;

- правовое и другие виды информирования;

- инструкторско-методические занятия, сборы;

- занятия по методике воспитательной работы;

- просмотр, создание видеофильмов по ОВУ ВС РФ, по вопросам их практического выполнения в повседневной деятельности;

- лекции, беседы, вечера вопросов и ответов;

- собрания и совещания с различными категориями личного состава;

- пропаганда передового опыта;

- научно-практические конференции;

- тематические вечера, диспуты, викторины, конкурсы, «круглые столы»;

- подведение итогов и постановка задач;

- встречи с ветеранами войны, Вооруженных Сил и труда;

- праздник песни и строя, исполнение песен в составе вуза, подразделений;

- пропаганда уставов в наглядном оформлении;

- анализ участия руководящего состава, преподавателей в проведении воспитательных мероприятий в подразделениях;

- инструкторско-методические занятия, семинары, показные занятия с постоянным и переменным составом вуза;

- заседание общественных институтов, аттестационной комиссии, комиссии по безопасности военной службы;

- индивидуально-воспитательная работа и динамическое наблюдение за переменным составом;

- индивидуальные беседы с работниками военной юстиции;

- психологическое сопровождение караульной и внутренней службы;

- переписка с родителями, использование писем, записей обращений родителей (видео, аудио), организация встреч с родителями, показ быта курсантов;

- вовлечение нарушителей в общественную работу;

- психологическое исследование и анкетирование;

- социологические опросы, анонимные тестирования, сбор информации;

- посещение госпиталя, поликлиники, медицинский осмотр;

- плановые и внезапные проверки занятий, выполнения должностных обязанностей, несения службы и др.;

- анализ дисциплинарной практики и участие в ней должностных лиц;

- устные журналы, лектории, читательские конференции и их обсуждение;

- выпуск радиожурнала, радиогазеты;

- киновечера, кинолекции;

- смотры-конкурсы художественной самодеятельности, авторской песни, КВНы;

- библиографические обзоры книг, журналов, публикаций, газет;

- лектории, экскурсии и походы;

- вечера-чествования, вечера отдыха, офицерские балы;

- литературно-художественные и литературно-музыкальные вечера, поэтические вечера;

- лекции-концерты, вечера-портреты;

- вечера молодой семьи, встречи с семьями офицеров старшего поколения;

- демонстрация художественных и документальных фильмов, их обсуждение;

- посещение театра, музея, концертных залов, стадионов.

- стенная печать;

- торжественные собрания, выпуск молодых лейтенантов, день принятия военной присяги;

- работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности;

- день открытых дверей, уроки мужества в школах, дни призывника;

- спортивные праздники, соревнования, олимпиады;

- реклама службы в армии, учебы в вузе.

Воспитательные средства:

- различные виды воинской деятельности в подразделении;

- моральное и материальное стимулирование;

- информационные средства;

- военно-профессиональная среда и др.

Контроль, анализ и оценка результатов производится на основе анализа:

- служебной деятельности курсантов вуза;

- знания требований ОВУ ВС РФ, должностных обязанностей;

- примерности постоянного и переменного составов вуза;

- состояния правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики;

- выполнения всех мероприятий Комплексного плана формирования командно-методических навыков (КМН) и навыков воспитательной работы (НВР) у курсантов в вузе;

- эффективности воспитательной работы, ее практической направленности на конкретного человека;

- отзывов из войск;

- учебных занятий.

Контроль осуществляется:

- в ходе плановых и внезапных проверок кафедр, подразделений;

- индивидуальной работы, социологических и анонимных вопросов;

- при проверках текущей успеваемости, практических видов учебных занятий, зачетов и экзаменов;

- при подведения итогов и определении задач постоянному и переменному составам вуза.

Критерии оценки (формируемые убеждения, навыки и умения, и др. показатели отражающие высокий уровень воинской дисциплины курсантов):

- индивидуальная и коллективная дисциплинированность;

- знание должностных обязанностей, умение их применять в повседневной деятельности и личная примерность в их выполнении;

- развитое чувство ответственности, самостоятельность, аккуратность и добросовестность;

- взаимопонимание в коллективе, доброжелательность и готовность помочь друг другу;

- войсковое товарищество и сплоченные воинские коллективы;

- умение применять обязанности перед построением и в строю на практике;

- отличная строевая выправка, соблюдение дисциплины строя, любовь к форме одежды, строю.

Пути совершенствования педагогической системы:

- усиление практической направленности мероприятий воспитательной работы;

- стимулирование деятельности курсантов, добившихся значительных успехов;

- формирование у курсантов ответственности за личную дисциплинированность;

- совершенствование методических и организаторских навыков курсантов, активное привлечение их для проведения воспитательных мероприятий;

- разработка методических пособий, рекомендаций и их внедрение в практику воспитательной работы;

- повышение качества психолого-педагогической подготовки постоянного состава вуза.

Важнейшим элементом педагогической системы военного вуза является военно-профессиональная среда.

Военно-профессиональная среда вуза опосредуется деятельностью курсантов, которая имеет свои особенности связанные:

- со спецификой военно-профессионального мышления;

- с особенностями решения военно-профессиональных задач;

- с единством учебной и служебной деятельности;

- со строгой регламентацией деятельности;

- с высокой ответственностью за результаты деятельности;

- с коллективным характером деятельности.

К компонентам военно-профессиональной среды относятся:

- система специально оборудованных территорий и помещений (казармы, плац, КПП, караульные помещения, автопарк, учебный полигон, аэродром и т.д.);

- оружие, боевая учебная техника и другие военно-технические средства;

- специально оборудованные аудитории, учебные лаборатории, компьютерные классы;

- локальная вычислительная сеть вуза;

- общевоинские уставы, приказы и другие нормативные документы;

- программно-методическое обеспечение;

- учебники, дидактические материалы;

- преподаватель;

- командир;

- курсант;

- должностные лица;

- воинский коллектив.

Военно-профессиональная среды вуза характеризуется:

- системой воинских ценностей (символов, атрибутов, традиций, ритуалов и др.);

- централизацией управления; порядком подчиненности; едино-началием, как особой системы отношений;

- содержанием подготовки;

- формами и методами подготовки;

- соответствием информационных средств средствам частей и подразделений;

- использованием военно-технических средств, адекватных профессиональным.

Эффективность организации военно-профессиональной среды обучения определяется:

- организационно-функциональным обеспечением;

- материально-техническим обеспечением;

- информационно-методическим обеспечением;

- правовым обеспечением;

- морально-психологическим обеспечением;

- специальным коммуникативным обеспечением управления и взаимодействия.

Результаты исследования показывают, что одной из особенностей педагогической среды является то, что любая среда предоставляет только возможность в получении некоторой информации, и обеспечивает определенное влияние.

Умение получать и преобразовывать информацию необходимо формировать в условиях учебно-практической деятельности.

Обеспечение влияния военно-профессиональной среды как фактора формирования высокой воинской дисциплины курсантов достигается если она:

- дружественна по отношению к обучаемому, то есть снимает по возможности, страхи и опасения к совершению ошибок;

- разумно требовательна;

- направлена на формирование самостоятельности курсанта;

- достаточна для принятия обоснованного решения, в любой момент самостоятельной работы у обучаемых есть вся необходимая информация, чтобы определить как поступить дальше, главное - найти нужную информацию в нужное время;

- способствует формированию у обучаемого научного мировоззрения;

- ориентирована на личность обучаемого;

- помогает реализовать познавательные потребности личности курсанта;

- располагает обучаемого к сотрудничеству как с преподавателем, командиром, так и товарищами.

Технология организации военно-профессиональной среды вуза является частью технологии организации военно-профессиональной подготовки и как показало наше исследование, включает в себя:

- определение педагогических условий функционирования организационных структур вуза;

- определение средств и методов сбора, накопления, передачи, обработки и распределения учебной и воспитательной информации, обеспечивающих связь и функционирование организованных структур;

- организацию системы коммуникаций, обеспечивающей взаимодействие субъектов педагогического процесса;

- разработку технологии формирования высокой воинской дисциплины во всех сферах деятельности субъектов педагогического процесса;

- формирование механизма корректировки содержания и организации учебной военно-профессиональной среды.

Таким образом, модель педагогической системы, обеспечивающей формирование высокого уровня воинской дисциплины курсантов военно-инженерного ВУЗа, в рамках нашего исследования, будет включать: цель и задачи системы; методы и формы деятельности; систему контроля и оценки результатов деятельности, описание военно-профессиональной среды.

Дальнейшая разработка модели предполагает более детальное раскрытие:

– сущности работы системы, ее качественную специфику, присущие ей системные, интегративные качества;

– ее состав, количественную и качественную характеристику отдельных частей, компонентов, их координацию и субординацию, главную из частей;

– ее структуру, то есть внутреннюю организацию, взаимосвязь компонентов, их сочетания и взаимодействие;

– ее функции, то есть активность, жизнедеятельность, а также функции ее частей;

– ее интегративные, системные факторы, механизмы, обеспечивающие ее целостность, совершенствование и развитие;

– ее коммуникации с внешней средой;

– ее историю, начало и источник развития, тенденции и перспективы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Спирин Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач / Л.Ф. Спирин, М.А. Степинский, М.Л. Фрумкин; под. ред. В.А. Сластенина. – Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1974. – 102 с.

2. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М.: РПА, 1997. – 98 с.

Просмотров работы: 1351