ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОЙ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОЙ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование высокой воинской дисциплины может осуществляться различными способами, позволяющими добиться желаемого результата, либо напротив, отдаляющими от конечной цели. Поэтому особое значение в этом вопросе имеет выбор правильных теоретических и методологических ориентиров. Анализ научной литературы свидетельствует, что наше общество вновь приходит к осознанию необходимости использования положений диалектического метода в качестве фундаментальной методологической основы деятельности военных кадров.

В последние годы ученые ведут активный поиск путей формирования социального порядка современной России. Используются при этом концепции, имеющие глубокие исторические корни, а также разработанные относительно недавно. К ним относятся: теории властного принуждения; концепция "не­видимой руки" А.Смита; теория "общественного договора" Ж.Ж. Руссо; теория "ценностного согласия" О.Конта; сис­темные модели социального действия Т.Парсонса; социокультурная динамика П.Сорокина; теория коммуникатив­ного действия Ю.Хабермаса; теория открытого общества КЛоппера; теория "расширенного порядка человеческого со­трудничества" Ф.А.Хайека; теория структурации Э.Гидденса, теории социального управления и др.

Помимо того, берутся на вооружение различные подходы к формированию моделей социаль­ного порядка: синергетический, детерминистический, стохастический, ситуационный, системный [1].

Среди многообразных концептуальных представлений о социаль­ном управлении в организации базовыми концепциями, по мнению А.А. Григорьева, являются: классическая концепция научного управле­ния; концепция "человеческих отношений"; системная кон­цепция социального управления. Автор также выделяет следующие способы формирования порядка: принудительный-добровольный (договорной); искусствен­ный – естественный (спонтанный); управляемый – самоор­ганизующийся; индивидуалистический – коллективистский; рациональный – иррациональный и т.д. Отмеченные нами концепции и подходы экстраполируются на решение проблем воинского порядка. Это приводит к тому, что отдельные теоретические и практические аспекты формирования дисциплины и порядка в Вооруженных Силах подвергаются серьезной критике в научной литературе [2]. Высказывается мнение, что сегодня «в поведении военнослужащего ограничиваются проявления само­стоятельности, инициативы и инноваций. Военнослужащий искусственно поставлен в сугубо исполнительское положе­ние бессубъектных элементов системы». Полагается, что такой военнослу­жащий наиболее затратен по потребляемой им управленчес­кой энергии, так как требует гораздо большего расхода вре­мени, внимания и контроля со стороны руководителей. Также утверждается, что военно-социальное управление в современной военной организации ориентировано только на выполнение предписанных норм и правил, а проблема порядка фактически сводится к вопро­сам укрепления воинской дисциплины и повышения испол­нительности военнослужащих. Детерминированность же поряд­ка в военной организации как социальной системе связанная, с принудительным способом ее комплектования, с деталь­ной регламентацией поведения военнослужащих, с дости­жением воинской дисциплины, прежде всего, за счет жестко­го контроля и ограничения степени свободы личного соста­ва, снижает возможности реализации потенциальных ресурсов во­еннослужащих как элементов социальной системы, а адаптивные способности военной организации к неожиданным изменениям условий и среды сводит к минимуму.

Как видно, подвергаются ревизии сущность и содержание воинского порядка и дисциплины, путей их достижения.

Данная позиция является не новой, и, на наш взгляд, не вполне обоснованной, так как в ней просматривается отрицание возможности формирования и укрепления воинской дисциплины на сознательной основе. По сути, аналогичная критика современной системы укрепления воинской дисциплины исходит и от сторонников советских принципов строительства Вооруженных Сил. По их мнению, сознательная воинская дисциплина, возможна только на основе классового подхода к ее формированию. Возражая и тем и другим авторам, обратимся к историческим аспектам, свидетельствующим об обратном. Обобщая, например, теоретические основы укрепления воинской дисциплины в досоветский период, можно выделить следующие идеи:

- зависимость дисциплины от обучения и воспитания войск, от практических задач, решаемых армией;

- выдвижение на первый план заботы государства о защитниках Отечества;

- подчеркивание нравственного характера дисциплины в армии;

- необходимость сознательного отношения офицеров к своему долгу, а также личного примера служения Отечеству;

- опора дисциплины не на наказании, а на созна­тельном отношении к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина;

- отведение большого места в воспитании боевым традициям;

- внимательное отношение начальника к подчиненным, опора на достоинство солдат, постоянная забота о них;

- рассмотрение обучения и воспитания как единого процесса, требующего от командиров настойчивости, последователь­ности и продуманности.

Следует особо подчеркнуть, что к концу XIX века усилиями лучших пред­ставителей офицерского корпуса в России была создана собственная, бога­тая традициями национальная школа воинского воспитания, а следовательно, и педагогическая система укрепления воинской дисциплины. Характерными ее особенностями были патриотизм, гуманность, высокое чувство долга, созна­тельное отношение к ратному труду и воинской дисциплине и другие нравственные качества, без кото­рых не мыслился настоящий, самоотверженный защитник Отечества.

Процессы реформирования военной организации в пос­ледние десятилетия развития российского общества со всей очевидностью показали несостоятельность, с одной стороны полного, отрицания советского опыта, а с другой безоглядного применения многих западных теоретических подходов и представлений о воинском порядке и способах его формирования.

Деятельность по укреплению воинской дисциплины в современных условиях, как показывают исследования, отличается особой сложностью и противоречивостью, что обусловлено следующими обстоятельствами:

- различными концепциями и подходами к определению воинской дисциплины и путей ее формирования;

- многофункциональностью и противоречивостью процесса формирования воинской дисциплины;

- спецификой проявления законов и закономерностей в личностной сфере, действующих как тенденции;

- творческим характером деятельности по формированию воинской дисциплины;

- неоднозначным соотношением качественных и количественных характеристик деятельности по формированию воинской дисциплины;

- присутствием субъективных моментов в данном процессе и рядом других [3].

Воинской дисциплине, как и всякому реально существующему явлению армейской действитель­ности, присущи следующие за­кономерности:

- обусловленность воинской дис­циплины и ее состояния социаль­но-экономическими, политически­ми, духовно-нравственными и пра­вовыми процессами, проходящими в обществе;

- зависимость воинской дисцип­лины от уровня правопорядка в об­ществе и степени развития ее нормативной базы;

- зависимость дисциплины от профессионального и культурного уровня военнослужащих;

- зависимость воинской дисцип­лины от совершенства и обоснованности требований воинской службы и воинских уставов;

- соответствие состояния воинс­кой дисциплины уровню подготов­ленности офицерских кадров решению проблем поддержания и укрепления дисциплины;

- соответствие воинской дисцип­лины возможностям военнослужа­щих реализовать свои дисципли­нарные права и обязанности [4].

Фундаментом, опираясь на ко­торый следует строить работу по поддержанию и укреплению воинской дисциплины, являются:

1. Военно-экономические основы воинской дисцип­лины: уровень экономического развития страны, ее способность обеспечивать полноценное развитие Вооруженных Сил; поддержание необходи­мого уровня боевой готовности, организацию бое­вой подготовки и службы войск, оснащение совре­менными видами оружия и боевой техники, снабжение личного состава продовольствием, обмун­дированием, объектами и предметами социально-культурного и бытового назначения.

2. Социально-политические основы воинской дисцип­лины: общественный и государственный строй; политика и идеология государства, в том числе национальная и военная политика; характер и пред­назначение вооруженных сил в государстве; соци­альный состав армии.

3. Административно-правовые основы воинской дисциплины: Конституция страны; пакет «военных законов»; военная присяга; указы Президента государства по военным вопросам; уставы ВС; приказы, директивы и другие норматив­но-правовые документы.

4. Морально-психологические основы воинской дис­циплины: нормы общечеловеческой мо­рали, общественное мнение, обычаи, традиции и стереотипы поведения и взаимоотношений в обще­стве; психология воинского коллектива и каждого отдельного военнослужащего.

5. Для эффективной деятельности по формированию воинской дисциплины в части (подразделении) необходимо знать основные концептуальные положения системы воспитания военнослужащих. Они содержатся в соответствующих руководящих документах, к которым относятся: приказ Министра обороны Российской Федерации 2004 г. № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации», приказ Министра обороны Российской Федерации 2005 г. № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» и др.

Наиболее значимыми концептуальными положениями, вытекающими из этих документов, на наш взгляд, являются:

1. Определение воинской дисциплины как системы отношений между субъектами, системы дисциплинарных (правовых) норм, а также деятельности по поддержанию дисциплины.

2. Деятельность по формированию высокой воинской дисциплины состоит из двух взаимосвязанных элементов – управления и воспитательной работы. Управление предполагает деятельность командиров по организации жизни и деятельности подразделений и частей в соответствии с их предназначением. Любая управленческая деятельность командира, по отношению к подчиненным, с одной стороны, носит воспитательный характер, а с другой, связана с организацией и проведением воспитательной работы. Воспитательная работа, являясь составляющей управления, в тоже время является самостоятельным направлением деятельности командира.

3. Процесс формирования высокой воинской дисциплины является неотъемлемой частью процесса воспитания.

4. Педагогическая система обеспечит высокий уровень воинской дисциплины тогда, когда все элементы системы имеют одной из целей функционирования ее формирование.

В основе управленческой деятельности командира, обеспечивающей формирование высокого уровня воинской дисциплины курсантов, лежат требования Министра обороны Российской Федерации, к которым относятся:

- глубокое знание, строгое и точное выполнение всеми военнослужащими законодательства РФ, регламентирующего деятельность Вооруженных Сил РФ;

- соблюдение прав и социальных гарантий, принципов социальной справедливости в военно-служебных отношениях;

- сплочение воинских коллективов, создание в них здорового нравственного климата;

- организация целенаправленной воспитательной работы по формированию у военнослужащих верности военной присяге, высоких морально-боевых и психологических качеств, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ и ответственности за результаты воинского труда подразделения и воинской части;

- качественное изучение, внедрение в жизнедеятельность войск воинских уставов и поддержании в частях твердого уставного порядка;

- выявление и устранение предпосылок совершения происшествий и преступлений;

- поддержание высокого морально-психологического состояния военнослужащих и др.

Содержанием воспитательной работы по обеспечению высокого уровня воинской дисциплины в вузе будет является:

- определение текущих и перспективных целей воспитательной деятельности;

- научно обоснованное планирование воспитательной работы;

- продуманная и реальная постановка задач;

- умелая оценка учебно-воспитательного процесса, морально-психологического состояния, воинской дисциплины и социально-правовой защищённости личного состава;

- подбор, обучение, расстановку кадров, строгий спрос за состояние воспитательной работы на порученном участке;

- научная организация труда воспитателей;

- вооружение воспитателей всех уровней умелому использованию форм, методов и видов воспитательной работы с учётом всех категорий военнослужащих;

- систематический контроль и анализ состояния и действенности системы воспитательной работы;

- своевременная корректировка системы воспитательных воздействий и др.

Научно обоснованному выбору направлений работы по укреплению воинской дисциплины способствует уяснение ее видов:

- учебная дисциплина (дисциплина учебного процесса);

- дисциплина караульной службы, выполнения других боевых задач в условиях мирного времени;

- дисциплина наряда, всякого рода дежурств, в том числе несения гарнизонной службы;

- дисциплина общения, взаимо­действия, взаимоотношений, в том числе руководства и подчинения, воспитательной работы;

- материально-техническая, финансовая дисциплина (отношениелюдей к оружию, военной технике, другим материальным и финансовым ценностям);

- дисциплина хозяйственной деятельности (войскового тыла, снабжения и обеспечения);

- организационная дисциплина как отношение к организующим факторам воинской службы (времени, распорядку дня, строю);

- дисциплина, регламентирующая отношение воина к самому себе (соблюдение гигиены, отсутствие вредных привычек и др.).

Кроме перечисленных существу­ют и такие виды дисциплины, как индивидуальная и коллективная, как экологическая дисциплина, дисциплина безопасности воинской службы и др.

Таким образом, содержание и технология деятельности по формированию воинской дисциплины во многом зависит от понимания закономерностей воинской дисциплины, ее концептуальных основ, трактовки понятий воспитания и воспитательной работы. С научно-практической точки зрения это принципиально важный вопрос.

Во-первых, правильное понимание, выбор методологических позиций, трактовка воспитания и воспитательной работы служит важным инструментом для исследования теории организации и оценки результативности процесса формирования воинской дисциплины.

Во-вторых, с практической точки зрения различные подходы опосредуют соответствующие критерии и показатели оценки эффективности деятельности по формированию воинской дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков И.Н. В чем сущность воинской дисциплины // Военная мысль. – 2002. – № 3. – С.63-66.

2. Григорьев А.А. Концептуальные модели формирования социального порядка и тенденции их развития // Социально-гуманитарные знания. – 2005– № 2.

3. Григорьев А.А.Социальный порядок в обществе и в военной организации. – Монино: Военный у-нт, 2001. – 85 с.

4. Чанов А. Дисциплинированность – важнейшее качество воина // Ориентир. – 2001. – № 2. – С.54-56.

Просмотров работы: 1156