В последние годы ученые ведут активный поиск путей формирования социального порядка современной России. Используются при этом концепции, имеющие глубокие исторические корни, а также разработанные относительно недавно. К ним относятся: теории властного принуждения; концепция "невидимой руки" А.Смита; теория "общественного договора" Ж.Ж. Руссо; теория "ценностного согласия" О.Конта; системные модели социального действия Т.Парсонса; социокультурная динамика П.Сорокина; теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса; теория открытого общества КЛоппера; теория "расширенного порядка человеческого сотрудничества" Ф.А.Хайека; теория структурации Э.Гидденса, теории социального управления и др.
Помимо того, берутся на вооружение различные подходы к формированию моделей социального порядка: синергетический, детерминистический, стохастический, ситуационный, системный [1].
Среди многообразных концептуальных представлений о социальном управлении в организации базовыми концепциями, по мнению А.А. Григорьева, являются: классическая концепция научного управления; концепция "человеческих отношений"; системная концепция социального управления. Автор также выделяет следующие способы формирования порядка: принудительный-добровольный (договорной); искусственный – естественный (спонтанный); управляемый – самоорганизующийся; индивидуалистический – коллективистский; рациональный – иррациональный и т.д. Отмеченные нами концепции и подходы экстраполируются на решение проблем воинского порядка. Это приводит к тому, что отдельные теоретические и практические аспекты формирования дисциплины и порядка в Вооруженных Силах подвергаются серьезной критике в научной литературе [2]. Высказывается мнение, что сегодня «в поведении военнослужащего ограничиваются проявления самостоятельности, инициативы и инноваций. Военнослужащий искусственно поставлен в сугубо исполнительское положение бессубъектных элементов системы». Полагается, что такой военнослужащий наиболее затратен по потребляемой им управленческой энергии, так как требует гораздо большего расхода времени, внимания и контроля со стороны руководителей. Также утверждается, что военно-социальное управление в современной военной организации ориентировано только на выполнение предписанных норм и правил, а проблема порядка фактически сводится к вопросам укрепления воинской дисциплины и повышения исполнительности военнослужащих. Детерминированность же порядка в военной организации как социальной системе связанная, с принудительным способом ее комплектования, с детальной регламентацией поведения военнослужащих, с достижением воинской дисциплины, прежде всего, за счет жесткого контроля и ограничения степени свободы личного состава, снижает возможности реализации потенциальных ресурсов военнослужащих как элементов социальной системы, а адаптивные способности военной организации к неожиданным изменениям условий и среды сводит к минимуму.
Как видно, подвергаются ревизии сущность и содержание воинского порядка и дисциплины, путей их достижения.
Данная позиция является не новой, и, на наш взгляд, не вполне обоснованной, так как в ней просматривается отрицание возможности формирования и укрепления воинской дисциплины на сознательной основе. По сути, аналогичная критика современной системы укрепления воинской дисциплины исходит и от сторонников советских принципов строительства Вооруженных Сил. По их мнению, сознательная воинская дисциплина, возможна только на основе классового подхода к ее формированию. Возражая и тем и другим авторам, обратимся к историческим аспектам, свидетельствующим об обратном. Обобщая, например, теоретические основы укрепления воинской дисциплины в досоветский период, можно выделить следующие идеи:
- зависимость дисциплины от обучения и воспитания войск, от практических задач, решаемых армией;
- выдвижение на первый план заботы государства о защитниках Отечества;
- подчеркивание нравственного характера дисциплины в армии;
- необходимость сознательного отношения офицеров к своему долгу, а также личного примера служения Отечеству;
- опора дисциплины не на наказании, а на сознательном отношении к воинскому долгу, чести и высокому призванию воина;
- отведение большого места в воспитании боевым традициям;
- внимательное отношение начальника к подчиненным, опора на достоинство солдат, постоянная забота о них;
- рассмотрение обучения и воспитания как единого процесса, требующего от командиров настойчивости, последовательности и продуманности.
Следует особо подчеркнуть, что к концу XIX века усилиями лучших представителей офицерского корпуса в России была создана собственная, богатая традициями национальная школа воинского воспитания, а следовательно, и педагогическая система укрепления воинской дисциплины. Характерными ее особенностями были патриотизм, гуманность, высокое чувство долга, сознательное отношение к ратному труду и воинской дисциплине и другие нравственные качества, без которых не мыслился настоящий, самоотверженный защитник Отечества.
Процессы реформирования военной организации в последние десятилетия развития российского общества со всей очевидностью показали несостоятельность, с одной стороны полного, отрицания советского опыта, а с другой безоглядного применения многих западных теоретических подходов и представлений о воинском порядке и способах его формирования.
Деятельность по укреплению воинской дисциплины в современных условиях, как показывают исследования, отличается особой сложностью и противоречивостью, что обусловлено следующими обстоятельствами:
- различными концепциями и подходами к определению воинской дисциплины и путей ее формирования;
- многофункциональностью и противоречивостью процесса формирования воинской дисциплины;
- спецификой проявления законов и закономерностей в личностной сфере, действующих как тенденции;
- творческим характером деятельности по формированию воинской дисциплины;
- неоднозначным соотношением качественных и количественных характеристик деятельности по формированию воинской дисциплины;
- присутствием субъективных моментов в данном процессе и рядом других [3].
Воинской дисциплине, как и всякому реально существующему явлению армейской действительности, присущи следующие закономерности:
- обусловленность воинской дисциплины и ее состояния социально-экономическими, политическими, духовно-нравственными и правовыми процессами, проходящими в обществе;
- зависимость воинской дисциплины от уровня правопорядка в обществе и степени развития ее нормативной базы;
- зависимость дисциплины от профессионального и культурного уровня военнослужащих;
- зависимость воинской дисциплины от совершенства и обоснованности требований воинской службы и воинских уставов;
- соответствие состояния воинской дисциплины уровню подготовленности офицерских кадров решению проблем поддержания и укрепления дисциплины;
- соответствие воинской дисциплины возможностям военнослужащих реализовать свои дисциплинарные права и обязанности [4].
Фундаментом, опираясь на который следует строить работу по поддержанию и укреплению воинской дисциплины, являются:
1. Военно-экономические основы воинской дисциплины: уровень экономического развития страны, ее способность обеспечивать полноценное развитие Вооруженных Сил; поддержание необходимого уровня боевой готовности, организацию боевой подготовки и службы войск, оснащение современными видами оружия и боевой техники, снабжение личного состава продовольствием, обмундированием, объектами и предметами социально-культурного и бытового назначения.
2. Социально-политические основы воинской дисциплины: общественный и государственный строй; политика и идеология государства, в том числе национальная и военная политика; характер и предназначение вооруженных сил в государстве; социальный состав армии.
3. Административно-правовые основы воинской дисциплины: Конституция страны; пакет «военных законов»; военная присяга; указы Президента государства по военным вопросам; уставы ВС; приказы, директивы и другие нормативно-правовые документы.
4. Морально-психологические основы воинской дисциплины: нормы общечеловеческой морали, общественное мнение, обычаи, традиции и стереотипы поведения и взаимоотношений в обществе; психология воинского коллектива и каждого отдельного военнослужащего.
5. Для эффективной деятельности по формированию воинской дисциплины в части (подразделении) необходимо знать основные концептуальные положения системы воспитания военнослужащих. Они содержатся в соответствующих руководящих документах, к которым относятся: приказ Министра обороны Российской Федерации 2004 г. № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации», приказ Министра обороны Российской Федерации 2005 г. № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» и др.
Наиболее значимыми концептуальными положениями, вытекающими из этих документов, на наш взгляд, являются:
1. Определение воинской дисциплины как системы отношений между субъектами, системы дисциплинарных (правовых) норм, а также деятельности по поддержанию дисциплины.
2. Деятельность по формированию высокой воинской дисциплины состоит из двух взаимосвязанных элементов – управления и воспитательной работы. Управление предполагает деятельность командиров по организации жизни и деятельности подразделений и частей в соответствии с их предназначением. Любая управленческая деятельность командира, по отношению к подчиненным, с одной стороны, носит воспитательный характер, а с другой, связана с организацией и проведением воспитательной работы. Воспитательная работа, являясь составляющей управления, в тоже время является самостоятельным направлением деятельности командира.
3. Процесс формирования высокой воинской дисциплины является неотъемлемой частью процесса воспитания.
4. Педагогическая система обеспечит высокий уровень воинской дисциплины тогда, когда все элементы системы имеют одной из целей функционирования ее формирование.
В основе управленческой деятельности командира, обеспечивающей формирование высокого уровня воинской дисциплины курсантов, лежат требования Министра обороны Российской Федерации, к которым относятся:
- глубокое знание, строгое и точное выполнение всеми военнослужащими законодательства РФ, регламентирующего деятельность Вооруженных Сил РФ;
- соблюдение прав и социальных гарантий, принципов социальной справедливости в военно-служебных отношениях;
- сплочение воинских коллективов, создание в них здорового нравственного климата;
- организация целенаправленной воспитательной работы по формированию у военнослужащих верности военной присяге, высоких морально-боевых и психологических качеств, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ и ответственности за результаты воинского труда подразделения и воинской части;
- качественное изучение, внедрение в жизнедеятельность войск воинских уставов и поддержании в частях твердого уставного порядка;
- выявление и устранение предпосылок совершения происшествий и преступлений;
- поддержание высокого морально-психологического состояния военнослужащих и др.
Содержанием воспитательной работы по обеспечению высокого уровня воинской дисциплины в вузе будет является:
- определение текущих и перспективных целей воспитательной деятельности;
- научно обоснованное планирование воспитательной работы;
- продуманная и реальная постановка задач;
- умелая оценка учебно-воспитательного процесса, морально-психологического состояния, воинской дисциплины и социально-правовой защищённости личного состава;
- подбор, обучение, расстановку кадров, строгий спрос за состояние воспитательной работы на порученном участке;
- научная организация труда воспитателей;
- вооружение воспитателей всех уровней умелому использованию форм, методов и видов воспитательной работы с учётом всех категорий военнослужащих;
- систематический контроль и анализ состояния и действенности системы воспитательной работы;
- своевременная корректировка системы воспитательных воздействий и др.
Научно обоснованному выбору направлений работы по укреплению воинской дисциплины способствует уяснение ее видов:
- учебная дисциплина (дисциплина учебного процесса);
- дисциплина караульной службы, выполнения других боевых задач в условиях мирного времени;
- дисциплина наряда, всякого рода дежурств, в том числе несения гарнизонной службы;
- дисциплина общения, взаимодействия, взаимоотношений, в том числе руководства и подчинения, воспитательной работы;
- материально-техническая, финансовая дисциплина (отношениелюдей к оружию, военной технике, другим материальным и финансовым ценностям);
- дисциплина хозяйственной деятельности (войскового тыла, снабжения и обеспечения);
- организационная дисциплина как отношение к организующим факторам воинской службы (времени, распорядку дня, строю);
- дисциплина, регламентирующая отношение воина к самому себе (соблюдение гигиены, отсутствие вредных привычек и др.).
Кроме перечисленных существуют и такие виды дисциплины, как индивидуальная и коллективная, как экологическая дисциплина, дисциплина безопасности воинской службы и др.
Таким образом, содержание и технология деятельности по формированию воинской дисциплины во многом зависит от понимания закономерностей воинской дисциплины, ее концептуальных основ, трактовки понятий воспитания и воспитательной работы. С научно-практической точки зрения это принципиально важный вопрос.
Во-первых, правильное понимание, выбор методологических позиций, трактовка воспитания и воспитательной работы служит важным инструментом для исследования теории организации и оценки результативности процесса формирования воинской дисциплины.
Во-вторых, с практической точки зрения различные подходы опосредуют соответствующие критерии и показатели оценки эффективности деятельности по формированию воинской дисциплины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков И.Н. В чем сущность воинской дисциплины // Военная мысль. – 2002. – № 3. – С.63-66.
2. Григорьев А.А. Концептуальные модели формирования социального порядка и тенденции их развития // Социально-гуманитарные знания. – 2005– № 2.
3. Григорьев А.А.Социальный порядок в обществе и в военной организации. – Монино: Военный у-нт, 2001. – 85 с.
4. Чанов А. Дисциплинированность – важнейшее качество воина // Ориентир. – 2001. – № 2. – С.54-56.