ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Военно-социальная работа распространяется на все стороны жизни и деятельности военнослужащего в целях реализации всех его социально-правовых потребностей, норм, прав и гарантий. Учитывая реалии прошлого и настоящего, можно утверждать, что отношение человека к военной службе в значительной степени определяется уровнем его социальной защищенности. Следовательно, военно-социальная работа является необходимым и существенным фактором поддержания боевой готовности, повышения боеспособности войск.

В настоящее время обращение к истории вопроса о правовой и социальной защите российских военнослужащих, ретроспективный взгляд на то, как зарождалась и развивалась военно-социальная работа весьма актуальны.

Социальная работа в нынешнем её понимании возникла из благотворительной деятельности.

Благотворительность характеризуется прежде всего проявлением целенаправленного внимания к людям, не способным в силу субъективных или объективных причин обеспечить себе своими собственными силами хотя бы минимально соответствующими общему уровню цивилизованности общества условия существования, оказанием им посильной помощи в сохранении и организации своей жизнедеятельности, поддержанием их материально и духовно.

Помощь нуждающимся воинам и их семьям имеет на Руси давние корни и традиции. Как правило, забота о служивых людях осуществлялась в те времена в рамках сложившихся семейных и племенных отношений, а также в качестве благотворительности. Так, заботой о судьбе соотечественников, попавших в плен, продиктовано заключение Киевской Русью с греками ряда специальных договоров об «искуплении» пленных, которыми устанавливались взаимные обязательства о выкупе россиян и греков, в какой бы стране они ни находились, и отправлении их на родину (в частности киевским князем Олегом в 911 г. и князем Игорем в 945 г.) [ 1].

Работа по обеспечению материального положения воинов, их семей вначале не имела под собой законодательной основы. Эта сфера, как, впрочем, и многие другие, регулировалась нормами обычного права. Так, в восточно-славянских племенах тех, кто вернулся с поля боя искалеченными, общинники опекали, помогали выжить, заботились о вдовах и сиротах. Таков был стародавний обычай, ему подчинялись неукоснительно [2]. Этот, а также другие правовые обычаи явились первой и наиболее распространённой в раннефеодальном обществе формой военного социального права.

По мере укрепления российской государственности, с созданием и ростом численности регулярной армии возникла потребность в законодательном регулировании социальной защиты вооруженных защитников Отечества. Нормы обычая, будучи санкционированы государством, превращались в правовые нормы, приобретали характер общеобязательных правил поведения, охраняемых от нарушения государством.

Появление одного из первых нормативных актов в этой области связано в истории России с именем киевского князя Владимира, который, стремясь закрепить и развить благотворительную деятельность, придать ей более или менее организованный характер, в 996 году издал Устав (или закон), в котором общественное призрение раненых и больных поручалось попечению и надзору духовенства в лице патриарха и других подчиненных ему церковных структур [1].

Развитие военно-социальной работы в Киевской Руси было прервано татаро-монгольским нашествием. Благотворительные функции всецело взяла на себя церковь. Лишь с восстановлением централизованной российской государственности и избавлением от монголо-татарского ига во второй половине ХV века открывается простор для развития отечественного народного хозяйства и культуры, от уровня которых во многом зависит способность общества решать социальные проблемы общества.

Крупный шаг в деле законодательного обеспечения социальной защиты воинов сделал великий князь Иоанн III, взошедший на престол в 1462 году. Своим указом он учредил поместную систему. Согласно этому указу, опытным, хорошо показавшим себя в боях воинам жаловались поместья – земельные владения, которыми они пользовались до тех пор, пока служили. Дабы не утратить права на поместье, помещики стремились передать военную службу своим сыновьям. Тем самым обеспечивались не только материальные потребности семьи военного, но и создавался стимул для закрепления военных кадров, для зарождения и развития военных династий.

В 1644 году царь Михаил Федорович, зачинатель династии Романовых, издал закон, который регулировал материальное обеспечение вдов погибших и умерших воинов. Когда крымские татары в ХVI и ХVII веках во время нападений на русскую землю стали тысячами забирать пленных для последующей их продажи в разные страны, московское правительство пошло на их выкуп. Для этого вводился особый налог для всех христиан «полоняничные деньги». Такой налог платил даже царь. По соглашению с разбойниками устанавливался порядок привоза пленных и выкупной тариф. Размеры его в 1654-1656 гг. были довольно высокими: за каждого крестьянина требовалось уплатить около 250 рублей, за людей из высших классов платили тысячи [3].

Многое в сфере военно-социальной работы было сделано во времена царствования Петра Первого (1682-1725). В 1712 г. он распорядился «неспособных вовсе к продолжению службы из престарелых, раненых и увечных офицеров, урядников и солдат отослать в московские богадельни; в богадельнях быть осмотру ежемесячному; принимать в оные со свидетельством и высылать тех из них, которые имеют семейство и домы или промыслы» [3]. Так как государство не в состоянии было обеспечить воинов пенсиями, содержание их возлагалось на монастыри. В 1715 г. царь заложил первые сухопутный и морской госпитали, инвалидный дом в Петербурге для больных и немощных солдат и матросов. Он приказал собрать в них «искусных докторов, подлекарей и большое число молодых учеников», чтобы подготовить из них знающих лекарей.

Благосклонным отношением к военнослужащим и их семьям отмечено и десятилетие правления Анны Иоановны (1730-1740 гг.). Вдовы могли доживать свой век в женских монастырях, а дети обучаться согласно своим склонностям. Увеличилось число лазаретов, создавались полевые аптеки, получила развитие особая хирургическая школа. В 1732 г. императрица своим указом расширила сеть школ для солдатских сыновей. В каждом полку обучалось уже по 80 человек. По достижении 15-летнего возраста юношей распределяли по полкам и кораблям, наиболее способных оставляли в школах до 18 лет «для усовершенствования в военных науках». Многие выпускники таких школ впоследствии за отличия в службе получили офицерские и дворянские звания.

В конце 18 века императрица Екатерина II учредила Инвалидный дом в Петербурге на 50 человек. Позже в Москве для увечных воинов русско-турецкой войны 1877-78 гг. был открыт приют св. Пантелеймона. Само военное ведомство создало богадельни при ремесленной школе Тульского оружейного завода и при Охтинском пороховом заводе. Делались многочисленные индивидуальные пожертвования, возникали даже официально разрешенные частные благотворительные общества и заведения, среди них – Дом призрения штаб- и обер-офицеров графини Шереметевой, другие учреждения.

Таким образом, этот исторический отрезок времени характеризуется зарождением военно-социальной работы в России. Социальное обеспечение воинов и членов их семей имело преимущественно натуральную форму. Вместе с тем, в этот период зарождается и пенсионное обеспечение военнослужащих в денежной форме. В конце ХVIII века издан указ, согласно которому офицерам, прослужившим 25 и более лет, стали назначать пожизненные пенсии, а получившим увечья – независимо от количества лет службы. Денежные пенсии либо пособия назначались также членам семей военнослужащих. Некоторым отставным воинам, особенно раненым, выдавались денежные пособия. Их размер зависел от чина, должности и тяжести ранения.

На следующем этапе развития военно-социальной работы в России много сделала для военнослужащих и членов их семей Мария, жена Павла Первого. Более тридцати лет (1797-1828 гг.) она заведовала Ведомством учреждений императрицы. Под её покровительством открылось военно-сиротское отделение Воспитательного дама (позже Павловский институт), основаны два училища для дочерей солдат и два училища для детей нижних чинов морского ведомства в Севастополе и Николаеве. По инициативе Марии создавались также заведения для детей обер-офицеров, особые училища для детей солдат гвардейских полков. А самыми многочисленными благотворительными заведениями, существовавшими вплоть до 1917 г., были заложенные царицей дома-богадельни для вдов военных и гражданских чинов (впервые открылись в 1803 г. при училищах благородных девиц в Петербурге и Москве).

Отечественной войне 1812 года обязан своим рождением Комитет о раненых, учрежденный 18 августа 1814 г. (с 1877 г. - Александровский). После войны началось общественное движение «в пользу организации помощи воинам», в котором участвовали различные слои населения. Инициативу поддержала императрица Мария Федоровна. Комитет помогал раненым и их семьям, имел несколько благотворительных учреждений, устанавливал и охранял военные памятники и т.д.

В первой половине ХIХ века преобладающим видом обеспечения становятся денежные пенсии от правительства. В 1803 г. принят первый пенсионный устав, в 1827 гг. – второй. При назначении пенсии учитывались как общая выслуга, так и особые положения: служба в военно-учебных заведениях; в отдаленных местностях империи; принадлежность к военно-медицинскому ведомству, военному духовенству; время, проведенное в плену. В 1858 г. указом императора Александра II были внесены изменения в оклады воинам, награжденным орденами (Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 4-й степени, золотым оружием).

К началу нынешнего века относится появление официальных социальных служб в русской армии, представляющих собой систему вспомоществования и призрения. Эта система включала в себя «совокупность всех постановлений и учреждений, которые предназначались для того, чтобы предотвращать или смягчать последствия военной службы для членов войска» [4] и включала две составные части: призрение со стороны государства и призрение со стороны общества. Основными видами вспомощественных обществ того периода были: всемилостивейшие пенсионы, офицерские кредитные кассы, страховые общества и др.

По мере усложнения социальных проблем в общественном сознании все настойчивее пробивалась идея о необходимости поиска новых подходов к обеспечению социальной защиты, не ограничивающихся частной благотворительной деятельностью. Это привело к возникновению благотворительных организаций.

Совершенствовалось и пенсионное обеспечение. В уставе 1912 г. предусматривалось очередное увеличение размера пенсий. Они в большей мере были поставлены в зависимость от денежного содержания, стажа военной службы, принадлежности к определенной категории, а также «беспорочности» службы и «благонадежности». Впервые исчисление пенсий осуществлялось не только от окладов жалованья, но и от столовых и добавочных денег.

В дальнейшем законодательная база социального обеспечения военнослужащих и их семей постоянно совершенствовалась, становилась все более обширной, разветвленной, охватывающей различные сферы социальной помощи служивым людям.

История Российского государства позволяет сделать вывод о том, что во все времена оно проявляло постоянную заботу о своих вооруженных защитниках и ветеранах, ушедших в запас, членах их семей. Развитие социальной работы с военнослужащими и их семьями неразрывно связано с возникновением и совершенствованием Вооруженных Сил, укреплением экономики, неуклонным ростом национального дохода и повышением благосостояния населения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Теория и методика социальной работы. – М., 1994.

  2. Система морально-психологического обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. Н.И. Резника. – М., 2006.

  3. Марченков В.И., Маликов В.Г. Социальная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. – М.: ВУ, 2003.

  4. Корякин В.М. Практика военно-социальной работы в интересах поддержания правопорядка и воинской дисциплины //Ориентир. 2007. № 3.

Просмотров работы: 1886