ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В качестве основной особенности взаимоотношений в воинских подразделениях выделяют наличие уставных (официальных) и неформальных (личностных) отношений, а также вертикальных (субординации) и горизонтальных (координации).

Взаимоотношения в воинском подразделении выступают в двух основных формах: уставные и неуставные. Уставные отношения зависят от организационной структуры подразделения, которая определяет в нём функции каждого военнослужащего. Они являются как бы внешними по отношению к военнослужащим, поскольку зарождаются посредством уставов, инструкций и распоряжений. Уставные взаимоотношения между начальниками и подчиненными строятся на принципах единоначалия и субординации, на взаимном уважении и авторитете начальника.

Неформальные личностные отношения развиваются как система межличностных предпочтений, симпатий и антипатий, уважения и неприязни. При этом на практике сложилось ложное понимание неуставных взаимоотношений. В неуставные отношения военнослужащие вступают при решении личных проблем, не регламентированных требованиями уставов. Эти отношения могут носить как положительную, так и отрицательную направленность. В основе неуставных взаимоотношений лежит нарушение норм морали и нравственности, социальной справедливости среди военнослужащих. Такие отношения проявляются чаще всего там, где деятельность менее всего организована и недостаточно контролируется. Статистика показывает, что больше всего нарушений дисциплины бывает при выполнении хозяйственных работ, в часы досуга и в процессе неорганизованного труда.

Различают объективные и субъективные факторы возникновения конфликтов. Объективным источником противоречий являются неопределенность основной организационной структуры и различия в ее интерпретации, возникающие в ходе функционирования, несоответствия запланированного и реально происходящего, противоборство нового со старым в процессе развития организации.

Субъективными причинами возникновения трудностей могут являться общий стиль отношений и поведения в коллективе, а также индивидуальные особенности членов коллектива.

Для преодоления неуставных отношений в воинских подразделениях необходимо воспитание на основе принципов общей и воинской культуры с учетом причин возникновения конфликтных ситуаций, отмечается в военной педагогике и психологии. Успех в борьбе с неуставными взаимоотношениями сопутствует тем командирам, которые сумели отказаться от формализма в воспитательной работе. Поэтому необходимо не «замазывать» возникающие противоречия, а своевременно их выявлять и оперативно решать.

Также в отношениях военнослужащих отмечаются вертикальные и горизонтальные связи. Вертикальные отношения вытекают из сущности военной организации на основе принципа единоначалия, дающего возможность командирам отдавать приказы и распоряжения от имени общества и для блага людей. Принципы единоначалия и подчиненности закреплены в юридических документах: военной присяге, уставах, наставлениях.

Начальник должен быть сам во всем примером для подчиненных, не злоупотреблять своим служебным положением и требовать этого от подчиненных командиров. Это помогает выработке взаимопонимания.

Командиру, помимо того, что он является официальным руководителем, желательно быть еще неформальным лидером в своем подразделении. Лидерство представляет собой процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью членов коллектива за счет индивидуальной инициативы участников. Для руководителя важно иметь авторитет, который формируется только в результате общения и совместной деятельности с другими людьми. Только на его основе может возникнуть сотрудничество в вертикальных связях.

Пристального внимания заслуживает объективная оценка отношения сержантов к солдатам, где происходит больше всего нарушений. Младшие командиры влияют на становление психологического климата в группе, т.к. на них замыкаются официальные связи каждого члена группы.

Другим видом межличностных отношений в воинских подразделениях являются горизонтальные связи. Это связи координации между военнослужащим одинакового служебного положения.

У всех военнослужащих одинаковое правовое положение. Военнослужащие отличаются по срокам службы, по отношению к ней, по уровню специальной подготовки. Это порождает некоторые особенности психологии солдат, где определяющую роль играют и психологические факторы: характер, привычки, вкусы сослуживцев. Именно высший уровень развития группы - коллектив - оказывает существенное влияние на то, кто в группе и с какой успешностью осуществляет лидерские функции. Среди лидеров встречаются нарушители воинской дисциплины, которые создают в подразделении напряженную обстановку. Для таких «лидеров» наиболее характерны эгоизм, бездуховность, жестокость, стремление получить незаслуженные привилегии.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что для становления культуры военнослужащих необходима организация групповой деятельности, обеспечивающей наибольшее влияние на каждого военнослужащего и объединяющей все малые группы в единое целое. Многолетний опыт педагогической работы Л.С. Макаренко показал, что только в коллективном опыте может вырасти нравственно-ценная потребность, добавляющая свое педагогическое влияние к диаде «воспитатель - воспитанник». Одна развиваемая и удовлетворяемая в коллективе потребность облегчает развитие другой общественно ценной потребности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Корчемный П. А., Лаптев Л.Г., Михайловский В.Г. Военная психология и педагогика. - М.: Совершенство, 1998. - 384 с.

  2. Мясищев В.Н. Психология отношений. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

Просмотров работы: 1007