Культура межличностных отношений является основной и существенной частью дисциплины, состояние которой существенно влияет на уровень боеготовности воинского подразделения. Исследования проблем нравственности и укрепления воинской дисциплины в воинских подразделениях проводились в военной психологии.
Для успешного развития культуры межличностных отношений в воинских коллективах необходимо осуществлять учет социально-психологических категорий военнослужащих, а также выводы возрастной психологии. В то же время, любая типизация, в том числе и возрастная, верна лишь в определенной мере, поскольку черты и особенности молодых людей проявляются по-разному в различных видах деятельности.
Выделяют в составе воинских подразделений различные категории военнослужащих. Необходимо выделить следующие социально-психологические категории военнослужащих: офицеров, имеющих значительные сроки службы; младших офицеров; военнослужащих по контракту (звено солдаты - сержанты); солдат и сержантов по призыву; военнослужащих-женщин.
Взаимоотношения людей определяются нормами морали и права, должны строиться на принципах дружбы и гуманизма. Не будет этих правил - не будет ни отношений, ни общения. Это обусловлено тем, что данные нормы человеческого общежития имеют регламентирующую функцию. Для налаживания культуры МЛО необходимо повышение общекультурного уровня личности и накопление ею опыта общения. Если МЛО соответствуют регламентирующим их законам, правилам и нормам человеческого общежития, то их можно назвать культурными.
В условиях военной службы многие моральные нормы, качества личности, нравственные отношения проявляются по-особому, имея силу закона. Нарушение норм морали воином всегда оценивается общественным мнением особо строго.
Применительно к воинской службе можно дать следующее определение культуры МЛО: под культурой межличностных отношений в воинских подразделениях следует понимать совокупность взаимосвязей военнослужащих, возникающих в процессе воинской деятельности, подчиненных законам морали и права, интерполированных на условия воинской деятельности и выраженных в требованиях военной присяги, воинских уставов, руководствах и наставлениях.
На первое место в воинской службе выдвигаются вопросы дисциплины как неотъемлемой части воинской культуры и необходимого условия существования Вооруженных Сил РФ. Воинская дисциплина специфический вид общественных отношений, посредством которых в воинском подразделении осуществляется регуляция отношений. Она характеризуется высокой степенью категоричности, предписывающей строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами. Не будет культуры МЛО военнослужащих - не будет и дисциплины, не будет и армии как специфического общественного и государственного института.
Военнослужащих, сознательно принимающих и выполняющих воинские требования и строящих межличностные и деловые отношения на основе воинской культуры, следует считать дисциплинированными.
Каждый военнослужащий, являясь носителем культуры, повседневно проявляет ее в общении, конкретных делах, поступках, речи, внешнем облике. В этом выражается уровень нравственной культуры человека. Если нравственные нормы и принципы предписывают, что и. как должен делать человек, то культура поведения показывает, как эти нормы и принципы в действительности им усвоены и осуществляются в жизни. Но никакой моральный свод законов не освобождает человека от индивидуального творческого выбора поступка и личной ответственности за него. В моральных кодексах формулируется модель нравственного поведения в вероятных типовых ситуациях. Правильность же применения принципов и правил кодексов в конкретных жизненных ситуациях зависит от самого человека, от его решений и умений. Главное, чтобы требования таких нравственных документов принимались всем существом человека, выражали бы и его личные убеждения.
Межличностные отношения военнослужащих осуществляются в различных видах деятельности. Можно выделить деловые и неофициальные отношения. В связи с совместным проживанием военнослужащих в одном помещении и организации в воинских частях учебно-воспитательных процессов целесообразно выделение бытовых и педагогических отношений соответственно. Также следует выделить из деловых отношений в отдельный вид несение службы в наряде. По степени сознательного выполнения военнослужащими в каждом конкретном виде деятельности требований регламентирующих документов можно судить и об уровне культуры межличностных отношений в воинском подразделении.
Развитие культуры межличностных отношений - сложный социальный процесс. В нем тесно переплетаются исторические традиции народа, их осмысление и обогащение современниками, создание новых культурных ценностей. Таким образом, культура межличностных отношений в воинских коллективах характеризуется утверждением норм морали и непримиримой борьбой с негативными явлениями. Чем полнее поддерживаются в воинском подразделении уставной порядок, уважительные межличностных отношений между всеми военнослужащими, тем благоприятнее условия для развития культуры межличностных отношений.
ЛИТЕРАТУРА
Корчемный П. А., Лаптев Л.Г., Михайловский В.Г. Военная психология и педагогика. - М.: Совершенство, 1998. - 384 с.
Мясищев В.Н. Психология отношений. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.