ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современными насущными проблемами российской экономики являются стимулирование и развитие инвестиционной деятельности. Реализация этой задачи была возложена на Агентство стратегических инициатив (АСИ). Предложенные Агентством стратегических инициатив положение о разработке и реализации инвестиционной деятельности в субъектах РФ стали основой для принятия региональных инвестиционных стратегий и формирования инвестиционной политики.

Инвестиционная деятельность в субъектах РФ находится под влиянием целого ряда факторов, которые условно можно разделить на объективные и субъективные. К группе объективных факторов относят:

  1. Сложившееся размещение производства и региональное разделение труда (наличие инвестиционно привлекательных отраслей и производств или их отсутствие, отраслевая структура инвестиций и формы их реализации применительно к отраслевым особенностям региона);

  2. Природно-климатические особенности региона и географическое расположение (доступность инвестиционных объектов, «затратность» инвестиций);

  3. Законодательное обеспечение инвестиционного механизма.

В группу субъективных факторов, определяющих уровень инвестиций в экономику и темпы их прироста, входят:

  1. Бюджетная самостоятельность региона (средства регионального бюджета);

  2. Степень активности по получению федеральных инвестиционных средств (средства федерального бюджета);

  3. Региональная инвестиционная политика Правительства России;

  4. Непредвиденные риски природного и техногенного характера.

Регион представляет собой не только определенный социально-экономический субъект. Это участник рыночных отношений, которому необходимо непрерывно поддерживать устойчивое социально-экономическое развитие, улучшать условия для привлечения инвестиций и повышать свою конкурентоспособность. И в то же время это неотъемлемая часть национальной экономической системы, где ее элементы (отрасли, регионы, кластеры) взаимосвязаны и образуют целостность. Для эффективного функционирования национальной экономической системы большое значение имеет грамотное управление социально-экономическим развитием, включая формирование стратегического плана развития, в частности на региональном и муниципальном уровнях [2].

Создание максимально благоприятных условий для начала и развития бизнеса и инвестирования, а также для повышения конкурентоспособности региона является одной из главных задач региональной экономической политики.

Ставропольский край, обладает выгодным географическим положением, отличаясь от других регионов страны наличием значительных запасов природных ресурсов, является одним из наиболее динамично развивающихся промышленно-аграрных регионов Северо-Кавказского федерального округа РФ, и является вполне привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов. Динамика инвестиционных вложений в регион представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика инвестиционных вложений в Ставропольский край в 2010 – 2014 гг., млрд. руб.

Сегодня Ставропольский край – это деловой, логистический и инвестиционно-привлекательный центр Кавказа. Промышленный комплекс Ставрополья насчитывает свыше четырехсот крупных и средних предприятий. Он обеспечивает четверть валового регионального продукта, 72% краевого экспорта. В крае высоко развита химическая промышленность, машиностроение, электротехническая промышленность, нефтедобывающая, стекольная. Вместе с тем, развивающиеся отрасли продолжают наращивать объемы инновационной составляющей, что делает их конкурентоспособными на общероссийском и мировом рынках.

Согласно данным национального рейтингового агентства «Эксперт РА» в рейтинге инвестиционного потенциала регионов Российской Федерации Ставропольский край занимает 24 –е место.

Далее необходимо представить более детальное рассмотрение составляющих инвестиционного риска Ставропольского края в 2011 – 2013гг.

Таблица 1 – Динамика составляющих рейтинга инвестиционного риска Ставропольского края в 2011 – 2013 гг.

Год

2011

2012

2013

Ранг риска

14

25

21

Средневзвешенный индекс риска (Россия = 1)

0,2350

0,2550

0,2400

Экономический ранг

-

11

9

Финансовый ранг

19

23

24

Социальный ранг

40

51

42

Криминальный ранг

40

46

54

Экологический ранг

13

51

22

Управленческий ранг

15

46

58

Что касается инвестиционных рисков на территории Ставропольского края, можно заметить явное ухудшение ситуации: повышение финансового, социального, криминального и управленческого рисков по сравнению с 2013 годом, что означает замедление в экономическом развитии, наличие социальной напряженности, снижение развитости системы управления в регионе [1].

Для решения всех выше указанных проблем на региональном уровне необходимо сформировать инвестиционную политику, в основе которой должно быть не просто стремление достичь определенного уровня инвестиций, а понимание особенностей региональных инвестиционных процессов и их разворачивание в нужном направлении.

Инвестиционная политика региона должна быть направлена на создание инструментов стимулирования и привлечения внешних относительно региона инвестиций и доведение этой информации до потенциальных инвесторов. Целесообразно развивать и использовать инструменты финансово-экономической поддержки инвестиционной деятельности. Эти инструменты находятся в системе фискального и финансового механизмов региона. Посредством фискальных механизмов осуществляется снижение налогового бремени для инвесторов и достигается сокращение периода окупаемости инвестиционных проектов. Финансовые побудительные механизмы заключаются в представлении инвесторам прямых дотаций в рамках реализации конкретных проектов либо в оказании иной помощи, имеющей конкретное денежное выражение. В числе конкретных инструментов такой поддержки в настоящее время входят:

  1. Фискальные:

  • Временное полное или частичное освобождение от уплаты налогов в бюджеты субъектов Федерации (налог на прибыль, налог на имущество предприятий) и местные бюджеты (налог на прибыль, земельный налог);

  • Отсрочка или рассрочка уплаты налогов в региональные и местные бюджеты;

  • Предоставление инвестиционных налоговых кредитов;

  1. Финансовые:

  • Предоставление инвесторам гарантий и поручительств за счет регионального и муниципальных бюджетов в рамках, установленных бюджетным законодательством РФ;

  • Льготная ставка арендной платы за пользование земельными участками и имуществом, находящимися в государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности;

  • Инвестиционные кредиты;

  • Участие региона в уставном капитале предприятий;

  • Предоставление субвенций за счет средств регионального и местных бюджетов за выпущенную продукцию;

  • Субсидирование процентной ставки по кредитам банков [3].

Список литературы

  1. Антонова Н. Е. Государственная поддержка инвесторов как фактор инвестиционной привлекательности субъекта Федерации. // Региональная экономика. 2013. № 32. С. 14 – 21.

  2. Вавулин Д.А. Инвестиционный климат Ставропольского края. // Финансы и кредит. 2012.№ 2. С. 2 – 7.

  3. Зеленская С. Г. Инвестиционный потенциал развития регионов: налоговая нагрузка. // ИнВест-Регион. 2013. № 2. С. 34 – 37.

  4. Инвестиционный рейтинг регионов Российской Федерации. URL: http://raexpert.ru/ratings/.

  5. Инвестиционный меморандум Ставропольского края на 2013 – 2014 годы.URL:http://www.stavkomarchiv.ru/userfiles/file/investicionnyy_memorandum.pdf.

  6. Мордвинцев А. И. Анализ совершенствования инвестиционного регионального климата. // Региональная экономика. 2014. № 8. С. 44 – 53.

Просмотров работы: 1627