СТРАХОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СТРАХОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной системе хозяйствования особую роль играет эффективное использование механизмов страховой защиты. Сельское хозяйство в России является одной из наиболее рискованных отраслей экономики, так как природно-климатические условия суровы и непредсказуемы, и уровень рисков потерь в АПК очень высок.

Сельскохозяйственное производство каждый год несет колоссальные убытки от стихийных бедствий. Поэтому в настоящее время в АПК наблюдаются высокие темпы развития услуг страхования.

В настоящее время существует два зарегистрированных объединения агростраховщиков: Ассоциация агропромышленных страховщиков «Агропромстрах» (Агропромстрах); Союз «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса – Национальный союз агростраховщиков» (НСА) [6]. Для создания единых правил игры и корпоративной дисциплины на рынке в ближайшем будущем планируется объединение этих двух страховых агросоюзов. Однако они не спешат объединяться: компании не готовы к слиянию компенсационных фондов.

В России в последнее время происходит совершенствование системы сельскохозяйственного страхования. С 2013 года заработала новая система сельхозстрахования. В нынешнем году на эти цели предусмотрено 7 млрд. рублей. Но, к сожалению, результаты пока весьма скромные. Система господдержки АПК на сегодняшний день дает сбой. Премьер-министр Дмитрий Медведев назвал безобразием ситуацию с низким уровнем страхования в АПК, подчеркнув, что у аграриев есть механизм, которым они, к сожалению, пользуются, не очень эффективно [2].

Падение производства в российском сельском хозяйстве составляет, по некоторым оценкам, 4-5% в год. В то время, как программа развития АПК совершенно не учитывает интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей и не направлена на решение проблем отрасли.

В сельском хозяйстве существуют следующие виды страхования:

- страхование урожая сельскохозяйственных культур;

- страхование сельскохозяйственных животных;

- страхование объектов аквакультуры;

- страхование основных фондов на предприятиях АПК;

- страхование спецтехники.

В настоящее время одной из важнейших стратегических задач агропродовольственной политики государства является совершенствование системы страхования урожая сельскохозяйственных культур.

По данным Минсельхоза РФ в разрезе субъектов Российской Федерации наиболее динамичный рост рынка аграрного страхования просматривается в Липецкой области – объем сборов составил на I полугодие 2014 г. 107,3 млн. рублей, что превышает показатели I полугодия 2013 года в 9,1 раза. Самый большой спад объемов страхования зафиксировано в Республике Дагестан (сумма сборов 67 тыс. рублей, снижение на 100%).

Помимо этого, ущерб от засухи и наводнений в российских регионах на 2014 г. составил 11,4 млрд. руб., природные катаклизмы повлияли даже на прогноз по урожаю зерновых - он снижен до 90 млн. т [3]. Но, тем не менее, это хороший урожай - выше среднего. По данным Росстата, средний уровень урожая за последние десять лет составил 84 млн. т [7].

Страхование сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой стало работать только с 2013 года. Тариф страхования животного в России находится в пределах между 3,5% и 10% от стоимости животного. Однако, несмотря на установленные тарифы, многие страховые компании предлагают клиентам более высокие тарифы в зависимости от степени риска.

В России в последнее время активно развивается аквакультура. По данным Росрыболовства в ежегодный План страхования предлагается включить более 80 видов объектов аквакультуры, что затрудняет, а порой и делает невозможным анализ данных для определения рисков. В соответствии с существующей статистикой, главными причинами гибели рыбы являются природные катаклизмы, риски заболевания рыбы опасными болезнями, опасность хищения, противоправные действия со стороны браконьеров.

При этом, даже катастрофические риски иногда реализуются, и застрахованные хозяйства получают серьезные выплаты. Например, крупнейший на данный момент страховой случай произошел в 2012 году в акватории Баренцева Моря. Рыбное хозяйство застраховало 128 782 кг мальков атлантического лосося. В результате наступления страхового случая хозяйство получило от страховой компании «РСХБ-Страхование» более 11 млн. рублей страхового возмещения.

В России базовые страховые тарифы на рыбу находятся в диапазоне от 0,5 до 6,5%. Но в некоторых случаях страховой тариф может достигать и 10% [3]. Для большинства рыбных хозяйств это, несомненно, очень дорого.

Кроме того, в сельском хозяйстве немалую роль играет страхование спецтехники и основных фондов. Рост спроса на страхование спецтехники и основных фондов неразрывно связан с ростом лизингового и банковского кредитования. Закон обязывает страховать технику в случае, если она покупается в лизинг или берется в кредит.

Процент по базовому тарифу при страховании спецтехники, как правило, составляет от 2% до 8% от суммы оценки при страховании транспорта от угона и повреждений. Базовые годовые тарифные ставки в процентах от страховой суммы представлены в таблице 5 [5].

При страховании машин и механизмов от поломок на сегодняшний день страховой тариф составляет в среднем 0,5-1,2% от страховой суммы этих машин. Кроме того следует отметить, что в современных условиях хозяйствования сельскохозяйственные предприятия нуждаются в дополнительных средствах для обновления и пополнения основных фондов.

Таким образом, система сельскохозяйственного страхования имеет основную цель - обеспечение предоставления для большей части сельскохозяйственных товаропроизводителей доступных услуг по сельхозстрахованию и комплексной защиты сельскохозяйственного производства от основных рисков.

Построение системы страхования агропромышленных рисков в России практически завершено, и, казалось бы, созданы все условия для ее успешного развития. Но, к сожалению, на сегодняшний день сложившуюся в России систему сельскохозяйственного страхования пока нельзя признать действенным инструментом защиты от негативных последствий рисков [4]. К 2012 году основные целевые показатели развития сельскохозяйственного страхования достигнуты не были. Не произошло и ожидаемого увеличения количества вступивших в систему агрострахования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Согласно Проекту Концепции сельхозстрахования к 2012 году удельный вес количества застрахованных аграриев должен был быть равен 50% в лучшем случае, а в худшем - 45%. Однако данный прогноз не сбылся. Фактически удельный вес количества застрахованных сельскохозяйственных предприятий не превысил 20% [3].

Таблица 5 - Базовые тарифные ставки за 2014 год в процентах от страховой суммы спецтехники

Вид специализированной техники и оборудования

Страховые риски

Полный пакет

Полный пакет без ДТП

Само-ходная техника

Не само-ходная техника

Само-ходная техника

Не само-ходная техника

Строительная техника

1,48

1,18

1,08

0,98

Дорожная техника

1,54

1,19

1,04

0,94

Техника, используемая в добывающих отраслях промышленности

1,5

1,3

1,3

1,15

Сельхоз техника

1,42

1,27

1,22

1,12

Лесхоз техника

1,3

1,15

1,1

1,0

Техника, используемая при прокладке трубопроводов

1,28

1,13

1,08

0,98

Подъемно-транспортное оборудование

1,26

1,11

1,11

1,01

Спецтехника, используемая службами по чрезвычайным ситуациям

1,41

1,21

1,21

1,11

Коммунальная техника

1,09

0,99

0,89

0,89

Дополнительное и навесное оборудование, принадлежности и запасные части

-

0,89

-

0,74

Совершенствование системы страхового обеспечения АПК, прежде всего, должно отразиться на повышении эффективности кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. В этой связи страховой полис можно будет рассматривать в двух аспектах: как средство обеспечения безопасности залогового имущества и как самостоятельный высоколиквидный залоговый инструмент. Поэтому возникает необходимость формирования отдельной государственной программы поддержки страхования сельскохозяйственных культур в рамках кредитного механизма регулирования агропромышленного производства.

В последнее время вопрос о необходимости разработки стратегии развития страхования в АПК является актуальным, требующий внимания и поддержки государственных органов.

Литература

  1. Российская Федерация. Законы. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»: ФЗ от 25.07.2011г. №260-ФЗ. (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ. – 2013. - №260.

  2. Осипенко, Е. Агрострахование: «чёрная дыра» АПК России / Е. Осипенко // Газета «Аграрная Кубань». – 2013. – 31 июля.

  3. О текущей ситуации в агропромышленном комплексе Российской Федерации в августе 2012 г. // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Офиц. сайт]. 2013. http: //www.mcx.ru (04.11.2013)

  4. Никитин, А.В. Страхование сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой: науч. издание / А.В. Никитин, В.В. Щербаков. – Мичуринск-наукоград РФ: Изд-во Мичурин. гос. аграр. Ун-та, 2006. – 190 с.

  5. Программа страхования предприятий FGR и пищевой промышленности // ВСК страховой дом [Офиц. сайт]. 2013. http: //www.vsk.ru (06.11.2013).

  6. Реестр страховых компаний // Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области: [Офиц. сайт]. 2013. http: //agro.tomsk.ru/region/agriculture/strakhovoe_delo/ (04.11.2013).

  7. Российская государственная статистика // Федеральная служба государственной статистики [Офиц. сайт]. 2013. http: //www.gks.ru (04.11.2013).

Просмотров работы: 2882