ТРАНСФОРМАЦИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТРАНСФОРМАЦИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Организационные изменения, которые происходят в современной социально-экономической и политической жизни Российской Федерации, охватывают все сферы экономики и влияют на каждого человека. Особую значимость при этом приобретают структурные изменения аграрных отношений.

В настоящее время для АПК России преобладающее значение имеют итоги реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (2006-2007 гг.), принятие Доктрины продовольственной безопасности (2010 г.) и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (2012 г.), а также итоги вступления России в ВТО (2012 г.).

За время реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и базирующейся на его основе Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» в отрасли произошли масштабные изменения. Россия стала нетто-экспортером зерна. До засухи 2010 г., объем экспорта составлял более 20 млн т зерновых в год. Страна входила в тройку ведущих поставщиков пшеницы на мировой рынок.

Вместе с тем, в отрасли были созданы все предпосылки для устойчивого наращивания объемов производства. Так, с 2010 года Министерство сельского хозяйства РФ субсидирует строительство мощностей по хранению и первичной переработке зерна. В целях повышения конкурентоспособности российского зерна была изменена система проведения зерновых интервенций, повышена их прозрачность и доступность.

Важным итогом 2010 года стало принятие Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Это основополагающий для аграрной сферы документ, определяющий пороговые значения доли импорта на российском рынке. В рамках Доктрины принято, что показатель продовольственной безопасности – это количественная или качественная характеристика ее состояния, позволяющая оценить степень ее достижения на основе принятых критериев, а критерий продовольственной безопасности – это количественное и качественное пороговое значение признака, по которому проводится оценка степени достижения условий обеспечения продовольственной безопасности. Один из основных критериев – удельный вес отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка. Для оценки степени достижения обеспечения продовольственной безопасности используются следующие пороговые значения критериев: по зерну и картофелю – не менее 95%, по сахару и растительному маслу – не менее 80, по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) – не менее 85, по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) – не менее 90, по рыбе и рыбопродуктам – не менее 80%. При определении пороговых значений учитывались такие факторы, как необходимость обеспечения рациональных норм потребления пищевых продуктов, влияние доли импорта на ценовую устойчивость агропродовольственного рынка, возможности регионов с учетом природно-климатического потенциала производить конкурентоспособную продукцию.

Июль 2012 года ознаменовался принятием Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия на 2013–2020 годы. Одной из ее основных целей наряду с обеспечением продовольственной независимости страны является повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции на внутренних и внешних рынках. Значимость этой цели многократно возрастает в связи с осуществившимся вступлением России во Всемирную торговую организацию. Поэтому проблемы, связанные с адаптацией российского АПК к новым условиям и повышением его конкурентоспособности, сегодня приобретают особую значимость.

Очевидно, что нейтрализация существующих и вновь возникающих угроз, способных привести к уменьшению объемов производства, ухудшению доступности для населения жизненно важных видов продовольствия (превышение пороговой величины насыщения внутреннего рынка импортной продукцией, низкий уровень платежеспособного спроса населения на продукты питания, ценовые диспропорции на агропродовольственном рынке) является в настоящее время основным приоритетом социально-экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности.

Продовольственная безопасность – важнейшая составная часть национальной безопасности. Ее следует рассматривать как способность государства гарантировать удовлетворение потребности населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность. Чтобы сохранить и улучшить здоровье населения, нужно обеспечить его полноценным питанием, структура которого должна быть дифференцирована по регионам с учетом национальных традиций.

Для обеспечения продовольственной безопасности необходимо одновременно решать как минимум четыре взаимосвязанных и весьма капиталоемких задачи:

– технико-технологическая модернизация сельского хозяйства и пищевой промышленности, сферы производственного обслуживания АПК;

– формирование кадрового потенциала отрасли, способного осваивать инновации;

– проведение масштабных работ по восстановлению производства на заброшенных сельскохозяйственных угодьях, в том числе увеличение посевов;

– создание современной социальной инфраструктуры сельских территорий (жилье, дороги и др.), без чего реализация намеченных целей невозможна.

Некоторые из этих задач были частично решены в ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Государственной программы развития сельского хозяйства (2008–2012 гг.), нерешенные же вопросы отражены в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, а также в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг.

Очевидно, что при увеличении доли импортных пищевых продуктов на рынке продовольственная безопасность снижается не только в аспекте продовольственной независимости страны от импорта, способности самостоятельно обеспечить продукцией внутренний рынок, но и в аспекте безопасности пищевых продуктов непосредственно для потребителя. Теоретически, Россия может, в случае существенного ущерба, наносимого ее сельскому хозяйству импортом, инициировать специальное расследование и доказать, что импорт наносит или может нанести серьезный ущерб отрасли, производящей данный продукт, поставить вопрос о применении компенсационных мер. Но все это – достаточно непростые процедуры, способные вызвать ответные меры со стороны стран-импортеров.

Необходимость и обязательность выработки научно обоснованной системы государственного регулирования поддержки и развития аграрного сектора обусловливают специфика аграрного производства и рыночных отношений в агропродовольственном комплексе. Государство должно поддерживать сельское хозяйство в первую очередь для стабилизации и развития АПК, обеспечения продовольственной безопасности, устойчивого развития сельских территорий (т.к. именно сельское хозяйство является основной сферой деятельности сельских жителей), а также в силу особого характера сельскохозяйственного производства: высокие риски, медленный цикл воспроизводства, относительно низкая доходность.

Государство использует обширный арсенал средств административного и правового, прямого и косвенного экономического регулирования. Принципы регулирования АПК основаны на сочетании саморегулирования рынка и активного воздействия государственных органов. Исходя из этих принципов, формируется модель регулирования агропромышленного производства. Государство с помощью нормативно-правовых и экономических методов и инструментов может комплексно воздействовать на воспроизводственный процесс в АПК.

Воздействие государства на развитие АПК экономическими методами осуществляется через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через государственные программы, госзаказы, эффективную таможенную политику и т. д.

Без эффективной государственной политики, без государственной поддержки сельского хозяйства, как это принято во всём мире, российское крестьянство не только не сможет выполнить свою миссию в формировании социального государства, оно просто перестанет существовать.

Так как обеспечение продовольственной безопасности требует увеличения производства отечественной продукции и создания условий для развития сельского хозяйства, то возникает необходимость совершенствования форм, методов и увеличения объёмов государственной поддержки в целях повышения доходности сельского хозяйства, повышения доступности кредитных ресурсов, мер государственного регулирования рынков сельхозпродукции.

В настоящее время для устранения угроз, связанных со вступлением Российской Федерации в ВТО, а также для экономического подъема сельского хозяйства в целом государством в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. осуществляется усиленное финансирование отраслей АПК.

Для совершенствования финансового обеспечения отраслей АПК проводятся следующие мероприятия:

1. Совершенствование обеспечения реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг.

2. Совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве.

3. Повышение доступности и качества выполнения государственных услуг (работ) в сфере сельского хозяйства и профессионального образования; создание условий для оптимизации сети бюджетных учреждений.

4. Представление органам государственного управления и местного самоуправления, региональным и муниципальным органам управления АПК, а также сельскохозяйственным товаропроизводителям единого информационно-управляющего пространства с достоверной оперативной информацией для принятия решений, отвечающих современному уровню требований международных стандартов на базе инновационной деятельности, для повышения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, максимального удовлетворения их потребностей в агропромышленных, коммуникационных и электронных информационных ресурсах, обеспечения необходимого уровня продовольственной безопасности Российской Федерации.

5. Обеспечение выполнения международных требований при вступлении Российской Федерации в ВТО; предупреждение фальсификации продукции растительного и животного происхождения; предупреждение ввоза на территорию Российской Федерации и распространение по ее территории карантинных объектов; сохранение и воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Список литературы

  1. Мазаева Т., Донскова О. Продовольственная безопасность – национальный приоритет// Экономика сельского хозяйства России. – 2011. – №7. – С.34–40.

  2. Семенова Н.Н., Князькина Е.О. Финансирование сельскохозяйственного производства в контексте обеспечения продовольственной безопасности // Финансы и кредит. – 2012. – №4. – С. 62–68.

  3. Ушачев И. Меры по обеспечению конкурентоспособности сельского хозяйства в условиях присоединения России к ВТО // АПК: экономика, управление. – 2012. – №9. – С.9–13.

  4. Эпштейн Д. Что даст отечественному сельскому хозяйству ВТО? // Экономика сельского хозяйства России. – 2012. – №3. – С.84–89.

  5. Агаркова Л. В. Перспективы развития плодоовощного подкомплекса Ставропольского края / Л.В. Агаркова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2007. – № 7. – С. 19-23.

  6. Агаркова Л.В., Чернышов П.Г. Государственное регулирование как основа формирования конкурентного зернового сегмента агропродовольственного рынка / Л.В. Агаркова, П.Г. Чернышов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2012. – № 4 (111). – С. 173-180.

  7. Гурнович Т.Г., Агаркова Л.В., Безлепко А.С. Обеспечение устойчивости воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве региона / Т.Г. Гурнович, Л.В. Агаркова, А.С. Безлепко. – Ставрополь, 2013. – 176 с.

Просмотров работы: 1213