ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РФ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ РФ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

 

Финансовый контроль в экономике современной России приобретает чрезвычайно важное значение, прежде всего в интересах граждан, которые получают государственную поддержку.

Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений.

 Создание эффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством.

Более чем десятилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. Актуальность данной темы заключается в том, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства.

Цель данной  работы - дать представление об особенностях организации и механизме функционирования финансового контроля в РФ.

В соответствии с поставленной целью необходимо рассмотреть следующие задачи работы: отразить теоретические аспекты финансового контроля; изучить особенности государственного финансового контроля в Российской Федерации и определить эффективность финансового контроля (на основе результатов деятельности Счетной палаты Ставропольского края за 2013 год); предложить пути совершенствования финансового контроля в РФ.

Объектом изучения работы является финансовый контроль.

Предмет изучения - сущность финансового контроля, его организация и функционирование.

 

1.     Финансовый контроль как экономическая категория

1.1  Содержание и принципы организации финансового контроля

 

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов.

Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях.  Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений [14].

Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение проведения единой финансовой и денежной политики, законности, целесообразности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности, недопущение нецелевого и неэффективного  использования государственных ресурсов и их хищения [17].

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

  • выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • обеспечение устойчивого состояния публичных и частнохозяйственных финансов;
  • обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
  • рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
  • повышение эффективности финансовой политики государства.

Элементы финансового контроля наполняют его конкретным содержанием. В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, методическое и правовое обеспечение; принципы; механизм; меры ответственности всех участников процесса контроля. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.

 Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обуславливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами [16].

  Субъекты контроля являются наиболее важным элементом в системе финансового контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Субъект контроля не является раз и навсегда данным,  поскольку предмет его деятельности - объект контроля - находится в постоянной динамике. Субъект контроля - это орган контрольной системы, соответствующая организация -носитель контрольной функции. В своей деятельности субъект контроля определяет состояние и поведение объекта контроля, методы контроля, его предмет, вид контроля.

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии нормами права.

Контрольная деятельность осуществляется с помощью определенных методов. Разнообразие видов и форм, методов  лишь подтверждает его большое значение как элемента механизма управления финансами, обеспечивая его функционирование и реализацию финансовой политики. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций.

Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов.  Принципы финансового контроля определяют общие правила и целенаправленность контрольной деятельности в финансовой сфере. Основными принципами финансового контроля  являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

Принцип гласности предполагает  общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Законность - один из основных принципов деятельности органов финансового контроля, так как сфера их деятельности в первую очередь - это законность использования государственных и муниципальных финансовых и материальных ресурсов [11].

Независимость органов финансового контроля как на государственном, так и на муниципальном уровне должна быть закреплена законодательно. Этот принципе является одним из основных условий осуществления эффективного финансового контроля. Независимость финансового контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа. Под объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы , установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц. При нарушении установленных норм права возникает административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная ответственность. Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение; запрещение или ограничение деятельности; запрещение на осуществление тех или иных операций (например, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях); изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств); компенсации; наложение штрафа, начисление пени; конфискации. Применяемые меры принуждения, выраженные в денежной форме, называют финансовыми санкциями, под которыми понимают финансовые меры со стороны государственных и иных органов. Основной целью применения финансовых санкций является сокращение нарушений субъектами финансовых отношений установленных норм права и предупреждение таких нарушений [14].

 

1.2.         Виды, формы и методы финансового контроля. Субъекты финансового контроля

 

 Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов, форм и методов его проведения.

В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации. В зависимости  от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: государственный финансовый контроль, негосударственный (общественный, аудиторский и внутрихозяйственный). А в зависимости от объекта контроля, выделяют: бюджетный, налоговый, контроль в страховой сфере ( страховой), денежно - кредитный, таможенный контроль, валютный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др. [13].

Бюджетный контроль является одним из важнейших видов финансового контроля. Данный контроль обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в отношении показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; контроль за правильностью осуществления бюджетного учета, выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета.

Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

По методам проведения финансовый контроль подразделяется на: проверки, обследования, надзор, наблюдения (мониторинг), ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий [16].

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование также  может проводиться через опрос, наблюдение, инспекцию и т. д.

Ревизия - это весьма ответственная и сложная форма финансового контроля. Она представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово - хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки дает более полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск не обнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил и параметров [14].

Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль над соблюдением установленных нормативов и правил, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.

Мониторинг в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.

Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят: органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламентом, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы); контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств; финансово-экономические службы предприятий и организаций; аудиторские фирмы; неправительственные организации; а также граждане страны как налогоплательщики. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.

Совокупность контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. Исходя из этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить такие формы финансового контроля.

 

Таблица 1 - Основные формы финансового контроля

Признак классификации

Формы финансового контроля

Время проведения контроля

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

Направление воздействия субъекта на объект контроля

- внешний;

- внутренний.

Место проведения

- камеральный;

- выездной .

Полнота охвата проверяемого материала (информации)

- сплошной;

-выборочный.

Периодичность проведения контроля

- систематический;

- периодический;

- единовременный.

Полнота охвата проверяемых вопросов

- комплексный;

- тематический;

- встречный.

Повторяемость изучения источников контроля

- первичный;

-повторный;

- дополнительный.

 

Предварительный контроль имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства. Он совершается до совершения финансово - хозяйственных операций, например, в ходе рассмотрения и утверждения проектов законов и иных проектов [14].

Что касается текущего контроля, то он позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы, положения которых обязательны для их исполнения.

 

2.        Финансовый контроль как функция финансового управления

2.1  Государственный финансовый контроль в Российской Федерации

 

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности,  распределения, эффективности образования и использования финансовых ресурсов государства [14].

Он охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также выполнения государственных и муниципальных заказов, эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот.

Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления.

Важное место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим и независимым контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией (статья 101). Порядок формирования Счетной палаты определен Конституцией и Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" № 4-ФЗ от 11.01.1995 [9] и выглядит следующим образом: Государственная Дума назначает на должность Председателя Счетной палаты, Совет Федерации - его заместителя; половина состава аудиторов назначается Думой и половина - Советом Федерации. Срок полномочий Председателя Счетной палаты составляет шесть лет. Постановление о его назначении принимается большинством голосов от общего числа депутатов Думы.

Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов и форм собственности, если они:

-  получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

-    используют федеральную собственность либо управляют ею;

- имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Согласно закону Счетная палата Российской Федерации осуществляет:

-  контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

-  оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

-  финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов [20].

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Контрольные органы Президента и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты.

Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

Обязательному рассмотрению при формировании планов работы Счетной палаты подлежат запросы Президента Российской Федерации, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, членов Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации. Счетная палата информирует Федеральное Собрание о результатах проведенных ревизий и проверок, в частности об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам объекта проверки.

Основу аппарата  Счетной палаты составляют инспекции, которые специализируются на определенных функциональных задачах и непосредственно осуществляют контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. По состоянию на 1 октября 2010 года в аппарате Счетной палаты федеральную государственную гражданскую службу проходили 1185 человек, из них 793 (67,0 %) - в департаментах, осуществляющих контроль за исполнением федерального бюджета.

Счетная палата поддерживает активное взаимодействие с Президентом Российской Федерации, а  также с Контрольным управлением Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, Советом Безопасности. Расширяется взаимодействие Счетной палаты с такими федеральными органами государственной власти как Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности в части проведения контрольных мероприятий по объектам, представляющим взаимный интерес.

С момента образования Счетной палаты наблюдается постоянный устойчивый рост ее международных связей, наращиваются их содержательная и аналитическая составляющие.

Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно - кредитной и валютной политик в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [8] и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ» [5]  осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства.

Основными задачами  Минфина России являются:

- совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;

-  разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;

- разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ [21];

- разработка программ государственных заимствований и их реализация от имени Российской Федерации; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;

-  участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

-  осуществление государственного финансового контроля;

-  разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении.

Среди главных функций Министерства финансов РФ в соответствии с указанными задачами можно выделить следующие:

- разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;

- разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, её субъектами и органами местного самоуправления;

- разработку проектов закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

- управление государственным долгом РФ и эмиссию государственных ценных бумаг от имени РФ;

-   координацию бюджетной и денежно - кредитной политики;

- разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности ;

- ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований [14].

В 2010 году Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовил Программу Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и План мероприятий по ее реализации в 2011 году, которые утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р.

Согласно Постановлению РФ от 07.04.2004 №185 « Вопросы Министерства РФ» [6],  Министерство финансов осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства. 

Согласно статье 267 БК РФ, Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

- не превышением лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержденными им лимитами бюджетных обязательств;

- не превышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

- соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

- наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Исполнение федерального бюджета и реализация одного из принципов бюджетного законодательства - адресный и целевой характер бюджетных средств - находятся в прямой зависимости от мероприятий, осуществляемых контролирующими органами.

В ходе осуществления контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.  Государственный финансовый контроль осуществляют также главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые возглавляет Федеральная налоговая служба.

На Федеральную налоговую службу  возложены функции:

-    по контролю и за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей;

-   за производством и оборотом этилового спирта;

-   налагать административные штрафы;

-  агента финансового контроля.

Налоговый контроль проводиться должностными лицами налоговых органов в рамках своей компетенции. Ст. 31, 32 Налогового кодекса РФ определены права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.

Для усиления контроля в финансово - бюджетной сфере в ведении Министерства финансов РФ действует Федеральная служба финансово - бюджетного надзора.  На данную федеральную службу возложены функции по контролю и надзору за использованием средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности и функции органа валютного контроля. Федеральная служба финансово - бюджетного надзора осуществляет контроль за исполнением законодательства РФ о финансово - бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов  исполнительной власти, а также осуществляет контроль за валютными операциями проводимыми в РФ. Кроме того,  служба организует формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово - бюджетной сфере.

Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба страхового надзора образована в соответствии с Указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» [4]. Данная служба осуществляет контроль за соблюдением страхового законодательства, за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в  части формирования страховых резервов.

 Кроме того, можно выделить таможенный контроль в РФ, осуществляемый Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. Таможенные органы выполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Данные органы осуществляют проверку выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, обоснованности платежей в иностранной валюте и проверку полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Таким образом, важно  достичь  в деятельности органов государственного  финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации взаимосогласованности, которая исключила  бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

 

 

 

 

2.2.         Негосударственный финансовый контроль

 

В настоящее время наряду с государственным финансовым контролером существует и негосударственный финансовый контроль, который  включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудиторского контроля является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

 Аудиторский контроль имеет следующие особенности:

- аудит осуществляется на договорных началах;

- выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, но не влечет за собой применение финансовых санкций;

- субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора).

У аудита и государственного и  контроля имеется общая  конечная цель - укрепление финансовой дисциплины.   Объектом государственного контроля являются, в основном, централизованные финансы, а аудита - преимущественно децентрализованные финансы.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательная проверка проводится в отношении определенных субъектов хозяйствования. Целью обязательного  аудита является получение информации о финансовом положении организации. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам. Инициативный аудит проводится по предложению самого экономического субъекта, с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и др. [14].

Ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов - прокуратуры, казначейства, налоговой службы. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки  влечет за собой взыскание штрафа по решению суда [21].

Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в частности, иностранные). Они могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.

Сфера действия аудиторского финансового контроля в России расширяется по мере развития рыночных отношений, одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Данный вид негосударственного контроля имеет такие особенности: работники подчиняются руководителю; осуществляется постоянно [10].

К видам финансового контроля также относят и общественный контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями, т. е. без участия специальных органов государственной власти.

Таким образом, финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Таким образом, государственный финансовый контроль одновременно может квалифицироваться как функция управления.

 


3.        Эффективность государственного финансового контроля

 

Понятие эффективности финансового контроля тесно связано с понятием его результативности, поскольку результативность является ее главным критерием.

От критерия результативности неотделим критерий действенности финансового контроля, который отражает то положительное влияние, которое финансовый контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество, умение контролирующего выправить положение: обеспечить своевременное и полное выполнение подконтрольным субъектом своих рекомендаций, указаний и предложений, а при необходимости добиться их выполнения, используя предоставленные законодательством полномочия.

Рассмотрим эффективность государственного финансового контроля на примере результатов деятельности Счетной палаты Ставропольского края за 2013 год [19].

Счетная палата является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Думой Ставропольского края и подотчетным ей.

Приоритетным направлением деятельности счетной палаты в 2013 году стало проведение комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанных с решением задач, вытекающих из требований законодательства Российской Федерации, ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и посланий Президента Российской Федерации .

Счетной палатой осуществлялся комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направленных: на софинансирование капитального строительства объектов дошкольных образовательных учреждений муниципальных образований Ставропольского края в рамках реализации подпрограммы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Ставропольском крае на 2010-2012 годы» краевой целевой программы «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2013 годы» бюджету г. Ставрополя в 2012 году; на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов государственной собственности и собственности муниципальных образований Ставропольского края в рамках реализации долгосрочных краевых целевых адресных инвестиционных программ; на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов за счет средств дорожного фонда Ставропольского края; на поддержку начинающих фермеров в Ставропольском крае; на реконструкцию автомобильной дороги Пятигорск - Георгиевск в Ставропольском крае;  на реализацию краевой целевой программы «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2012 - 2015 годы».

Приоритетами в деятельности счетной палаты являлось  обеспечение прозрачности бюджетного процесса, повышение эффективности использования бюджетных средств.

Особое внимание уделялось мониторингу, проводимому совместно со Счетной палатой Российской Федерации, изменения в Ставропольском крае тарифов на электрическую и тепловую энергию в сфере деятельности организаций коммунального хозяйства по состоянию на 1 июля 2012 года и на 1 января 2013 года.

В 2013 году завершен подготовительный этап совместного со Счетной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия «Аудит эффективности долговой политики, проводимой Ставропольским краем, и анализ ее влияния на исполнение бюджета и социально-экономическое развитие региона».

По поручению Думы Ставропольского края Контрольно-счетной палатой в 2013 году поведены  два мероприятия:

- проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Ставропольского края и закрепленным за государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Наследие;

- проверка законности, результативности использования средств бюджета Ставропольского края, предоставленных некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере Ставропольского края» в 2010-2012 годах и истекшем периоде 2013 года.

За 2013 год в соответствии с планом работы, Контрольно-счетной палатой проведено 259 мероприятий, в том числе: 22 контрольных мероприятия, семь совместных проверок и 230 экспертно-аналитических мероприятий. Объем денежных средств, охваченных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями в 2013 году, составил 41 511 500,00 тыс. рублей, что на 5,8 % выше уровня 2012 года.

Сотрудники Контрольно-счетной палаты принимали участие в проведении шести совместных проверок с правоохранительными органами Ставропольского края.

Контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями охвачены 92 объекта Ставропольского края, в том числе: главные администраторы средств краевого бюджета - 36; администрации муниципальных образований - 30; государственные предприятия и учреждения - 22; другие - 4.

Общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 6 639 610,00 тыс. рублей, в том числе: нецелевое использование бюджетных средств - 4 200,00 тыс. рублей, неэффективное использование бюджетных средств - 3 416 400,00 тыс. рублей и нарушения в организации бюджетного процесса - 30 190,00 тыс. рублей, другие нарушения - 3 188 820,00 тыс. рублей.

Динамика финансовых нарушений, выявленных Счетной палатой Ставропольского края за 2013 год, представлена на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 - Динамика выявленных финансовых нарушений за 2013 год

 

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в 2013 году, предписано устранить нарушений финансовой дисциплины на общую сумму 60 420,00 тыс. рублей. На 01.01.2014 г. устранено финансовых нарушений на сумму 144 300,00 тыс. рублей.

Контрольно-счетной палатой направлено 49 представлений. Проведена экспертиза 85 законопроектов, подготовлено 88 заключений на проекты краевых целевых и ведомственных целевых программ, проекты государственных программ Ставропольского края, а также внесение изменений и дополнений в программы. В рамках экспертно-аналитической работы подготовлено 57 аналитических материалов.

За отчетный год подготовлено и направлено более 294 отчетов, писем и информаций, из них: Губернатору Ставропольского края - 4; в Думу Ставропольского края - 7; Правительство Ставропольского края - 5; ГУ МВД России по Ставропольскому краю - 15; прокуратуру Ставропольского края - 27; УФСБ - 2; следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю - 1; УФАС по Ставропольскому краю - 5; Счетную палату Российской Федерации - 11; Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации - 193; иные органы и организации - 24.

По материалам контрольного мероприятия по проверке законности, рациональности и эффективности использования средств бюджета Ставропольского края и государственной краевой собственности государственным унитарным предприятием  Ставропольского края «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» за 2010 - 2012 годы и истекший период 2013 года, а также анализа основных исходных параметров расчетов тарифов на 2013 год на тепловую энергию, предоставляемую потребителям Ставропольского края указанным предприятием, подразделениями Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю, ГУ МВД России по Ставропольскому краю по фактам противоправных действий должностных и руководящих лиц возбуждено 1 уголовное дело.

По материалам контрольного мероприятия по проверке соблюдения администрацией Буденновского муниципального района бюджетного законодательства Российской Федерации и Ставропольского края в части формирования и исполнения местного бюджета, а также законности, результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Ставропольского края в 2011 и 2012 годах проводятся  доследственные проверки.

В соответствии с Законом Ставропольского края «О Контрольно-счетной палате Ставропольского края», Регламентом Контрольно-счетной палаты в отчетном периоде результаты всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассматривались на заседаниях Коллегии Контрольно-счетной палаты. Всего в 2013 году проведено 12 заседаний Коллегии Контрольно-счетной палаты.

В результате контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой в 2013 году, возмещены бюджетные средства, использованные не по целевому назначению в сумме 1 357,90 тыс. рублей, сокращены ранее запланированные средства бюджета Ставропольского края на сумму 4 100,00 тыс. рублей.

Вопрос применения мер реагирования по выявленным нарушениям находится на контроле.

С целью предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, связанных с незаконным использованием средств бюджета Ставропольского края и средств Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, государственной собственности Ставропольского края подписано соглашение с Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю.

В целях совершенствования и повышения эффективности в сфере организации и осуществления контроля за законностью, результативностью использования средств бюджета Ставропольского края и бюджета города Ставрополя, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, принадлежащим Ставропольскому краю и городу Ставрополю, подписано соглашение с Контрольно-счетной палатой города Ставрополя о взаимодействии и сотрудничестве.

В 2013 году Контрольно-счетная палата продолжила работать в составе Европейской организации региональных органов внешнего финансового контроля (ЕВРОРАИ).

Основные направления деятельности Контрольно-счетной палаты на 2014 год подготовлены на основании статьи 13 Закона Ставропольского края от 28.12.2011 № 102-кз «О Контрольно-счетной палате Ставропольского края» в целях повышения эффективности, результативности и качества ее деятельности в среднесрочной перспективе.

Ключевая задача Контрольно-счетной палаты - предоставлять Думе Ставропольского края и Губернатору Ставропольского края, объективную и независимую информацию о формировании, исполнении бюджета Ставропольского края и бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования, о состоянии бюджетной системы края и качестве законопроектов, требующих бюджетных средств, законности, эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края по управлению и распоряжению государственными финансами и имуществом, причинах и последствиях выявленных нарушений, возможностях их устранения.

Приоритетными направлениями деятельности Контрольно-счетной палаты на среднесрочную перспективу является осуществление контроля:

- за эффективным использованием бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, вопросы пользования и распоряжения имуществом и земельными участками, находящимися в государственной собственности;

- за законным, рациональным и эффективным использованием средств, выделенных в рамках реализации краевых адресных программ на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан на территории Ставропольского края из аварийного жилищного фонда;

- за эффективным использованием бюджетных средств, выделенных субъектам малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае;

- за эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий по развитию водоснабжения и газоснабжения в сельской  местности Ставропольского края;

- за законностью, результативностью использования бюджетных средств, направленных на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд;

- за законностью, результативностью использования средств бюджета, направленных на приобретение в государственную собственность Ставропольского края объектов недвижимости, а также средств, направленных на содержание объектов казны Ставропольского края;

- за ходом реализации в Ставропольском крае приоритетных национальных проектов;

- за эффективным использованием средств в сфере жилищно-коммунального комплекса, за формированием и применением тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

В сфере межбюджетных отношений Контрольно-счетная палата сконцентрирует усилия на контроле за целевым и эффективным использованием межбюджетных трансфертов, выделенных муниципальным образованиям Ставропольского края, в том числе в рамках статьи 136 БК РФ.

Важным направлением в деятельности Контрольно-счетной палаты является профилактика и пресечение коррупционных проявлений в бюджетной сфере и сфере управления государственными ресурсами. В этих целях будет проводиться комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направленных на противодействие коррупции совместно с правоохранительными органами Ставропольского края.

С целью достижения намеченных целей планируется дальнейшее повышение эффективности работы по совершенствованию методологического, правового и информационно - технологического обеспечения, расширение взаимодействия с правоохранительными органами и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Ставропольского края.

 

4. Пути совершенствования финансового контроля в Российской Федерации

 

Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование.

В настоящее время экономика нашей страны несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, недостаточной работы системы государственного финансового контроля. Реальной угрозой экономической безопасности страны является масштабное нецелевое использование государственных и материальных ресурсов, махинации по их изъятию и зачастую прямое хищение, коррупция, вывоз капиталов за рубеж и легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем.

Основными причинами такого положения являются существование условий, способствующих криминализации экономики, слабость законодательной  базы, внутриведомственного контроля, в определенной степени бессистемность осуществления финансового контроля в сфере государственного и муниципального секторов экономики и его правовая неопределенность.

В связи с этим, необходимо предпринять меры по совершенствованию государственного финансового контроля, в частности внутреннего финансового контроля, под руководством Минфина России.

Главным  направлением совершенствования государственного финансового контроля и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия.

Современный внутренний финансовый контроль должен обладать согласованной нормативной базой, быть функционально независимым от руководства проверяемого объекта, опираться на единые правила и инструкции по его осуществлению и способствовать уменьшению потерь государственных денежных и материальных средств. Необходимо принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля, организовать координацию развития и методологического обеспечения его систем. Внутренний контроль не может быть закрыт. Тогда он для общества бесполезен. Нужно обеспечить доступность его результатов как органам государственного финансового контроля, так и органам исполнительной власти и местным администрациям. 

Контролю сейчас не хватает действенности. В объемных отчетах его органов о результатах ревизий и проверок  далеко не всегда видны причины выявленных нарушений.  Надо законодательно и конкретно определить, что делать , чтобы предупреждать нарушения, обеспечить целевое использование бюджетных средств, повышать эффективность их расходования.

Недавно в Кремле состоялось совещание по совершенствованию государственного финансового контроля. Было отмечено, что по вопросам контроля за исполнением  программного бюджета Счетная палата РФ и Минфин России « говорят на одном концептуальном языке ». Для содействия повышению эффективности бюджетных расходов это принципиально важно [18].

Еще один ключевой момент  - это борьба с коррупцией. Эта работа делится на два крупных блока. Первый - это профилактика и пресечение коррупционных преступлений в бюджетной сфере и сфере управления государственными ресурсами. Второй - это противодействие коррупционным проявлениям внутри самой Счетной палаты, развитие системы собственной антикоррупционной безопасности.  В таком случае необходимо вернуть Счетной палате право налагать административные штрафы.  Счетная палата в открытую ведёт непримиримую борьбу с коррупционерами, в отличие от остальных  ведомств.

Сегодня для повышения эффективности всей правоохранительной системы государства, необходимы разработка и принятие комплекса поправок к действующим федеральным законам. Могут быть приняты  следующие меры:

-  уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушения требований закона при исполнении федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также при распоряжении государственной собственностью;

-  конкретизация наступления ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты и других контрольных органов;

-  введение подконтрольности Центрального Банка проверкам Счетной палаты, в том числе в формировании и исполнении собственной сметы расходов, в поступлении доходов и формировании прибыли;

- принятие форм финансовой отчетности всех органов государственной власти;

- наделение Счетной палаты Российской Федерации правом выступать в судах с исками в защиту интересов государства в случае установления фактов незаконных или притворных сделок.

Организация эффективного государства требует прозрачности, анализа экономической целесообразности государственных финансовых потоков всех видов. Для этого необходимо расширить полномочия органов внешнего контроля; разработать единые стандарты внешнего контроля для каждого типа объектов контроля; определить критерии эффективности, экономности и полезности произведенных государственных расходов, выданных обязательств.  Одновременно  с этим необходима более развитая аудиторская деятельность - форма финансового контроля, востребованная потребностями и особенностями рыночного хозяйства.

В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение здесь приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих стандартов. Важным направлением совершенствования аудиторского контроля в РФ должно стать изменение характера проводимого аудита, который будет заключаться не только в выражении мнения о достоверности отчетности, но и в предоставлении необходимой информации ее пользователям о фактическом финансовом положении субъекта хозяйствования [21].

 Практика показала, что органы государственного финансового контроля и независимые аудиторы, аудиторские фирмы отнюдь не являются конкурентами, а наоборот, квалифицированный и добросовестный аудит может быть весомым  в работе государственных органов финансового контроля и оказывать существенное позитивное влияние на повышение эффективности их работы, на полноту и качество выполнения их функций и поставленных перед ними задач.

Что касается взаимодействия органов налогового и таможенного контроля, то должны более тесно сотрудничать с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов хозяйствования, совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

В частности, использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Кроме того, открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. В таком случае необходимо обеспечить  информационную совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизацию учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п. [14].

В целях совершенствования организации работы налоговых органов, осуществления мер по повышению эффективности налогового администрирования, качества мероприятий налогового контроля ФНС России утверждена концепция планирования выездных проверок. Кроме того, ФНС  России ведется постоянная работа по разработке, внедрению и совершенствованию программного обеспечения, обеспечивающего автоматизацию процессов налогового администрирования. А также к  числу мер по совершенствованию мероприятий налогового контроля относится  упрощение форм налоговой отчетности, которое должно происходить по мере стабилизации налогового законодательства, упрощения порядка исчисления налогов и их уплаты [21].

Ежедневно в информационных системах  Федерального Казначейства России обрабатывается в среднем более миллиона операций по исполнению бюджетов бюджетной системы страны. Таким образом, накапливаются огромные массивы данных, которые представляют огромный интерес как для самого Казначейства и Минфина России, так и для Правительства РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти, о чем свидетельствуют их постоянные запросы. Следовательно, необходимым является построение Единой интегрированной информационной системы управления государственными финансами, а также важное значение имеет доступность информации о состоянии общественных финансов.

 Еще одним из важнейших направлений является расширение состава и повышение качества информации, используемой в бюджетных процессах, в частности учет сведений по государственным и муниципальным закупкам.

Таким образом, благодаря ряду вышеперечисленных мер по совершенствованию государственного финансового контроля, можно  стабилизировать ситуацию в стране, целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны. Также снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

 

 

Заключение

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Необходимо  достичь  в деятельности органов государственного  финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации взаимосогласованности, которая исключила  бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

Оценивая результаты деятельности Счетной палаты Ставропольского края за 2013 год, можно сделать вывод об эффективности государственного контроля и комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направленных на противодействие коррупции и проведенной антикоррупционной экспертизы действующего законодательства.

Благодаря, ряду вышеперечисленных мер по совершенствованию государственного финансового контроля, можно стабилизировать ситуацию в стране, целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, появится уверенность, что денежные средства будут использоваться по целевому назначению. Кроме того, совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов,

Весьма своевременным является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

Список  использованной литературы

 

1.     Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации (официальный текст по состоянию на 15 ноября 1999 г.). - М.: ИКФ Омега,  2009. - 80 с.

2.     Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, 2005. - 205 с.

3.     Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): Полный текст по состоянию на 1 апреля 2008г.-  Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,  2008 .- 572с.

4.     Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. О Федеральной службе страхового надзора .  Постановление от 30 июня 2004г. №320.

5.     Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. О Министерстве финансов РФ . Постановление от 30.06.2004 № 329 .

6.     Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. Вопросы Министерства финансов РФ.  Постановление от 7 апреля 2004 г. №185.

7.     Ставропольский край. Постановление  Государственной Думы Ставропольского края. Об обращении в Государственную Думу Ставропольского края. Постановление от 29.04.2010 № 1529-IV ГДСК.

8.     Российская Федерация. Указ Президента РФ. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.  Указ от 9 марта 2004 года № 314.

9.     Российская Федерация. Законы. О Счетной палате Российской Федерации. Закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ.

10.            Агапцов, С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства./ С.А. Агапцов. - М.: Норма, 2010.

11.            Бабич,  А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Уч./ А.М. Бабич. -М: ЮНИТИ - ДАНА, 2010.-231 с.

12.            Грязнова, А.Г. Финансы: Учебник/ Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - М.: Финансы  и статистика,2012.-504 с.

13.            Ковалева, А.М. Финасы и кредит: Учеб. пособие/  А.М. Ковалева. - М .: Финансы и статистика, 2010.-512 с.

14.            Ковалев, В.В. Финансы: Учеб. - 2 -е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.В. Ковалева. - М .: ТК Велби, 2011. -634с.

15.            Литовских, А.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие./ А.М. Литовских, И.К. Шевченко. - Таганрог: Изд - во ТРТУ, 2012.-394 с.

16.            Романовский, М.В. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О.В. Врублёвской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт - М,  2011. -504 с.

17.            Сенгачёв, В.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник.-2 -е изд., перераб. и доп./ В.К. Сенгачев, А.И. Архипов. -М .: ТК Велби, Изд -во Проспект, 2010.- 720 с.

18.            Кудрин включил счетчик.// Российская газета. № 280 (5359) от 10.12.2010

19.            Официальный сайт Счетной палаты Ставропольского края -

20.            Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации - www. ach.gov.ru

21.            Официальный сайт Министерства финансов - www.minfin.ru

 

Приложение

Таблица 3 - Информация о работе Счетной палаты Ставропольского края за 2013 год

п/п

Наименование показателей

всего

1.

Контрольные, экспертно - аналитические мероприятия -всего , из них:

259

-контрольные мероприятия

22

- экспертно - аналитические мероприятия

230

2.

Сумма денежных средств, охваченных контрольными и экспертно - аналитическими мероприятиями ( млн. рублей)

41 511 500,00

3.

Количество проверенных  учреждений, организаций, в т.ч.:

92

- главные администраторы средств краевого бюджета

36

- администраций муниципальных образований

30

- государственные предприятия и учреждения

22

- других организаций

4

4.

Выявлено нарушений ( млн. руб.) в т.ч.:

6 639 610,00

- нецелевого использования бюджетных средств

4 200,00

- нецелевого использования внебюджетных средств

4/43,9

- неэффективного использования бюджетных средств

279/253,36

- по бюджетному процессу

3/200,5

- хищений бюджетных средств

-

-подлогов финансовых документов

2/1,0

-завышение стоимости выполненных работ, переплаты и недоплаты, сверхнормативные  и неподтвержденных  расходы 

13/363,012

-нарушения, имеющие признаки коррупционного характера

5/48,5

- других нарушений

801/1474,7

5.

Подготовлено заключений (законопроекты, целевые программы), в т.ч.:

151

- по поручениям  Губернатора Ставропольского края

7

-по поручениям  Думы Ставропольского края

72

- по запросам других органов

72

6.

Подготовлено информационных материалов

79

7.

Направлено информаций, в т.ч. в адрес:

160

- Губернатора Ставропольского края

19

-Думы Ставропольского края

19

- Правительства Ставропольского края

1

- Главного управления внутренних дел по Ставропольскому краю

4

-Счетной палаты  Российской Федерации

27

-Ассоциации контрольно -счетных органов Российской Федерации

67

-Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю

4

-Федеральной службы безопасности по Ставропольскому краю

1

-Прокуратуры Ставропольского края

10

-Комитета Ставропольского края по торговле и лицензированию отдельных видов деятельности

2

-других органов власти

6

8.

По результатам мероприятий и заключений Счетной палаты:

 

-предписано восстановить средств в бюджете (млн. руб.)

5,8

-возвращено в бюджет Ставропольского края (млн. руб.)

0,012

-направлено представлений

61

-направлено предписаний

5

-возбуждено уголовных дел

3

-составлено протоколов об административных правонарушениях

13

-внесено предложений (рекомендаций) по совершенствованию норм действующего законодательства Ставропольского края

46

9.

Участие в работе семинаров, конференций и т. п.

53

10.

Публикации и выступления в СМИ

170


 

Просмотров работы: 35221