НЕОБХОДИМОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НЕОБХОДИМОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧЕТОМ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ

Пономарёва А.Ю. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования"Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день органы государственной власти стремятся обеспечить максимальную степень открытости всех процессов, происходящих в сфере государственного управления и, в частности, в финансовой сфере. Особенно пристальное внимание уделяется процессу использования и расходования бюджетных средств. Одним из способов обеспечить прозрачность расходования бюджетных средств, является закрепление в статье 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципа прозрачности (открытости) бюджетов. С 2016 года повышение открытости и прозрачности бюджетной системы становится крайне актуальной задачей.

Сегодня Международное бюджетное партнерство, которое было основано еще в 1997 году, приступает к оценке открытости бюджетов ста стран мира. Такую работу планируется завершить в текущем 2015 году. Последний раз данное исследование проводилось в 2012 году.

Выделяют следующие основные положительные эффекты, к которым приводит открытость бюджета:

  1. Открытость бюджета в мировой практике ассоциируется с сокращением уровня коррупции в государственных структурах. Например, в апреле 2014 г., в указанных целях, был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы.

  2. Открытый бюджет — инструмент, который позволяет соединить ресурсы и стратегические приоритеты. Это особенно важно при переходе на программный бюджет.

  3. В условиях открытости бюджетов у государства появляется больше возможностей для маневрирования государственным долгом.

  4. Открытый бюджет содействует диалогу между властью и гражданами, что приводит к повышению уровня доверия общества к органам государственно управления.1

Для Российской Федерации стратегическим ориентиром является её вхождение в группу стран с самым высоким индексом прозрачности бюджета и достижение его значения в 85 баллов. Динамика Индекса открытости бюджета Российской Федерации согласно государственной программе представлена в таблице 1.

Таблица 1–Динамика Индекса открытости бюджета России в 2006-2020 гг.

Год

Баллы России в Индексе открытости бюджета (OpenBudgetindex)

2006

47

2008

58

2010

60

2012

74

2013

74

2014

77

2015

77

2016

80

2017

80

2018

83

2019

83

2020

85

В первом рейтинге в 2006 году Россия с 47 баллами заняла 28 место среди 59 стран. После этого, как указывает Силуанов, был проведен анализ отмеченных экспертами «узких» мест, подготовлены разъяснения и дополнительная информация. В итоге в 2008 году Россия с 58 баллами заняла 22 место среди 85 стран. Россия улучшила свой показатель с 60 баллов из 100 возможных в 2010 году до 74 баллов в 2012 году и заняла 10 место из 100 исследуемых стран при среднем индексе в 43 из 100 баллов. В период с 2010 по 2012 годы прирост индекса составил 14 баллов.2

Росту способствовало предоставление следующей дополнительной информации:

  1. О расходах федерального бюджета в разрезе экономической классификации

  2. Отражение в законе о бюджете расходов на среднесрочный период

  3. Представление аналитического распределения расходов федерального бюджета по государственным программам

Она вошла в группу стран, предоставляющих «значительный объем информации о бюджетном процессе для общественности». В одну группу с Россией попали такие страны, как Бразилия, Чили, Индия, Южная Корея, Индонезия, Германия, Испания, Португалия. Обошли нашу страну по параметрам открытости следующие страны: Франция, Великобритания, Норвегия, Швеция, Новая Зеландия. В таблице 2 приведен рейтинг некоторых стран по параметрам открытости.

Таблица 2 — Сравнение стран по Индексу открытости бюджета в 2012 г.

Место в рейтинге

Страна

Балл

1

Новая Зеландия

93

3

Великобритания

88

7

США

79

10

Россия

74

12

Бразилия

73

14

Индия

68

25

Польша

59

34

Украина

54

47

Казахстан

48

58

Азербайджан

42

Были определены 83 страны, которые принимают незначительные усилия по вопросу открытости бюджета. В 19 странах усилия оценены как «средние» и только Южной Корее присвоен высокий балл (92), так как государство наиболее максимально заинтересовывает общественность в вопросах обсуждения проекта бюджета и последующего его исполнения.

Можно отметить, что в нижней части рейтинга находятся страны, которые больше остальных зависят от природных ресурсов и иностранной помощи, хотя и существуют некоторые исключения.

Всем странам по окончанию исследования было предложено внедрять инновационные механизмы в бюджетный процесс. Международным бюджетным партнерством России были предложены такие основные рекомендации, как разработка и опубликование гражданского бюджета — упрощенную версию бюджетного документа, который использует неформальный язык и доступные форматы с целью облегчить его понимание для граждан, их взаимодействие, планы и действия правительства во время бюджетного года. В октябре 2013 года на официальном сайте Минфина России размещен «Бюджет для граждан». Инициатива его создания принадлежит главе Комитета гражданских инициатив Алексею Кудрину. По его словам, основная цель проекта – представить бюджеты разных уровней простым гражданам в понятном для неспециалистов виде. Минфин России предложит включить значение этого индекса в состав целевых индикаторов государственной программы «Управление государственными финансами».

На портале собрана информация о расходах бюджетов всех уровней в социально значимых областях, в здравоохранении, в ЖКХ, в образовании, расходы на транспорт, пенсии и льготы. На портале можно узнать бюджетные расходы на человека в разных регионах страны, а также сравнить структуру расходов бюджета в России и других странах, в частности Белоруссии, Казахстане, Китае и на Украине.

Из стран СНГ первой страной, издавшей гражданский бюджет, был Казахстан. Попытки написать гражданский бюджет предпринимаются также в Кыргыстане.3

Международный опыт показывает, что участие гражданского общества может значительно улучшить качество бюджетного процесса, принимаемых решений и достигаемых результатов, тем самым трансформируя условия жизни людей и деятельность государства в целом в лучшую сторону.4

Так называемый гражданский бюджет в той или иной форме публикуется в США, Канаде, Великобритании, Австрии, Франции и других странах. К примеру, в США данные о государственных расходах бюджета в доступной форме публикуются на созданном в 2006 году портале USAApending.gov. Данные о расходах бюджета, налоговых выгодах, получателях грантов, ссуд и выплат публикуются для граждан в понятной форме на другом портале – recovery.gov.

В Великобритании, к примеру, как такового «бюджета для граждан» нет, но имеется специальный раздел на сайте, на котором в доступной форме для граждан предоставляются основные аспекты бюджета. Раздел имеет три основных блока: «Экономика и общественные финансы», «Рост» и «Справедливость».

«Открытый бюджет» г. Нью Йорка представляет собой отдельный портал, на котором собрана подробная информация по расходованию бюджетных средств различными департаментами, доходы и расходы бюджета, основные поставщики и контракты. Ежемесячно обновляется информация об исполнении бюджета и можно отслеживать динамику изменений в бюджете с 1997 года: доходы и расходы, налоги на недвижимость, объекты капитального строительства, доходы физ. лиц, размер долга.

Следующей рекомендацией Международного бюджетного партнерства для России является публикация полугодовых отчетов, которые предоставляются только для внутреннего пользования. Динамика показателей открытости бюджета по разным отчетам в таблице 3.

Таблица 3 — Информация, предоставляемая Правительством РФ по разным типам отчетов5

Отчеты

2006 г.

2008 г.

2010 г.

2012 г.

Предварительное бюджетное заявление (Основные направления бюджетной политики)

67

89

89

78

Бюджетное предложение Правительства (проект федерального бюджета)

34

56

56

82

Утвержденный бюджет

Не оценивался

100

100

100

Бюджет для граждан

0

100

0

0

Текущие отчеты

89

96

96

96

Полугодовой отчет

67

0

0

0

Годовой отчет

50

27

57

70

Аудиторский отчет

83

83

67

67

Для роста открытости и прозрачности бюджета растет значение бюджетной грамотности населения в вопросах его формирования и исполнения. В перспективе предполагается повысить грамотность различных групп граждан, путем разработки и распространения обучающих материалов о бюджетной системе, применения новых бюджетных технологий, проведения мероприятий по информированию населения по экономической деятельности организаций в секторе государственного управления.

Для обеспечения открытости и прозрачности управления общественными финансами Планом деятельности Министерства финансов России разработаны мероприятия на 2014 — 2018 годы. Перечень мероприятий представлен в таблице 4.

Таблица 4 – Мероприятия, предусмотренные Планом деятельности Минфина России на 2014 - 2018 годы6

Обеспечение открытости и прозрачности управления общественными финансами

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Единый портал бюджетной системы РФ введен в промышленную эксплуатацию

 

01.01.15

     

Обеспечена публикация информации на Едином портале бюджетной системы РФ субъектами РФ и муниципальными образованиями

 

83 субъекта РФ

300 крупнейших муниципальных

образований

Все муниципальные образования

 

Основные положения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период опубликованы в формате «Бюджета для граждан».

15.12.14

15.12.15

15.12.16

15.12.17

15.12.18

Иллюстрированное издание об исполнении федерального бюджета за отчетный год размещено на сайте Минфина России.

Апрель, сентябрь

Апрель, сентябрь

Апрель, сентябрь

Апрель, сентябрь

Апрель, сентябрь

Ежегодный доклад о лучшей практике развития «Бюджета для граждан» в субъектах РФ опубликован на сайте Минфина России

20.11.14

20.11.15

20.11.16

20.11.17

20.11.18

Пояснительная записка к полугодовому отчету об исполнении федерального бюджета опубликована на сайте Минфина России.

Не позднее 01.10.2014

Не позднее 01.10.2015

Не позднее 01.10.2016

Не позднее 01.10.2017

Не позднее 01.10.2018

Методические рекомендации для субъектов РФ и муниципальных образований по порядку публикации финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе, подлежащей размещению в открытом доступе на едином портале бюджетной системы РФ утверждены.

01.12.14

       

Порядок ежегодной подготовки, обсуждения, опубликования основных положений федерального закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в формате «Бюджета для граждан» утвержден.

01.12.14

       

Проведя анализ динамики индекса открытости бюджета России за последние годы, можно отметить ее положительное направление. Поэтому есть все основания полагать, что данная тенденция продолжится.

Список литературы:

  1.  
    1. Индекс открытости бюджета Российской Федерации: достижения и перспективы//Минфин России//Соколов И. А.

    2. Минфин собирает лавры// Ольга Самофалова// январь, 2013 г.

    3. Открытый бюджет и коррупция// Георгий Зубко//декабрь, 2014 год

    4. Открытость и прозрачность российского бюджета в мировом измерении//Климанов В.В., Михайлова А.А.//Финансы и бюджет: проблемы и решения//№7, 2014 г.

    5. Россия заняла 4-е место в рейтинге прозрачности бюджета// Деловая газета «Взгляд»//январь, 2013 г.

1 Открытость и прозрачность российского бюджета в мировом измерении//Климанов В.В., Михайлова А.А.//Финансы и бюджет: проблемы и решения – 2014 - №7.

2 Самофалова О. Минфин собирает лавры//январь, 2013 г.

3 Россия заняла 4-е место в рейтинге прозрачности бюджета// Деловая газета «Взгляд»//январь, 2013 г.

4 Открытый бюджет и коррупция// Георгий Зубко//декабрь, 2014 год

5 Индекс открытости бюджета Российской Федерации: достижения и перспективы//Минфин России//Соколов И. А.

6 Индекс открытости бюджета Российской Федерации: достижения и перспективы//Минфин России//Соколов И. А.

Просмотров работы: 3015