СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ОПЫТ РОССИИ И США - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ОПЫТ РОССИИ И США

Синявцева Е.А. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Пенсионная система современной России была образована в 1990г. в связи с переходом к рыночной экономике. До 1990-х годов исчисление пенсии не значительно зависело от стажа работы и размера официальной заработной платы, пенсионные отчисления поступали в государственный бюджет обезличенными. В результате рыночных реформ экономика претерпела значительные изменения, что, в свою очередь, обусловило необходимость реформирования и модернизации системы пенсионного обеспечения России.

В 1990 году был образован Пенсионный Фонд Российской Федерации, выполняющий функции аккумулирования, хранения и размещения пенсионных взносов. Развитие пенсионной системы в условиях рыночной экономики сопровождалось рядом существенных изменений и преобразований. До 2002 года на территории России действовала распределительная пенсионная система: пенсии выплачивались исключительно из страховых взносов, которые делали работающие граждане, а все собираемые деньги шли только на текущие выплаты. С начала 2002г. была введена новая система - разделение трудовой пенсии на несколько частей: накопительную, страховую и базовую. После преобразований пенсия стала состоять из 2 частей – страховой и накопительной. Все рассмотренные изменения способствовали формированию современной пенсионной системы, учитывающей разнообразные политические и экономико-социальные факторы, и обеспечили возможность для дальнейшего реформирования.

С 2015г. началась реализация нового пенсионного законодательства: вступили в силу ФЗ «О страховых пенсиях»1 и ФЗ «О накопительной пенсии»2, в соответствии с которыми будущая пенсия будет формироваться за счет поступлений в фонды обязательного и добровольного пенсионного страхования (рис 1).

Рисунок 1 – Виды пенсий в форме обязательного пенсионного страхования с 1января 2015 г.3

В США Федеральная система пенсионного страхования была учреждена намного ранее - в 1935 г. в соответствии с законом о социальном обеспечении, проект которого был предложен на рассмотрение Конгрессу США президентом Ф.Рузвельтом. С 1935г. законодательно гарантировалось пенсионное обеспечение трудящимся, были определены права и ответственность работодателей и работников по перечислению средств в пенсионную систему, источники ее финансирования, пенсионные программы, права пенсионеров и их родственников на регулярные пенсионные выплаты. С 1972 г. была введена индексация пенсионных выплат на основе индекса потребительских цен.

Несмотря на длительную историю Государственной пенсионной системы США, ее основополагающие принципы не претерпели существенных изменений и включают следующие положения:

  • обязательного пенсионного страхования;

  • законодательно установленной ответственности работодателей и работников, выплачивающих в установленном порядке страховые взносы;

  • гарантиях (со стороны государства) своевременной выплаты пенсий и надежной системы контроля за их начислением;

  • распространения пенсионного страхования на основные категории работающих по найму и на занятых индивидуальной трудовой деятельностью;

  • меж поколенной солидарности, когда пособия тем, кто достиг пенсионного возраста, финансируются ныне работающими американцами;

  • личной заинтересованности застрахованного, размеры пенсии которого зависят от страхового стажа и заработка работника.4

Наряду с государственными программами пенсионного обеспечения на всех уровнях власти, в США получили развитие частные программы пенсионного страхования; как и в России, они обеспечивают свободу выбора в отношении дополнительных пенсионных накоплений.

Но в основе социальной защищенности пенсионеров в США остается федеральная программа обязательного пенсионного страхования.

Финансирование пенсионных выплат осуществляется за счет специального налога, выплачиваемого в равных долях работниками и работодателями, взимаемого с предельной суммы заработной платы– максимальной налоговой базы. Данный налог является налогом на заработную плату, поскольку не взимается ни с каких иных доходов – дивидендов, процентов, иных поступлений (табл. 1).

При этом работающие не по найму были включены в федеральную программу социального страхования в 1951 году и выплачивают налог на пенсионное обеспечение в размере 12,4% (по состоянию на 2014 г.).

Таблица 1 - Финансирование федеральной программы пенсионного страхования США, 1937 – 2014 гг.5

Годы

Максимальная сумма заработной платы, облагаемая налогом, тыс. долл. в год

Норма страхового взноса, % (предприниматели и работающие по найму каждый)

1937

3,0

1,0

1950

3,0

1,5

1960

4,8

3,0

1970

7,8

4,2

1980

25,9

5,68

1990

51,3

6,2

2000

76,2

6,2

2013

117,0

6,2

Американская практика пенсионного обеспечения нацелена на оптимизацию нормы страхового взноса: постепенного увеличения процентной ставки и базы исчисления налога в соответствии с автоматическим ростом пенсий по мере повышения индекса потребительских цен.

Российская система пенсионного обеспечения демонстрирует иной подход к определению размеров страховых взносов и его плательщиков.

В РФ плательщиком страховых взносов является работодатель: организации и индивидуальные предприниматели. Базой для начисления страховых взносов является сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателем за расчетный период в пользу работника.

По состоянию на 01.01.2015г. ставка страховых взносов в Пенсионный фонд РФ составляет 22% и является регрессивной (табл.2).

Таблица 2 – Динамика ставки страхового взноса на пенсионное обеспечение за период 1991- 2014гг., %6

Годы

Ставка страхового взноса, уплачиваемая работодателем

Ставка страхового взноса, уплачиваемая работником

1991

28

1

1992

31,6

1

1993-1999

28

1

2000-2001

28

-

2002-2009

26

-

2010

20

-

2011

26

-

2012-2015

22

-

Динамика постепенного снижения ставок страхового взноса на пенсионное обеспечение в РФ связана со становлением и укреплением пенсионной системы, отвечающей требованиям рыночной экономики, улучшением экономической ситуации в стране.

Отличительной особенностью между анализируемыми системами пенсионного обеспечения является срок выхода на пенсию: в РФ он составляет для мужчин - 60 лет, для женщин – 55 лет; в США– 62 года при досрочном выходе и 67 лет – для выхода на полную пенсию, при этом поправки в законодательстве США с 1972г. предполагали увеличение пенсионных выплат лицам, выходящим на пенсию позднее установленного пенсионного возраста.

Системы пенсионного обеспечения России и США имеют принципиальные различия по всем основным параметрам. Однако главной целью их функционирования остаются гарантии своевременного начисления и выплаты пенсий как инструмента социальной защиты населения.

В современных условиях развитие систем пенсионного обеспечения идет по пути универсализации, применения опыта ведущих стран, ориентации на социальное благополучие населения. Однако в каждой стране имеются свои особенности становления и развития пенсионных систем с учетом национальных факторов. В настоящее время Россия идет по собственному пути построения оптимальной пенсионной системы с учетом опыта прошлых лет и новых вызовов рыночной экономики.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

2. Федеральный закон от 28 декабря 2013г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии».

3. Лебедева Л.Ф. Федеральная программа пенсионного обеспечения в США//Россия и Америка в XXI веке: электронный научный журнал (ISSN 2070-5476). 2014, №2. Электронный ресурс: [http://www.rusus.ru/?act=read&id=413]

4. Сивакова И. В. Новое пенсионное законодательство в схемах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2015. – 64с.

5.Интернет ресурс: КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

6. Сайт: Пенсионный Фонд РФ. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/

1 Федеральный закон от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступил в силу 1 января 2015г.

2 Федеральный закон от 28 декабря 2013г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии», вступил в силу 1 января 2015г.

3 Сивакова И. В. Новое пенсионное законодательство в схемах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2015. – 64с.

4 Лебедева Л.Ф. Федеральная программа пенсионного обеспечения в США//Россия и Америка в XXI веке: электронный научный журнал (ISSN 2070-5476).- 2014, №2. Электронный ресурс: [http://www.rusus.ru/?act=read&id=413]

5 Лебедева Л.Ф. Федеральная программа пенсионного обеспечения в США//Россия и Америка в XXI веке: электронный научный журнал (ISSN 2070-5476).- 2014, №2. Электронный ресурс: [http://www.rusus.ru/?act=read&id=413]

6 Составлено автором по данным сайта КонсультантПлюс. Режим доступа: [http://www.consultant.ru/]

Просмотров работы: 1631