СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США И РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США И РОССИИ

Добролежа Т.С. 1
1Ростовский Государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Чтобы выделить военную составляющую, дадим определение национальной безопасности вообще. Согласно мнениям, национальная безопасность – это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.1

Определим основные элементы национальной безопасности. Место военной составляющей в системе национальной безопасности представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Основные составляющие национальной безопасности

В.И. Добреньков и П.В. Агапов определяют военную безопасность как такое положение государства в региональных и международных отношениях, при котором определенный уровень военной мощи (военной силы) позволяет вести дело так, чтобы исключить из числа потенциальных агрессоров крупные державы, устанавливая с ними открытые партнерские, нормальные отношения.2

Стоит отметить, что современная ситуация характеризуется кардинальным усилением воздействия экономических факторов на обеспечение необходимого уровня национальной и международной безопасности, в том числе и в области военной безопасности.3

Все более интенсивными становятся сближение военных и гражданских секторов экономики, расширение корпораций и интеграции, причем не только готовой продукции, но и разработок, интернационализация, укрепление рыночных отношений в военном секторе.4

Фундаментальным направлением укрепления военно-экономических основ национальной безопасности на современном этапе является финансовое обеспечение военно-ориентированных научно-исследовательских разработок (НИОКР).

Следует особо отметить, что по размеру финансирования НИОКР первое место в мире занимают США, причем со значительным отрывом от всех остальных стран (таблица 1). Такая позиция обусловлена позицией Пентагона, которая предполагает развитие обороноспособности вооруженных сил США путем дальнейшей их модернизации.5

Таблица 1 – Валовые расходы на НИОКР 10 стран мира с наиболее высоким показателем, млрд.долл.

Страна

2012

2013

2014 (прогноз)

   

ВВП

 

НИОКР

ВВП

 

НИОКР

ВВП

 

НИОКР

1

США

15940

2,8

447

16195

2,8

450

16616

2,8

465

2

Китай

12610

1,8

232

13568

1,9

258

14559

2,0

284

3

Япония

4704

3,4

160

4798

3,4

163

4856

3,4

165

4

Германия

3250

2,8

92

3266

2,8

92

3312

2,9

92

5

Южная Корея

1640

3,6

59

1686

3,6

61

1748

3,6

63

6

Франция

2291

2,3

52

2296

2,3

52

2319

2,3

52

7

Великобритания

2375

1,8

43

2408

1,8

44

2454

1,8

44

8

Индия

4761

0,9

40

4942

0,85

42

5194

0,9

44

9

Россия

2555

1,5

38

2593

1,5

38

2671

1,5

40

10

Бразилия

2394

1,3

30

2454

1,3

31

2515

1,3

33

Источник: «2014 Global R&D Funding Forecast»/Advantage Business Media/December 2013. – p. 7

Из таблицы четко можно выделить две стратегии, которых придерживаются указанные страны при выделении ассигнований на НИОКР. В первую очередь это стратегия сохранения процентного соотношения НИОКР к ВВП. Ее придерживается большинство стран, в том числе США и Россия. Вторая стратегия – это стратегия финансирования НИОКР в размере установленной величины (Германия и Франция).

При сравнении ассигнований на НИОКР в США и России, отметим, что в США положительная динамика идет быстрее, нежели в России, однако это обусловлено разницей в темпах роста ВВП, поскольку процентное соотношение НИОКР к ВВП остается неизменным. Примечательно также и то, что это соотношение в США почти вдвое больше, чем в России.

В то же время в России реализуется Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, в которой отмечается, что военная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов.

Здесь также определены стратегические цели совершенствования национальной обороны. 6 К ним относятся:

  • предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов;

  • осуществление стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны – разработка и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства - агрессора (коалиции государств).

В нашей стране также реализуется государственная программа «Обеспечение национальной безопасности» на период до 2020 года. В рамках реализации направления по обеспечению национальной безопасности будет обеспечено поддержание высокого уровня государственной безопасности и обороноспособности страны. Программа стремится привести уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации на более высокий, соответствующий уровню ведущих в военном отношении стран, который бы позволил эффективно осуществлять политику сдерживания, в том числе на основе экономического и социального развития военной организации государства.7

Несмотря на то, что данные о финансировании этой программы находятся в ограниченном доступе, важность ресурсного обеспечения национальной безопасности в России можно выявить благодаря анализу таблицы 2.

Таблица 2 – Расходы федерального бюджета России на финансовое обеспечение обороноспособности страны

млрд. рублей

 

2014 год

2015 год

2016 год

2020 год

Всего расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение обороноспособности страны

1 016,0

1 052,0

1 056,7

1 367,8

из них:

       

Воинские формирования (органы, подразделения)

739,0

765,3

765,5

987,9

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих

37,0

38,9

40,8

49,3

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы

88,0

91,8

93,9

126,6

Источник: "Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов"

Видим, что ассигнования федерального бюджета на финансовое обеспечение обороноспособности страны не сопоставимы с оборонным бюджетом США, который на 2013 год был утвержден в сумме 633,4 млрд. долл.8

Это значит, что имеют место серьезные финансовые диспропорции в военно-экономических потенциалах России и США. Исходя из ограниченных экономических возможностей государства по финансированию обороны, встает острая необходимость в формирования военно-бюджетной политики, обеспечивающей эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на содержание и современное инновационное обновление российской армии и флота.9 На мой взгляд, кажется целесообразным повышения соотношения НИОКР к ВВП и доведения его до уровня развитых стран.

Список литературы

  1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - Российская газета. Федеральный выпуск № 4912. 2009. 19 мая.

  2. Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов

  3. Газимагомедов К.Р. К вопросу об основных аспектах военно-экономического обеспечения национальной безопасности США// Вооружение и экономика №3 (28)/2014

  4. Добреньков В.И., Агапов П.В. Война и безопасность России в XXI веке. М., 2011. С.113

  5. Долматович И.А. Обороноспособность России: финансово-экономическое измерение

  6. Панкова Л.В. Роль инноваций в системе экономического обеспечения национальной и военной безопасности. – М.: ИМЭМО РАН, 2009.

  7. РИА Новости. – [http://rusplt.ru/review/news/word/amerika-oborona.html.]

  8. «2014 Global R&D Funding Forecast»/Advantage Business Media/December 2013.

  9. «Quadrennial defense review 2014» - [http://www.defense.gov/pubs/2014_Quadrennial_Defense_Review]

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - Российская газета. Федеральный выпуск № 4912. 2009. 19 мая.

2 Добреньков В.И., Агапов П.В. Война и безопасность России в XXI веке. М., 2011. С.113

3 Газимагомедов К.Р. К вопросу об основных аспектах военно-экономического обеспечения национальной безопасности США// Вооружение и экономика №3 (28)/2014

4 Панкова Л.В. Роль инноваций в системе экономического обеспечения национальной и военной безопасности. – М.: ИМЭМО РАН, 2009.

5 «Quadrennial defense review 2014» - http://www.defense.gov/pubs/2014_Quadrennial_Defense_Review.pdf

6 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - Российская газета. Федеральный выпуск № 4912. 2009. 19 мая.

7 Портал государственных программ Российской Федерации http://programs.gov.ru/Portal/site/index

8 РИА Новости. - http://rusplt.ru/review/news/word/amerika-oborona.html.

9 Долматович И.А. Обороноспособность России: финансово-экономическое измерение

Просмотров работы: 2003